Сосуд причащения больных вне церкви

Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров или причастия больных вне храма

Дары́ Святы́е – хлеб и вино, освященные и преложенные в Тело и Кровь Христовы во время совершения литургии. В Богочеловеке Иисусе Христе заключено две природы – Божественная и человеческая. В каждой частичке Святых Даров, сохраняющих вид хлеба и вина, Господь Иисус Христос таинственно пребывает и по человеческому и по Божественному естеству. 

Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров или причастия больных вне храма. Для их хранения используется дарохранительница. 

Как получается, что принимая лишь часть освящённых Даров, мы причащаемся всего Христа? Очень хорошо это разъяснил святитель Димитрий Ростовский: «Посмотри в зеркало, что ты видишь? — Я вижу себя. — А если разбить это зеркало на маленькие кусочки, кого ты в нем увидишь? — Опять в каждом маленьком кусочке зеркала увижу себя. — Вот так и Христос, — говорит он, — как бы ни был раздробляем, в каждой самой малейшей частице пребывает весь, всецело со Своими Плотью и Кровью».

Источник: https://azbyka.ru/dary-svyatye

Инок Никодим

В первые времена зарождения христианства на земле, уверовавшие во Христа часто, практически ежедневно причащались святых Тайн, исполняя заповедь Господа:

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Но как причащались те, кто уходили из мира в пустыни и отшельничали, где еще не было основано монастырей и не было священства? Ответ на этот вопрос мы можем найти у святых отцов в Писаниях. Например, Святитель Василий Великий описывает как происходило причастие и как часто его совершали монахи и отшельники тех времен (см. ниже).

Поскольку в периоды эпидемий, войн и гонений, христианам непросто живется вне храмовых богослужений и нет возможности причащаться на литургиях, то эту проблему можно решить договорившись со своим священником о причащении Преждеосвященными (запасными) Дарами, которые есть практически в любом храме, когда нужно выезжать причащать человека, не имеющему возможности посещать богослужение. К тому же и пожертвования на храмы, когда на время эпидемии запрещено в них ходить на богослужения, а священству надо на что то содержать храмовые сооружения, себя и свои семьи, они могли бы таким образом собирать, выезжая к каждому, кто закажет такую услугу, т.е. причащение на дому запасными Дарами.

Кстати, в Псковской Епархии митрополит Тихон (Шевкунов) так и поступает, т.е. причащает прихожан запасными Дарами, которые заранее заготавливаются священством по его указанию на проводимых литургиях (см. статью ниже).

Святитель Василий Великий

О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного

И для самой вечной жизни необходимо причащение Тела и Крови Христовых. (Ин. 6:53-54): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную», и прочее. 

Приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно — осуждается. (Ин. 6:53): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». И несколько ниже (61-63): «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». (1 Кор. 11:27-29): «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». 

К Кесарии, жене патриция, о приобщении

(Одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии совершается оное четырехкратно в неделю, и отвечает на вопрос, позволительно ли мирянам приобщаться из своих рук дома. (Писано около 372 г.))

Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин.6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной своею рукою, излишним было бы это и доказывать, потому что Долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают.

А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего, и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части.

Псковский митрополит велел причащать мирян запасными Дарами

31 МАРТА 2020 АХИЛЛА

В нашу редакцию прислали указ псковского митрополита Тихона (Шевкунова) за вчерашнее число. В указе говорится, что в связи с введением в области строгого карантина богослужения в епархии будут совершаться только клириками и необходимым персоналом.

Прихожан будут причащать запасными Дарами, даже указывается необходимая «продолговатая» форма частиц запасных Даров. Причащать людей в храме — по договоренности, не более двух человек пуская внутрь.

Исповедь рекомендуется проводить путем передачи записки священнику, записку потом сжигают. Епитрахиль при чтении разрешительной молитвы на голову не кладут.

Святые Дары священник должен класть в рот причастнику не лжицей, а своей рукой, не касаясь уст причащающегося.

При необходимости причастия человека, находящегося на карантине или больного коронавирусом, священникам следует звонить руководителю епархиального отдела по больничному служению.

