Сосуд на плече горянки идущей с родника
Кубачинский водоносный кувшин «Мучал
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;
2. Найдите выставку «Дагестанский музей изобразительных искусств»
3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;
Кубачинский водоносный кувшин «Мучал
#1
КП-13310-М-521_кадр.jpg
Кубачинский водоносный кувшин «Мучал»
#6
Изделия мастеров из дагестанского селения Кубачи уже в VI веке были популярны и за пределами этой территории. Особенно ценились оружие и вещи из серебра: кинжалы и сабли, которыми любили «пощеголять» русские офицеры, посуда и женские украшения. Ходят легенды, что именно здесь были созданы знаменитый двурогий шлем Александра Македонского и щит Александра Невского.
Большие кубачинские водоносные сосуды-мучалы имеют оригинальную антропоморфную форму, верхняя наливная часть расчеканена так, что напоминает черты человеческого лица. Декоративные накладки из полированной латуни в виде лепестков с медными зернинами в центре, расположенные под горлом сосуда, смотрятся как ожерелье. Существует легенда о том, будто в древности они спасли Кубачи — враги повернули вспять, приняв мучалы, блестевшие на солнце, за пушки. Мучалы носят за плечом с помощью широкой белой ленты. В противовес, а также чтобы можно было напоить встретившегося путника, спереди подвязывали малый водоносный кувшин — «кутка». Традиционно кутка имеет грушевидную форму — шаровидное тулово на среднем поддоне, цилиндрической горловиной, образующей расширенный венчик, с одной плоской ручкой.
#2
DSC08403.jpg
DSC06604.jpg
Кубачинский малый водоносный кувшин «кутка». ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
#7
С этими кувшинами был связан один из дагестанских ритуалов. В случае, если юноша хотел познакомиться с девушкой, он подстерегал ее у родника и просил напиться. Если горянка проворно развязывала узел и подавала кувшин, считалось, что из нее выйдет хорошая жена и хозяйка.
#12
Такую посуду отливали из латуни — сплава меди и цинка, который был чрезвычайно популярен благодаря своей долговечности. Горловина мучала немного напоминает человеческое лицо, поэтому исследователи говорят об антропоморфной форме изделия. Кувшин украшали геометрическим орнаментом с помощью чеканки или гравировки. Первая техника предполагала более объемный и сложный рельеф, нежели вторая. Иногда в оформлении присутствовали декоративные накладки в форме лепестков. Они также выполнялись из латуни и уподоблялись ожерелью на шее прекрасной дамы, расположившись под горлом сосуда.
#8
В Дагестане существует легенда, согласно которой именно мучалы спасли жителей Кубачи от персидского нашествия в XVIII веке. Кубачинцы выставили кувшины и котлы на крыши домов и подожгли рядом с ними негашеную известь, которая давала плотный белый дым. Увидев, как что-то огромное поблескивает на солнце и дымится, завоеватели под предводительством Надир-шаха обратились вспять. Они решили, что жители селения выставили против них пушки.
Полное наименование | Кубачинский водоносный кувшин «Мучал» |
Дата создания | Конец XIX – начало XX веков |
Техника | Латунь, чеканка, монтировка |
Размеры | Высота – 60 см |
Коллекция | ДМИИ им. П.С. Гамзатовой |
Правообладатель изображений | ДМИИ им. П.С. Гамзатовой |
Источник
В Дагестане живет удивительный ученый – кандидат исторических наук, этнограф Габиб Исмаилов, которому принадлежит, наверное, одно из самых необычных в мире собраний – фотографии и зарисовки традиционных женских татуировок. Пешком и на попутках, с проводниками и в одиночку он обошел высокогорные селения 38 районов республики. На это ему понадобилось 17 лет. В результате на свет появилось уникальное исследование тату, которые дагестанки с древних времен и по сию пору наносят на различные части тела.
– Горные селения похожи на островные цивилизации. Время течет здесь медленно, а традиции не меняются веками, – говорит Исмаилов. – Именно там, высоко в горах, любопытным следует искать следы прошлого. Символы и знаки сопровождают дагестанцев всю жизнь: они на камнях, на посуде, на вышивках, в кладках старых домов. Но на женские татуировки мало кто обращал внимание.
Исмаилов собрал огромную базу, больше 1500 изображений, которые он зафиксировал у представительниц прекрасного пола от двух до 113 лет. Он расспросил около 500 женщин, и каждая встреча вызывала у него восхищение, потому что за всеми стояла особая история или семейная легенда. Свастики, кресты, цифры и буквы древних алфавитов известных и неведомых науке давно исчезнувших языков – вот что увидел Габиб у своих землячек. А еще он зафиксировал татуировки, отражающие языческие, христианские, зороастрийские, исламские верования и даже символы советской эпохи.
