Сосуд пандоры миф о пандоре

Сосуд пандоры миф о пандоре thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2020; проверки требуют 2 правки.

Ящик Пандоры — артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченном в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как “говно”.

В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.

В мифологии[править | править код]

Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].

Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].

Аттическая пиксида, 440—430 до н. э., Британский музей

Этимология «ящика»[править | править код]

«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].

Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» — или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].

Различные версии «ящика»[править | править код]

  • Статуя Пандоры в Петергофе, 1801

  • Статуя Джона Гибсона, 1899

Содержимое «ящика»[править | править код]

В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,
Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.
Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,
В жизни своей переменно и горесть находит и радость;
Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;
Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;
Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]

Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд

Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].

В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].

Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
  2. Chambers Dictionary, 1998
  3. Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
  4. ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
  5. Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
  6. Longman Dictionary of Contemporary English
  7. ↑ Schlegel and Weinfield, «Introduction to Hesiod» p. 6
  8. ↑ Meagher 1995, p. 148
  9. ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
  10. ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
  11. ↑ Meagher 1995, p. 56
  12. ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
  13. ↑ Iliad, 24:527ff
  14. ↑ Theognis, 1135ff.
  15. ↑ Aesopica
  16. In simulachrum spei
  17. Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
  18. ↑ Metropolitan Museum
Читайте также:  Чистка сосудов от бляшек чесноком

Литература[править | править код]

  • Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, introduction and commentary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
  • Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
  • Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
  • Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
  • Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
  • Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
  • Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
  • Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
  • Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
  • Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
  • Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
  • Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
  • Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
  • Verdenius, Willem Jacob, A Commentary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth discussion and synthesis of the various theories and speculations about the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
  • West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)

Источник

Все помнят миф о Прометее, который подарил людям огонь, за что и был прикован по велению Зевса к скале. Каждый день к Прометею прилетал орел и клевал печень. За ночь печень восстанавливалась, а на следующий день орел прилетал вновь.

Невыносимые муки испытывал Прометей, но богам показалось, что это наказание недостаточно для того, кто пошел против воли богов. Тогда боги придумали для Прометея новое наказание, которое решили преподнести ему в виде дара. И это наказание было необычным. Боги решили подарить Прометею женщину. Умные же все-таки боги. Знали уже тогда, что женщины приносят большие несчастья лицам мужского пола – и смертным, и богам.

Создать женщину Зевс поручил Гефесту, богу огня и кузнечного мастерства. В своей кузнице из воды и земли Гефест создал женщину, умеющую говорить. Другие боги тоже приняли участие в создании женщины – богиня любви Афродита наделила её красотой, Гермес – плутовством, коварством и хитростью, богиня мудрости Афина одела её в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандорой, что означает “всем одарённая”, так как боги оделили её дарами.

Джеймс Бэрри. Рождение Пандоры

Джон Д. Баттен. Пандора, 1913

Генри Говард. Пандора, одаренная богами, 1834

Эх, хороша получилась Пандора! Боги были довольны результатом своего творения.

Франческо Альбани. Зевс и Пандора, 17 в.

Уильям Этти. Пандора, увенчанная Временами Года, 1824

Эрнест Норман. Пандора, 1899

Доставить Пандору к Прометею поручили Гермесу.

Жан Ало. Пандора, сопровождаемая Гермесом, 19 в.

Но Прометей знал, на какие подлости способны боги, и от дара отказался.

Иосиф Абель. Прометей, Гермес и Пандора, ок. 1818

Зато брат его Эпиметей , увидев Пандору, воспылал к ней страстью.

Генри Ховард. Эпиметей очарован Пандорой, 1834

Хотя и просил Прометей брата не принимать Пандору от богов, Эпиметей остался глух к его словам. “Хочу Пандору в жены!”, – и всё тут.

Читайте также:  У кого стент в сосудах

Боги, поразмыслив, отдали Эпиметею Пандору. Если нельзя наказать Прометея, то можно наказать так любимых им смертных. На свадьбу Эпиметея и Пандоры боги преподнесли им небольшой ящичек (некоторые потом говорили, что не ящик, а сосуд) и наказали ни в коем случае его не открывать.

Эпиметей, как послушный воле богов, запрятал ящичек подальше. Но любопытная Пандора никак не могла успокоится. Она отыскала его и в отсутствие Эпиметея решила ящик открыть.

