Сосуд который открыла пандора

Сосуд который открыла пандора thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2021; проверки требует 1 правка.

Ящик Пандоры – артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченным в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как «ящик».

В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.

В мифологии[править | править код]

Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].

Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].

Аттическая пиксида, 440-430 до н. э., Британский музей

Этимология «ящика»[править | править код]

«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].

Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» – или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].

Различные версии «ящика»[править | править код]

  • Статуя Пандоры в Петергофе, 1801

  • Статуя Джона Гибсона, 1899

Содержимое «ящика»[править | править код]

В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,

Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.

Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,

В жизни своей переменно и горесть находит и радость;

Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;

Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;

Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]

Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд

Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].

В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].

Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
  2. ↑ Chambers Dictionary, 1998
  3. ↑ Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
  4. ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
  5. ↑ Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
  6. ↑ Longman Dictionary of Contemporary English
  7. ↑ Schlegel and Weinfield, «duction to Hesiod» p. 6
  8. ↑ Meagher 1995, p. 148
  9. ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
  10. ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
  11. ↑ Meagher 1995, p. 56
  12. ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
  13. ↑ Iliad, 24:527ff
  14. ↑ Theognis, 1135ff.
  15. ↑ Aesopica
  16. ↑ In simulachrum spei
  17. ↑ Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
  18. ↑ Metropolitan Museum
Читайте также:  При повышенном давлении сосуды расширены или сужены

Литература[править | править код]

  • Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, duction and ary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
  • Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
  • Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
  • Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and ary (Cambridge 1983).
  • Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
  • Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
  • Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
  • Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
  • Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
  • Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
  • Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
  • Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
  • Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «duction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
  • Verdenius, Willem Jacob, A ary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth ion and synthesis of the various theories and speculations the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
  • West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and ary (Oxford 1978)

Источник

Фразу «ящик Пандоры» мы слышим довольно часто, однако многие из нас не осведомлены о том, кем была Пандора (в древнегреческом языке эта фраза означала «всем одаренная») и какие выводы из легенды были сделаны.

Легенда гласит, что создали эту женщину боги

Помните легенду Прометея, который украл пламя у богов с горы Олимп и передал его человечеству?

Бессмертные были крайне недовольны. Они полагали, что люди накормлены, невредимы и довольны благодаря полученному ими пламени. Зевс велел Гефесту, своему сыну, изготовить женщину. В своей мастерской на Олимпе Гефест изваял Пандору из воды и земли и дал ей дар слова.

Дары богов

Каждый из богов поспособствовал созданию облика и нрава Пандоры. Афродита, богиня красоты и любви, дала ей прекрасную внешность. Гермес, в ведении которого находились силы стихии, подарил Пандоре изворотливость, коварство и косноязычие. Афина, покровительница мудрости и справедливости, подарила девушке прекрасные одеяния.

Подарок и женитьба

Боги подарили это создание Прометею, но тот никаких благоприятных новостей от них не ожидал и потому не согласился принять «подарок». Разумеется, Прометей предупредил и Эпиметея, своего младшего брата, чтобы он был начеку.

Однако Эпиметей поддался чарам Пандоры и вступил с нею в брак. Он верил, что такая прекрасная девушка никому не сможет навредить. Первое время дела шли замечательно и влюбленные радовались жизни.

Ящик от Зевса

Однако коварный Зевс послал Эпиметею ящик, который был крепко-накрепко закрыт. В нем хранились все недуги, преступления и недостатки, которые только существовали на Земле. Зевс приказал Меркурию, богу торговли, привезти этот ящик новобрачным. Тот повиновался и доставил ящик Эпиметею, но до того как уйти он приказал молодоженам оставить сосуд нетронутым.

Любознательность Пандоры

Любопытство Пандоры не давало ей покоя в том, что же сокрыто в ящике. Стащив загадочный предмет у супруга, стала его открывать.

Ящик не поддавался. Вдруг изнутри начали раздаваться негромкие мольбы о спасении. Пандора оказалась в нерешительности, а голоса продолжали упрашивать их освободить. Наконец, она открыла крышку ящика и из него тотчас же стали вылетать всевозможные беды и ужасы. Пандора захлопнула крышку, но было поздно – освободившиеся пороки уже принялись за свои коварные дела.

На дне ящика Пандоры

Вокруг распространилась боль и раздражение друг на друга, начались конфликты и неурядицы.

Внезапно из ящика раздался тоненький голосок. Пандора, которая горько сожалела о содеянном, попросила мужа не открывать, но Эпиметей заметил, что слишком много горя уже свалилось на человечество и еще одна беда ничего не изменит. Ящик был вновь открыт и из него выпрыгнула надежда, она коснулась ран – боль и ненастья прекратились. Вслед за этим надежда полетела дальше, чтобы спасать всех, кто пострадал от бед и недугов, по сей день терзающих человечество. Теперь она всегда сопровождает несчастье.