– Серп и молот, пятиконечная звезда, аббревиатура СССР, – все шло в дело, а вот зачем – особая тайна женщин, – утверждает историк. – Одно ясно: традиция делать татуировки имеет глубокие корни, уходящие в языческие времена. Причем символы на коже были прерогативой исключительно женского общества. В это не посвящали посторонних и даже родственников – мужчин. При таких обстоятельствах раскрыть значение тех или иных образов – дело трудное. И все же можно с уверенностью предположить: татуировки были жизненно необходимы, ведь дочери гор, хоть и боевые, но крайне суеверные. Лишь некоторые делали тату для красоты, большинство – для охраны от злых духов. Рисунки на различных частях тела, безусловно, выступали отголоском вечного конфликта человека со злыми силами.
Горянки с неохотой рассказывали Габибу о значении татуировок, а уж сфотографировать их – это задача, казалось бы, невыполнимая. Одни благосклонно позволяли зафиксировать свои тату, другие – нет, опасаясь, что фото унесет часть их жизни. Но у Исмаилова к женщинам свой подход, они рассказывали ему то, что таили от всех. Чего стоит история 113-летней Узай Айшат из села Гапшима, которая звучит как ожившая сказка из “Тысячи и одной ночи”.
По ее словам, злые духи- джинны обладали способностью воплощаться в образы родственников или животных, особенно домашних, а могли просто стать невидимыми. Встретить их можно было в темных улочках аулов, в заброшенных домах, но чаще всего – на мельницах. Джинны появлялись там после полуночи с монотонным напевом: “Гъиллив-гъиллив-гъиллив”. Горе тому, кто будет повторять этот напев: он окажется в их власти.
Но духи бессильны, если у человека с собой кинжал, нож или любой символ на теле. Татуировка – самая надежная защита. По совету старых горянок в ночные рейды за село за сеном посылали только татуированных женщин. Единственное требование: рисунки должны быть на открытых частях тела. Надо отметить, в высокогорных селениях и сейчас сохранились эти суеверия.
– Самые ценные и точные сведения о значении татуировок получены в дальних дагестанских аулах, в глубинах ущелий, где эта традиция еще сохранилась, – говорит Исмаилов. – Свастику накалывали, чтобы муж не привел вторую жену, точки на фалангах пальцев были знаком того, что это богатая невеста, и бедному жениху лучше на девушку не заглядываться. Существовали татуировки к удаче, к прибытку, но их графические образы давно забыты.
В старину молодые девушки делали себе сакральные наколки на левой стороне груди, магия которых должна была помочь найти достойного жениха. Есть и такие, в которых отражаются древние космогонические мотивы. Например, точка на переносице. “Старая женщина сделала ее мне, чтобы я через эту точку получала силу из природы, – объяснила сама носительница. – Кое-кто советовал мне вытравить татуировку. Этого делать не буду, ибо вся полученная энергия выйдет из меня и я могу умереть раньше времени”.
Была татуировка и у матери Исмаилова – Аминат Алиевой. Еще в 30 – 40 годах в селении Гапшима бытовал праздник “Шин даркьес” (буквально “Делать воду”). Сельчане приводили в порядок водоемы и родники в горах перед выпасом скота. А потом начиналось всеобщее веселье со стрельбой и джигитовкой. На одном из таких праздников была помолвлена Аминат. Сельская сваха сделала ей татуировку, сообщающую об этом событии. Так на предплечье девушки появились две точки, соединенные кругом, – танцующая пара. Как сказала мама ученого, это значит “я – в начале длинного пути.”
Другая горянка с татуировкой в виде парящего орла поведала, что их предок убил эту птицу и чтобы дух орла простил его род наказал всем женщинам носить ее изображение на теле. А в селе Гулатты на плече 72-летней Патмы Ибрагимовой обнаружен символ чисто семейного значения: буква П в окружении двенадцати точек. Столько у женщины было детей. Патма говорит, что ее дети всегда с ней.
Способы нанесения татуировок в Дагестане были щадящие, хотя и тут не обходилось без случаев заражения крови с печальными последствиями. Рисунки наносили старинной трехгранной иглой для шитья мешков или швейными иглами, связанными по три, а то и обычным шипом терновника. Краску делали из разведенной в воде сажи, жженой резины, сока растений. Так, в ауле Гапшима использовали жимолость, растущую на кладбище. Местные называли это растение кошачьей грушей. Больше недели свежая татуировка напоминала о себе, порой у девушки поднималась температура. Но именно перенесенная боль давала ей право носить рисунок с гордостью всю жизнь.
– Традиция эта уходящая, но все же и сейчас в дагестанских аулах молодой матери могут посоветовать сделать татуировку ребенку, чтобы задобрить судьбу, – утверждает Габиб Исмаилов. – Сюжеты рисунков имели огромное значение для их носительниц. Татуировки – это мысли горянок, получившие графическое выражение. Женщины чрезвычайно ценили их, они чувствовали себя под защитой особых знаков. Слова старейшей ковровщицы Перизат Рамазановой красноречиво свидетельствуют об этом: “Важно, что изображено, но не менее важно и то, что это останется со мной навсегда”.
