Сосуд из раскопок название
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, –
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?
А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…
(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) – кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos – черпак) – сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix – келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) – древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос-керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон- керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») – античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск – «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл – в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7-6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) – сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor – вода), другое название – Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) – сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) – керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны – богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос – керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно – k̑r̥no – рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») -большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta – завиток, спираль).
Лагинос – небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе – lebetes gamikoi) – «свадебный лебес») или большая свадебная ваза – глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана – плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати – lach, lacchati – лакать.
Леканида – маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион – сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) – ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя – «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) – древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) – знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον – глиняный черепок) – острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон – черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм – изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм – презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм – это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos – ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос – большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя – небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид – керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой – для вина.
Рыбное блюдо – блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.
Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион – доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.
Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Фиала – плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.
Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э ) эпинетрон стал предметом культа и его часто клали в могилу незамужним девушкам.
Эпихизис (лат. Epychisis) – античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Валерий Брюсов “Античные вазы”.
Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, всё – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
Керамика Крито-Микенской цивилизации.
Источник
Археология позволяет сравнить бытовые подробности нашей жизни – с присущими людям в древности. Нередко оказывается, что некоторые приспособления современного жизненного уклада имеют богатую историю, а их формы, размеры и предназначение не претерпели существенных изменений с течением тысячелетий. Примером являются античные сосуды, встречающиеся при раскопках античных памятников Северного Причерноморья. В Крыму такие изделия известны в Пантикапее и окрестностях Керчи, Мирмекии, Генеральском-Западном, «Чайке» и Херсонесе.
Мерные сосуды являются важным источником при решении вопросов метрологии, организации и контроля торговых отношений, структуры городских магистратур, политической и экономической жизни греческого полиса. Исследовательница М. Лэнг на основании материалов Афинской агоры выделила следующие признаки, позволяющие отличить мерный сосуд: наличие особого клейма, близкого к официальному монетному типу, и/или наличие надписи на тулове сосуда, подтверждающей его официальный характер, а также по аналогии с другими находками – самой формой сосуда. По результатам раскопок на Афинской агоре известны цилиндрические мерные сосуды для сыпучих тел в виде клепсидры (V-IV, I вв. до н. э.), а также мерные сосуды, использовавшиеся для измерения жидкостей – ольпы, ойнохои и амфоры (VI-V вв. до н. э).
Что касается ряда причерноморских полисов, то вопрос о том, является сосуд мерным или нет, решается довольно просто. Для Херсонеса, Синопы и Ольвии достаточным основанием для положительного ответа является либо упоминание в клейме тонкостенного сосуда названия официальной магистратуры (агораномов), отвечающей за контроль за мерами и весами, либо упоминание имени человека, который отправлял эту должность в полисе, но уже известен исследователям по упоминаниям в амфорных клеймах, найденных ранее. Второй половиной VI в. до н. э. датируется фрагмент ойнохои с граффито – [Δ]ΙΚΑΙΟΝ, происходящий с о. Березань. Это самая ранняя находка мерного сосуда в Северном Причерноморье. Значительное число ойнохой и кувшинов с клеймами агораномов, датирующихся серединой IV-II в. до н. э., происходит из Ольвии.
Находки херсонесских мерных сосудов немногочисленны. Из Херсонеса происходят два кувшина с высокими ручками, на которых отпечатаны клейма астинома Сотерия, сына Дионисия и Ски(фа), чьи имена упоминаются также в клеймах на амфорах. Два других, с магистратскими клеймами, были обнаружены в VIII квартале городища в ходе раскопок под руководством С.Г. Рыжова в 1985 г. Ещё два кувшина с клеймами астиномов хранятся в фондах Отдела античного мира Государственного Эрмитажа. Они происходят из раскопок «дома Аполлония» в XIX квартале, проводившихся в 1953 г. экспедицией Г.Д. Белова. Таким образом, на данный момент доступна информация о пяти мерных сосудах с клеймами херсонесских магистратов, датируемых III в. до н.э.
Херсонесские мерные сосуды имели форму небольшого кувшина с грушевидным или шарообразным туловом, петлевидной ручкой и венчиком небольшого диаметра (около 5-6 см). В Ольвии и на Боспоре эту функцию, как правило, выполняли ойнохои. Считается, что анализ мерных сосудов может дать информацию о конкретных стандартах объёма (аттический, хиосский и т. п.), принятых в том или ином полисе: казалось бы, для этого достаточно подобрать к объёму, выраженному в современных единицах измерения, подходящую древнюю единицу. Однако, даже при наличии значительного количества целых сосудов результаты подобных калькуляций могут оказаться отнюдь не однозначными, особенно когда речь идёт о малых единицах объёма. Так, изучение мерных сосудов из раскопок афинской агоры показало, что объём котилы – основной единицы в системе измерения объёма как жидких, так и твёрдых тел, варьировался от 0,267 до 0,300 л или даже до 0,327 л при «общепринятом» стандарте в 0,2736 л.
