Сосуд немощный очерк по женской психологии

Сосуд немощный очерк по женской психологии thumbnail

Консультативная психология и психотерапия - №3 / 2005 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

20 место —
направление «Психология»

0,577 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 —
двухлетний импакт-фактор

 

Консультативная психология и психотерапия
2005. Том. 13, № 3.
ISSN:
2075-3470 / 2311-9446 (online)

Коржевский В.
иерей, заместитель директора по воспитательной работе Варницкой Гимназии им. преподобного Сергия Радонежского, Ярославль, Россия
e-mail: vadim_korzhevski@mail.ru

Аннотация

Очерк представляет собой попытку обрисовать и проанализировать, опираясь на данные святоотеческой психологии, характерные черты женской души, в отличие от души мужской. Мужское и женское рассмотрены здесь как два начала человеческой природы, соответствующие «уму» и «сердцу», сочетание которых в любви и со-работничестве только и может образовать цельную душевную структуру, способную к приятию Божественной энергии.

  1. Авва Дорофей. Поучения. Поучение 4-е Августин, блаж. О граде Божием.  — М, 1994
  2. Александра, св. царицамученица. О браке и семейной жизни.  — М., 1996 Афанасий Великий, св. Творения, т. 3.  — М., 1994
  3. Булгаков. С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей.  — М., 1993
  4. Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих.  — М.: Канон, 1996
  5. Григорий Чудотворец, св. На благовещение//Творения, т.2.  — М., 1996 Диадох Фотикийский, св. Добротолюбие, т. 3.  — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991
  6. Игнатий Брянчанинов, св. Приношение современному монашеству.  — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991
  7. Игнатий Брянчанинов, св. Христианский пастырь и христианин-художник. //Богословские труды. № 32.  — М., 1996
  8. Иоанн Златоуст, св. Толкование на св. Матфея Евангелиста.  — М., 1993 Иоанн Златоуст, св. Беседы на кн. Бытия.//Творения, т.4.  — М., 1994 Иоанн Златоуст, св. Слово на усекновения главы Предтечи и Крестителя Иоанна. //Беседы на Евангелие от Иоанна, т. 2.  — М., 1993
  9. Ириней Лионский, св. Доказательство апостольской проповеди. // Творения.  — М., 1996
  10. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица.  — СПб, 1996 Исаак Сирин, св. Слова подвижнические.  — М., 1993 Климент Александрийский, св. Педагог.  — М., 1996 Климент Римский, св. Ранние Отцы Церкви.  — Брюссель, 1988 Макарий Египетский, преп. Духовные беседы.  — М., 1994 Никон Воробьев, игум. Нам оставлено покаяние.  —М., 1997 Рупышев Понтий, прот. Не оставлю вас сиротами.  — М., 1999 Тихон Задонский, св. О истинном христианстве // Творения, т.2.  — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994
  11. Фаласий, авва. О любви//Добротолюбие, т.З.  — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991
  12. Феофан Затворник, св. Путь ко спасению.  — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994
  13. Феофан Затворник, св. Начертание христианского нравоучения, т. 1.  — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994
  14. Феофан Затворник, св. Толкование посланий an. Павла. 1-е послание к Тимофею.  — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995 Феофилакт, блаж. Толкование на послание an. Павла.  — Скит, 1993

 

Источник

  • О справедливости.

  • Знамения от икон в наши дни

  • Молва и безмолвие

  • Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница – день рождения Церкви

  • Иерей Вадим Коржевский. О вере, всех спасающей

  • иерей Вадим Коржевский. О гражданских обязанностях

  • Пути спасения христианина №12 [о терпении скорбей]

  • Время – деньги! (Размышления перед наступающим Новым годом)

  • Пути спасения христианина №11 [о молитве]

  • Пути спасения христианина №10 [о милосердии]

  • Пути спасения христианина №9 [о целомудрии]

  • Пути спасения христианина №8 [о чадородии]

  • Пути спасения христианина №7 [о памяти смертной]

  • Пути спасения христианина №6 [о трезвении]

  • Пути спасения христианина №5 [о чтении]

  • Пути спасения христианина №4 [о любви]

  • Пути спасения христианина №3 [о смиерении]

  • Пути спасения христианина №2 [о плаче]

  • Пути спасения христианина

  • Опять этот пост!

