Сосуд пористый для демонстрации диффузии

Сосуд пористый для демонстрации диффузии thumbnail

Государственное
образовательное учреждение высшего

профессионального
образования

«БИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ»

Кафедра
общей физики и методики обучения физике

ИНСТРУКЦИЯ

к
лабораторной работе №6

Строение
вещества

Бирск
– 2008

Лабораторная
работа № 6. Строение вещества
Инструкция
по выполнению работы

Цель
работы
:
Научиться разрабатывать экспериментальные
установки, проводить опыты, подтверждающие
молекулярное строение вещества и
основные свойства молекул.

Задание
1
. Изучите
по школьному учебнику тему «Строение
вещества» (7 класс). Повторите основные
знания, которые должны быть усвоены
учащимися в этой теме и выпишите
формулировки элементов знаний, относящихся
к системе демонстрационного эксперимента
в этой теме (смотри задание 3), в тетрадь.

Задание
2
. Изучите
по описаниям и инструкциям следующие
приборы:

  1. сосуд
    пористый для демонстрации диффузии
    газов;

  2. модель
    броуновского движения;

  3. микроманометр;

  4. цилиндры
    свинцовые со стругом;

  5. штативы

Задание
3
. Разработайте
принципиальные схемы и смонтируйте с
помощью имеющихся приборов экспериментальные
установки для следующих опытов:

  1. Диффузия
    жидкостей.

  2. Диффузия
    газов.

  3. Сравнение
    скоростей диффузии разных газов.

  4. Уменьшение
    объема при растворении

  5. Явление
    межмолекулярного взаимодействия

  6. Поверхностное
    натяжение

  7. Капиллярные
    явления

Задание
4.
Подготовьтесь
к проведению экспериментов с собранными
ЭУ по следующему плану:

  1. Цель
    эксперимента;

  2. Метод
    проведения эксперимента;

  3. Проектирование
    и конструирование ЭУ (или описание
    готовой ЭУ);

  4. План
    проведения эксперимента;

  5. Анализ
    полученных результатов;

  6. Вывод
    из опыта;

  7. Эмпирический
    вывод;

  8. Теория
    эксперимента

Задание
5.
Подготовьте
письменный отчет по выполнению
лабораторной работы, включив в него:

  1. Название
    работы; Цель работы;

  2. Результаты
    выполнения задания №1;

  3. результаты
    выполнения задания 2.

  4. Описание
    экспериментов по указанному в задании
    4 плану с рисунками ЭУ.

Описания приборов, используемых в теме

Сосуд
пористый

для
демонстрации диффузии газов

(рис. 1) пред­ставляет
собой цилиндр диаметром 40 мм и высотой
80 мм с пористыми стенками,
через которые могут диффундировать
газы. Цилиндр плотно за­крыт цоколем,
имеющим небольшой отросток с патрубком.
На патрубок может надеваться резиновая
трубка, соединенная с водяным
демонстраци­онным манометром или с
микроманометром.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии

Действие
пористого сосуда основано на том, что
газы с различной мо­лярной массой
диффундируют через пористую перего­родку
с разной скоростью.
Если внутри и вне сосуда окажутся
разнородные газы, то за счет разной
скорости диффузии давление внутри
цилиндра может оказаться от­личным
от наружного. Это изменение давления
фиксирует манометр.

Пористый
сосуд необходимо предохранять от пыли
и загрязнения ру­ками. Для хранения
его следует помещать в стакан или футляр.

Модель броуновского
движения

Сосуд пористый для демонстрации диффузии

Микроманометр
(рис. 2) служит для измерения малых
изменений давления
(порядка нескольких миллиметров водяного
столба). Прибор мо­жет
измерять как избыточное давление, так
и разрежение. Предел измере­ний
20 мм вод. ст., цена деления 1 мм вод. ст.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии

Чувствительным
элементом прибора
является
герметичная коробка, состоящая
из двух мембран, спаянных по краям.
Внутренняя полость ко­робки
соединена с коническим штуцером,
выведенным на боковую стенку. На штуцер
может надеваться резиновая трубка,
соединенная с измеряемым объектом.
Разность давлений вызывает прогибание
мембраны и перемещение
ее центра. А это приводит к перемещению
стрелки. Для установки стрелки
на нуль служит корректор, ручка которого
выведена с обратной стороны
прибора.

