Сосуд она в котором пустота или огонь мерцающий в сосуде эссе

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
Мудрость времен
Персидская притча.
Однажды поэт пустился в странствие по свету, чтобы найти красоту и постичь. В путь отправился юнцом. Поэт всю жизнь провел в пути и всю жизнь искал красоту в жизни. В пути и состарился, умер и вознесся на небеса. Встретила его там дочь Природы в облике юной девы, нежно провела руками по волосам, терпеливо выслушала старика-поэта.
— Жизнью и смертью своей заклинаю, — молил старик, — скажи мне, что есть красота? Ведь люди по-разному определяют и познают ее, по-разному прославляют и любят!
И дева ответила:
— Красота — то, к чему у тебя есть влечение в душе; то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять; то, что тела считают испытанием, а души благодеянием, — это союз между печалью и радостью. Красота — то, что ты видишь, хотя оно и скрыто от твоих глаз, то, что узнаешь, хотя оно и неведомо, то, что ты слышишь, хотя оно и немо.
Умер поэт в одиночестве, но душа его повторяла:
— Красота — то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять.
Красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. (Лабрюйер Ж.)
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. (Ницше Ф.)
Каждому свое красиво. (Цицерон)
Настоящая красота идет изнутри и не зависит от возраста. (М.Монро)
Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы. (Вивьен Ли)
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)
Красота разнолика, многогранна, каждый человек понимает ее по-своему, ей трудно дать определение.
Мы жалуемся на нехватку времени, мы “опускаем лапы” и прячем голову в песок рутины. И уже нет сил и желания подниматься и расти дальше. Часто случается так, что события и люди лишают нас воли и сил.
Для того, чтобы подняться и идти дальше, иногда нужно что-то, что разбудит сонный ум и согреет озябшую душу. Поэтому я делюсь здесь и сейчас важными и нужными словами, музыкой и красотой. Пусть они помогут нам двигаться и расти, сделают нас чуточку сильнее, мудрее и добрее.
С любовью, Дуся Грушина
Источник
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Красоту трудно судить. Красота – загадка…
Ф. Достоевский «Идиот»
Однажды темным морозным утром я ехала в автобусе по длинному проспекту, покрытому легким пушистым снежком. На синем холодном небе еле-еле пробивались бледные лучи рассвета. Дневной свет упал на мою спутницу, и только сейчас я смогла разглядеть ее. Она была бледна как мрамор, на ее красивом лице ярко выделялись черные, немного грустные глаза. Из черного берета выбивались светлые, соломенного цвета, кудрявые волосы. Одета девушка была в длинную черную юбку и такого же цвета пальто. Весь ее облик, одежда, манера держаться и какая-то аристократичная осанка вещали о том, что их обладательница – гостья из позапрошлого века, ибо в наше время искусственной и вульгарной красоты не часто встречаются такие утонченные и обаятельные люди. Девушка была прекрасна по-своему, ее лицо и привлекало внимание тем, что не было вызывающим.
Тысячелетиями гениями человечества в поэмах, музыкальных произведениях и на холстах воспевался этот дар – красота. Но что же это такое с православной точки зрения и в чем различия со светским пониманием?
Каждое тысячелетие меняло идеал красоты. В XV веке, в период готики, считалась прекрасной женщина, которая обладала S-образным силуэтом фигуры. Пришедшая на смену эпоха раннего Возрождения объявила идеалом красоты бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос, стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты: пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. XIX век – век модернизации и активного развития всех сфер общества – возвратил человечество в античность, провозгласив для женщин – «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Но вернемся в наше время и посмотрим вокруг: какой ныне идеал красоты? С обложек журналов, экранов телевизоров нам навязывают девушек, женщин, обладающих болезненной худобой, с длинными ногами, с лицами, похожими на кукол. На них не хочется смотреть, они скрывают внутренний свет души: большие глаза, длинные, неестественные ресницы, пухлые, большие губы… А многие современные юноши, мужчины забыли, что значит мужественная внешность, широта плеч, смелость во взгляде, уподобившись женщинам в отращивании волос, прокалывании ушей, использовании косметики и украшений для тела. Вспоминаются слова апостола Петра:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет. 3, 3-5).
Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин писал:
«Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе».