Выводы, сделанные на основании измерения фрагментарных форм, – а именно такие происходят из Херсонеса – тем более не будут надёжными. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что базовой единицей ёмкости для мерных сосудов Херсонеса являлась котила. Так, один из кувшинов, обнаруженных в VIII квартале, вмещал 1 котилу, а фрагментированный кувшин из «дома Аполлония» – 4 котилы. Все упомянутые выше херсонесские мерные кувшины были обнаружены в жилых домах, причём парами: два – в VIII квартале и два – в XIX. Вероятно, они использовались в домашнем хозяйстве для измерения объёма жидких, и, возможно, сыпучих продуктов.
Во всех клеймах мерных сосудов (за исключением самых ранних) содержится название магистратуры и имена агораномов. Но для территории Боспорского царства выделение мерных сосудов на основании этого признака является редкостью. Дело в том, что должности астиномов и агораномов на Боспоре, по-видимому, не играли столь значительной роли, как в соседних Ольвии или Херсонесе. При раскопках Гермонассы (Таманское городище) в здании первой половины IV в. до н. э., перестроенном в ΙΙΙ в. до н. э. были найдены две ойнохои, имеющие на тулове прямоугольные клейма. Обе ойнохои изготовлены из местной глины, однако различаются по морфологии и метрическим параметрам. Клейма на сосудах оттиснуты в центральной части тулова, имеют прямоугольную форму, одинаковы по размеру. Рельефная надпись в легенде размещена в две строки, имена вырезаны полностью.
На первом сосуде указано имя Аполлодора и его должность – агораном. Клеймо Аполлодора для нас интересно, прежде всего, тем, что на сегодняшний день это единственное указание на существование в Гермонассе в это время магистратуры агораномов. Следует сказать, что в лапидарных надписях практически полностью отсутствует какая-либо информация, свидетельствующая о существовании на Боспоре в ΙV-III в. до н. э. выборных магистратур. Все наши знания о них основываются на данных клейм, оттиснутых на сосудах и гирях. Аполлодор является широко распространенным именем в Северном Причерноморье; известны лапидарные надписи ΙV и ΙΙΙ в. до н. э., в которых оно упоминается.
На клейме второго сосуда из Гермонассы записаны имена Сатириона и Поликсенида. В клеймах строки отчеркнуты сверху, снизу и по середине горизонтальными линиями, стилистически очень близки черепичным клеймам первой половины ΙΙΙ в. до н. э., произведенным на Азиатском Боспоре. Особенности письма также свидетельствуют о производстве сосудов не ранее ΙΙΙ в. до н. э. Имя Сатириона для ΙΙΙ в. до н. э. известно только на черепичных клеймах пантикапейского производства, не встречающихся на азиатской стороне пролива. Имя Поликсенид впервые засвидетельствовано на Боспоре. Оба сосуда, несмотря на обозначение должности только в одном из них, отнесены к категории мерных. Таким образом, в Гермонассе в первой половине ΙΙΙ в. до н. э. существовала магистратура агораномов, состоявшая из одного или двух человека, в функции которых входил контроль за мерами.
Из Фанагории и окрестностей происходит группа мерных сосудов, имеющих на тулове круглые клейма, в легенде которых вырезаны различные изображения (сатир, канфар, виноградная гроздь) и буквы Φ и Α. Впервые такой сосуд был обнаружен в 1911 г. В. В. Шкорпилом при исследовании некрополя на мысе Тузла (некрополь античной Корокондамы). В насыпи одной из могил была обнаружена практически целая ойнохоя, имевшая на тулове круглое клеймо с изображением пожилого мужчины (сатир) и вырезанными рядом буквами Φ и Α. Погребение содержало разнообразный инвентарь: обломок железного копья, нож, одноручный глиняный сосуд, бронзовую пантикапейскую монету второй – последней четверти ΙV в. до н. э.
В 1939-1940 гг. при исследовании некрополя Фанагорийского городища был открыт участок античной керамической свалки. Мощность слоя местами превышала один метр. В основном здесь были обнаружены находки классического и эллинистического времени: амфоры, обломки простой, чернолаковой и расписной посуды, фрагменты терракотовых статуэток. Из этого сброса производственного брака происходят фрагменты пяти ойнохой. Три ойнохои в ходе реставрации удалось склеить из многочисленных обломков, одна из них была впоследствии догипсована в музее.
Анализ обломков и фотоснимков свидетельствует, что все сосуды морфологически и стилистически идентичны и были произведены в одной ремесленной мастерской. На двух фрагментах ниже горлышка отпечатаны круглые клейма с изображением канфара и расположенным по бокам от него буквами альфой и фи. Еще один фрагмент имеет круглое клеймо с головой сатира и буквами Φ и Α. Изображение сатира близко пантикапейскому монетному типу, относящемуся к 370-330 гг. до н. э. К данной группе клейм относится также штамп, найденный в 2007 г. на городище Патрей. На стенке тонкостенного сосуда отпечатано круглое клеймо с изображением виноградной грозди и буквами Φ и Α. Размеры клейма и палеография букв идентична штампам с канфаром и сатиром.