  • О «дисциплине любви»

  • О принципиальных основах христианской культуры

  • О психологии и ее истоках

  • Уроки милосердия из жизни одного святого

  • Неожиданность

  • Сосуд немощный. Очерк по женской психологии

  •   
    Достойный
    подражания пример

    проповедь за акафистом Божией Матери
    в Покровском Соборе

       
    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

       
    Подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу! (1 Кор. 11;1) – сказал апостол Павел, указывая нам, отцы, братья и сестры на то, что мы должны брать пример со святых и подражать им в жизни их, замечая то, что они делали и то, как поступали в тех или иных случаях. Уподобление святым ведет не к иному чему, как к уподоблению Самому Богу и заботящийся об этом на деле, исполняет повеление всемогущего Бога, сказавшего: “Святи будите, якоже и Аз свят есмь” (1 Петр. 1;16). Господь обетовал верующему в Него дать Духа Святого, который сможет привести его к совершенству, как привел к этому Апостолов и многих святых. Положение это настолько истинно и спасительно, что несогласных с этим сами святые называли не иначе как еретиками и богоборцами. Св. Симеон, названный Церковью Богословом, пишет об этом следующее: “Если кто думает, что такое совершенство прилично только Апостолам и древним святым, – и говорит, что мы, сколько бы ни подвизались, не можем уподобиться древним святым, и надежды даже не имеем сделаться подобными им; то кто из знающих Бога и состраждущих братиям своим не восплачет о таковом от всей души своей?1 Те, которые почитают невозможным быть нам, как были св. Отцы, еретики и имеют не одну какую-либо частную ересь, но, можно сказать, все ереси; поколику эта ересь низвращает все Божественное Писание2”. Действительно, из уст такого человека слышится как бы такая речь: Тщетно возглашается ныне Св. Еванеглие, тщетно поются песнопения, прославляющие добродетель, тщетно написаны творения Св. Отцов наших; ибо, если невозможно нам соблюсти, то, что говорит Бог и все святые, то для чего старались они писать это и для чего все это читается в Церкви и сейчас? Очевидно, что для тех, которые так мудрствуют, Св. Писание и писания св. Отцов стали бесполезными. “Говорящие так, – приведем снова слова св. Симеона, – заключают небо, которое отверз нам Христос Господь схождением своим на землю, и преграждают восхождение на небеса, которые обновил для нас тот же Христос Господь3”. Подкрепляемые такими словами Святого, давайте, отцы, братья и сестры с дерзновением, но без дерзости, с благоговейным страхом и трепетом возведем мысленные очи свои и воззрим на чистейшую и светлейшую паче лучей солнечных, святую и пресвятую паче всех святых Матерь Божию и рассмотрим, что делала Она и в чем мы можем подражать Ей, чтоб и нам достичь в меру возраста Христова.

    Читайте также:  В сосуде смесь двух газов

       
    Св. Евангелист Матфей повествует, как однажды Господь поучал народ в доме, а Богоматерь с сыновьями Иосифа пришла и ожидала Его вне дома; желая о чем-то поговорить с Ним. Об этом сказали Господу, на что Он ответил: Кто есть Матерь Моя, и кто суть братия Моя?” потом, указав рукою на учеников Своих, добавил: се Мати Моя и братия Моя: иже аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой и сестра, и Мати Ми есть. (Мф. 12;48-50). Такие слова Господа относительно Богоматери нисколько не унижают ее достоинства, напротив, возвышают их. Приснодева Мария соделалась превыше всех святых, как по той причине, что удостоилась быть Матерью Богочеловека, так и по той причине, что была самой постоянной, самой внимательной, самой усердной слышательницей и исполнительницей Его Божественного учения.

       
    Об этом Она стала заботиться сразу же после рождения Христа. Св. Евангелие свидетельствует, что когда пастухи объявили Ей о явлении Ангела, возвещавшего им о рождестве Спасителя, Мария, – как сказано, – сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своем (Лук. 2;9). Это означает, что Она внимательно следила за всеми событиями, относившимися ко Христу с самого Его рождения и отлагала в памяти Своей, вернее сказать, в сердце своем. Когда Господь, будучи 12-летним отроком учил в храме и родителям своим сказал некоторые странные слова, то как вновь свидетельствует Евангелие, Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердце своем (Лук. 2;51). Она не только замечала события, касавшиеся Господа, но и сами слова Его запоминала и, хотя не понимала их, но отлагала в сердце своем, храня их с таким сочувствием, какого не имел никто из людей.