Действительно, как мы уже убедились, красота – это не правильность черт, форм и красок, ее идеалы не долговечны, меняются с эпохой и исчезают вместе с ее прототипами. Только внутренняя, духовная красота вечна и приковывает к себе взгляд многих людей, к ней тянутся, пытаясь насладиться ее обаянием, гармонией и духовной силой. Такой взгляд запечатлен во многих произведениях русской литературы, например, в образах Татьяны Лариной, Натальи Ростовой или княжны Марьи из «Войны и мира». В описаниях их внешности автор не употребляет высоких слов, говорящих о неземной красоте, это обыкновенные, ничем не примечательные лица, порой даже дурнушки. Но именно они больше привлекают внимание читателя, нежели другие героини, в несколько раз превосходящие их внешностью. Великодушное, чуткое, сострадательное сердце, целомудренные, чистые помыслы и поступки, богатый внутренний духовный мир делают их неизмеримо выше в наших глазах, их глаза озарены внутренним светом прекрасного состояния души.
Человеку не помогут самые дорогие косметические средства и дорогая одежда, если окружающие его люди не будут чувствовать в нем чуткую, добрую душу, отзывчивого и любящего друга. Порой некрасивый человек, не отличающийся яркой внешностью, правильными чертами лица, бывает прекрасным, излучая изнутри свет, а красивый лицом отталкивает от себя, проявляя дурной характер и уродливую душу, ведь еще философ Иван Ильин писал, что каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где слышит пение ангелов, должна вслушаться в него, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям.
Сейчас уже точно доказано наукой, что наше душевное, эмоциональное состояние постоянно выражаются на лице. Поджатые или прикушенные губы, нахмуренные брови, взгляд исподлобья – вся эта мимика, отражающая тайные грехи гнева, уныния, памятозлобия на нашем лице с возрастом словно застывают и навеки запечатлеются на нем. В старости уже не стоит большого труда судить о характере, темпераменте и тайных прегрешениях даже незнакомого человека. Перед глазами до сих пор стоит лицо одной бабушки – прихожанки храма: в обрамлении седых волос доброе, светлое лицо и глубокие, ясные глаза, отражающие всю душевную теплоту и искренность. Сейчас такие лица встречаются не часто, но уже одного взгляда достаточно, чтобы проникнуться к этому человеку особым чувством, прочувствовать свет, исходящий из самого сердца.
Евангелие и духовная красота всегда шли рука об руку в своем преобразующем все вокруг шествии по миру, изуродованном грехом. Каждый раз, когда люди обращаются ко Христу, их жизнь и их окружение становятся красивее, ведь творение Абсолютной Красоты не может быть уродливым, и, стоит только сбросить панцирь страстей и прегрешений, как миру представляет чистая, прекрасная душа, осветляя и лицо неземной красотой. Канон покаянный ко Господу, читаемый перед Причащением, напоминает нам одну простую истину, помнить которую нужно всегда: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».
Источник
«СОСУД ОНА, В КОТОРОМ ПУСТОТА,
ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?»
(ток-шоу о девушке-современнице)
Цель: ненавязчивое формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях духовного возрождения нации.
Ход ток-шоу
I. Вступительная часть.
В первом ряду гости: врач, психолог, родители, представители юношей и девушек.
Ведущий. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о том, какой должна быть девушка – наша современница. Перед вами выступят специалисты. Но прежде послушайте информацию о результатах экспресс-опроса, проводимого школьными социологами на улицах [нашего] города.
II. Сообщения по результатам экспресс-опроса*.
Ведущий и ведущая поочередно читают вопросы экспресс-опроса и результаты.
Вопросы экспресс-опроса
- Какие характерные качества девушки-современницы вы хотели бы отметить?
- Кому она хочет подражать?
- Что читает? Какие темы из обсуждаемых по телевидению ее волнуют более всего?
- О чем она мечтает?
- Есть ли у нее понятие об идеалах?
- Как она проводит свободное время?
Ответы
Типичная девушка в оценках юношей
(по итогам экспресс-опроса)
- Девчонка что надо!
- Не станет реветь ни при каких обстоятельствах.
- Веселая, общительная.
- Грубая, курит и пьет.
- Кукла Барби.
- Нет мозгов – одна косметика.
- Существо среднего рода – свой парень.
- Не умеет ничего, зато кричит о «равноправии».
В представлении юношей современная девушка думает только о косметике, нарядах и развлечениях.
Ровесницы оказались слишком безмятежны по отношению к самим себе, вот их ответы…
Девушка в оценке современниц
(по итогам экспресс-опроса)
- Модная.
- Деловая.
- Классно одетая.
- Умеет пользоваться косметикой.
- Мечтает:
нравиться парням;
познакомиться с миллионером.
И почти ни разу мы не услышали о стремлении девушек к возвышенной любви, к дружбе или об их желании получить интересную профессию и принести пользу ближним.