Источник

ЧИН ПРИ­ЧА­ЩЕ­НИЯ БОЛЬНОГО

При­ем­лет иерей часть от Свя­тых Та­ин, вла­га­ет в по­тир и вли­ва­ет ма­ло ви­на, яко­же мощ­но боль­но­му удобь при­я­ти то.Свя­щен­ник бе­рет ча­сти­цу Свя­тых Та­ин, вкла­ды­ва­ет в по­тир и вли­ва­ет ту­да немно­го ви­на, что­бы боль­ной мог лег­ко при­ять то.
И на­чи­на­ет: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.И на­чи­на­ет: Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков.
Та­же, Три­свя­тое. По От­че наш: Гос­по­ди, по­ми­луй, 12. При­и­ди­те по­кло­ним­ся: три­жды.За­тем Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш: Гос­по­ди, по­ми­луй. (12) Сла­ва, и ныне: При­ди­те, по­кло­ним­ся: (3)

Сим­вол веры

Ве­рую во еди­на­го Бо­га От­ца Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца небу и зем­ли, ви­ди­мым же всем и неви­ди­мым. И во еди­на­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Еди­но­род­на­го, Иже от От­ца рож­ден­на­го преж­де всех век. Све­та от Све­та, Бо­га ис­тин­на от Бо­га ис­тин­на, рож­ден­на, несо­тво­рен­на, еди­но­сущ­на От­цу, Им­же вся бы­ша. Нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния сшед­ша­го с небес и во­пло­тив­ша­го­ся от Ду­ха Свя­та и Ма­рии Де­вы и во­че­ло­веч­ша­ся. Рас­пя­та­го же за ны при Пон­тий­стем Пи­ла­те, и стра­дав­ша, и по­гре­бен­на. И вос­крес­ша­го в тре­тий день по Пи­са­ни­ем. И воз­шед­ша­го на небе­са, и се­дя­ща одес­ную От­ца. И па­ки гря­ду­ща­го со сла­вою су­ди­ти жи­вым и мерт­вым, Его­же Цар­ствию не бу­дет кон­ца. И в Ду­ха Свя­та­го, Гос­по­да, Жи­во­тво­ря­ща­го, Иже от От­ца ис­хо­дя­ща­го, Иже со От­цем и Сы­ном спо­кла­ня­е­ма и ссла­ви­ма, гла­го­лав­ша­го про­ро­ки. Во еди­ну Свя­тую, Со­бор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. Ис­по­ве­дую еди­но кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых, и жиз­ни бу­ду­ща­го ве­ка. Аминь.1 Ве­рую во еди­но­го Бо­га, От­ца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца неба и зем­ли, все­го и ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го. 2 И во еди­но­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Еди­но­род­но­го, от От­ца рож­ден­но­го преж­де всех ве­ков, Све­та от Све­та, Бо­га ис­тин­но­го от Бо­га ис­тин­но­го, рож­ден­но­го, несо­тво­рен­но­го, еди­но­сущ­но­го От­цу, че­рез Ко­то­ро­го всё про­изо­шло. 3 Ра­ди нас, лю­дей, и на­ше­го ра­ди спа­се­ния со­шед­ше­го с небес, и во­пло­тив­ше­го­ся от Ду­ха Свя­то­го и Ма­рии Де­вы, и во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся. 4 Рас­пя­то­го же за нас при Пон­тии Пи­ла­те, и стра­дав­ше­го, и по­гре­бен­но­го. 5 И вос­крес­ше­го в тре­тий день, по Пи­са­ни­ям. 6 И вос­шед­ше­го на небе­са, и си­дя­ще­го спра­ва от От­ца. 7 И сно­ва гря­ду­ще­го со сла­вою, су­дить жи­вых и мёрт­вых, и Цар­ству Его не бу­дет кон­ца. 8 И в Ду­ха Свя­то­го, Гос­по­да, Жи­во­тво­ря­ще­го, от От­ца ис­хо­дя­ще­го, со От­цом и Сы­ном рав­но по­кло­ня­е­мо­го и сла­ви­мо­го, го­во­рив­ше­го чрез про­ро­ков. 9 Во еди­ную, свя­тую, со­бор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. 10 При­знаю од­но Кре­ще­ние, для про­ще­ния гре­хов. 11 Ожи­даю вос­кре­се­ния мёрт­вых, 12 и жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка. Аминь.

