Сосуд несущий кровь в капилляры ответ

Цель урока: выяснить степень
усвоения учащимися знаний по пройденной теме,
закрепить знания, знать значение терминов,
используемых по данной теме, убедиться в том, что
значение системы “кровообращения” в организме
велико и от ее работы зависит состояние работы
нашего организма.

Оборудование: рисунки учебника,
таблицы по теме, муляж “сердца”, микроскопы,
микропрепараты “кровь лягушки”, “кровь
человека”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Основная часть урока:

1. Устный опрос.

2. Письменная работа по карточкам.

3. Выполнение практической работы.

4. Решение кроссворда.

5. Сообщение учащегося из рубрики
“Интересно знать…”

III. Итог урока.

I.

Выбрать из лучших учащихся 4
консультанта, которые помогут вести урок,
выяснить знания, умения. До проведения зачета я
принимаю зачет по теме у учащихся, которые
помогут мне провести урок-зачет в классе и
объясняю, как можно оценивать ответы учащихся.

Разделить класс на группы по 4-5 человек
в группе (можно работать по рядам).

Предварительная подготовка к уроку –
вопросы и задания – вывесить в уголок.

1. Готовлю карточки для письменной
работы (8), конверт с вопросами (22), лист учета
знаний (3 для каждого ряда).

1 ряд – 2 консультанта – слушают и
оценивают устные ответы

2 ряд – 2 консультанта – оценивают
письменные ответы

3 ряд – выполняет практические работы

2. У всех учащихся часы с секундной
стрелкой и чистые листы бумаги (учащиеся их после
ответа подписывают).

3. На первых партах каждого ряда
микроскопы с микропрепаратами крови лягушки и
человека – пронумерованы и без подписи.

4. Карточки с заданиями лежат на столе с
8 вариантами вниз рисунками и текстом.

5. Кроссворд и практические задания на
доске.

II. Основная часть урока

  1. Письменная работа – выполняется 5-6 минут.
  2. Устный опрос – учащийся читает выбранный
    вопрос и дает четкий, полный ответ (ответы четкие,
    самое главное).
  3. Остальные учащиеся, которые не заняты,
    выполняют практические задания.
  4. Ответы на кроссворд записывают на листке и
    сдают.

1. Устный опрос

  1. Почему клеткам для процессов жизнедеятельности
    необходима жидкая среда?
  2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда
    организма? Как они связаны между собой?
  3. Характеристика крови как ткани.
  4. Механизм и значение свертывания крови.
  5. Специализация эритроцитов.
  6. Лимфатические узлы, их значение в организме,
    желательно некоторые из них показать на себе.
  7. Группы крови. Переливание крови (составить
    схему).
  8. Определение иммунитета; виды иммунитета и их
    отличительная особенность (составить схему
    видов иммунитета).
  9. Строение и значение лейкоцитов и тромбоцитов.
  10. Виды кровеносных сосудов – особенности их
    строения.
  11. Суть и причины автоматизма сердечной мышцы.
  12. Что такое систола и диастола?
  13. Почему опасно повреждение крупных вен? … может
    быть газовая эмболия
  14. Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную
    мышцу.
  15. От какой камеры сердца отходит аорта?
  16. Что такое давление? Изменяется ли оно, если да,
    то о чем это говорит? Как его измеряют?
  17. Что такое пульс? О чем говорит пульс?
  18. Что такое лимфообращение?
  19. Причины заболевания сердечно-сосудистой
    системы (табак, алкоголь, наркотики, неправильный
    образ жизни).
  20. Значение тренировки сердца.
  21. Виды кровотечений. Нервная и гуморальная
    регуляция работы кровеносной системы.
  22. Почему жгут накладывают на плече, а не на
    предплечье?

Устные вопросы готовятся в виде
вопросов в конверте и каждый должен выбрать сам
(1-22) – один вопрос.