Девушка глазами старших
(по итогам экспресс-опроса)
- Они легкомысленные и показушные, мы в их годы такими не были.
- Активные, настойчивые в достижении цели.
- Раскованные, искренние, свободные в суждениях.
- Упрямые, самоуверенные.
- Изнеженные и избалованные.
- Это сплошное продолжение телерекламы. Вместо ума у них рефлексы.
- Нетерпимые, бестактные, считающие себя взрослыми, а понять даже самого близкого человека, родную мать, не могут.
- Дерзкие, конфликтные, ленивые, бесстыжие, самолюбивые эгоистки.
- Хитрые, расчетливые, развратные.
- Ленятся учиться, мало читают, не желают работать, не умеют убирать за собой. Рожать детей им и то будет лень…
Ведущий. Все эти высказывания, доброжелательные и ехидные, взвешенные и не очень, одобрительные и колкие, – все они адресованы нашей современнице. Так кто же она: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?
Аудитория голосует. Результаты записываются на доске.
III. Выступления специалистов. Дискуссия.
Ведущая. Вернемся к результатам опроса, проведенного на улицах города. Вы, наверное, обратили внимание на то, что ответы были слишком поляризованны, односторонни и часто нетерпимы. В чем же дело? И есть ли в этих словах доля истины? Давайте позволим высказать свое мнение представителям старшего поколения – родителям, а потом юношам и девушкам.
Идет дискуссия.
Ведущая. Желание нравиться – естественное состояние для девушки. Более того, оно оправдано самой природой. Быть в центре внимания – это значит иметь возможность выбрать лучшего отца для своих детей и дать жизнь здоровому, счастливому поколению. Все верно. Но в то же время весь человеческий (вернее женский) опыт подсказывает нам, что иногда надо проявлять сдержанность, вспомнить о чувстве меры, о скромности… Ведь есть и такие качества девичьего характера, которые до сих пор считаются его достоинствами…
Ведущий. Может, недаром говорят: «Скромность уже не в моде»? Да и подружки пугают под руку: «…не упускай своего, глупая, нечем будет юность вспомнить». Да тут еще эти тайные сомнения: «А вдруг меня никто не полюбит?» Ну, как тут не кинуться на шею первому встречному? Интересно, что скажет по этому поводу наш уважаемый врач?
Слово предоставляется медицинскому работнику.
Ведущая. Итак, медики предупреждают: ранние интимные отношения опасны, пусть с тобой подольше будет слово «нет»!
Ведущий. Предлагаю поверить нашим медикам и продолжить разговор в несколько ином русле. Есть еще один вопрос, который, кстати, вызвал немало нареканий со стороны старшего поколения. Речь о культуре поведения или о тех чувствах, которые «не следует выносить напоказ», – о публичных объятиях, поцелуях…
Идет дискуссия.
Ведущий. Что говорит по данному вопросу наука психология?
Психолог. Истинная любовь всегда застенчива. Это своеобразная драгоценность. Ее берегут и не выносят напоказ. Поцелуи на публику – это нечто, как говорится, из другой оперы. Они могут иметь отношение к балагану, к театральным подмосткам, но не к чувству, которое согрело сердца и осветило мир. Скоморошества вокруг настоящей любви не бывает. Поцелуи напоказ у меня вызывают чувство недоумения и неловкости, словно я случайно убедился в чей-то ущербности или уродстве.
Ведущая. У меня конкретный вопрос. А можно ли девушке пойти с молодым человеком в бар, в кафе?
Идет дискуссия.
Ведущий. Обсуждение этого вопроса показывает, что уклад современной жизни меньше всего похож на домостроевский. Большинство высказавшихся – за хороший, красиво проведенный вечер в доброй дружеской компании, где юноши и девушки уважают друг друга. И можно быть уверенным: они не позволят себе ничего, что задело бы девичье достоинство.
Ведущая. Кстати о компаниях… Вспомним, ведь издавна принято считать, что присутствие хорошо воспитанной девушки облагораживает поведение окружающих. Конечно, если эта девушка действительно воспитанная и стремится уберечь себя от неподобающих для нее разговоров и впечатлений. Другое дело, если в компании оказалась особа, про которую кто-то из опрошенных сказал: «Нет мозгов – одна косметика». Вообще, если девушка все свободное время стремится проводить на дискотеках, особенно не разбираясь, кто ее пригласит, то это свидетельствует об известного рода неразборчивости, нравственной неопрятности и отсутствии серьезных интересов. Как вы думаете, важны ли для современной девушки элементы так называемого традиционного воспитания: такт, стремление к чистоте и целомудрию, умение вести себя скромно и со вкусом одеваться? Или главное – длинные ноги, дорогая помада и кавалерийский наскок?