За­тем

Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя днесь, Сыне Бо­жий, при­част­ни­ка мя при­и­ми; не бо вра­гом Тво­им тай­ну по­вем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник ис­по­ве­даю Тя: по­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Твоем.Ве­че­ри Тво­ей та­ин­ствен­ной участ­ни­ком в сей день, Сын Бо­жий, ме­ня при­ми. Ибо не по­ве­даю я тай­ны вра­гам Тво­им, не дам Те­бе по­це­луя, та­ко­го, как Иуда. Но как раз­бой­ник ис­по­ве­даю Те­бя: «По­мя­ни ме­ня, Гос­по­ди, в Цар­стве Твоём!»
Сла­ва: Ца­рю Небес­ный, Уте­ши­те­лю, Ду­ше Ис­ти­ны, Иже вез­де сый и вся ис­пол­ня­яй, Со­кро­ви­ще бла­гих и жиз­ни По­да­те­лю, при­и­ди и все­ли­ся в ны, и очи­сти ны от вся­кия сквер­ны, и спа­си, Бла­же, ду­ши наша. Сла­ва: Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух Ис­ти­ны, вез­де пре­бы­ва­ю­щий и всё на­пол­ня­ю­щий, Со­кро­вищ­ни­ца благ и жиз­ни По­да­тель, при­ди и все­лись в нас, и очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, и спа­си, Бла­гой, ду­ши наши.
И ныне, Бо­го­ро­ди­чен: Бо­га из Те­бе во­пло­тив­ша­го­ся ра­зу­ме­хом, Бо­го­ро­ди­це Де­во, То­го мо­ли спа­сти ду­ши наша. И ныне: Бо­га, от Те­бя во­пло­тив­ше­го­ся, мы по­зна­ли, Бо­го­ро­ди­ца Де­ва: Его мо­ли о спа­се­нии душ наших.
Гос­по­ди, по­ми­луй, 40.Гос­по­ди по­ми­луй (40)

И за­тем сле­ду­ю­щую молитву

Вла­ды­ко Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Спа­се наш, едине име­яй власть от­пу­ща­ти гре­хи, яко благ и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог, пре­зри вся, яже в ве­де­нии и неве­де­нии со­гре­ше­ния ра­ба Тво­е­го, имя­рек, без осуж­де­ния спо­до­би его при­я­ти пре­чи­стых Та­ин Тво­их, не в му­че­ние, ни в при­ло­же­ние гре­хов, но во очи­ще­ние ду­ши и те­ла, и во об­ру­че­ние Цар­ствия Тво­е­го. Яко по­мощь еси, и сте­на твер­да, и воз­бра­не­ние про­тив­но­му, и очи­ще­ние со­гре­ше­ни­ем его. Яко ми­ло­стив и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем со От­цем и Свя­тым Духом.Вла­ды­ка Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Спа­си­тель наш, Один, име­ю­щий власть про­щать гре­хи! Как бла­гой и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог, пре­зри все, со­вер­шен­ные в ве­де­нии и неве­де­нии со­гре­ше­ния ра­ба Тво­е­го (или: ра­бы Тво­ей – имя), и без осуж­де­ния спо­до­би его при­нять пре­чи­стые Тай­ны Твои, не в му­че­ние, ни в при­бав­ле­ние гре­хов, но во очи­ще­ние ду­ши и те­ла, и во об­ру­че­ние Цар­ствия Тво­е­го, ибо Ты по­мощь, и сте­на твер­дая, и от­ра­же­ние про­тив­ни­ка, и очи­ще­ние со­гре­ше­ний се­го ра­ба Тво­е­го. Ибо Ты ми­ло­сти­вый и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем со От­цом и Свя­тым Духом.

