Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов thumbnail

Внимание! Внизу под фото есть информативное видео!

1. Назначение

Прибор предназначен для демонстрации явления диффузии в газах и жидкостях на уроках физики в основной и средней общеобразовательной школе, а также в учреждениях среднего профессионального образования.

Изделие рассчитано на использование в условиях типовых учебных кабинетов физики.

2. Устройство и работа с прибором

Прибор состоит из стеклянной трубки, запаянной с одного конца, и подставки, к которой она крепится. В комплект входит пипетка и упаковка с индикатором.

Внутри трубки находится вкладыш, поверхность которого обернута пористым материалом. Отверстие трубки закупорено пробкой, в которую вставлен стержень с ватным тампоном. На подставке прибора закреплена клипса, с помощью которой трубка удерживается в вертикальном положении.

В качестве индикатора используется фенолфталеин.Для проведения опыта требуется нашатырный спирт (10% -й раствор аммиака).

При подготовке демонстрации готовят спиртовой раствор фенолфталеина. Для этого порошок фенолфталеина пересыпают в сосуд с раствором этилового спирта и после того, как он растворится, доводят общий объем до нужного значения, доливая прокипяченную воду.

Демонстрация диффузии в газе.

Раствором индикатора смачивают пипеткой поверхность вкладыша и помещают его внутрь цилиндра, установленного вертикально на подставке. Ватный тампон, закрепленный в пробке, смачивают раствором аммиака и закупоривают пробкой отверстие цилиндра.

По мере того, как молекулы нашатыря, диффундируя между молекулами воздуха, находящегося в цилиндре, достигают поверхности, смоченной фенолфталеином, она окрашивается в розовый цвет.

Демонстрация диффузия в жидкости.

1-й способ:

Цилиндр устанавливают на подставке вертикально, удалив из него вкладыш, и заполняют часть его объема раствором индикатора. Отверстие цилиндра закупоривают пробкой, смочив предварительно ватный тампон нашатырным спиртом. Наблюдают, как спустя некоторое время, поверхность индикатора окрашивается в розовый цвет. Со временем, по мере диффундирования окрашенных слоев вглубь индикатора, он приобретает розовый цвет по всему объему.

Диффузия раствора купороса в воде.

2-й способ:

Цилиндр заполняют до половины объема насыщенным раствором медного купороса. На раствор купороса сверху наливают воду заранее прокипяченную и остуженную, не допуская перемешивания жидкостей. Обращают внимание на четкую границу между водой и купоросом. Наблюдая за ходом опыта на протяжении нескольких дней убеждаются, что с течением времени граница между водой и купоросом постепенно исчезает. Спустя примерно десять дней жидкость в сосуде станет окрашенной равномерно.

3. Технические характеристики

Диаметр цилиндра, не менее

20 мм

Высота цилиндра, не менее

200 мм

Размер поверхности вкладыша, не менее

16х130 мм

Масса прибора в сборе, не более

100 г

Гарабаритные размеры в упаковке, не более

270х140х40мм

4. Комплект поставки

Подставка прибора в сборе

1 шт

Цилиндр в сборе

1 шт

Упаковка с индикатором

1 шт

Пипетка

1 шт

Руководство по эксплуатации

1экз

Лоток укладочный

2 шт

Источник

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра общей физики и методики обучения физике

ИНСТРУКЦИЯ

к лабораторной работе №6

Строение вещества

Бирск – 2008

Лабораторная работа № 6. Строение вещества Инструкция по выполнению работы

Цель работы: Научиться разрабатывать экспериментальные установки, проводить опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества и основные свойства молекул.

Задание 1. Изучите по школьному учебнику тему «Строение вещества» (7 класс). Повторите основные знания, которые должны быть усвоены учащимися в этой теме и выпишите формулировки элементов знаний, относящихся к системе демонстрационного эксперимента в этой теме (смотри задание 3), в тетрадь.

Задание 2. Изучите по описаниям и инструкциям следующие приборы:

  1. сосуд пористый для демонстрации диффузии газов;

  2. модель броуновского движения;

  3. микроманометр;

  4. цилиндры свинцовые со стругом;

  5. штативы

Задание 3. Разработайте принципиальные схемы и смонтируйте с помощью имеющихся приборов экспериментальные установки для следующих опытов:

  1. Диффузия жидкостей.

  2. Диффузия газов.

  3. Сравнение скоростей диффузии разных газов.

