Сосуд наполнен до краев водой плотностью

Сосуд наполнен до краев водой плотностью thumbnail

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

1 ЭТАП

2015-2016 УЧ. ГОД

  1. класс

На выполнение отводится 3 астрономических часа.

1 (10 баллов). Определите плотность ρ однородного тела, если вес тела, погруженного в жидкость плотностью ρ1, равен Р1, а в жидкость плотностью ρ2, равен Р2.

2 (10 баллов). Ка­мень бро­си­ли под углом к го­ри­зон­ту. Со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха пренебре­жи­мо мало. В верх­ней точке тра­ек­то­рии ки­не­ти­че­ская энер­гия камня равна его по­тен­ци­аль­ной энер­гии (от­но­си­тель­но по­верх­но­сти Земли). Под каким углом к го­ри­зон­ту бро­си­ли ка­мень? Ответ приведите в гра­ду­сах.

Читайте также:  Болят ноги и на них лопнули сосуды

3(10 баллов) Сосуд наполнен до краев водой массой М= 20 кг с температурой t1=10°С. В него аккуратно опускают кусок льда массой m=2,1 кг, имеющий температуру t0=0°С. Какая температура установится в сосуде? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг. Тепловыми потерями и теплоемкостью сосуда пренебречь.

4

hello_html_m402fc8d6.png

(10 баллов) К постоянному напряжению U присоединены электрическая плитка сопротивлением r и реостат с переменным сопротивлением. Когда ползунок реостата находится в крайнем левом положении, плитка нагревает воду в чайнике за 16 минут. А когда ползунок реостата в крайнем правом поло- жении, вода нагревается в чайнике за 25 минут. За какое время нагревается вода в чайнике, если сопротивление реостата будет R/2?

5(10 баллов) К клеммам источника постоянного напряжения подключены две последовательно соединённые проволоки одинаковой длины. Первая проволока — стальная, с площадью поперечного сечения 1 мм2, вторая — алюминиевая, с площадью поперечного сечения 2 мм2. Известно, что через некоторое время после замыкания ключа стальная проволока нагрелась на 9,2 °С. На сколько градусов Цельсия за это же время нагрелась алюминиевая проволока?

Удельное электрическое сопротивление стали ρ = 0,1 Ом · мм2/м. Потерями теплоты можно пренебречь. Ответ округлите до целого числа.

Максимальное количество баллов – 50

1 ЭТАП

2015-2016 УЧ. ГОД

10 класс

(Решение задач)

Задача 1.(10 баллов)

Определите плотность ρ однородного тела, если вес тела, погруженного в жидкость плотностью ρ1, равен Р1, а в жидкость плотностью ρ2, равен Р2.

1) запишем выражение для архимедовой силы, действующей на погруженное тело в двух жидкостях: Fа1=Р-Р1; Fа2=Р-Р2(2 б)

2)раскроем архимедову силу, вес тела, вес тела в жидкости: ρ1gV= ρgV- P1; ρ2gV= ρgV- P2; (2б)

3)решая систему уравнений,получаем: ρ=(P1ρ2P2ρ1)/(P1-P2) (6б)

Задача 2.(10 баллов)

Ка­мень бро­си­ли под углом к го­ри­зон­ту. Со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха пре­не­бре­жи­мо мало. В верх­ней точке тра­ек­то­рии ки­не­ти­че­ская энер­гия камня равна его по­тен­ци­аль­ной энер­гии (от­но­си­тель­но поверх­но­сти Земли). Под каким углом к го­ри­зон­ту бро­си­ли ка­мень? Ответ при­ве­ди­те в гра­ду­сах.

1) Пусть ско­рость в на­ча­ле брос­ка равна hello_html_2d7ca81f.pngа ско­рость в верх­ней точке тра­ек­то­рии равна hello_html_m6f086b9e.png В верхней точке тра­ек­то­рии вер­ти­каль­ная со­став­ля­ю­щая ско­ро­сти равна нулю, по­это­му hello_html_45c71fac.png (2 б)

2) По усло­вию, в верх­ней точке тра­ек­то­рии по­тен­ци­аль­ная энер­гия камня равна ки­не­ти­че­ской, исполь­зуя этот факт, найдём hello_html_78f67d29.pnghello_html_1a2cab4f.png (2 б)  