(Консультанты и учитель выслушивают
ответы и ставят оценки в заранее приготовленный
лист учета знаний)

фамилия,
имя
учащихся

оценка

письменный опрос

устный  опрос

практическое задание

итоговая  оценка

     

2. Письменные задания – карточки

Карточка № 1

Соотнесите компоненты внутренней
среды организма с их функциями.

компоненты внутренней
среды

функции компонентов внутренней
среды

1. Эритроциты

а) свертывание крови

2. Лейкоциты

б) образование антител

3. Тромбоциты

в) фагоцитоз

4. Плазма

г) транспорт О2

5. Лимфа

д) поддержание постоянства состава

6. Тканевая жидкость

е) транспорт СО2
 ж) образование лимфоцитов, защитная
 з) связь между клетками, транспорт

растворенных
веществ

Карточка № 2

Соотнесите названия сосудов с особенностями их
строения:

сосудыособенности строения

1. Артерии

а) стенки растяжимы, содержат мало
мышечных волокон

2. Вены

б) стенки состоят из одного слоя плоских
клеток

3. Капилляры

в) стенки эластичные, содержат много
мышечных волокон

Карточка № 3

Распределите сосуды и отделы сердца по их
соотношению к большому и малому кругам
кровообращения.

1. Большой круга) левое предсердие

2. Малый круг

б) левый желудочек
 в) аорта
 г) легочные вены
 д) легочная артерия
 е) верхняя полая вена
 ж) нижняя полая вена
 з) правое предсердие
 и) правый желудочек
 к) сонные артерии
 л) воротная вена печени
 м) печеночная вена
Читайте также:  Сосуд для хранения кислорода

Карточка № 4

Составить схему:

Карточка № 5

Первая помощь при кровотечениях и травмах

№ п/п

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

1

  

2

  

3

  
   

Характеристика травмы

Повреждены капилляры

Повреждены вены

Повреждены артерии

Повреждены крупные артерии

Меры первой помощи    

а) конечность сгибается в локтевом суставе с
последующей фиксацией повязки;

б) кожа вокруг раны обрабатывается настойкой
йода, накладывается давящая повязка;

в) стенки артерий придавливаются к кости в
местах, где можно прощупать пульс, накладывается
жгут.

Карточка № 6

Состав крови – дать характеристику

Плазма крови

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

    
  1. Белые кровяные клетки
  2. Кровяные пластинки
  3. Красные кровяные клетки
  4. Жидкая часть крови

Карточка № 7

Сделайте подписи к рисунку

Сосуд несущий кровь в капилляры ответ

Карточка № 8

Сердечный цикл – заполните таблицу

Фаза цикла

Время (сек)

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

Кровь

Сокращение предсердий    
Сокращение желудочков    
Пауза    

Должны уметь:

  1. Подсчитывать у себя пульс – покой и нагрузка –
    сделать вывод.
  2. Рассмотреть микропрепараты крови лягушки и
    человека – выяснить отличительные признаки и
    объяснить.
  3. Практические задания

Практическое задание № 1 – готовится
на доске

Определите, под каким номером обозначен
микропрепарат крови человека, а каким – лягушки.
Ответ обоснуйте.

Практическое задание № 2

Посчитайте число ударов пульса за 1 минуту

в состоянии покоя –
после 10 приседаний –
после 30 приседаний –
Как изменилась частота пульса?

Почему это произошло?

4. Кроссворд – показать знание терминов и
понятий (готовится на доске и до времени закрыто).

По горизонтали:

4. Сосуд, несущий кровь в капилляры.
6. Омертвление ткани участка сердца.
10. Орган кровеносной системы, перекачивающий
кровь из артерий в вены.
11. Отдел сердца, от которого начинается движение
крови по артериям.
12. Кровоизлияние в мозг.
13. Приспособление для остановки артериального
кровотечения конечности.
14. Омертвление участка ткани.
15. Способность органа работать под влиянием
импульсов, возникающих в нем самом.