Мо­лит­ва вторая

Гос­по­ди, вем, яко несмь до­сто­ин, да под кров мой вни­де­ши, в дом ду­ши мо­ея, зане вся пу­ста и пад­ша­я­ся есть, и не има­ши во мне ме­ста до­стой­на, где гла­ву под­к­ло­ни­ти, но по­не­же хо­ще­ши бы­ти со мною, на щед­ро­ты Твоя на­де­яв­ся при­хо­жду к Те­бе. По­ве­ли две­ри от­вер­сти недо­стой­ных мо­их уст, да Те­бе еди­на­го на­сы­щу­ся; вни­ди в мя, и очи­сти мя от вся­кия сквер­ны плот­ския и ду­шев­ныя. Бу­ди ми по­мощ­ник и за­ступ­ник, и спо­до­би мя одес­ную Те­бе ста­ти мо­лит­ва­ми и мо­ле­ни­ем Пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы на­шея Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии и всех свя­тых, иже от ве­ка Те­бе уго­див­ших, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки, аминь.Гос­по­ди, знаю, что я не до­сто­ин, что­бы ты во­шел под кров мой, в дом ду­ши мо­ей, по­то­му что он весь пуст и об­ру­шил­ся, и нет во мне до­стой­но­го ме­ста, где бы Те­бе гла­ву при­к­ло­нить. Но по­сколь­ку Ты хо­чешь быть со мною, на ми­ло­сер­дие Твое на­де­ясь, при­хо­жу к Те­бе. По­ве­ли от­крыть­ся две­рям недо­стой­ных мо­их уст, дабы я То­бой Од­ним на­сы­тил­ся: вой­ди в ме­ня и очи­сти ме­ня от вся­кой сквер­ны плот­ской и ду­шев­ной. Будь мне по­мощ­ни­ком и за­ступ­ни­ком, и спо­до­би ме­ня стать спра­ва от Те­бя, по мо­лит­вам и моль­бам пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии и всех свя­тых, от ве­ка Те­бе уго­див­ших, ибо Ты бла­го­сло­вен во­ве­ки. Аминь.

Мо­лит­ва третья

Гос­подь Бог пре­ми­ло­сти­вый да ущед­рит тя. Гос­подь Иисус Хри­стос вся­кая про­ше­ния бла­гая да по­даст те­бе. Гос­подь все­мо­гий да из­ба­вит тя от вся­кия на­па­сти. Гос­подь да на­учит тя. Гос­подь да вра­зу­мит тя. Гос­подь да по­мо­жет ти. Гос­подь да спа­сет тя. Гос­подь да за­щи­тит тя. Гос­подь да со­хра­нит тя. Гос­подь да очи­стит тя. Гос­подь ра­до­сти ду­хов­ныя да ис­пол­нит тя. Гос­подь ду­ши и те­лу тво­е­му да бу­дет за­ступ­ник. Гос­подь, яко ми­ло­серд и бла­гий Че­ло­ве­ко­лю­бец, про­ще­ние гре­хов да по­даст те­бе. Гос­подь Бог Иисус Хри­стос, в день суд­ный да по­ми­лу­ет тя, и да бла­го­сло­вит тя во вся дни жи­во­та тво­е­го. Яко То­му по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние, со без­на­чаль­ным Его От­цем, и с пре­свя­тым, бла­гим, и жи­во­тво­ря­щим Его Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков, аминь.Гос­подь Бог пре­ми­ло­сти­вый да по­ми­лу­ет те­бя. Гос­подь Иисус Хри­стос все про­ше­ния твои бла­гие да ис­пол­нит. Гос­подь все­мо­гу­щий да из­ба­вит те­бя от вся­кой на­па­сти. Гос­подь да на­учит те­бя. Гос­подь да вра­зу­мит те­бя. Гос­подь да по­мо­жет те­бе. Гос­подь да спа­сет те­бя. Гос­подь да за­щи­тит те­бя. Гос­подь да со­хра­нит те­бя. Гос­подь да очи­стит те­бя. Гос­подь ра­до­сти ду­хов­ной да ис­пол­нит те­бя. Гос­подь ду­ше и те­лу тво­е­му да бу­дет за­ступ­ни­ком. Гос­подь, как ми­ло­серд­ный и бла­гой че­ло­ве­ко­лю­бец, про­ще­ние гре­хов да по­даст те­бе. Гос­подь Бог Иисус Хри­стос в День Су­да да по­ми­лу­ет те­бя и да бла­го­сло­вит те­бя во все дни жиз­ни тво­ей. Ибо Ему по­до­ба­ет вся сла­ва, честь и по­кло­не­ние, со без­на­чаль­ным Его От­цом, и с пре­свя­тым, бла­гим, и жи­во­тво­ря­щим Его Ду­хом ныне, и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.
И аще бу­дет боль­ный преж­де се­го ис­по­ве­дал­ся, то абие при­ча­ща­ет его Свя­тых Та­ин. Аще же ни, по­ве­ле­ва­ет иерей ма­ло от­сту­пи­ти ту су­щим, и во­про­ша­ет его о со­гре­ше­ни­их раз­лич­ных и мно­го­об­раз­ных, тща­ся, да ни­что­же ута­е­но, или сра­ма ра­ди не ис­по­ве­да­но бу­дет тогда.И ес­ли боль­ной ис­по­ве­дал­ся, то тот­час при­ча­ща­ет его Свя­тых Та­ин. Ес­ли же нет, свя­щен­ник про­сит немно­го отой­ти на­хо­дя­щим­ся там, и спра­ши­ва­ет его о раз­лич­ных и мно­го­об­раз­ных со­гре­ше­ни­ях, ста­ра­ясь, что­бы ни­че­го не бы­ло ута­е­но или из-за сты­да не исповедано.