Микроманометр
применяют в опытах по аэродинамике,
молекулярной физике.

Цилиндры
свинцовые со стругом

(рис. 3) служат для демонстрации
молекулярного сцепления соприкасающихся
твердых тел.

Прибор
состоит из двух одинаковых цилиндров,
каждый из которых имеет
стальную часть с крючком и свинцовую с
гладкой поверхностью. Прибор
снабжен приспособлениями для зачистки
торцовой части свинцо­вых цилиндров
– стругом, а также направляющей трубкой
с двумя боковы­ми
вырезами.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии

Штативы
служат для сборки установок и закрепления
различных приборов
на требуемой высоте при демонстрации
опытов и проведении лабораторных
работ.

В
набор штатива
универсального
(рис.
4 а) входят две массивные чу­гунные
треноги 1,
стержни-стойки
2
длиной
по 750 мм, имеющие на конце одна
наружную резьбу, а другая внутреннюю,
стержень-стойка 3 длиной 300
мм, два стержня 4
с
одним изолирующим наконечником для
опытов по электричеству, две крестообразные
муфты 5
для
крепления стержней во взаимно
перпендикулярном направлении, две муфты
с шаровой опорой 6,
лапка-держатель
с. параллельными губками 7, кольцо 8,
малые
муфты с зажимными
винтами и крючками 9,
струбцина
10.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии

В
комплект штатива
физического

(рис. 46) входят чугунная подстав­ка-основание,
в которой крепится стойка, перпендикулярная
и параллель­ная
муфты, подъемный столик, лапка-держатель
с параллельными губками, кольцо, стойка
длиной 250 мм.

В
комплект штатива
лабораторного

входят массивная подставка-плита,
стойка длиной 790 мм, три кольца, две
лапки-держателя, зажим для холодильника,
шесть крестообразных муфт. В комплект
штатива
для
фронтальных
работ

входят плита-основание, стержень длиной
580 мм, две
крестообразные муфты, лапка-держатель,
кольцо.

Источник

  • Ин. языки
  • Информатика
  • История
  • Математика
  • Педагогика
  • Психология
  • Тех. науки
  • Физика
  • Философия
  • Экономика

Учебный эксперимент по МКТ. Оборудование, необходимое для постановки данного эксперимента обозначено здесь.

Многое из того оборудования, которое используется при постановке учебного эксперимента по механике, используется также при постановке эксперимента по основам молекулярно-кинетической теории и термодинамики.

Вместе с тем, есть и такое оснащение кабинета, которое используется практически только в демонстрационном эксперименте по основам этих теорий.

Молекулярно-кинетическая теория рассматривает хаотическое тепловое движение частиц, из которых состоят макроскопические тела. Вводит характеристики такого движения и связывает их с макроскопическими характеристиками тел. Она объясняет явления макромира на основе представлений о тепловом движении и взаимодействии молекул.

Читайте также:  На животике у новорожденного видны сосуды

Из-за невозможности непосредственного наблюдения теплового движения частиц, из которых состоят различные вещества, ставится физический эксперимент, позволяющий опосредствованно судить о наличии такого движения (диффузия, броуновское движение) или демонстрировать его механическую модель. В последнем случае используется модель для демонстрации броуновского движения, из которой вынута шайба, имитирующая броуновскую частицу.

При демонстрации явления поверхностного натяжения используются проволочные фигуры, с помощью которых демонстрируются свойства мыльных пленок, и проекционный динамометр. При демонстрации капиллярных явлений — наборы капиллярных трубок и фильтровальная бумага, по порам которой поднимается жидкость.