По вертикали:

1. Сосуд, в котором происходит обмен газов.
2. Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу.
3. Мышечный слой сердечной стенки.
5. Прибор для измерения давления.
7. Заболевание, связанное со стойким повышением
давления.
8. Отдел сердца, в котором заканчивается круг
кровообращения.
9. Магистральная артерия большого круга
кровообращения.
10. Коричневая корочка, образующаяся после
свертывания крови.

Ответы:

По горизонтали: 4 – артерия, 6 – инфаркт, 10 –
сердце, 11 – желудочек,

12 – инсульт, 13 – жгут, 14 – некроз, 15 –
автоматизм.

По вертикали: 1 – капилляр, 2 – вена, 3 –
миокард, 5 – тонометр, 7 – гипертония, 8 –
предсердие, 9 – аорта.

5. Рубрика “Интересно знать…” (3 минуты)

…если все эритроциты одного человека
уложить рядом, то получилась бы лента, три раза
опоясывающая земной шар по экватору.

…если считать эритроциты человека со
скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы
пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет.

…что продолжительность жизни
эритроцитов определяют с помощью радиоактивного
(меченого) железа, которое вводят в состав
гемоглобина эритроцитов. По излучению
радиоактивного железа следят, сколько времени
существуют в крови такие “радиоактивные
эритроциты”.

…в один день костный мозг производит
320 миллиардов эритроцитов!

…что гамма-глобулин получают из белка
плазмы крови человека? Он усиливает
сопротивляемость организма инфекционным
заболеваниям. Гамма-глобулин применяют для
профилактики кори, коклюша, полиомиелита и
других заболеваний.

…что лейкоциты, рождаясь в костном
мозге, селезенке и лимфатических узлах, живут 4—5
дней и на смену им приходят все новые и новые
“славные воины”?

…кровь отличается удивительным
постоянством состава некоторых веществ! Так,
белка – 5 –

8%, сахара — 0,07—0,12%, общее количество
солей —9,9%. Соотношение солей калия, натрия,
кальция строго определенно.

…что причиной несвертываемости крови
может быть болезнь гемофилия, которая передается
по наследству по женской линии, но болеют ею
только мужчины?

…в теле человека насчитывается 100—160
миллиардов капилляров. Если бы было можно
вытянуть их в одну линию, то ее длина составила бы
60—80 тысяч километров. Это в два раза больше длины
земного экватора.

…крупные артерии человека могут
выдержать давление в 20 атмосфер!

…масса сердца составляет 1/200 массы
тела, однако на питание сердца затрачивается 1/20
всех энергетических ресурсов, которые
потребляют все остальные органы. Это и понятно,
ведь обмен веществ в сердечной мышце происходит
в 10—20 раз интенсивнее, чем в любом другом органе
человека.

…сердце имеет сорочку — слой
соединительной ткани; между сердцем и сорочкой
имеется небольшое количество жидкости.
Околосердечная сумка (сердечная сорочка)
защищает работающую сердечную мышцу.

…предсердие имеет добавочный
резервуар для крови, который называется
“сердечное ушко”.

…физиолог Вебер, живший в XIX веке, мог
по своему желанию останавливать свое сердце! Во
время одного из таких опытов перед студентами он
довел себя до обморока.

…что сердце за всю жизнь человека
сокращается 2,5 миллиарда раз. Подсчитано, что
этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на
гору Монблан.

…что француз Э. Витрна и жительница
Кейптауна Д. Фишер являются “долгожителями” из
числа тех, кто перенес операцию по пересадке
сердца. Благодаря активному образу жизни в 1978
году они “отмечали” соответственно свой десяти-
и одиннадцатилетний юбилей жизни с чужим
сердцем.

III. Итог урока

Каждый учащийся должен получить
оценку.

  1. Письменный опрос.
  2. Устный опрос.
  3. Практическое задание.
  4. Разгадывание кроссворда.

