Сосуд из полой кости
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Амфора
Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Арибалл
Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.
Аскос
Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.
Балакиръ
Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.
Блюдо
Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.
Бо
Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.
Братина
Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) – сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;
большая деревянная чашка.
Бутылка
Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;
портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.
Бутыль
Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.
Ваза
(по В.И. Далю) – сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,
для украшения покоев и зданий.
Гидрия
Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Глек
Глек, глечек – кринка, малый горлач.
Горлан
Горлан (по Далю) – кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.
Дискос
(по Далю) – церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену – дископокровец.
Ендова
(по Далю) – широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.
Канфар
Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Киаф
Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на
ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и
как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Килик
Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Кратер
Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Кринка
Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.
Кубан
Кубан (по Далю) – большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.
Кубатка
то же, что и горлач.
Кувшин
Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.
Кумка
Кумка (по Далю) – чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.
Лебес
Лебес (греч. котел) – большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления
пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.
Лекиф
Лекиф – древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Лутрофор
Лутрофор – сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,
широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным
украшением любых могил.
Миса
Миса, миска, мисочка (по Далю) – чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.
Мисник
Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.
Ойнохоя
Ойнохоя – кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
Окрин
Окрин (по Далю) – церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.
Патера
Патера – глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.
Пелика
Пелика – расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Пиксида
Пиксида (греч. самшит) – круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Пин
Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком
Посуда
Посуда (по В.И. Далю) – домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.
Псиктер
Псиктер – сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Ритон
Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Скифос
Скифос (или котила) – сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-
лянами как мера жидкости (0,27 л).
Сосуд
Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,
особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.
Стамнос
Стамнос – сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Стопа
Стопа, коноб – кружка, большой бокал, который обходит в круговую.
Тарелка
Тарелка (по Далю – тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат
мясо.
Урна
Урна – древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-
ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.
Фиала
Фиала – сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.
Фляга
Фляга, фляжка (по Далю) – бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.
Ху
Ху – древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.
Циста
Циста (лат. корзина) – цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.
Чаша
Чаша (по Далю) – сосуд полушаром или около того; братина; миса.
Чашка
Чашка – небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.
Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.
Источник
Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.
А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.
Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.
С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.
Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.
Грудь – верхний мир, мир жизни.
Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.
Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.
И эта модель в сознании неолитического человека нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.
Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.
Богини не редко изображались с сосудом в руках.
Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.
Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.
Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.
В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.
Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове
Изображение Нут, как небесного свода.
Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.
Нут – владычица сикоморы.
Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.
О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.
У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).
В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70-71).
У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».
В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V-VIII, 1999, с. 717).
Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.
Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».
Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.
Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).
Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.
Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.
Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:
– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,
– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,
В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.
Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.
Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.
Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.
Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.
Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.
Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.
Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.
Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.
С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.
Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.
СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.
Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул
Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.
Источник