По­сле исповеди
свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

Гос­по­ди Бо­же наш, Пет­ро­ви и блуд­ни­це сле­за­ми гре­хи оста­ви­вый, и мы­та­ря по­знав­ша­го своя пре­гре­ше­ния оправ­да­вый, при­и­ми ис­по­ве­да­ние ра­ба Тво­е­го [или ра­бы Тво­ея] имя­рек, и еже Ти со­гре­ши, воль­ныя его [или ея] гре­хи и неволь­ныя сло­вом или де­лом, или по­мыш­ле­ни­ем, яко благ пре­зри. Ты бо един власть има­ши от­пу­ща­ти гре­хи, яко Бог ми­ло­стем и щед­ро­там еси и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков, аминь.Гос­по­ди, Бо­же наш, Пет­ру и блуд­ни­це за сле­зы их гре­хов от­пу­ще­ние да­ро­вав­ший и мы­та­ря, по­знав­ше­го свои со­гре­ше­ния, оправ­дав­ший, при­ми ис­по­ве­да­ние ра­ба Тво­е­го (или: ра­бы Тво­ей – имя), и в чем он (или она) пред То­бою со­гре­шил (или со­гре­ши­ла), воль­ные его (или ее) гре­хи и неволь­ные, со­вер­шен­ные сло­вом, (или де­лом,) или по­мыш­ле­ни­ем, как бла­гой и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог, про­сти. Ибо Ты один име­ешь власть от­пус­кать гре­хи, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем, со без­на­чаль­ным Тво­им От­цом, и Все­свя­тым и бла­гим и жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

По­сле при­ча­ще­ния говорит

Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му с ми­ром, яко ви­де­ста очи мои спа­се­ние Твое, еже еси уго­то­вал пред ли­цем всех лю­дей, свет во от­кро­ве­ние язы­ков и сла­ву лю­дей Тво­их Израиля.Ныне от­пус­ка­ешь Ты ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ка, / по сло­ву Тво­е­му, с ми­ром, / ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твоё, / ко­то­рое Ты уго­то­вал пред ли­цом всех на­ро­дов: / свет во от­кро­ве­ние языч­ни­кам / и сла­ву на­ро­да Тво­е­го, Из­ра­и­ля. Лк 2:29–32
Та­же. Три­свя­тое. По От­че наш:Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш:

Тро­парь дня.
Сла­ва, и ныне, Богородичен

Мо­лит­ва­ми Гос­по­ди всех свя­тых и Бо­го­ро­ди­цы Твой мир даждь нам, и по­ми­луй нас, яко Един Щедр.Хо­да­тай­ством, Гос­по­ди, всех свя­тых и Бо­го­ро­ди­цы Твой мир по­дай нам и по­ми­луй нас, как Еди­ный Милосердный.
Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Благослови.Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Благослови.
И от­пуст на­сто­я­ща­го дне.И от­пуст дневной.
Читайте также:  Как укрепить сосуды уколы

Источник

О СВЯЩЕННИКЕ, СОВЕРШАЮЩЕМ ПРИЧАЩЕНИЕ БОЛЬНОГО

Православная Церковь, освящая и укрепляя нас таинствами и молитвами в продолжение всей нашей жизни, не меньшее попечение прилагает о нас и тогда, когда мы подвергаемся различного рода тяжелым болезням и недугам или стоим уже у врат вечной жизни.

С древнейших времен церковными правилами (Первый Вселенский Собор, 13 пр.) определено, чтобы никто из отходящих из этой жизни не был лишен причащения Святых Таин как последнего и важнейшего напутствия. Поэтому больных, которые не могут прийти в храм для причащения, Церковь позволяет причащать Святых Таин на дому, и даже после вкушения пищи, чтобы кто не умер без причастия. В Требнике помещен «чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие» (Большой Требник, гл. 23 и Малый Требник).

Священник Православной Церкви должен особое иметь попечение о вечном спасении больных. Это одна из самых важных и в то же время самых трудных обязанностей священнического звания.