Джордж Хичкок. Пандора, ок. 1895

Жюль Лефевр. Пандора, 1882

Вильям Бугро. Пандора, 1890

Лоуренс Альма-Тадема. Пандора, 1881

Джеймс Сметэм. Пандора, ок. 1865

Одилон Редон. Пандора, ок. 1914

Луи Эрсан. Пандора в лесном пейзаже, 19 в.

И, конечно, открыла. О, Пандора! Что же ты наделала? Ведь в ящике, подаренном богами, хранились беды, до той поры неизвестные человечеству. Открыв крышку, Пандора выпустила на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки.

Данте Габриел Россетти. Пандора, 1879

Джон Уильям Уотерхаус. Пандора, 1898

Фредерик Стюарт Чёрч. Открытый ящик Пандоры, 19 в.

Борис Валеджо. Пандора открыла ящик, 1992

Артур Рэкем. Пандора, 20 в.

Испугалась Пандора, увидев, что натворила. Хотела захлопнуть крышку, но было уже поздно. Все разлетелось по миру. На дне ящика осталась лишь Надежда.

Чтобы хоть как-то спасти положение, Пандора не стала её задерживать. Надежда тоже вылетела к людям.

А что Пандора?

Уолтер Крейн. Пандора, 1885

Продолжила совместную жизнь с Эпиметеем, родила ему дочь. Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп. Так говорят греческие мифы.

А еще, в память о Пандоре, в веках сохранилось выражение “Открыть ящик Пандоры”, что означает сделать действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить.

Источник

Миф о Пандоре

Согласно древнегреческой мифологии Пандора была первой женщиной, которую сотворил Гефест по воле Зевса. Создана она была путем смешения глины и воды. Гермес подарил ей такие человеческие качества, как хитрость, сладкоречие и коварство, а другая богиня, Афродита, наделила ее неземной красотой. Для людей Пандора должна была стать чем-то вроде наказания за похищенный для них огонь.

Так все и получилось. Пандора из-за своих безответственных действий наслала на человечество беду и несчастье, о чем и повествует легенда про ящик Пандоры (также существует иной перевод: «шкатулка Пандоры», «ларец Пандоры» и «сосуд Пандоры»).

Миф – ящик Пандоры

Имел мудрый провидец Прометей брата. Это был еще один титан, имя которого Эпиметей. В переводе его имя означало «тот, кто думает потом».
Был этот парень очень мудрым, но только по вреду. Вот его и решил сделать Зевс неким оружием для мести Прометею и людям.

Приказал Зевс кузнецу Гефесту смешать воду с глиной и слепить девушку прекрасную. Много богов участвовало в этом процессе, и каждый из них подарил девушке что-то от себя. Так, Афродита подарила ей неземную красоту и нежный голос. Афина надела на нее серебряное одеяние и золотое ожерелье. Посланец Гермес наделил ее способностями вранья и сладкоречия.

Долго сидели боги и думал, как же назвать эту прелестную девушку. Спустя некоторое время дали ей имя Пандоры, что в переводе значит «та, что одаренная богами». Гермес отнес это чудо к наивному Эпиметею, а тот, несмотря на все предостережения брата, принял ее, как подарок от Зевса. Она была чересчур красивой и соблазнительной, поэтому женитьбы долго ждать не пришлось.

Хозяйничала Пандора в доме Эпиметея круглые сутки. Ее нос влезал в любой угол и все разнюхивал. Но наиболее девушку привлекал ящик с тяжелой крышкой. Этот ящик был прислан богами Эпиметею для хранения, а на крышке его были выбиты слова с запретом: «Не снимать крышки!» Но куда там подобные запреты, когда в женщине бурлит интерес. К тому же и рядом никого не было, кто мог бы увидеть то, что она сейчас намеревается сделать.
Как только она слегка приоткрыла крышку ящика, изнутри сразу же вылетели заключенные беды. Это была война, хворь и человеческие недостатки. На дне ящика осталась лишь надежда, которая не успела вылететь вместе со всеми, потому что испугавшаяся Пандора захлопнула крышку.

Долго ждать не пришлось, чтобы беды и невзгоды дали о себе знать. В тот же день, в ночное время, подкрались они ко всем людям, к которым успели и завладели их чувствами и эмоциями. С тех пор портят они жизни многих людей.

Ящик Пандоры и современная культура

Известно, что в прошлом, популярный древнегреческий миф о Пандоре имел несколько иной перевод. О том, что это был именно «ящик», человечество обязано нидерландскому ученому Северного Возрождения Эразиму Роттердамскому. Впервые он употребил фразу «ящик Пандоры» в своей большой работе «Пословицы» (Adagia).