    Читайте также:  Атеросклеротические бляшки в сосудах брюшной полости

       
    Не случайно Писание употребляет такой оборот речи: она отлагает не в уме и памяти, но в сердце своем. Сердце, по учению Отеческому, почитается корнем существа человеческого, центром его жизни. Здесь сосредотачивается вся личная жизнь человека. И религиозная жизнь является, по преимуществу, делом сердца. Апостол Петр, давая наставление женам, говорит: “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1Петр. 3; 3-4). Духовная деятельность осуществляется и выражается собственно в области сердца, в сфере эмоциональной, чувственной. Отсюда и советы св. Отцов, о том, что всякую истину надо восчувствовать, довести до сердца.

       
    “Когда человек в чувстве, – говорит св. Феофан Затворник, – тогда он весь сковывается тем чувством, и готов, и силен бывает беспрекословно делать все, к чему побуждает то чувство. Чувство походит на рычаг и руль в управлении своим внутренним. Его-то и добиваются”4. Когда истина переходит в чувство и входит в сердце, тогда она обращается в существо нашей души; таким образом происходит сроднение души с истиной и рождается убеждение в истине или, иначе сказать, образуется вкус к истине и услаждение ею.

       
    Святой Тихон Задонский поучает: “Сердце есть начало и корень всех деяний наших. Что бо ни делаем внутри и вне нас, сердцем делаем – или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим… Следовательно, чего на сердце нет, того и в самой вещи нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие”5. Потому-то Премудрый Соломон и убеждает человека делать не иное что, как исправлять сердце свое. И Господь требует от нас прежде всего сердца нашего: Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч. 23;26), т.е. начни свое обновление с него. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф.23;26). Сердце – корень, а если корень свят, – говорит Апостол, – то и ветви. (Рим. 11;16).

       
    Отчего бывает, что человеку обычно греховной жизни, не хочется участвовать в священнодействиях, быть в Церкви, слышать пение, смотреть на святые изображения, слушать Слово Божие, читать молитвы и книги духовного содержания? – Оттого, что все это для него предметы неприятные; сердце к ним не лежит, не принимает их, не сочувствует им. Как вода извергает палку вертикально в нее погруженную, так и сердце спешит освободиться от того, что входит в него со вне и не сродно с ним6. Если такое есть, то это признак онемения сердечного. Что делать в таком случае?

       
    Для того чтобы оживить онемевшую часть надо ее оттереть и привести к чувству, ощущению. Оттирателями чувств у омертвелой души св. Отцы называют всю совокупность вещей священных, действующих на чувства; все строение церковного служения нашего, которое имеет непреодолимую силу отвевать дух мира7. Очевидно, чтоб сердце оживить сочувствием к Божественному, необходимо окружить себя предметами, отражающими Божественное и назначить занятия, питающие духовные чувства, к каковым относят: молитву, богослужение, чтение Слова Божия и т.п. Так образовывается в сердце вкус к вещам духовным и святым; сердце приучается вкушать Божественное и в нем предвкушать вечное блаженство.

       
    Ап. Павел по внутреннему человеку своему, т.е. по сердцу соуслаждался “Закону Божию” (Рим. 7;22) и благодаря этому постепенно победил “закон греха” сущий во удех его (Рим. 7;23), так что впоследствии говорил: Живу не к тому Аз, но живет во мне Христос (Гал. 2;20). И всем христианам он желал вселитися Христу верою в сердца их (Еф. 3;17), ибо христианская жизнь возможна только под тем условием, аще кто во Христе (2 Кор. 5;17), как установил это и сам Христос, говоря: “будите во мне и Азъ в вас” (Ин. 15;4).