Несмотря на довольно широкую географию находок, все вышеперечисленные клейма, безусловно, происходят из одного центра и выполнены одним мастером. Находки значительной части клейм в слое производственного брака Фанагории и наличие в поле клейм букв Φ и Α – первого слога названия полиса – заставляет относить все штампы к продукции Фанагории и рассматривать эти сосуды в качестве мерных. Если это так, то поражает разнообразие эмблем на мерных сосудах, так как изображения наряду с буквами Ф и А должны были служить отличительными признаками данного полиса. Набор изображений на клеймах – сатир, канфар, виноградная гроздь, по мнению А. А. Завойкина имеет отношение к культу Диониса, который был главным божеством-покровителем метрополии Фанагории.
В качестве опознавательной эмблемы для мерного сосуда могли использоваться либо изображения, связанные с религиозной жизнью полиса, либо с назначением сосуда. Например, выбор канфара и виноградной грозди мог быть продиктован тем фактом, что ойнохои предназначались, прежде всего, для контроля над розничной продажей вина. Изображение сатира в фанагорийском клейме довольно близко пантикапейскому монетному типу, что при схожих объемах двух хорошо сохранившихся сосудов из Пантикапея и Фанагории, возможно, свидетельствует об унификации мер на территории Боспорского царства в ΙV в. до н. э.
Мерные сосуды для жидкостей в Афинах были обнаружены в различных районах города. Это их отличает от сосудов для измерения сыпучих тел, находки которых компактны и локализуются исключительно в районе Афинской агоры. Это, возможно, объясняет отсутствие находок сосудов для измерения сыпучих тел на территории Боспорского царства. Дело в том, что на сегодняшний день ни в одном из боспорских полисов не была раскопана площадь, которую мы могли бы с достаточными основаниями отождествить с агорой. Подтверждает это предположение тот факт, что сосуды для измерения сыпучих тел в других Северопричерноморских центрах нам известны только из Ольвии, где при раскопках агоры в помещении ΙV в. до н. э. было найдено шесть сероглиняных чашек.
Из Пантикапея происходит целая ойнохойя, которая хранится в Государственном Эрмитаже. На ее тулове оттиснуто круглое клеймо с изображением головы сатира, повернутой вправо. Ойнохоя изготовлена из пантикапейской глины и морфологически близка ойнохое, найденной на мысе Тузла. Изображение чрезвычайно близко к пантикапейскому монетному типу и, если бы не рельефный характер клейма можно было бы подумать, что это оттиск монеты. По иконографии и аналогии с монетой клеймо датируется ΙV в. до н. э.
Из Пантикапея происходит также фрагмент стенки сосуда с круглым клеймом, в поле которого находится голова сатира, повернутая вправо, и надпись ΠΑΝΤΙ. По краю клейма идет жемчужный орнамент. Клеймо отпечатано на стенке тонкостенного сосуда, по всей видимости, кувшина. Данный штамп довольно необычен, орнамент из точек имеет некоторую схожесть с ранними клеймами о. Фасос. Однако упоминание городской общины – ΠΑΝΤΙ(ΚΑΠΑΙΩΝ), стилистические особенности трактовки образа сатира и состав глины говорят о местном производстве. Все указанные признаки свидетельствуют о мерном характере сосуда.
Мы знаем о существовании коллегии агораномов в Пантикапее на основании контрольных гирь только для ΙΙΙ в. до н. э. В 1949 г. была найдена гиря с изображением бычьей головы и многострочной надпись. Из Пантикапея происходит гиря с изображением плюща и надписью, в которой обозначены агораномы Исиад и Феомнест, название магистратуры и полиса, другая – с изображением сатира и именами агораномов Бакхия, Нумения и Стратона. Изображение сатира на второй гире близко к образу, вырезанному в клейме пантикапейской ойнохои. Анализ контрольных гирь из Нимфея и Пантикапея, по всей видимости, свидетельствует о существовании в III в. до н. э. в этих полисах единой весовой системы, в основе которой лежит персидская мина весом 504.6 г.
Все известные на сегодняшний день мерные сосуды с территории Боспорского царства являются ойнохоями, которые служили для измерения жидкости. Такие сосуды, датирующиеся ΙV в. до н. э., происходят из Пантикапея и Фанагории. Круглые клейма, оттиснутые на тулове, по некоторые признаком близки афинским – в легенде вырезано изображение, воспроизводящее либо монетный тип полиса, либо связанное с назначением данного сосуда, и начальные буквы названия полиса (ΦΑ, ΠΑΝΤΙ). К ΙΙΙ в. до н. э. относятся ойнохои, найденные в Гермонассе, имеющие агораномные клейма, в которых указано название магистратуры и имена двух агораномов. Широкая география находок фанагорийских ойнохой (Фанагория, Патрей, Корокондама), возможно, свидетельствует о существовании единого стандарта мер на азиатской стороне Боспорского царства.
Источник