Для демонстрации явления диффузии в газах и скорости его протекания используются летучие сильно пахнущие жидкости и пористый сосуд, помогающий понять, что молекулы различных газов при одинаковой температуре движутся с различными скоростями. Действие сил межмолекулярного взаимодействия демонстрируется с помощью свинцовых цилиндров и стеклянных пластинок, прилипающих к поверхности воды.

При изучении броуновского движения используется и его механическая модель, и микроскоп с приспособлениями для индивидуального наблюдения, и специальная камера.

При изучении адиабатного сжатия воздуха используется воздушное огниво. Для демонстрации теплопроводности используется специально разработанный прибор или два стержня одинакового диаметра, изготовленные из разных металлов, с прикрепленными к ним с помощью пластилина или парафина деревянными палочками или гвоздиками.

Для демонстрации различных видов теплопередачи используются пробирки с кипящей водой, трубка для демонстрации конвекции в жидкости, теплоприемник, источник тепла (обычно электроплитка), жидкостный манометр.

Прибор для изучения газовых законов представляет собой металлический гофрированный сосуд переменного объема, в котором может удерживаться воздух постоянной массы.

Среди оснащения, используемого при изучении основ молекулярно-кинетической теории и термодинамики должны быть (кроме упоминавшихся выше) такие измерительные средства как демонстрационные (жидкостный и электрический) и лабораторные термометры; психрометры и гигрометры; калориметры. Имеются также различные наборы (для изучения капиллярности, модуля упругости, тел для калориметра) и модели (турбины и четырехтактного двигателя внутреннего сгорания).

Завершая обзор учебного оборудования, отметим, что во многих случаях конкретное физическое явление, проявление конкретного физического закона можно воспроизвести, используя разное оборудование, собирая разные учебные экспериментальные установки. Самый необходимый минимум оборудования  для постановки учебного эксперимента по механике школьные кабинеты, как правило, имеют. Но отсутствие в кабинете того или иного прибора вовсе не означает, что демонстрация или лабораторная работа неосуществимы. Так, многие школы не имеют в своем распоряжении универсальной установки для опытов по кинематике и динамике. В этом нет ничего страшного. Не следует думать, что только с помощью такой установки можно обеспечить учебный эксперимент по кинематике и динамике. Обладая многими достоинствами, они не лишены и недостатков, которых можно избежать, используя более простое оборудование. К тому же, если на всем протяжении изучения механики ученик будет видеть только одну и ту же установку, даже очень хорошую, он невольно станет  связывать все изучаемые понятия и связи между ними только с данной конкретной установкой, а это будет мешать формированию обобщенных подходов к изучению материала. Сказанное относится к любой теме школьного курса физики. Будущие учителя должны быть, прежде всего, психологически готовы к тому, что воспроизвести предмет познания можно самыми разными способами и на разном оборудовании, иногда с помощью самых простых подручных средств. Такие демонстрации оказываются во многих отношениях гораздо ценнее, чем поставленные только с использованием сложного заводского оборудования.

Источник

Патент ссср 246163

Иллюстрации

Патент ссср  246163 (патент 246163)

Патент ссср  246163 (патент 246163)

Показать все

Реферат

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Са!аз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 42п, 11/01

Заявлено 17 1.1968 (№ 1210547/28-12) с присоединением заявки №

МПК 6 Olb

УДК 533(07.08) (088.8) Приоритет

Опубликовано 11 VI.1969. Бюллетень ¹ 20

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Дата опубликования описания 12.XI.1969

В. И. Травинский и В. И, Травинский

Авторы изобретения

Заявитель

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ДИФФУЗИИ ГАЗОВ

Известны учебные приборы для демонстрации диффузии газов, в которых используется сосуд для рабочего вещества (газа) и пористое тело.

Предлагаемый прибор имеет более широкие демонстрационные возможности. Для этой цели он снабжен нагревателем, V-образным жидкостным манометром с поднимающимся коленом и фотоэлементом, являющимся датчиком процесса диффузии; сосуд для рабочего вещества выполнен в виде двух прозрачных баллонов, соединенных через вакуумные краны с двумя горизонтальными сменпыми руоками, дис1 !етры !ëo!0(ýûõ значитель!!О меньше их длин, пористое тело помещено в одной из трубок, а в качестве рабочих веществ используются газы с одинаковыми молекулярными весами, например двуокись азота и углекислый газ.