  4. Уменьшение объема при растворении

  5. Явление межмолекулярного взаимодействия

  6. Поверхностное натяжение

  7. Капиллярные явления

Задание 4. Подготовьтесь к проведению экспериментов с собранными ЭУ по следующему плану:

  1. Цель эксперимента;

  2. Метод проведения эксперимента;

  3. Проектирование и конструирование ЭУ (или описание готовой ЭУ);

  4. План проведения эксперимента;

  5. Анализ полученных результатов;

  6. Вывод из опыта;

  7. Эмпирический вывод;

  8. Теория эксперимента

Задание 5. Подготовьте письменный отчет по выполнению лабораторной работы, включив в него:

  1. Название работы; Цель работы;

  2. Результаты выполнения задания №1;

  3. результаты выполнения задания 2.

  4. Описание экспериментов по указанному в задании 4 плану с рисунками ЭУ.

Описания приборов, используемых в теме

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов (рис. 1) пред­ставляет собой цилиндр диаметром 40 мм и высотой 80 мм с пористыми стенками, через которые могут диффундировать газы. Цилиндр плотно за­крыт цоколем, имеющим небольшой отросток с патрубком. На патрубок может надеваться резиновая трубка, соединенная с водяным демонстраци­онным манометром или с микроманометром.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

Действие пористого сосуда основано на том, что газы с различной мо­лярной массой диффундируют через пористую перего­родку с разной скоростью. Если внутри и вне сосуда окажутся разнородные газы, то за счет разной скорости диффузии давление внутри цилиндра может оказаться от­личным от наружного. Это изменение давления фиксирует манометр.

Читайте также:  Тибетское для очищения сосудов из чеснока и водки

Пористый сосуд необходимо предохранять от пыли и загрязнения ру­ками. Для хранения его следует помещать в стакан или футляр.

Модель броуновского движения

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

Микроманометр (рис. 2) служит для измерения малых изменений давления (порядка нескольких миллиметров водяного столба). Прибор мо­жет измерять как избыточное давление, так и разрежение. Предел измере­ний 20 мм вод. ст., цена деления 1 мм вод. ст.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

Чувствительным элементом прибора является герметичная коробка, состоящая из двух мембран, спаянных по краям. Внутренняя полость ко­робки соединена с коническим штуцером, выведенным на боковую стенку. На штуцер может надеваться резиновая трубка, соединенная с измеряемым объектом. Разность давлений вызывает прогибание мембраны и перемещение ее центра. А это приводит к перемещению стрелки. Для установки стрелки на нуль служит корректор, ручка которого выведена с обратной стороны прибора.

Микроманометр применяют в опытах по аэродинамике, молекулярной физике.

Цилиндры свинцовые со стругом (рис. 3) служат для демонстрации молекулярного сцепления соприкасающихся твердых тел.

Прибор состоит из двух одинаковых цилиндров, каждый из которых имеет стальную часть с крючком и свинцовую с гладкой поверхностью. Прибор снабжен приспособлениями для зачистки торцовой части свинцо­вых цилиндров – стругом, а также направляющей трубкой с двумя боковы­ми вырезами.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

Штативы служат для сборки установок и закрепления различных приборов на требуемой высоте при демонстрации опытов и проведении лабораторных работ.

В набор штатива универсального (рис. 4 а) входят две массивные чу­гунные треноги 1, стержни-стойки 2 длиной по 750 мм, имеющие на конце одна наружную резьбу, а другая внутреннюю, стержень-стойка 3 длиной 300 мм, два стержня 4 с одним изолирующим наконечником для опытов по электричеству, две крестообразные муфты 5 для крепления стержней во взаимно перпендикулярном направлении, две муфты с шаровой опорой 6, лапка-держатель с. параллельными губками 7, кольцо 8, малые муфты с зажимными винтами и крючками 9, струбцина 10.

Сосуд пористый для демонстрации диффузии газов

В комплект штатива физического (рис. 46) входят чугунная подстав­ка-основание, в которой крепится стойка, перпендикулярная и параллель­ная муфты, подъемный столик, лапка-держатель с параллельными губками, кольцо, стойка длиной 250 мм.

В комплект штатива лабораторного входят массивная подставка-плита, стойка длиной 790 мм, три кольца, две лапки-держателя, зажим для холодильника, шесть крестообразных муфт. В комплект штатива для фронтальных работ входят плита-основание, стержень длиной 580 мм, две крестообразные муфты, лапка-держатель, кольцо.

Источник

Диффузия.

Тип урока: комбинированный.

