Сосуд причащения больных вне церкви
Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров или причастия больных вне храма
Дары́ Святы́е – хлеб и вино, освященные и преложенные в Тело и Кровь Христовы во время совершения литургии. В Богочеловеке Иисусе Христе заключено две природы – Божественная и человеческая. В каждой частичке Святых Даров, сохраняющих вид хлеба и вина, Господь Иисус Христос таинственно пребывает и по человеческому и по Божественному естеству.
Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров или причастия больных вне храма. Для их хранения используется дарохранительница.
Как получается, что принимая лишь часть освящённых Даров, мы причащаемся всего Христа? Очень хорошо это разъяснил святитель Димитрий Ростовский: «Посмотри в зеркало, что ты видишь? — Я вижу себя. — А если разбить это зеркало на маленькие кусочки, кого ты в нем увидишь? — Опять в каждом маленьком кусочке зеркала увижу себя. — Вот так и Христос, — говорит он, — как бы ни был раздробляем, в каждой самой малейшей частице пребывает весь, всецело со Своими Плотью и Кровью».
Источник: https://azbyka.ru/dary-svyatye
Инок Никодим
В первые времена зарождения христианства на земле, уверовавшие во Христа часто, практически ежедневно причащались святых Тайн, исполняя заповедь Господа:
Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Но как причащались те, кто уходили из мира в пустыни и отшельничали, где еще не было основано монастырей и не было священства? Ответ на этот вопрос мы можем найти у святых отцов в Писаниях. Например, Святитель Василий Великий описывает как происходило причастие и как часто его совершали монахи и отшельники тех времен (см. ниже).
Поскольку в периоды эпидемий, войн и гонений, христианам непросто живется вне храмовых богослужений и нет возможности причащаться на литургиях, то эту проблему можно решить договорившись со своим священником о причащении Преждеосвященными (запасными) Дарами, которые есть практически в любом храме, когда нужно выезжать причащать человека, не имеющему возможности посещать богослужение. К тому же и пожертвования на храмы, когда на время эпидемии запрещено в них ходить на богослужения, а священству надо на что то содержать храмовые сооружения, себя и свои семьи, они могли бы таким образом собирать, выезжая к каждому, кто закажет такую услугу, т.е. причащение на дому запасными Дарами.
Кстати, в Псковской Епархии митрополит Тихон (Шевкунов) так и поступает, т.е. причащает прихожан запасными Дарами, которые заранее заготавливаются священством по его указанию на проводимых литургиях (см. статью ниже).
Святитель Василий Великий
О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного
И для самой вечной жизни необходимо причащение Тела и Крови Христовых. (Ин. 6:53-54): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную», и прочее.
Приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно — осуждается. (Ин. 6:53): «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». И несколько ниже (61-63): «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». (1 Кор. 11:27-29): «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
К Кесарии, жене патриция, о приобщении
(Одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии совершается оное четырехкратно в неделю, и отвечает на вопрос, позволительно ли мирянам приобщаться из своих рук дома. (Писано около 372 г.))
Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин.6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной своею рукою, излишним было бы это и доказывать, потому что Долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают.
А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего, и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части.
Псковский митрополит велел причащать мирян запасными Дарами
31 МАРТА 2020 АХИЛЛА
В нашу редакцию прислали указ псковского митрополита Тихона (Шевкунова) за вчерашнее число. В указе говорится, что в связи с введением в области строгого карантина богослужения в епархии будут совершаться только клириками и необходимым персоналом.
Прихожан будут причащать запасными Дарами, даже указывается необходимая «продолговатая» форма частиц запасных Даров. Причащать людей в храме — по договоренности, не более двух человек пуская внутрь.
Исповедь рекомендуется проводить путем передачи записки священнику, записку потом сжигают. Епитрахиль при чтении разрешительной молитвы на голову не кладут.
Святые Дары священник должен класть в рот причастнику не лжицей, а своей рукой, не касаясь уст причащающегося.
При необходимости причастия человека, находящегося на карантине или больного коронавирусом, священникам следует звонить руководителю епархиального отдела по больничному служению.
