Сосуд мира из нарда чистого
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 14, ст. 3 – 9.
3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5. Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
(Мк. 14, 3-9)
Событие, описанное евангелистом Марком, предшествует предательству Иисуса Христа Иудой Искариотским. Господь вместе с учениками приходит в дом Симона прокаженного, где некая женщина изливает на Него благовонное нардовое миро. Мы встречаем похожее событие, описанное и в Евангелии от Луки, но там речь идет о Симоне фарисее, и многие толкователи Священного Писания указывают, что это были абсолютно разные люди и два разных случая излияния благовонного масла на Спасителя.
Что же касается Симона прокаженного, то блаженный Феофилакт говорит о нем следующее: «Симона-прокаженного некоторые считают отцом Лазаря: Господь очистил его от проказы и был им угощен. Полагают также, что когда Господь говорил ученикам: “идите к такому-то, и он покажет вам горницу убранную”, то посылал их именно к Симону; он-то, как говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него Пасху».
пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову (Мк. 14, 3). Алавастр – это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него изготавливали разные вазы и сосуды для хранения ароматических веществ. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.
Как указывает Александр Павлович Лопухин: «Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено “ из нарда ” – по-еврейски «неред», т. е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках»
Именно такое дорогостоящее ароматное масло возлила на голову Спасителя некая женщина. Но тут произошло необъяснимое: Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее (Мк. 14, 4-5).
Недовольство окружающих объяснялось просто: такой сосуд благовонного масла стоил триста динариев, а динарий составлял дневную заработную плату наемного рабочего. Простой человек должен был работать почти год только на то, чтобы купить такой сосуд благовонного масла. Некоторым из присутствовавших это показалось безрассудным расточительством, ведь деньги можно было бы отдать бедным. Но Господь быстро прерывал этот ропот и потребовал, чтобы люди не смущали и оставили бедную женщину.
Борис Ильич Гладков пишет: «Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня. Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла: она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».
И действительно, мы видим, что повествование
3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5. Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
(Мк. 14, 3-9)
Событие, описанное евангелистом Марком, предшествует предательству Иисуса Христа Иудой Искариотским. Господь вместе с учениками приходит в дом Симона прокаженного, где некая женщина изливает на Него благовонное нардовое миро. Мы встречаем похожее событие, описанное и в Евангелии от Луки, но там речь идет о Симоне фарисее, и многие толкователи Священного Писания указывают, что это были абсолютно разные люди и два разных случая излияния благовонного масла на Спасителя.
Что же касается Симона прокаженного, то блаженный Феофилакт говорит о нем следующее: «Симона-прокаженного некоторые считают отцом Лазаря: Господь очистил его от проказы и был им угощен. Полагают также, что когда Господь говорил ученикам: “идите к такому-то, и он покажет вам горницу убранную”, то посылал их именно к Симону; он-то, как говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него Пасху».
пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову (Мк. 14, 3). Алавастр – это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него изготавливали разные вазы и сосуды для хранения ароматических веществ. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.
Как указывает Александр Павлович Лопухин: «Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено “ из нарда ” – по-еврейски «неред», т. е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках»
Именно такое дорогостоящее ароматное масло возлила на голову Спасителя некая женщина. Но тут произошло необъяснимое: Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее (Мк. 14, 4-5).
Недовольство окружающих объяснялось просто: такой сосуд благовонного масла стоил триста динариев, а динарий составлял дневную заработную плату наемного рабочего. Простой человек должен был работать почти год только на то, чтобы купить такой сосуд благовонного масла. Некоторым из присутствовавших это показалось безрассудным расточительством, ведь деньги можно было бы отдать бедным. Но Господь быстро прерывал этот ропот и потребовал, чтобы люди не смущали и оставили бедную женщину.
Борис Ильич Гладков пишет: «Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня. Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла: она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».