До сих пор считается, когда человек интересуется практическим всем, даже тем, чем не надо, он может погубить как себя, так и своих близких. Из этого произошло много народных пословиц и поговорок, «не суй свой нос, куда не следует», например.

Читайте также:  Буддийский сосуд из черепа сканворд

И говоря о ящике Пандоре, люди по сегодняшний день вспоминают о девушке, сотворенной богами. Обосновано это множеством упоминаний о ящике в литературе (братья Стругацкие назвали одну из фантастических планет Пандорой) и в кинематографе (немой фильм 1928 года «Ящик Пандоры» и др.)

Многие классики трактовали миф по-своему. Так, знаменитый Тахо-Годи, советский филолог-классик, говорил, что легенда о Пандоре – это история о женском начале, которая олицетворяет нечто губительное и лживое.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требует 21 правка.

У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Пандора (значения).

Пандо́ра (др.-греч. Πανδώρα — «»[2][3], или [4][5]), в древнегреческой мифологии — первая женщина[* 1], создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня[2]. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь-женщин. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры[* 2]), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда[3][6].

В Новое время стала крылатой фраза «открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными).

Мифология[править | править код]

В древнегреческой мифологии, у Гесиода в Теогонии (VIII—VII век до н. э.) — первая женщина на земле[4][7], созданная Гефестом по велению Зевса (в наказание людям за огонь, похищенный для них у богов Прометеем)[3]. Бог огня Гефест, смешав глину с водой, слепил её при участии Афины и других богов, которые наделили Пандору подарками (отсюда её имя)[2][8]: так, Афродита одарила её красотой, Гермес — сладкоречием, хитростью и коварством, Афина нарядила её[3][6][7][9].

Соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея, и стала его женой[10][11][12]. От мужа она узнала, что в доме есть ларец (либо пифос[13][14]), полученный им от Зевса (или же этот сосуд (ящик) был получен ею от Зевса[7][15][16]), и его нельзя открывать. Если же нарушить запрет, человечество ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла его, и все эти беды обрушились на мир. Когда Пандора захлопнула крышку, то на дне осталась лишь надежда[6], — это толкуется как то, что люди остались лишены её[2][5][17][18].

Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп и возродили к жизни человеческий род[2][18][19].

О Пандоре рассказывается в гесиодовской «Теогонии». У Гигина и Аполлодора не упоминается её знаменитый ящик, у Гесиода нет о рождении Пирры[20].

Пандоре приносили в жертву белую овцу[21].
Она — действующее лицо сатировской драмы Софокла «Пандора, или Молотобойцы» и комедии Никофона Афинского «Пандора».

Рецепция образа[править | править код]

  • Драму Пандора (1992) написал Жан-Кристоф Байи.

В астрономии[править | править код]

Именем Пандоры назван астероид (55) Пандора, открытый в 1858 году, и спутник Сатурна Пандора, открытый в 1980 году.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Dora and Erwin Panofsky, Pandora’s Box: The. Changing Aspects of a Mythical Symbol. [1956] (рус. «Ящик Пандоры»)

Ссылки[править | править код]

  1. ↑ Пирра // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1898. — Т. XXIIIа. — С. 677.
  2. 1 2 3 4 5 Греческая мифология. ПАНДОРА
  3. 1 2 3 4 Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. 1 2 Пандора // Словарь античности
  5. 1 2 Пандора // Редис Б. Кто есть кто в античном мире
  6. 1 2 3 Пандора // Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
  7. 1 2 3 Пандора // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. // Энциклопедия Кольера
  8. ↑ Гесиод. Труды и дни 59-82; Гигин. Астрономия II 15, 3; Эсхил. Прометей-огневозжигатель, фр. 369 Радт
  9. ↑ Пандора
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 7
  11. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 2
  12. ↑ Пандора // А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
  13. ↑ Нонн. Деяния Диониса VII 56
  14. ↑ Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. ↑ Пандора — в словарях-справочниках по античному миру
  16. ↑ Введенский Б. А. Большая советская энциклопедия. Том 31 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 апреля 2015. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  17. ↑ Пандора
  18. 1 2 Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.
  19. ↑ Девкалион // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  20. ↑ Примечание 142
  21. ↑ Аристофан. Птицы 971
  • Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 281 / А. А. Тахо-Годи
  • Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.

Источник