На чертеже схематически изображен учебный прибор для демонстрации диффузии газов, общий вид.

На щите 1 смонтированы выполненные из прозрачного ма!ериала баллоны 2 и 8 для газа, трубки 4 и 5 с пористым телом б, в которых происходит диффузия газов, вакуумные краны 7 (двухходовой) 8, 9 1Î (трехходовые), L-образный жидкостной манометр 11 с гибким шлангом 12 и поднима!ощимся коленом 18. 3а трубкой 5 расположен фотоэлемент 14, который является датчиком процесса диффузии. Нагреватель для создания градиента температур в баллонах на чертеже не показан.

Соединение трубок 4 и 5 с вакуумными кранами 8 и 9 разъемное. В комплект прибора входит набор грубок различных диаметров.

Читайте также:  Таблетки от заболеваний сосудов

Для удобства проведения лекционных демонстраций объем баллонов 2 и 8 выбран значительно большим, чем объем трубок 4 и 5.

С целью сокращения времени демонстрации пористое тело помещено в трубке 4 вблизи баллона 2. Трубки 4 и 5 и Оаллоны 2 и 8 расположены на белом фоне. Работает прибор следующим образом, Устанавливают трубки выбранных параметров, которые герметически изолируют от воздуха, и в прибор вводят рабочие газы. Сначала через патрубок 15 и кран 10 полностью заполняют углекислым газом, баллон 8 и трубки 4, 5 — до вакуумного крана 8. Затем через патрубок 16 и кран 7 баллон 2 заполняют двуокисью азота.

На описываемом приборе проводят следующие демонстрации:

1, Самодиффузия: Тко., = Тсо„ Рхо., = Рсо,. где Т вЂ” температура, Р— давление, Л4 — молекулярный вес.

2. Терм одиффузия: T хо., Тсо,,, ЛЬО., = 111со ..

30 3. Диффузия газов с разными молекулярны246163

Предмет изобретения

10 15

Составитель С. Либерман

Техред Л. Я. Левина Корректоры: С, М. Сигал и В. И. Жолудева

Редактор Э. H. Шибаева

Заказ 2759!18 Тираж 480 Подписное

Ц1-1И11ПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

3 ми весами: Тъо,— — Т„,»; Мко.=Мсо, Рко.,+

+ +co,.

4. Диффузия газов с разными молекулярными весами: Тмо,=Т„„»; -xo, -Лвоа»

°,/И -л,л„л

5. Диффузия газов через пористую перегородку . Тко = Тсо,i Miî, + Мсо,.

6. Зависимость диффузии газов от площадки, через которую осуществляется диффузия.

1. Учебный прибор для демонстрации диффузии газов, в котором используется сосуд для рабочего вещества (газа) и пористое тело, отличающийся тем, что, с целью расширения его демонстрационных возможностей, он снабжен нагревателем, U-образным,жидкостным манометром с поднимающимся коленом, и фотоэлементом, являющимся датчиком процесса диффузии, сосуд для газа выполнен в виде двух прозрачных баллонов, соединенных через вакуумные краны с двумя горизонтальными сменными трубками, диаметры которых значительно меньше их длин, а пористое тело помещено в одной из трубок.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что в качестве рабочих веществ используются газы с одинаковыми молекулярными весами, но различной прозрачностью, например двуокись

15 азота и углекислый газ.

Источник

Диффузия.

Тип урока: комбинированный.

Цели.

  1. Формирование представления о диффузии, как о
    явлении
  • самопроизвольного смешивания веществ в
    твердом, жидком и газообразном состояниях,
  • непрерывном и хаотичном движении молекул.
  1. Формирование представления о значении
    диффузии.
  2. Формирование логического мышления, умений
    обобщать.
  3. Развитие познавательного интереса учащихся.