Идет дискуссия.
Ведущий. Не зря говорят:
Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей
Затмила ты красотою платья?
Психолог. Разрешите мне в подтверждение некоторых высказываний, прозвучавших во время дискуссии, зачитать фрагменты домашних сочинений, написанных по моей просьбе юношами одиннадцатых классов. Их тема: «Девушка, которую я смог бы полюбить…».
Читает фрагменты сочинений.
«…Девушка, которую я смог бы полюбить, должна быть, прежде всего, умной. Без этого красота, как бы она ни была совершенна, мало устроит современного парня, если он требователен к себе. Ведь бывает так, что некрасива лицом, зато блещет умом, с добрым и отзывчивым сердцем».
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда», – сказал в свое время А. П. Чехов. Как это здорово! Эти слова как нельзя лучше подходят к теме сочинения. Конечно, красивой. Только прекрасное вдохновляет на подвиг. Что я понимаю под словом «красивая»? Прежде всего, умение независимо мыслить, неравнодушие, обаяние души. Умение просто и хорошо одеться, а не слепо подражать моде…»
«…Девушка, которую я полюблю, совершенно не похожа на героинь произведений великих классиков: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Нет, время Татьяны Лариной, Наташи Ростовой прошло. Мы входим во взрослую жизнь в условиях всеобщей компьютеризации. Свои симпатии я отдаю стильным, смелым, предприимчивым, короче говоря, таким, как Хакамада…»
«…Во все столетия ум – это первое, что определяло человека. В равной степени это относится к девушке. Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри? Познакомишься с такой и … пропадает к ней интерес. Скучно станет. Моя девушка должна быть эрудированной, с широким кругозором, чтобы могла разобраться в вопросах, которые волнуют меня, чтобы могла быть настоящим другом, настоящей подругой жизни. Девушка, которую я полюблю, найдет свое место в жизни…»
«…Мои современницы… Они такие разные. К сожалению, любимую я еще не повстречал, но хочу обратиться к ней со стихами, которые написала К. Г. Руголь:
Тебе, моей блистательной,
Волшебнице невиданной,
Красавице мечтательной,
Чудесной, неожиданной.
Я не люблю безликих слов,
Их бедность – отвергаю,
Лучистый фейерверк стихов
Тебе я посвящаю.
Плохих, хороших – все прими!
Пойми: душой без лести
Пишу тебе я как могу,
Единственной невесте.
Ты мне являешься порой
Виденьями различными:
То деревенскою красой,
То звездочкой столичною,
То с яркой искоркой в глазах,
Изящной, оживленною,
То опечаленной, в слезах
И чем-то утомленною.
Но все не той, какую жду
Я с трепетным волнением,
Из-за какой ведут вражду
Уверенность с сомнением.
Но кто ты, ясная моя?
Увы, тебя не знаю.
И лишь в мечтаниях своих
Прекрасной созерцаю.
Я вижу лишь далекий свет
И чье-то приближенье.
Я не знаком с тобою, нет –
Ты вся – воображенье!»
«…Мне кажется, что с добропорядочной девушкой парень, даже если он далек от идеала, станет лучше…»
Ведущий. Что скажут гости по обсуждаемому вопросу?
Идет дискуссия.
Ведущая. Мнение зала, как всегда, противоречиво, но мне кажется, в таком случае нас выручит поэзия, которая расцветает там, где кипят страсти. Я подытожу высказывания аудитории с помощью стихотворения:
Будь немного тигрицей
И немножечко серной,
Будь и розой, и птицей,
И святой будь, и стервой.
И котенком, и кошкой.
Будь и сильной, и слабой.
Будь любой понемножку –
Леди, девочкой, бабой …
Лишь не будь ты безликой,
Равнодушной, невзрачной –
Без молитвы, без крика,
Без улыбки, без плача.
Ты не будь не цветущей,
Никакой и ничейной,
Одинокой – живущей
В мире без назначенья.
И поверь безрассудно:
Ты основа и суть.
Ты и тайна, и чудо –
В общем, Женщиной будь.
Светлана Белова
IV. Обобщение.
Ведущий. Итак, голосуем еще раз. Так кто же она, наша современница: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?
Аудитория голосует. Результаты записываются на доске и сравниваются с результатами первого голосования.
Ведущая. Наша современница – та, из которой вырастет современная женщина, умная, независимая, самостоятельная, тактичная, чуткая. Чтобы стать современной, нужна непрерывная работа над собой сегодняшней и, конечно, сильная воля…
Источник