3) Вос­поль­зу­ем­ся за­ко­ном со­хра­не­ния энер­гии, энер­гия камня в на­ча­ле брос­ка равна энер­гии камня в верх­ней точке его тра­ек­то­рии:hello_html_m6ab06d21.png (2 б)

 hello_html_m5dfadfb2.png(1 б) 

Ко­си­нус угла брос­ка камня будет равен от­но­ше­нию hello_html_5503fcaf.png к hello_html_6b45fe00.png (1 б)

hello_html_1056d415.png(1 б) 

Сле­до­ва­тель­но, угол брос­ка α равен 45°. (1 б)

 Задача 3.(10 баллов)

Сосуд наполнен до краев водой массой М= 20 кг с температурой t1=10°С. В него аккуратно опускают кусок льда массой m=2,1 кг, имеющий температуру t0=0°С. Какая температура установится в сосуде? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг. Тепловыми потерями и теплоемкостью сосуда пренебречь.

1) Когда лед опускают в доверху наполненный сосуд, часть воды выльется. Поскольку данный процесс происходит гораздо быстрее теплообмена и связанного с ним таяния льда, то вытекающая вода имеет температуру t1. (1 б)

2)По закону Архимеда масса вытесненной воды равна массе льда m (1 б)

3) Таким образом, в сосуде находится лед массой m ( при начальной температуре t) и вода массой М – m (1 б)

4) В процессе таяния льда уровень воды в сосуде не меняется, т.е. вода больше не выливается. Действительно, рассмотрим образовавшуюся при таянии воду как тело массой m, плотность которого равна плотности воды, которое плавает в оставшейся воде. Это тело вытесняет, как и лед, массу воды m. Значит и лед и вода и талая вода вытесняют одно и то же количество воды из сосуда и вызывают одинаковое поднятие ее уровня. (1 б)

5) Таяние льда и нагрев образовавшейся воды идее за счет остывания воды массой Mm, запишем уравнение теплового баланса: с·(Mm)·(t1t) = λ·m + c·m·(tt), где t искомая температура (4 б)

Отсюда: t=(c(M-m)t1 – λm + cmt0)/cM (1 б)

Получен ответ: 0,7°С (1б)

Задача 4.(10 баллов)

К

hello_html_m402fc8d6.png

постоянному напряжению U присоединены электрическая плитка сопротивлением r и реостат с переменным сопротивлением. Когда ползунок реостата находится в крайнем левом положении, плитка нагревает воду в чайнике за 16 минут. А когда ползунок реостата в крайнем правом поло – жении, вода нагревается в чайнике за 25 минут. За какое время нагревается вода в чайнике, если сопротивление реостата будет R/2?

– Записаны выражения: Q1=U2t1/r; Q2=U2t2/(r+R); Q3=U2t3/(r+ ) (1б+1б+1б=3б)

– Приравняли Q1=Q3; Получили выражение для R=2r(t3-t1)/t1 (2б)

– Приравняли Q1=Q2, подставили в равенство R=2r(t3-t1)/t1, получили выражение для t3= (t2+t1)/2, высчитали t3= 20,5 мин. (5б)

Задача 5.(10 баллов)

К клеммам источника постоянного напряжения подключены две последовательно соединённые проволоки одинаковой длины. Первая проволока — стальная, с площадью поперечного сечения 1 мм2, вторая — алюминиевая, с площадью поперечного сечения 2 мм2. Известно, что через некоторое время после замыкания ключа стальная проволока нагрелась на 9,2 °С. На сколько градусов Цельсия за это же время нагрелась алюминиевая проволока? Удельное электрическое сопротивление стали λст= 0,1 Ом · мм2/м, алюминия λал= 0,028 Ом · мм2/м. Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг°С, алюминия – 920 Дж/кг°С, плотность стали 7800 кг/м3, алюминия – 2700 кг/м3. Потерями теплоты можно пренебречь. Ответ округлите до целого числа.

Через проволоки течёт одинаковый ток I: hello_html_m3993736b.png(1б)

По закону Джоуля-Ленца, для нагревания стальной проволоки за время τ, необходимо количество теплоты: hello_html_6ec7fe3a.png (2б)

где l — длина проволок. Эта теплота целиком тратится на нагревание стальной проволоки: hello_html_m1f29ab6f.png

где hello_html_m5a9e0cb0.png — масса стальной проволоки. (2б)

Аналогичное уравнение можно записать для алюминиевой проволоки:

 hello_html_22bdb50a.png где hello_html_m7c6f9902.png (2б)

Разделив уравнение (1) на уравнение (2), получаем

 hello_html_m6168fe18.png, откуда hello_html_m829fe76.png. (3б)

 Ответ: 1 °С.