Читайте также:  Вена сосуд на лице фото

В заключение…

Легенда о ящике Пандоры присутствует в литературных работах многих писателей, включая Софокла, братьев Стругацких и Жвана-Кристофа Байи. Режиссеры также помнят об этой истории, Фильм Аватар разворачивается на планете Пандора. Ящик Пандоры – главный объект, на который ориентирован сюжет таких произведений, как Расхитительница гробниц, Доктор Кто и Зена – королева воинов.

В XVII веке под Пандорами понимали манекены, которые представляли последние достижения моды.

В наши дни Пандора – это спутник Юпитера и новый вирус.

Выводы из легенды делают разные: кто-то заключает, что не стоит совершать безрассудных действий, а кто-то – что женщины легкомысленны и безрассудны. Есть мнение, что необходимо верить в судьбу и везение…

А что думаете вы?

Изображение: infinitymuldiaproductions, LLC

Источник

Возможно, вы слышали о фразе «открыть ящик Пандоры». Нет? Тогда мы поведаем вам этот интересный миф, а если вы уже о нем слышали, тогда может, узнаете для себя что-нибудь новое. Он был создан и придуман богами, как злая месть человечеству. Все началось с того, что один титан украл у богов некую ценную вещь, и передал ее людям. Это породило ужасные последствия, которые согласно мифу обитают, и по сей день. Имя ящик имеет неспроста, ведь он связан с женщиной по имени Пандора.

Прометей несет огонь для людей

Прометей видел в людях большое будущее, но также понимал, что без помощи им не обойтись. Для того, что бы облегчить им существование, он украл у богов огонь. Передав его людям, он дополнительно научил их ремеслу, ну а дальше человеческое любопытство постигало все самостоятельно.

Об этом прознал Зевс, и решил покарать Прометея, приковав его к скале, куда каждый день прилетал орел и выклевывал у титана печень, за ночь она отрастала, и так далее по кругу, день за днем. А к людям Зевс подошел с коварным подходом.

Жил среди богов одаренный кузнец по имени Гефест, к которому Зевс обратился за помощью. Он создал из смеси воды, огня и земли женщину, размером с человека, в которую бог молний вдохнул душу и одарил любопытством.

Другие боги также приложили к этому руку:

  • Афина выткала для девушки прекрасное платье;
  • Афродита наделила небывалой красотой;
  • Гермес дал острый ум и красноречие.

Кузнец Гефест за работой Прекрасная Пандора

И дали ей имя – Пандора, что переводится как «одаренная дарами». Она и стала толчком для череды бед человечества.

Сатиры спустили прекрасную деву с небес прямо к дверям Эпиметея – брата Прометея, который в отличии от похитившего огонь, был упрям и не сообразителен. Открыв дверь, и увидев перед собой эту женщину, Эпиметей влюбился в нее. Брат всегда предупреждал, что не стоит ждать от богов даров, у них всегда есть какой-то подвох, но Эпиметей ослушался и был пленен ее красотой, и в итоге они поженились.

Одни источники утверждают, что сами боги подарили ей ящик, другие говорят, мол его подкинул Гермес по велению Зевса, а третьи утверждают что ящик уже давно находился в доме Эпиметея. Но, так как миф называется «ящик Пандоры», то скорее все эта вещь ее, и была подарена богами. Но главная суть в другом.

Последствия открытого ящика

Не забываем, что Зевс одарил девушку любопытством, которое взяло верх. Однажды она увидела этот ящик в темном уголку комнаты. Эпиметей предупреждал ее, что нельзя его открывать, но разве это может остановить любопытную девушку?

Подойдя к ящику, она услышала шепот, который умолял о том, что бы их освободили. Не удержавшись, Пандора открыла верхнюю крышку.

Освободившееся зло

Сильный ветер отбросил девушка назад, а из ящика мощным порывом вырвались демоны – символ бедствий, болезней и несчастья. Пандора в ужасе сразу захлопнула крышку ящика, но рано, ведь оттуда не успела вылететь «надежда». Когда Эпиметей узнал о поступке жены, он был в отчаянии. Ящик все еще шептал, титан решил, что хуже быть уже не может и открыл его снова. В воздухе повисла и растворилась «надежда», которая дала малый шанс на исцеление людей от зла, но приходит она иногда и с опозданием.

Сосуд с бедствиями

Интересно знать: из-за неточного перевода, это был сосуд, а не ящик или сундук. Но как бы то ни было, миф более известен как «ящик», поэтому разница не велика.

Теперь же, люди познали, что такое болезни, злоба, тяжелый труд и несчастье. Возможно, вы задались вопросом: как же люди жили до того, как Прометей подарил им огонь? Ответ прост. Не было никакого развития, люди существовали спокойно и без особого труда, все были счастливы, и пользовались лишь тем, что уже имели. Но теперь, познали настоящие беды. Появилось на земле зло, которое заселилось в души миллионов.

Читайте также:  Что есть чтобы расширились сосуды

Все демоны, после освобождения не имели видимого, материального тела, они были как воздух, что не позволяло людям заранее понять, надвигается беда или нет. Изначально все шло своим чередом, но довольно быстро люди начинали заболевать, распространилось насилие, природные катастрофы и прочее.