Священник, позванный к постели умирающего, напутствует его в вечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых. Приобщение больного Святых Таин может послужить как духовному, так и телесному его врачеванию.

Нигде так не проявляется сострадание и любовь священника к пасомым, как у постели больного. Посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей священника и делается неисчерпаемым источником благословения и благодарности со стороны страждущего, получившего успокоение, утешение, воодушевление и подкрепление через исповедь и приобщение Святых Таин, и чрез слово пастыря, исполненное духом любви, участия и сострадания к больному.

Вместе с тем священник своим посещением больного должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая больного скорбями и болезнями как средствами спасения и вразумления, соответственно его внешней и внутренней жизни и духовному состоянию.

Читайте также:  Допплер сосудов малого таза норма

От самого священника, посещающего больного, много требуется знания человеческого сердца, такта и благоразумия, много терпения и любви, равно энергии и живой ревности к делу Божию для достижения несомненной духовной пользы при посещении больных. Скромность (особенно относится к молодым священникам), кротость и смирение, участие к горю и страданиям в соединении с ласковостью, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие, мудрость, христианское благоразумие и осмотрительность в слове и наставлении больному, и многие другие личные качества должны быть у священника как утешителя и духовного отца своих больных духовных чад. При посещении больных только молитва доставляет священнику истинную бодрость, делает его кротким, терпеливым и любвеобильным. Молитва о себе и о больном.

Священник должен тщательно блюсти, чтобы, будучи позван к тяжелобольному, своим отказом или замедлением не лишил умирающего больного последнего и спасительного напутствия Святыми Тайнами. Великий грех на душе священника, если больной, по его вине, отойдет в загробную жизнь без принятия Святых Тайн.

ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО

Больные обычно причащаются запасными Святыми Дарами, заранее приготовленными и хранящимися в дарохранительнице (св. кивоте) на престоле. Для причащения больного священник в епитрахили и поручах с благоговением берет частицу Святых Даров (по числу больных) из дарохранительницы и полагает в особый ковчежец, употребляемый при причащении больных; ковчежец же вкладывается в дароносицу. Дароносицу священник, идя к больному, должен нести на своей груди, с подобающей таинству честью, в сумочке, при помощи ленточки надеваемой на шею.

Придя в дом больного, священник обыкновенно расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью, одевает поручи и епитрахиль, на воздух полагает дароносицу, возжигает пред ней свечу и, сделав пред Святыми Тайнами поклон, приступает к совершению священнодействия. «Приемлет иерей, — говорится в Требнике, — (лжицей) часть от Святых Таин, влагает в (маленький) потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то».

После этого священник творит возглас: «Благословен Бог наш», читает обычное начало, по «Отче наш» читает «Верую», и после молитвы Святому Духу, — еще 3 молитвы. Во всех этих молитвах Церковь от лица больного умилостивляет Господа, исповедует правую веру и недостоинство готовящегося причаститься, призывает Святого Духа, очищающего нас от всякой скверны, и произносит молитвы об отпущении грехов больному и о достойном принятии Святых Таин. Последняя из этих молитв особенно умилительна для больного многократным призыванием Господа (читается лицом к больному): «Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя… и прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего».

Если больной прежде этого не исповедовался, то священник исповедует его наедине, и после этого читает молитву о кающемся: «Господи Боже наш», после которой произносит разрешительную молитву таинства Исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос» (см. чинопоследование исповеди) и, пригласив обязательно домочадцев, тотчас причащает больного.

Пред причащением больного священник обыкновенно произносит: «Со страхом Божиим и верою приступи» и читает молитву «Верую, Господи, и исповедую…», которую больной повторяет за священником. При приобщении произносит: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крови…».

После причащения читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропарь дня и Богородичен, и творит священник отпуст настоящего дня.

Примечание.

Тяжелобольных допускается причащать без соблюдения правила, положенного для приготовления ко св. Причащению, даже после вкушения пищи, но не иначе, как после исповеди. Но при возможности больные, так же как и здоровые, воздерживаются от принятия пищи пред причащением.

Читайте также:  150 рецептов для сосудов

ИСТОРИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ

Обычай во всякое время причащать больных на дому имеет свое основание в практике древней христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин  (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствовавших при совершении литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в церкви. Не менее древне и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч. Обычай напоять Тело Христово Святою Кровию для причащения в домах прежде всего возник в египетских странах, как видно из послания папы Юлия к египетским епископам; а отсюда этот обычай перешел на всю Восточную Церковь.