Источник

А так ли хорошо знакома вам гидроаэростатика? // Квант. — 2011. — № 3. — C. 32

Читайте также:  Лопнули сосуды во рту причины

По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала “Квант”

• …доказано, что более легкие, чем жидкость, тела, будучи
насильно погружены в эту жидкость, движутся вверх с
силой, равной тому весу, на который жидкость, имеющая
объем, равный этому телу, будет тяжелее последнего.
Архимед

Мы погружены на дно безбрежного моря воздушной
стихии, которая, как известно из неоспоримых опытов,
имеет вес, причем он наибольший вблизи поверхности
Земли…
Эванджелиста Торричелли

Сосуд, наполненный водой, является новым принципом
механики и новой машиной для увеличения сил в
желаемой степени…
Блез Паскаль

…Полет на свободном аэростате представляет нечто
совершенно исключительное.
Камиль Фламмарион

Это и есть уравнение гидростатики. В общем случае оно
не имеет решения.
Ричард Фейнман

Безбрежное небо и неведомые глубины океана всегда влекли человека, побуждая его подняться как можно выше в воздух и опуститься как можно глубже под воду. Более двух тысяч лет назад был установлен один из самых древних законов, с которым вы знакомитесь одним из самых первых в курсе школьной физики, — закон Архимеда. С тех пор можно отсчитывать начало научного освоения двух стихий и рождение гидроаэростатики.

Мысли выдающихся ученых — как верстовые столбы на пути понимания и применения этого закона. Полеты на огромные высоты и глубоководные погружения совершаются сегодня на аппаратах, оснащенных современнейшим оборудованием, не только ради рекордов. Исследования атмосферы, в том числе последствий глобального потепления, разведка с воздуха, доставка грузов в труднодоступные места, совершенствование надводного и подводного флота, изучение морской фауны и флоры, поиски полезных ископаемых под океанским дном — вот неполный список задач, для решения которых необходимы аэростаты и дирижабли, научные суда и батискафы и… лежащий в основе их работы добрый старый закон Архимеда.

Но и в более простых задачах можно обнаружить неожиданные «подводные камни». Однако, не боясь предупреждения Фейнмана, беритесь за них — решения обязательно найдутся!

Вопросы и задачи

  1. Что изображено на приведенном здесь рисунке? А если его перевернуть?

    Img Kvant K-2011-03-001.jpg

  2. Два сплошных цилиндра одинаковой массы и равного диаметра, но один алюминиевый, а другой свинцовый, плавают в вертикальном положении в ртути. Какой из них погружен глубже?
  3. В двух одинаковых сосудах с водой плавают плоская широкая и высокая узкая коробочки. Когда в каждую из них положили по одинаковому тяжелому грузику, они остались на плаву. В каком из сосудов уровень воды при этом поднялся выше?
  4. Стакан с наклонными стенками, наполненный водой до краев, взвешивают на весах. Затем взвешивают этот же стакан с опущенным в него деревянным бруском, плавающим так, что вода доходит до краев стакана. Отличаются ли показания весов?
  5. В ведре, наполненном доверху водой, плавает дырявая кастрюля. Выльется ли часть воды из ведра, когда кастрюля утонет?
  6. Купаясь в речке с илистым дном, можно заметить, что ноги больше вязнут в иле на мелких местах, чем на глубоких. Как это можно объяснить?
  7. Для погружения на 10 метров подводная лодка набирает в себя 100 тонн воды. А сколько воды ей надо набрать, чтобы погрузиться на 100 метров?
  8. Стальной шарик плавает в ртути. Увеличится или уменьшится глубина его погружения, если повысить температуру?
  9. Вес жидкости, налитой в сосуд, равен 3 Н. В жидкость погружают тело. Может ли архимедова сила, действующая на тело, равняться 10 Н?
  10. В двух одинаковых сосудах на поверхности воды плавают одинаковые пробковые цилиндры, к которым снизу на тонких нитях привязаны одинаковые грузы, причем один груз находится в воде, а другой лежит на дне сосуда. Одинаков ли вес сосудов со всем, что в них находится?
  11. В сосуде с водой плавает кусок льда, удерживаемый натянутой нитью, прикрепленной к дну сосуда. Как изменится уровень воды в сосуде, когда лед растает?
  12. Порожнюю закрытую бутылку (с плоским дном) погружают в воду один раз горлышком вниз, а другой раз горлышком вверх на одну и ту же глубину, равную половине высоты бутылки. В каком случае совершается большая работа?
  13. Вес любого тела на экваторе примерно на полпроцента меньше, чем в северных широтах. Изменяются ли осадка судна и его грузоподъемность при переходе из Северного Ледовитого океана в экваториальные воды? Плотность морской воды считайте везде одинаковой.
  14. Со дна высокого стеклянного сосуда, наполненного водой, поднимается небольшой пузырек воздуха. Как изменяется выталкивающая его сила? Каков характер движения пузырька?
  15. Из какого материала надо сделать гири, чтобы при точном взвешивании можно было не вводить поправки на уменьшение веса в воздухе?
  16. Одинаковые по массе оболочки двух шаров сделаны из разных материалов: одна — из эластичной резины, другая — из прорезиненной ткани. Оболочки шаров наполнили водородом одного и того же объема и отпустили в воздухе. Какой из шаров поднимется на большую высоту?
  17. Как зависит подъемная сила аэростата или дирижабля от температуры, при которой производится полет?
  18. Чтобы дирижабль мог взлететь, его наполняют газом, более легким, чем воздух. Не лучше ли совсем выкачать из него газ?
  19. Почему воздушный шар с закрытым выпускным клапаном, поднявшись на большую высоту, может лопнуть?
  20. На дне сосуда с газом лежит тело, плотность которого немного больше плотности газа. Можно ли, повышая давление газа, заставить тело подняться вверх?