Цели.

  1. Формирование представления о диффузии, как о явлении
  • самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях,
  • непрерывном и хаотичном движении молекул.
  1. Формирование представления о значении диффузии.
  2. Формирование логического мышления, умений обобщать.
  3. Развитие познавательного интереса учащихся.

Демонстрации:

  1. Освежитель воздуха “Кофе”, (или любой другой освежитель, на котором подписано название “Лимон”, “Апельсин”, “Хвойный”)
  2. Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.)
  3. Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.
  4. Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного купороса)
  5. Модель броуновского движения, кодоскоп для проекции.
  6. Пшено и горох.
  7. Микроскоп для наблюдения броуновского движения частиц туши в молоке.
  8. Таблицы: “Диффузия в природе”, “Цементация”
  9. Шабловский “Нескучный урок”, с. 31, с.17.

Ход урока.

1. Оргмомент

Приветствие

  • Проверка наличия учебных принадлежностей
  • Проверка присутствующих
  • 2. Повторение

    1. У доски:

    • Строение вещества. (№49 Лукашик).
    • Молекулы. (№50 Лукашик).

    2. На местах все:

    Физический диктант “Веришь – не веришь”

    (На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером “да”, если они считают это утверждение верным, или “нет”, если считают его неверным)

    Вариант 1.

    1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)
    2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа. (Да)
    3. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
    4. Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)
    5. В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)
    6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше. (Да)
    7. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)
    8. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
    9. Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)
    10. Атомы состоят из молекул. (Нет)

    Вариант 2.

    1. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп. (Нет)
    2. Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)
    3. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)
    4. Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
    5. В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)
    6. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
    7. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
    8. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)
    9. Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)
    10. Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)

    3. Основной материал.

    1. Диффузия:

    • в газах.

    Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.

    В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.

    • в жидкостях

    У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.

    В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.

    Предлагаю также следить за их цветом.

    А в это время рассказываю об эксперименте со смешиванием твердых тел.

    • в твердых телах

    Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.

    Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.

    (парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)

    Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?

    Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.

    Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.

    Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.

    Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.

    Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.

    Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.

    (Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)

    Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией

    (В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)

    Перед учениками ставлю вопросы:

    • Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?
    • Почему возможна диффузия?
    • Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?
    • Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?
    • Могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было промежутков?

    Фронтальный эксперимент.

    Демонстрация явления диффузии на модели:

    1. В стаканчик насыпать не доверху горох,
    2. Досыпать стаканчик с горохом пшеном
    3. Слегка встряхнуть стаканчик.

    (Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки между горошинами)

    После проведенного эксперимента и беседы с учащимися подчеркиваю, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.

    Учитель: Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?

    Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу, движутся в разных направлениях, часть из них ударяются о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться под действием этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону, беспорядочно.

    (демонстрация с помощью прибора “Модель броуновского движения”)

    Явление беспорядочного движения взвешенных нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением.

    Откуда такое название, вы узнаете дома из учебника. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом, на перемене это каждый сможет сделать.

    Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.

    Ученики:

    • Газы – самые быстрые молекулы.
    • Жидкости – скорость молекул меньше, чем в газах.
    • Твердые тела – молекулы еле колеблются около своего положения.

    2. Значение диффузии в природе и производственной практике.

    • Вследствие диффузии газа состав воздуха у поверхности Земли однороден;
    • Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;
    • Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы;
    • На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы;
    • Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация).

    3. Зависимость диффузии от температуры.

    • Диффузия ускоряется с повышением температуры: с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.

    4. Закрепление.

    Объясните почему:

    1. Бельё разного цвета, замоченное вместе, окрасилось?
    2. Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными?
    3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится?
    4. Шарик раздувается при наполнении его газом?
    5. При составлении гербария растения высушиваются?

    5. Итоги урока

    Что мы узнали о молекулах?

  • Что такое диффузия?
  • В каких телах происходит диффузия?
  • Дома.

    1. Всем:
    • §9,
    • вопросы к §9,
    • экспериментальное задание №2(1).
    1. Одному учащемуся:доклад на тему: “Использование явления диффузии в технике и повседневной жизни”.
    2. Для желающих:Шабловский “Нескучный урок”, с.17, с. 31.
    3. Для желающих:Рисуем явление диффузии.