В древней Восточной Церкви не было особого краткого чина причащения больных, так как и обычное последование ко святому Причащению, заменой которого служит чин причащения больных, в древности отличалось краткостью. В первый раз такое чинопоследование было составлено частным лицом, неизвестным автором, италийским греком, во второй половине VII в. Однако это последование, отличавшееся сложностью и законченностью, не было внесено ни в греческие Евхологии, ни в славянские Требники, хотя в Италии имело широкое употребление.

Помещенный в Требнике чин причащения больных произошел в Русской Церкви. Начало ему положено в ответе Новгородского епископа Нифонта Кирику (XII в.), хотя в нем и не указываются определенно все молитвы. В ответе Нифонта этот чин излагается так: после начального возгласа священника «Благословен Бог наш» и начальных молитв читается Символ веры, молитва: «Вечери Твоея тайныя», Слава: Царю Небесный. И ныне: Богородичен, Господи помилуй (40 раз), молитва пред причащением и самое причащение.

Этот устав причащения «вборзе» печатался отдельно в богослужебных книгах, начиная с XVI века. Две молитвы, входящие в состав нынешнего чина причащения больных, заимствованы (с некоторыми изменениями) из последования ко святому Причащению.

Третья молитва читалась в качестве разрешительной в русских чинах исповеди дониконовского времени и, кроме того, читалась священником пред совершением литургии. Молитва, читаемая теперь после исповеди больного: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый» — была разрешительной после исповеди в древних греческих чинах исповеди.

Существующий ныне чин причащения больных напечатан в первый раз в московском Служебнике в 1602 г. с острожского издания. В употребляемом сейчас Требнике этот чин напечатан в 1687 г., и с этого времени он остается неизменным до настоящего времени и общеупотребителен во всей Русской Церкви (Излагается по учебному пособию Нестеровского. Литургика, ч. 2.1).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСНЫХ СВЯТЫХ ДАРОВ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ

Приготовление запасных Святых Даров для причащения больных обыкновенно совершается в Великий Четверг, потому что в этот день воспоминается само установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено и во всякое другое время.

В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Святых Даров для причащения больных могут быть оставляемы в дарохранительнице от одной литургии до другой, каждый день обновляясь, заменяясь новыми (прежние же частицы потребляются на литургии).

Для приготовления запасных Даров приготовляется и поставляется на дискосе второй большой Агнец, рядом с первым, причем приготовляется с произнесением тех же проскомидийных слов, как для Агнца, предназначенного для совершения литургии. Освящение (совершительные слова) обоих Агнцев на литургии совершается вместе (а не порознь).

После освящения Даров, после возгласа «Святая святым» пред причащением, священник берет (в левую руку на губу) Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицей, в местах крестообразного разреза, напояет его Кровию Христовой, держа над потиром. При этом требуется большая осторожность и внимание, чтобы не перемочить Святой Агнец и как бы от излишества не упала куда-нибудь капля Святой Крови. Напоенный Кровию Агнец полагается на престоле в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.

По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.

Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.

Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).

Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.

Примечание.

В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» и приобщения священнослужителей частицы НИ и КА заготовленного большого Агнца раздробляются на многие частицы на втором дискосе. Затем на каждую частицу лжицей отделяется по капельке Святой Крови. После этого на дискос с раздробленными частицами ставится звездица и накрывается сверху покровцем. Дискос с частицами оставляется на престоле до конца литургии. После литургии с краю развернутого антиминса на престоле

поставляется чугунок на треножнике, до половины наполненный горящими углями, а на перекладине (крестовине), сверху чугунка, ставится дискос и совершается высушивание частиц, — частицы переворачиваются копием, чтобы не подгорели.

На случай, если указанных приспособлений нет в храме, может быть удобно употреблен следующий способ просушивания Святых Даров над свечой.

На краю развернутого антиминса расстилается на престоле воздух, на нем ставится подсвечник с зажженной свечой из чистого воска (чтобы не давала копоти). Подсвечник берется тот самый, который ставится на жертвеннике пред Святыми Дарами.

Дискос с раздробленными частицами Святых Даров священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженной свечой до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе (на воздухе), пока немного остынет. Потом опять подогревает дискос и опять отставляет, повторяя это до тех пор, пока не высохнут Св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием.

При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона (см. Тульск. епарх. ведом. 1874, № 5).

Источник