Демонстрации:

  1. Освежитель воздуха “Кофе”, (или любой
    другой освежитель, на котором подписано название
    “Лимон”, “Апельсин”, “Хвойный”)
  2. Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.)
  3. Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.
  4. Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного
    купороса)
  5. Модель броуновского движения, кодоскоп для
    проекции.
  6. Пшено и горох.
  7. Микроскоп для наблюдения броуновского движения
    частиц туши в молоке.
  8. Таблицы: “Диффузия в природе”,
    “Цементация”
  9. Шабловский “Нескучный урок”, с. 31, с.17.

Ход урока.

1. Оргмомент

    Приветствие

  • Проверка наличия учебных принадлежностей
  • Проверка присутствующих
  • 2. Повторение

    1. У доски:

    • Строение вещества. (№49 Лукашик).
    • Молекулы. (№50 Лукашик).

    2. На местах все:

    Физический диктант “Веришь – не веришь”

    (На столе листы с текстом физического диктанта
    (1-2 вариант). Школьники записывают под
    соответствующим номером “да”, если они
    считают это утверждение верным, или “нет”,
    если считают его неверным)

    Вариант 1.

    1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва
      различимых невооруженным глазом. (Нет)
    2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые
      можно увидеть на экране электронного микроскопа.
      (Да)
    3. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к.
      каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
    4. Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)
    5. В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)
    6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в
      объеме, т. к. промежутки между молекулами
      становятся больше. (Да)
    7. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды,
      может занять любую площадь. (Нет)
    8. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы
      льда. (Да)
    9. Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)
    10. Атомы состоят из молекул. (Нет)

    Вариант 2.

    1. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых
      в оптический микроскоп. (Нет)
    2. Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)
    3. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к.
      промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)
    4. Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
    5. В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)
    6. Молекулы водяного пара отличаются от молекул
      воды. (Нет)
    7. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
    8. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить
      четырехлитровый сосуд. (Да)
    9. Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)
    10. Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)

    3. Основной материал.

    1. Диффузия:

    • в газах.

    Урок начинаю с распыления освежителя; в случае,
    если ученик почувствовал запах, он должен встать.
    Таким образом, постепенно, через пару минут,
    встанут все учащиеся класса. Они безошибочно
    определят, что за освежитель был распылен.

    В беседе учащиеся подводятся к выводам:
    жидкость, освежитель, превращается в пар;
    молекулы газа находятся в движении; скорость
    молекул газа значительна; между молекулами
    газов, из которых состоит воздух, имеются
    промежутки; вещества способны перемешиваться по
    причине движения молекул.

    • в жидкостях

    У меня на столе в высокий стакан налиты две
    жидкости: снизу голубой раствор медного
    купороса, сверху – вода; между ними резкая
    граница. Если купорос и вода способны
    самопроизвольно смешаться, то граница между ними
    должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за
    этой границей между жидкостями.

    В это время демонстрирую диффузию газов на
    следующем опыте: к внутренним стенкам высокого
    цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные
    фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр
    закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему
    кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ
    аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух
    перемешиваются, то рано или поздно полоски
    бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.

    Предлагаю также следить за их цветом.

    А в это время рассказываю об эксперименте со
    смешиванием твердых тел.

    • в твердых телах

    Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу
    пластины из золота и свинца диффундируют на
    глубину 1мм за 5 лет.

    Демонстрация диффузии кристаллов йода на
    стекле под слоем парафина.

    (парафин около кристалликов йода окрасился в
    коричневый цвет)

    Учитель: Итак, что же произошло за это время в
    первых двух экспериментах?

    Учащиеся: Граница между жидкостями не
    изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и
    воздух перемешались в сосуде.

    Учитель: Однако смотрите, что получилось в
    стакане, куда аккуратно налили купорос и воду
    неделю назад.

    Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода
    перемешались.

    Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из
    наблюдений и опытов.

    Учащиеся: Если привести в соприкосновение
    твердые тела, жидкости или газы из разных
    веществ, то они сами собой смешиваются.

    Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в
    физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.

    (Работа с учебником, запись определения в
    тетрадь.)