    Читайте также:  Повышает давление в сосудах

       
    Господь, обещая пребыть в нас, тем самым, страшно сказать, возводит нас, отцы, братья и сестры, в чин Матери Своей. Как Приснодева зачала Бога-Слова во утробе Своей, так и мы, веруя в Него, принимаем слово о Нем в сердца свои и зачинаем Его, хотя и не телесно, а духовно, однако же существенно, имея в душах своих Того Самого, которого зачала и Пренепорочная Дева8. Будем же, возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры, подражать Матери Божией, имевшей Бога-Слова не только во утробе Своей, но и в сердце Своем и тогда исполнится на нас неложный глагол Божий: Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащие Слово Божие, и творящие е (Лук. 8;21). Аминь.

    Примечания:

    1.Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Сл. 87. М., 1993. – С. 451.
    2.Он же. Т. 1. Сл. 47. М., 1993. – С. 428.
    3.Там же. С. 428.
    4.Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Письмо 6. М.: “Правило веры”. 1996. – С. 59.
    5.Св. Тихон Задонский. Т. 2. О истинном христианстве. Ст. 2. Гл. 1. § 33. . М., 1994. – С. 110.
    6.Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М., 1994. – С. 309.
    7.Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. – С. 239.
    8.Св. Симеон. Нов Богослов. Т. 1. Сл. 45. С. 397.

    Коржевский В. Н.

    Источник

      • Богословие

      Издательство:
      Центр Информационных Технологий Информатики и Информации

      Книга представляет собой опыт изложения в систематизированной и сжатой форме основных положений православной святоотеческой психологии, ориентированной на понимание внутренней духовно-душевной жизни человека. Из самого ее названия видно, что святоотеческая психология призвана сообщить необходимые знания, долженствующие помочь более обстоятельному изучению такой науки как аскетика. Некоторые склоны отождествлять святоотеческую психологию с аскетикой, хотя это не одно и тоже. Психология изучает более узкий круг предметов и составляет лишь пропедевтику аскетики, то есть является подготовительным курсом вводящим в аскетическую науку.

      Эта…

      Развернуть

      • Православие

      Издательство:
      Русская неделя

      Жизнь христианская должна иметь какие-то свои формы, а протекание ее вообще может быть разным, в зависимости от многообразных особенностей жизни и характера того или иного человека.
      Как же человеку узнать именно свой путь, когда ум его так ограничен, да к тому же омрачен грехом?
      Для наших бесед мы выберем двеннадцать путей спасения или добродетелей покаянного подвига, приемлемых для всех желающих идти по пути богоугождения.

      • Православие
      • Богословие

      Издательство:
      Русская неделя

      Эта книга представляет собой опыт изложения в систематизированной и сжатой форме основных положений православной святоотеческой психологии и антропологии, ориентированной на понимание внутренней духовно-душевной жизни человека. Уходя от полемики с современной наукой, автор хотел, чтобы его книга стала не столько научной сколько душеполезной. Данный труд будет полезен исследователям, работающим в области психологии, студентам духовных и светских учебных заведений, которым интересно узнать законы жизни человеческой души, но главным образом тем христианам, которые заботятся о своем спасении.

      • Православие

      Издательство:
      Русская неделя

      Автор таких книг: “Пропедевтика аскетики, Компендиум по святоотеческой психологии”, “Увещание инокине, не хотящей иночествовать”, “О характере христианской жизни”, “Пути спасения христианина. Беседы”, нашумевшей книги “Сосуд немощный”, иерей Вадим Коржевский продолжает свои интересные изыскания в области святоотеческой психологии и богословия. В этой книге в форме диалога пресвитера с прихожанкой рассматриваются некоторые устоявшиеся заблуждения в церковной жизни.

      • Православие
      • Религии, верования, культы
      • Духовная литература
      • О психологии популярно

      Издательство:
      Русская неделя

      Автор таких книг: “Пропедевтика аскетики, Компендиум по свято-отеческой психологии”, “Увещание инокине, не хотящей иночествовать”, “О характере христианской жизни. Нравоучительные проповеди”, “Пути спасения христианина. Беседы”, иерей Вадим Коржевский, проректор Ярославской Духовной семинарии продолжает свои интересные изыскания в области святоотеческой психологии. В этой книге он обратился к учению Святых Отцов об особенностях женской психологии, ее роли в семье и Церкви.

    Источник