Судя по этому мифу, все выше сказанное обитает и в нашем мире, и каждый борется с этим по-своему.

Значение фразеологизма «ящик Пандоры» и другие теории

Распространенное выражение «открыть ящик Пандоры» употребляется как предостережение. Другими слова, когда так говорят, имеют ввиду – не накликать беду. То есть, не обдумав все как следует, не стоит и пытаться. Миф выступает как поучительная история о том, что любопытство приведет к беде, но если бы не оно, люди не смогли бы совершить тысячи и более различных открытий.

Учеными не было доказано существование ящика. Быть может он есть, но скорее всего, как артефакт имеющий такое название. По некоторым версиям, ларец выступает как катастрофа; предмет, оставшийся от инопланетных цивилизаций, или дар богов, имеющий негативные последствия при неправильном обращении.

Есть мнение, что это некая урна, в которой лежит сгоревший прах древнейшего демона, обитавшего на земле многие века. Добрые боги нашли способ его одолеть, и сожгли в священном пламени, которое они создали с помощью Солнца, взяв его частицу себе. Прах демона был высыпан в священную урну, но это его не убило. Сосуд сдерживал его зло, но не мог хранится на небесах, лишь земля носила это бремя. Стоило неосторожно открыть или рассыпать, и он тут же вырывался на свободу.

Тайна ящика Пандоры, не является такой уж и тайной. Скорее всего, на самом деле легенда имеет в виду даже не ящик, а кувшин, которые в древней Греции называли “пифосом”. Состоящие из керамики, они использовались для хранения пищи и алкоголя. Имеет место быть, забавная аналогия, между Пандорой и кувшином, так как оба были созданы из глины (природных материалов). Так почему же “ящик” закреплен в мифе?

Ученый, который жил в 1508 году, Эразм Роттердамский, в своей книге “Пословицы”, не верно перевел (а может и поступил умышленно) слово “пифос”. Одна из пословиц гласила: “Глупый поумнеет, только после полученного ущерба”. Для интерпритации сказанного, им был приведен пример о легенде с Пандорой, в переводе которой, он и назвал кувшин (пифос) ящиком (пиксис).

Древние греки в своих произведениях не раз упоминали похожие сосуды с магическим содержанием. Гомер, в своей “Илиаде” описывал две урны Зевса, в которых хранились положительные дары и негативные.

Поэт Феогнид описывал сосуд, как вместилище, исключительно, благ. Человек открывший его выпустил блага, и те потерялись, но на дне все еще виднелась надежда, которая давала шанс на их возвращение.

Живописец Д. Бонасоне нарисовал Эпиметея и кувшин. Титан выпустил почти все положительные качества из сосуда, такие как счастье, любовь, радость и т.д., но надежда так и осталась на его дне.

Интересно знать: Надеждой могло выступать и противоядие, от болезней, которые покинули сундук (кувшин). А с остальными бедами, такие как катастрофы и мысленные проблемы, человек должен был смириться или бороться самостоятельно.

Ящик Пандоры – окрытые знания (блага) для всех, или источник исключительных проблем? Некоторые эксперты выдвигают следующие теории:

  • это мог быть предмет, убивший высокоразвитые расы на нашей планете, а оставшиеся в живых, сумели скрытся с глаз простых людей;
  • действие, повлиявшее на Землю и ее расы, оставив лишь человеческую;
  • эпидемия или бедствие, вызванное вирусом, мутации, приведшие к ухудшению здоровья (иммунитета) и долголетия;
  • сундук содержал некие споры и растения, ядовитые по своей природе.

Что такое ящик Пандоры? Значение дается кратко: “Не обдумав последствий, накликаешь беду”.

Планета Сатурн

Планета Сатурн, имеет два спутника по имени Пандора и Эпитемей. Люди решили таким образом не разлучать двух влюбленных.

Имя Пандора, было приписано разным вещам, вот несколько из них:

  • это уникальный вирус, который был обнаружен в озерах Автсралии;
  • в Греции, имя, которое значит «всем одаренная» стало довольно популярным в далекие времена. У царя Афин – Эрехтея, была дочь по имени Пандора. Еще ее имя фигурирует в драме Софокла;
  • в Европе миф был довольно популярен. Им стали называть манекенов, украшенных яркими женскими платьями, поскольку Пандору создали из земли, воды и огня, такой вот подход стали приписывать и манекенам в 17 веке;
  • существует пещера под названием «Ящик Пандоры», она расположена в республике Хакасия на берегу Белого Июса;
  • женские украшения, в основном браслеты имеют название «Пандора»;
  • в игре Devil may cry 4, герой Данте, имеет в своем распоряжении оружие в форме чемодана «Ящик Пандоры», способное трансформировать себя.

Фильм “Ящик Пандоры” был снят в 1929 году, в остальных, ниже перечисленных произведениях, он фигурирует как артефакт с великой силой или просто выступает символом событий:

Пожалуйста оцените статью!

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средний рейтинг 4.6 / 5. Подсчет голосов: 63

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит!

Спасибо за Ваш голос!

Следите за нами в социальных сетях!

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Источник