    Явление, при котором происходит
    самопроизвольное взаимное проникновение
    молекул одного вещества между молекулами
    другого, называют диффузией

    (В итоге, в тетради обучающихся и на доске
    создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)

    Перед учениками ставлю вопросы:

    • Какие свойства молекул обусловливают
      смешивания веществ?
    • Почему возможна диффузия?
    • Какие невидимые процессы происходят с
      молекулами при диффузии?
    • Как объяснить явление проникновение одного
      вещества в другое?
    • Могло бы оно происходить, если бы молекулы были
      неподвижны и между ними не было промежутков?

    Фронтальный эксперимент.

    Демонстрация явления диффузии на модели:

    1. В стаканчик насыпать не доверху горох,
    2. Досыпать стаканчик с горохом пшеном
    3. Слегка встряхнуть стаканчик.

    (Достаточно эффектно видно, как проникают
    крупинки пшена в промежутки между горошинами)

    После проведенного эксперимента и беседы с
    учащимися подчеркиваю, что явление диффузии
    происходит без вмешательства извне, за счет
    движения самих молекул, т.е. может быть объяснено
    только тем, что молекулы беспрерывно и
    беспорядочно движутся и сталкиваются.

    Учитель: Как будет вести себя маленькая
    частичка нерастворимого вещества в жидкости,
    если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно
    и беспорядочно движутся?

    Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу,
    движутся в разных направлениях, часть из них
    ударяются о частицу. Поскольку частица
    маленькая, она может двигаться под действием
    этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно,
    то число ударов с разных сторон в один и тот же
    момент различно, и частица будет двигаться то в
    одну, то в другую сторону, беспорядочно.

    (демонстрация с помощью прибора “Модель
    броуновского движения”)

    Явление беспорядочного движения взвешенных
    нерастворимых частиц вещества в жидкости или
    газе называют броуновским движением.

    Откуда такое название, вы узнаете дома из
    учебника. Пронаблюдать броуновское движение
    можно под микроскопом, на перемене это каждый
    сможет сделать.

    Различие в скорости протекания диффузии
    твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.

    Ученики:

    • Газы – самые быстрые молекулы.
    • Жидкости – скорость молекул меньше, чем в газах.
    • Твердые тела – молекулы еле колеблются около
      своего положения.

    2. Значение диффузии в природе и
    производственной практике.

    • Вследствие диффузии газа состав воздуха у
      поверхности Земли однороден;
    • Диффузия имеет существенное значение в питании
      растений и других организмов;
    • Явление диффузии используют на сахарных
      заводах при извлечении сахара из свеклы;
    • На явлении диффузии основаны соление овощей,
      варка варения, получение компотов и многие
      другие технологические процессы;
    • Диффузию молекул твердых тел используют в
      технике: для придания железным и стальным
      деталям значительной твердости их поверхностный
      слой подвергают диффузному насыщению углеродом
      (цементация).

    3. Зависимость диффузии от температуры.

    • Диффузия ускоряется с повышением температуры: с
      повышением температуры увеличивается скорость
      движения молекул.

    4. Закрепление.

    Объясните почему:

    1. Бельё разного цвета, замоченное вместе,
      окрасилось?
    2. Огурцы через несколько дней после того, как их
      положили в рассол, стали солеными?
    3. Природный газ при неправильной эксплуатации
      может разорвать баллон, в котором он находится?
    4. Шарик раздувается при наполнении его газом?
    5. При составлении гербария растения
      высушиваются?

    5. Итоги урока

      Что мы узнали о молекулах?

    1. Что такое диффузия?
    2. В каких телах происходит диффузия?
    3. Дома.

        1. Всем:
          • §9,
          • вопросы к §9,
          • экспериментальное задание №2(1).

        1. Одному учащемуся:
        2. доклад на тему:
          “Использование явления диффузии в технике и
          повседневной жизни”.

        3. Для желающих:
        4. Шабловский “Нескучный урок”,
          с.17, с. 31.

        5. Для желающих:
        6. Рисуем явление диффузии.

      Источник

      Читайте также:  Как восстановить эластичность сосудов ног