Источник
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
В старину родники на Кавказе были местом встреч молодых горцев и горянок, где нередко горцы подыскивали себе невест, а национальная посуда для воды являлась носителем деликатной информации об его владелице.
Так обладательница изящного сосуда с утонченным горлышком – незамужняя девушка, а сосуд с коротким горлышком и менее изящной формы говорил о том, что его обладательница замужем, заигрывать с которой или отпускать вслед комплименты запрещалось .
29
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
1K
Неужели вот так нужно было нести этот кувшин?
От этого кувшина такие синяки на плечах бывают,не удобный
Никогда не понимала в чем удобство этих кувшинов. У меня руки болели больше, чем спина, на которой я его тащила.
Я когда так пошла на родник с таким кувшином. Вода вылилась мне под куртку, через шею. чуть от холода не сдохла, пока шла
Когда света не было, ходили на родник так. Плечо потом долго ныло)
Ester, неубедительно врешь
Гуля, ты все непрввильно сделала. Надо было с кувшином. С ведром ходят мамы двух детей. Сходи заного с кувшином
Я тоже ходила на родник, но не с кувшином, а с ведром. )
Gulya, раньше были времена а теперь моменты
моя орфография тоже приболела
или не до конца разобрался
единственная платформа, в которой я до конца не разобрался, это ask.me
Хамза, она до сих пор существует ?
Ester, да, видел у кого-то
“Узнай своего тайного поклонника”
А может, подобную рубрику введём на постоянной основе?
Жизнь, традиции, быть дагестанцев, отдельно взятой нации.
Было бы замечательно
Сафия, хорошая идеяОбещаю быть постоянным читателем и активным комментатором этой рубрики)
Сафия, я предлагала. Админ не захотел
Один, который будет всю жизнь смотреть влюблёнными глазами, в лс
А страницы с рецептом борща?
обхожу страницы со стихами уже автоматически
Там, где парни открыто целуют девчонок,
Вспоминал я горянку в ауле своем,
Что, встречая меня, проходила смущенно
И поспешно лицо прикрывала платком.
Здесь, в Европе, под звуки наречья чужого,
Все поет в моем сердце знакомый родник.
Все я слышу хунзахский отрывистый говор,
Схожий с лязгом кинжалов гортанный язык.
Расул Гамзатов
А сейчас, обладательницы сложносочинённых страниц в соцсети, с цитатами, стихами и отрывками из книг, обозначают — незамужняя девушка.
А если на странице рецепты борща и лайфхак, как лечить насморк у грудничков — то всё, обладательница страницы замужем, заигрывать и пускать комплименты не стоит.
Сафия, а если ни то, ни другое?
Камила, тогда “всё сложно”
Вроде бы есть жоних, но ещё не ясно, его мама не одобрила
Сафия, время меняет средства
Как он не неё смотрит
Ester, второму не понравилась похоже!
Рома, второй наверно строгий брат
Ester, тогда он смотрит на него
Народные традиции всегда красивее и мудрее, чем либеральные, дискотека, тусовка и прочее..
На этих уставших знатоков
Хорошие были обычаи, не то что сейчас
Я тоже с невестой на роднике познакомился
Халид, вот ты старый ….
Чушь , если надо будет нынешние тоже будут также таскать .
Мадина, оставь да, под постом где туалет на улице половина советовали уйти от него
Мухаммад, безмозглых что тогда что сейчас хватает
Ну чтож тыквенный кекс готов
Показать предыдущие комментарии
Тамила, баранина тока для шашлыка норм
Тамила, я тоже орехи,и сушенное мясо хорошо подходит
Салима, у нас сушенное мясо везде добавляют. И в чуду с зеленью, тыквой, творог, везде куда можно. Но себе отдельно делаю без
Тамила, вы готовите из крапивы и мокрицы кашу?
Салима, первый раз слышу про такую кашу
Тамила, наши готовят.Чирхен называется
Тамила, вот в эту кашу и добавляют кусочки мяса с орехами
Салима, мокрица это что? Я просто загуглила и мне страшно
Тамила, ты чтооо?табасики с нее чуду готовят
Салима, ааа. Это что ли. Конечно, знаю. Халта или джим джилим у нас называют весь огород в ней. И чуду, и курзе делаем . Но смотри, что у меня вышло
Тамила, мы тоже так называемпросто не все понимают
Салима, никак из этого кашу представить не могла
Тамила, я поняла что ты не то глянула
Тамила, в общем крапиву,Джим джилим , кусочки мелкие мяса и орехи и варят.Еще мама добавляет пшеничную крупу.Со сметаной так вкусноили просто в галар выложить и мням
Салима, вот кашу нигде не встречала такую
Тамила, попробуй весной приготовить.Странно что вы не знаете о таком блюденаше всё село такое готовит
Если бы щас молодых девушек заставили пару раз так воду принести они бы наверное у мамы дома были бы уже
Мухаммад, ничего подобного . Мы ездим в село и всю работу выполняем помогая бабушкам и дедушкам
Показать следующие комментарии
Источник