И действительно, мы видим, что повествование об этом не только записано в Евангелии, но и включено в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной седмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя параллель между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Поступок этой женщины учит нас, дорогие братья и сестры, тому, что настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно отдать, чтобы это казалось правильным. Дающий от любви даже все, что у него есть, понимает, что этого недостаточно и дар этот слишком мал. И если мы постараемся приносить Господу благоухание такой всецелой любви, полной самопожертвования, то Спаситель помилует нас и приведет к жизни вечной, отворяя для нас двери Царствия Небесного. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
том не только записано в Евангелии, но и включено в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной седмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя параллель между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Поступок этой женщины учит нас, дорогие братья и сестры, тому, что настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно отдать, чтобы это казалось правильным. Дающий от любви даже все, что у него есть, понимает, что этого недостаточно и дар этот слишком мал. И если мы постараемся приносить Господу благоухание такой всецелой любви, полной самопожертвования, то Спаситель помилует нас и приведет к жизни вечной, отворяя для нас двери Царствия Небесного. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Источник
«Христос в доме Симона Фарисея», анонимный мастер, французская школа
Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от Луки — Пиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной.
Евангельские свидетельства[править | править код]
Женщина льёт миро на голову Иисуса, неизв.автор, XIX век
Евангелие | Описание помазания |
---|---|
от Матфея Мф. 26:6-7 | Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению |
от Марка Мк. 14:3-9 | И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению |
от Луки Лк. 7:37-48 | И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи |
от Иоанна Ин. 12:1-8 | За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. |
Апокрифические рассказы[править | править код]
Апокрифы не сообщают непосредственно о помазании Иисуса, но рассказывают о происхождении благовонного мира, которым он был помазан. Согласно «Арабскому евангелию детства Спасителя» после обрезания Иисуса повитуха Саломея забрала
…крайнюю плоть (правда, говорят иные, будто пуповину она взяла) и поместила её в сосуд с нардовым маслом древним. Сын же её был продавцом благовоний, и, отдавая ему сосуд, сказала она:
— Остерегись продавать сей флакон благовонного нарда, даже если б и триста денариев тебе за него предложили.
Был же это тот самый сосуд, что купила Мария-грешница и вылила на главу и ступни Господа нашего Иисуса Христа, а потом их своими власами отерла.[1]
Расхождения свидетельств евангелистов[править | править код]
Матфей | Марк | Лука | Иоанн | |
---|---|---|---|---|
город | Вифания | Вифания | не назван, в Галилее, возможно, Наин | Вифания |
дом | Симона прокаженного | Симона прокаженного | Симона Фарисея | в Вифании, где был и Лазарь |
день | среда Страстной недели | задолго до Страстной недели | суббота, за день до входа в Иерусалим | |
женщина | некая женщина | некая женщина | грешница из «того города» | Мария, сестра Лазаря |
действия | помазание головы | помазание головы | омовение ног | омовение ног |
Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление.[2] Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.
Часть исследователей[3] предложила следующее решение проблемы:
- Матфей и Марк описывают одно и то же событие, причем Матфей опирается на данные Марка
- Лука, вероятней всего, рассказывает о другом омовении, которое хронологически имело место намного раньше
- Иоанн комбинирует оба рассказа, добавляя к нему подробности из служения Марфы (из Луки. 10:38—42)
Православный библеист архиепископ Аверкий считает, что омовений было два.[4]
По счету некоторых это число доходит до трёх.
Мнения отцов церкви[править | править код]
Ориген считал, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:
- безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
- Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
- другой женщиной в доме Симона прокаженного в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).
Этой же точки зрения придерживался Феофилакт Болгарский.[5]Святой Иероним отличал грешницу из 7-й главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Святитель Амвросий Медиоланский в «Толковании на Евангелие от Луки» также различает помазания в Галилее и Вифании, но воздерживается от окончательного суждения по поводу того, кто их совершил, говоря что это могла быть и одна и та же, и разные женщины. Святитель Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря.[6]Святой Августин[7] и св. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания[8][9], причём Григорий Двоеслов отождествил совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов. В 23 омилии он так говорит об этом: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку». Это отождествление закрепилось в западной традиции и принималось большинством западных средневековых авторов.
Символическое значение омовения[править | править код]
Французская миниатюра XIV в.
Одно из значений этого действия Иисус расшифровывает сам — женщина готовит его к погребению.
Кроме того, ученые указывают[3], что само слово «Мессия», каковым объявил себя Иисус, буквально означает «помазанник», и ученики могли увидеть в действии, совершенном женщиной, отголосок этого обряда.
Исследователи также предполагают[10], что в более ранних евангелиях не упоминается имя женщины, но зато подробно рассказывают о месте этого события из-за того, что в глазах ранних христиан это событие было важнее его исполнителя. В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром, и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.