Микроопыт

В аквариум прямоугольной формы, наполненный водой, поместите любое тело, которое будет в нем плавать. Можно ли определить массу этого тела без взвешивания?

Любопытно, что…

…хотя Архимед считал себя прежде всего теоретиком, а работу над практическими приложениями относил к деятельности второго сорта, с его именем связывают около 40 изобретений.

…утверждение, получившее в науке имя Паскаля и ставшее одним из основных законов гидростатики, возможно, не в столь явной форме обнаруживается в трудах и Леонардо да Винчи, и Стевина, и Галилея, и Торричелли.

…несмотря на свою историческую важность, закон Архимеда не относится к фундаментальным законам природы. Так, его можно считать прямым следствием закона Паскаля; Стевин довольно просто обосновал его, исходя из принципов равновесия с помощью так называемого метода отвердевания жидкости; закон Архимеда выводится также из закона сохранения энергии.

Читайте также:  Мобилизация органов и сосудов

…чтобы доказать, что пространство над столбиком ртути — в знаменитом опыте с заполненной ею стеклянной трубкой — остается пустым, Торричелли впускал туда воду, которая под действием атмосферного давления врывалась в него «со страшным напором» и целиком его заполняла.

…неосознанно, не пользуясь расчетами, люди издревле опирались на закон Архимеда, когда, например, необходимо было преодолевать водные преграды. И лишь в 1666 году английский корабел Энтони Дин, к удивлению современников, теоретически определил осадку корабля и прорезал в его бортах отверстия для пушек до его спуска на воду, в то время как раньше это проделывали, когда корабль был уже на плаву.

…к основоположникам аэростатики справедливо причисляют и Роберта Бойля, именем которого назван известный газовый закон. Так, после усовершенствования им насоса для откачки воздуха из резервуаров большого объема тут же возникли проекты по созданию летательных аппаратов, «более легких, чем воздух», причем сразу же предусматривались военные применения таких машин.

…полет людей на воздушном шаре, заполненном горячим дымом, долго не позволял совершить братьям Монгольфье сам французский король, опасаясь за жизнь аэронавтов. Первый полет был осуществлен лишь в 1783 году. И в том же 1783 году (в год своей смерти) великий математик Леонард Эйлер подробно рассчитал подъемную силу аэростата, словно завещал разумно рисковать, опираясь на знания законов физики.

…в 1932 году швейцарский физик Огюст Пикар поднялся на аэростате собственной конструкции в стратосферу на высоту почти 17 километров, а позднее на разработанном им же батискафе погрузился в самую глубокую точку Средиземного моря. В 1960 году его сын Жак на батискафе «Триест» погрузился в Марианскую впадину на рекордную глубину около 11 тысяч метров. Семейную традицию поддержал внук Огюста Пикара — Бертран, совершивший в 1999 году кругосветное путешествие на воздушном шаре «Орбитер» за двадцать дней без промежуточной посадки.