Источник

Содержание

  • Строение системы кровообращения
    • Сердце
    • Сосуды
    • Кровь
    • Круги кровообращения
  • Функции
  • Особенности системы в разные периоды жизни

Сердечно-сосудистая система человека (кровеносная – устаревшее название) – это комплекс органов, обеспечивающих снабжение всех участков организма (за небольшим исключением) необходимыми веществами и удаляющих продукты жизнедеятельности. Именно сердечно-сосудистая система обеспечивает все участки тела необходимым кислородом, а потому является основой жизни. Нет кровообращения только в некоторых органах: хрусталик глаза, волос, ноготь, эмаль и дентин зуба. В сердечно-сосудистой системе выделяют две составные части: это собственно комплекс органов кровообращения и лимфатическая система. Традиционно они рассматриваются отдельно. Но, несмотря на их разность, они выполняют ряд совместных функций, а также имеют общее происхождение и план строения.

Строение системы кровообращения

Анатомия системы кровообращения подразумевает ее разделение на 3 компонента. Они значительно различаются по строению, но в функциональном отношении представляют собой единое целое. Это следующие органы:

  • сердце;
  • сосуды;
  • кровь.

Сердце

Своеобразный насос, перекачивающий кровь по сосудам. Это мышечно-фиброзный полый орган. Находится в полости грудной клетки. Гистология органа различает несколько тканей. Самая главная и значительная по размерам – мышечная. Внутри и снаружи орган покрыт фиброзной тканью. Полости сердца разделены перегородками на 4 камеры: предсердия и желудочки.

У здорового человека частота сердечных сокращений составляет от 55 до 85 ударов в минуту. Это происходит на протяжении всей жизни. Так, за 70 лет происходит 2,6 млрд сокращений. При этом сердце перекачивает около 155 млн литров крови. Вес органа колеблется от 250 до 350 г. Сокращение камер сердца называется систолой, а расслабление – диастолой.

Сосуды

Это длинные полые трубки. Они отходят от сердца и, многократно разветвляясь, идут во все участки организма. Сразу по выходу из его полостей сосуды имеют максимальный диаметр, который по мере удаления становится меньше. Различают несколько типов сосудов:

  • Артерии. Они несут кровь от сердца к периферии. Сама крупная из них – аорта. Выходит из левого желудочка и несет кровь ко всем сосудам, кроме легких. Ветви аорты делятся многократно и проникают во все ткани. Легочная артерия несет кровь к легким. Она идет из правого желудочка.
  • Сосуды микроциркуляторного русла. Это артериолы, капилляры и венулы – самые маленькие сосуды. Кровь по артериолам идет в толще тканей внутренних органов и кожи. Они ветвятся на капилляры, которые осуществляют обмен газами и другими веществами. После чего кровь собирается в венулы и течет дальше.
  • Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. Они образуются при увеличении диаметра венул и их многократном слиянии. Самые крупные сосуды данного типа – нижняя и верхняя полые вены. Именно они непосредственно впадают в сердце.

Кровь

Своеобразная ткань организма, жидкая, состоит из двух главных компонентов:

  • плазма;
  • форменные элементы.

Плазма – жидкая часть крови, в которой находятся все форменные элементы. Процентное соотношение – 1:1. Плазма представляет собой мутную желтоватую жидкость. В ней содержится большое количество белковых молекул, углеводов, липидов, различных органических соединений и электролитов.

К форменным элементам крови относят: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Они образуются в красном костном мозге и циркулируют по сосудам всю жизнь человека. Только лейкоциты при некоторых обстоятельствах (воспаление, внедрение чужеродного организма или материи) могут проходить через сосудистую стенку в межклеточное пространство.

У взрослого человека содержится 2,5-7,5 (зависит от массы) мл крови. У новорожденного – от 200 до 450 мл. Сосуды и работа сердца обеспечивают важнейший показатель кровеносной системы – артериальное давление. Оно колеблется от 90 мм рт.ст. до 139 мм рт.ст. для систолического и 60-90 – для диастолического.

Круги кровообращения

Все сосуды образуют два замкнутых круга: большой и малый. Это обеспечивает бесперебойное одновременное снабжение кислородом организма, а также газообмен в легких. Каждый круг кровообращения начинается из сердца и там же заканчивается.