Мария Магдалина и наиболее популярное толкование[править | править код]
Несмотря на то, что большинство исследователей склоняются к первичности версии, изложенной Марком, наибольшую популярность в позднейшей христианской традиции, вероятно, благодаря своей театральности, получила трактовка Луки, где фигурирует грешница, омовение ног её слезами и вытирание их её длинными роскошными волосами. В первую очередь это касается западноевропейской католической традиции, которая имеет ещё одну важную особенность — она считала Марию Магдалину блудницей и, одновременно, Марией из Вифании. В Евангелиях нигде об этом не говорится прямо, зато это отождествление позволило сгладить неоднозначность и превратить трех действующих лиц рассказа евангелистов (женщину, грешницу и Марию из Вифании) в одно.
Таким образом, хотя имя Магдалины не упоминается ни в одном из описаний омовения, она превратилась в его главного персонажа. Благодаря этому рассказу роскошные волосы стали одним из её главных атрибутов, равно как и алабастровый сосуд с миром.
В православном богослужении[править | править код]
Икона «Воскрешение Лазаря». Сёстры склонились у ног Иисуса
Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами литургии Великой среды. Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы, умывшей слезами и помазавшей миром ноги Спасителя. Самой известной из стихир Великой среды является последняя, автором которой является преподобная Кассия:
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость[11]
Перевод
Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.
Неожиданно тема помазания Христа миром появляется в литургиях восточно-сирийского обряда. Каждение перед чтением Евангелия предваряется молитвой: «Да смешаются ароматы, исходившие от Тебя, Господи, когда грешная Мария излила благовонное миро на Твою главу, с этим фимиамом, который мы приносим Тебе во славу Твою и ради прощения наших грехов и прегрешений…»[12]
В православной иконописи Омовения ног как отдельного сюжета нет, хотя его можно найти в клеймах[13]. Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании, склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его[14].
Сюжет в европейской живописи[править | править код]
Данный сюжет вошёл в западноевропейское искусство как составляющая часть иконографии Марии Магдалины. Хотя при желании можно найти несколько изображений женщины, помазывающих голову Иисуса, все же они совершенно теряются в числе картин с омовением ног.
Магдалина изображалась в качестве прекрасной женщины, блудницы, в дорогих одеяниях и с роскошными неприбранными волосами. Она целует ноги Спасителя и обливает их слезами. Данный сюжет встречается в книжных миниатюрах, в станковой живописи, а также в гравюрах, гобеленах [1] и витражах [2][3].
См. также[править | править код]
- Омовение ног ученикам — другой эпизод Страстей, где уже Иисус, в свою очередь, омывает ноги апостолам.
- Мария Магдалина
Примечания[править | править код]
- ↑ Арабское евангелие детства Спасителя
- ↑ Kathleen E. Corley ‘The Annointing of Jesus in the Synoptic Tradition: An Argument for Authenticity’ // Journal for the Study of the Historical Jesus (англ.)русск., 1, 2003, pp. 61—72
- ↑ 1 2 A woman’s anointing of Jesus
- ↑ Архиепископ Аверкий Сиракузский и Троицкий. Руководство к изучению священного писания Нового завета. Четвероевангелие
- ↑ Толкование на Евангелие от Марка
- ↑ Беседа LXXX
- ↑ О согласии евангелистов, кн. 2, LХХІХ
- ↑ Комментарии Лопухина к Новому Завету
- ↑ Фома Аквинский, Catena Aurea: Толкования на Евангелие от Матфея (английский перевод), Толкования на Евангелие от Марка (английский перевод Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine),Толкования на Евангелие от Луки (латинский текст). Фома Аквинский приводит мнения Оригена, Амвросия, Августина, Иоанна Златоуста, Феофилакта
- ↑ Давид Фридрих Штраус. Жизнь Иисуса (недоступная ссылка)
- ↑ Текст службы Великой среды на Православие.Ru
- ↑ Текст литургии Фаддея и Мария (англ.)
- ↑ Иконография сюжета на krotov.info
- ↑ https://www.pravmir.ru/uploads/lasar-ikon.jpg
Ссылки[править | править код]
- Галерея и Галерея
- О расхождениях в евангельских свидетельствах
- The Ministry of Mary of Bethany
Источник