…автор модели расширяющейся Вселенной Александр Фридман занимался еще и метеорологией и в 1925году принял участие в рекордном по тому времени полете на воздушном шаре до высоты 7400 метров. А Огюст Пикар, научным руководителем которого был автор теории относительности Альберт Эйнштейн, поднимался в небо на аэростате в том числе и для проведения эксперимента, подтвердившего эту теорию.

…на смену людям, совершающим глубоководные погружения в батискафах, приходят роботы, «одетые» в специальную керамическую оболочку, позволяющую выдерживать чудовищное давление. Так, в 2009 году американский робот «Нерей» провел на дне Марианского желоба десять часов, выполняя различные измерения.

Ответы

  1. Равновесие воздушных шаров. На перевернутом рисунке -равновесие сосудов с жидкостью.
  2. Имея равный вес, цилиндры вытесняют одинаковые объемы ртути, а так как диаметры их равны, то одинаковы и глубины погружения.
  3. Объем погруженной в воду части каждой коробочки меняется на одну и ту же величину. Поскольку сосуды одинаковы, то и уровень воды в каждом из них повысится одинаково.
  4. Нет, так как вес вытесненной бруском воды равен весу бруска.
  5. Нет, не выльется. Плотность материала кастрюли больше плотности воды, поэтому когда кастрюля утонет, она будет вытеснять меньший объем, нежели когда она плавала. Значит, уровень воды в ведре понизится.
  6. На мелководье меньше действующая на человека выталкивающая сила.
  7. Практически столько же, так как воду при погружении на такие глубины можно считать несжимаемой.
  8. При нагревании ртуть расширяется сильнее, чем сталь, поэтому выталкивающая сила уменьшится, и шарик опустится глубже.
  9. Да, может, если размеры тела близки к размерам сосуда.
  10. Во втором сосуде пробковый цилиндр погрузился меньше, чем в первом, т.е. вытеснил меньше воды. Следовательно, второй сосуд тяжелее первого.
  11. Допустим, что нить оборвалась. Тогда лед всплывет, и уровень воды в сосуде понизится. При дальнейшем таянии льда уровень воды уже меняться не будет.
  12. Во втором, так как у бутылки внешний объем нижней части всегда больше объема верхней части.
  13. Не изменяются, поскольку в весе одновременно теряют и судно, и вытесняемая им вода.
  14. По мере поднятия увеличивается объем пузырька. Выталкивающая сила, пропорциональная объему пузырька, будет расти. На пузырек также будет действовать сила сопротивления, но она пропорциональна площади сечения пузырька и поэтому будет возрастать медленнее. Значит, движение пузырька будет ускоренным.
  15. Гири нужно сделать из того же материала, что и взвешиваемое тело.
  16. На одной и той же высоте над землей у шара из эластичной резины объем будет больше, чем у шара из прорезиненной ткани. Значит, выталкивающая сила, действующая на него, будет больше, и он поднимется выше.
  17. Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего аэростат или дирижабль, тем больше подъемная сила. Следовательно, она возрастает при понижении температуры воздуха, когда он становится плотнее.
  18. Дирижабль без газа внутри, конечно, стал бы легче, но его раздавило бы давление наружного воздуха.
  19. Оболочка шара может не выдержать разности внутреннего и уменьшившегося внешнего давлений.
  20. В принципе, можно – если сжимаемость газа больше сжимаемости тела.

Микроопыт

Можно. Для этого достаточно найти объем вытесненной телом воды, измерив сечение аквариума и изменение уровня воды при опускании в нее тела, и затем умножить этот объем на плотность воды.

Что читать в «Кванте» о гидроаэростатике

(публикации последних лет)

  1. «Как попасть на Таинственный остров» — 2004, №1, с. 25;
  2. «Путешествие на воздушном шаре» — 2004, №3, с.31;
  3. «Задачи с жидкостями» — 2006, №1, с.40;
  4. «Вверх и вниз через атмосферу» — 2007, №1, с.9;
  5. «Гидростатика в стакане» — 2008, №3, с.47;
  6. «Устоит ли наш кораблик?» — 2008, №4, с.42;
  7. «Силы сопротивления в задачах динамики» — 2009, №1, с.50;
  8. «Подводные камни» силы Архимеда» — 2009, №2, с.46;
  9. «О плавании одномерных объектов» — 2010, №4, с.36.

Материал подготовил А.Леонович

Источник