Источник

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Санга Советских Социалистических РеспубликЗависимое от авт. свидетельства ЛЪ аявлено 17 1,1968 ( 1210547/28-12) м заявкис присоединени МПК 6 01 Ь Приоритет Комитет по делам изобретений и открыт при Совете Министр СССР.1969. Бюллетень М 20 Опубликовано Дата опубл ания описания 12,Х 1.196 Авторыгзобретения и В, И, Травинс И ра аявитель ЧЕЬНЫЙ ПРИБОР ЕМОНСТРАЦИИ ДИФФУЗИИ ГАЗО со., ыИзвестны учебные приборы для демонстрации диффузии газов, в которых используется сосуд для рабочего вещества (газа) и пористое тело,Предлагаемый прибор имеет более широкие демонстрационные возможности. Для этой цели он снабжен нагревателем, Ч-образнызг жидкостным манометром с поднимающимся коленом и фотоэлементом, являющимся датчиком процесса диффузии; сосуд для рабочего вещества выполнен в виде двух прозрачных баллонов, соединенных через вакуумные краны с двумя горизонтальными сменными г 1 уоками, дисггетры готорых значительно меньше их длин, пористое тело помещено в одной из трубок, а в качестве рабочих веществ используются газы с одинаковыми молекулярными весами, например двуокись азота и углекислый газ.На чертеже схематически изображен учебный прибор для демонстрации диффузии газов, общий вид,На щите 1 смонтированы выполненные из прозрачного магериала баллоны 2 и 3 для газа, трубки 4 и 5 с пористым телом б, в которых происходит диффузия газов, вакуумные краны 7 (двухходовой) 8, 9 и 10 (трехходовые), 1-образный жидкостной манометр 11 с гибким шлангом 12 и поднимающимся коленом 13. За трубкой 5 расположен фотоэлемент 14, который является датчиком процесса диффузии. Нагреватель для создания градиента температур в баллонах на чертеже не показан.Соединение трубок 4 и 5 с вакуумными кранами 8 и 9 разъемное. В комплект прибора входит набор грубок различных диаметров.Для удобства проведения лекционных демонстрацггй объем баллонов 2 и 3 выбран зна чптельно большим, чем объем трубок 4 и 5.С целью сокращения времени демонстрации пористое тело помещено в трубке 4 вблизи баллона 2. Трубки 4 и 5 и оаллоны 2 и 3 расположены на белом фоге. Работает прибор следующим образом,Устанавливают трубки выбранных параметров, которые герметически изолируют от воздуха, и в прибор вводят рабочие газы, Сначала через патрубок 15 и кран 10 полностью заполняют углекислым газом, баллон 3 и трубки 4, 5 – до вакуумного крана 8, Затем через патрубок 16 и кран 7 баллон 2 заполняют двуокисью азота.На описываемом приборе проводят следующие демонстрации:1, Сам одиффузия: Тко, – Тсо Рхо., = Рсо,где Т – температура, Р – давление, Л 4 – молекулярный вес.2. Термодиффузия: Т хоТсо ЛЬо, = М 0 3. Диффузия газов с разными молекулярг,л,л ь,лл5. Диффузия газов через пористую перегородку: Тмо, = Тсо, ЬЬо, + Мсо,6. Зависимость диффузии газов от площадки, через которую осуществляется диффузия. 1. Учебный прибор для демонстрации диффузии газов, в котором используется сосуд для рабочего вещества (газа) и пористое тело, отличающийся тем, что, с целью расшире 10 15 оставитель С. Либерман Техред Л. Я. Левина Корректоры; С, М. Сигал и В. И. Жолудева. Шибаев акт Тираж 480елам изобретений и открытийМосква, Центр, пр. Серова, д аказ 2759/18Ц 1.1 И 11 ПИ Комитета по Подписно и Совете Министров СССпнография, пр. Сапунова Предмет изобретения ния его демонстрационных возможностей, он снабжен нагревателем, 11-образным,жидкостным манометром с поднимающимся коленом, и фотоэлементом, являющимся датчиком процесса диффузии, сосуд для газа выполнен в виде двух прозрачных баллонов, соединенных через вакуумные краны с двумя горизонтальными сменными трубками, диаметры которых значительно меньше их длин, а пористое тело 10 помещено в одной из трубок.2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, чтов качеств рабочих веществ используются газы с одинаковыми молекулярными весами, но различной прозрачностью, например двуокись 15 азота и углекислый газ.

Смотреть

<a href=”https://patents.su/2-246163-246163.html” target=”_blank” rel=”follow” title=”База патентов СССР”>246163</a>

Источник

Читайте также:  Толкование никто зажегши свечу не покрывает ее сосудом