Малый идет от правого желудочка по легочной артерии в легкие. Здесь она несколько раз ветвится. Кровеносные сосуды образуют густую капиллярную сеть вокруг всех бронхов и альвеол. Через них происходит газообмен. Кровь, богатая углекислым газом, отдает его в полость альвеол, а взамен получает кислород. После чего капилляры последовательно собираются в две вены и идут в левое предсердие. Малый круг кровообращения заканчивается. Кровь идет в левый желудочек.

Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка. Во время систолы кровь идет в аорту, от которой ответвляются множество сосудов (артерий). Они делятся несколько раз, пока не превратятся в капилляры, снабжающие кровью весь организм – от кожи до нервной системы. Здесь происходит обмен газов и питательных веществ. После чего кровь последовательно собирается в две крупные вены, идущие в правое предсердие. Большой круг заканчивается. Кровь из правого предсердия попадает в левый желудочек, и все начинается заново.

Функции

Сердечно-сосудистая система выполняет в организме ряд важнейших функций:

  • Питание и снабжение кислородом.
  • Поддержание гомеостаза (постоянства условий внутри всего организма).
  • Защита.

Снабжение кислородом и питательными веществами заключается в следующем: кровь и ее компоненты (эритроциты, белки и плазма) доставляют кислород, углеводы, жиры, витамины и микроэлементы до любой клетки. При этом из нее они забирают углекислый газ и вредные отходы (продуты жизнедеятельности).

Постоянные условия в организме обеспечиваются самой кровью и ее компонентами (эритроциты, плазма и белки). Они не только выступают переносчиками, но и регулируют важнейшие показатели гомеостаза: ph, температуру тела, уровень влажности, количество воды в клетках и межклеточном пространстве.

Непосредственную защитную функцию играют лимфоциты. Эти клетки способны обезвреживать и уничтожать чужеродную материю (микроорганизмы и органические вещества). Сердечно-сосудистая система обеспечивает их быструю доставку в любой уголок организма.

Особенности системы в разные периоды жизни

Во время внутриутробного развития сердечно-сосудистая система имеет ряд особенностей.

  • Установлено сообщение между предсердиями (“овальное окно”). Оно обеспечивает прямой переход крови между ними.
  • Малый круг кровообращения не функционирует.
  • Кровь из легочной вены переходит в аорту по специальному открытому протоку (Баталов проток).

Кровь обогащается кислородом и питательными веществами в плаценте. Оттуда по пупочной вене она идет в полость живота через одноименное отверстие. Затем сосуд впадает в печеночную вену. Откуда, проходя через орган, кровь поступает в нижнюю полую вену, к оторая впадает в правое предсердие. Оттуда почти вся кровь идет в левое. Только ее малая часть выбрасывается в правый желудочек, а затем в легочную вену. Кровь от органов собирается в пупочные артерии, которые идут к плаценте. Здесь она вновь обогащается кислородом, получает питательные вещества. При этом углекислый газ и продукты обмена малыша переходят в кровь матери, организм который их и выводит.

Сердечно-сосудистая система у детей после рождения претерпевает ряд изменений. Баталов проток и овальное отверстие зарастают. Пупочные сосуды запустевают и превращаются в круглую связку печени. Начинает функционировать малый круг кровообращения. К 5-7 дням (максимум – 14) сердечно-сосудистая система приобретает те черты, которые сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Изменяется только количество циркулирующей крови в разные периоды. Вначале оно увеличивается и к 25-27 годам достигает максимума. Только после 40 лет объем крови начинает несколько снижаться, и после 60-65 лет остается в пределах 6-7% от массы тела.

В некоторые периоды жизни количество циркулирующей крови увеличивается или уменьшается временно. Так, при беременности объем плазмы становится больше исходного на 10%. После родов он снижается до нормы за 3-4 недели. Во время голодания и непредвиденных физических нагрузок количество плазмы становится меньше на 5-7%.

Источник

Читайте также:  При лопнувшем сосуде на руке