Источник
ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО | ||
Приемлет иерей часть от Святых Таин, влагает в потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то. | Священник берет частицу Святых Таин, вкладывает в потир и вливает туда немного вина, чтобы больной мог легко приять то. | |
И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. | И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. | |
Таже, Трисвятое. По Отче наш: Господи, помилуй, 12. Приидите поклонимся: трижды. | Затем Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) | |
Символ веры | ||
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. | 1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. 3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою, судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение, для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. | |
Затем | ||
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. | Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!» | |
Слава: Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. | Слава: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. | |
И ныне, Богородичен: Бога из Тебе воплотившагося разумехом, Богородице Дево, Того моли спасти души наша. | И ныне: Бога, от Тебя воплотившегося, мы познали, Богородица Дева: Его моли о спасении душ наших. | |
Господи, помилуй, 40. | Господи помилуй (40) | |
И затем следующую молитву | ||
Владыко Господи Иисусе Христе Спасе наш, едине имеяй власть отпущати грехи, яко благ и человеколюбец Бог, презри вся, яже в ведении и неведении согрешения раба Твоего, имярек, без осуждения сподоби его прияти пречистых Таин Твоих, не в мучение, ни в приложение грехов, но во очищение души и тела, и во обручение Царствия Твоего. Яко помощь еси, и стена тверда, и возбранение противному, и очищение согрешением его. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. | Владыка Господи Иисусе Христе, Спаситель наш, Один, имеющий власть прощать грехи! Как благой и человеколюбивый Бог, презри все, совершенные в ведении и неведении согрешения раба Твоего (или: рабы Твоей – имя), и без осуждения сподоби его принять пречистые Тайны Твои, не в мучение, ни в прибавление грехов, но во очищение души и тела, и во обручение Царствия Твоего, ибо Ты помощь, и стена твердая, и отражение противника, и очищение согрешений сего раба Твоего. Ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом. | |
Молитва вторая | ||
Господи, вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши, в дом души моея, зане вся пуста и падшаяся есть, и не имаши во мне места достойна, где главу подклонити, но понеже хощеши быти со мною, на щедроты Твоя надеявся прихожду к Тебе. Повели двери отверсти недостойных моих уст, да Тебе единаго насыщуся; вниди в мя, и очисти мя от всякия скверны плотския и душевныя. Буди ми помощник и заступник, и сподоби мя одесную Тебе стати молитвами и молением Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, иже от века Тебе угодивших, яко благословен еси во веки, аминь. | Господи, знаю, что я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но поскольку Ты хочешь быть со мною, на милосердие Твое надеясь, прихожу к Тебе. Повели открыться дверям недостойных моих уст, дабы я Тобой Одним насытился: войди в меня и очисти меня от всякой скверны плотской и душевной. Будь мне помощником и заступником, и сподоби меня стать справа от Тебя, по молитвам и мольбам пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, от века Тебе угодивших, ибо Ты благословен вовеки. Аминь. | |
Молитва третья | ||
Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да сохранит тя. Господь да очистит тя. Господь радости духовныя да исполнит тя. Господь души и телу твоему да будет заступник. Господь, яко милосерд и благий Человеколюбец, прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос, в день судный да помилует тя, и да благословит тя во вся дни живота твоего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с пресвятым, благим, и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. | Господь Бог премилостивый да помилует тебя. Господь Иисус Христос все прошения твои благие да исполнит. Господь всемогущий да избавит тебя от всякой напасти. Господь да научит тебя. Господь да вразумит тебя. Господь да поможет тебе. Господь да спасет тебя. Господь да защитит тебя. Господь да сохранит тебя. Господь да очистит тебя. Господь радости духовной да исполнит тебя. Господь душе и телу твоему да будет заступником. Господь, как милосердный и благой человеколюбец, прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в День Суда да помилует тебя и да благословит тебя во все дни жизни твоей. Ибо Ему подобает вся слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом, и с пресвятым, благим, и животворящим Его Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. | |
И аще будет больный прежде сего исповедался, то абие причащает его Святых Таин. Аще же ни, повелевает иерей мало отступити ту сущим, и вопрошает его о согрешениих различных и многообразных, тщася, да ничтоже утаено, или срама ради не исповедано будет тогда. | И если больной исповедался, то тотчас причащает его Святых Таин. Если же нет, священник просит немного отойти находящимся там, и спрашивает его о различных и многообразных согрешениях, стараясь, чтобы ничего не было утаено или из-за стыда не исповедано. | |
После исповеди | ||
Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый, и мытаря познавшаго своя прегрешения оправдавый, приими исповедание раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, и еже Ти согреши, вольныя его [или ея] грехи и невольныя словом или делом, или помышлением, яко благ презри. Ты бо един власть имаши отпущати грехи, яко Бог милостем и щедротам еси и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. | Господи, Боже наш, Петру и блуднице за слезы их грехов отпущение даровавший и мытаря, познавшего свои согрешения, оправдавший, прими исповедание раба Твоего (или: рабы Твоей – имя), и в чем он (или она) пред Тобою согрешил (или согрешила), вольные его (или ее) грехи и невольные, совершенные словом, (или делом,) или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо Ты один имеешь власть отпускать грехи, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. | |
После причащения говорит | ||
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля. | Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, / по слову Твоему, с миром, / ибо видели очи мои спасение Твоё, / которое Ты уготовал пред лицом всех народов: / свет во откровение язычникам / и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32 | |
Таже. Трисвятое. По Отче наш: | Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: | |
Тропарь дня. | ||
Молитвами Господи всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам, и помилуй нас, яко Един Щедр. | Ходатайством, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир подай нам и помилуй нас, как Единый Милосердный. | |
Господи, помилуй, трижды. Благослови. | Господи, помилуй. (3) Благослови. | |
И отпуст настоящаго дне. | И отпуст дневной. |
Источник
О СВЯЩЕННИКЕ, СОВЕРШАЮЩЕМ ПРИЧАЩЕНИЕ БОЛЬНОГО
Православная Церковь, освящая и укрепляя нас таинствами и молитвами в продолжение всей нашей жизни, не меньшее попечение прилагает о нас и тогда, когда мы подвергаемся различного рода тяжелым болезням и недугам или стоим уже у врат вечной жизни.
С древнейших времен церковными правилами (Первый Вселенский Собор, 13 пр.) определено, чтобы никто из отходящих из этой жизни не был лишен причащения Святых Таин как последнего и важнейшего напутствия. Поэтому больных, которые не могут прийти в храм для причащения, Церковь позволяет причащать Святых Таин на дому, и даже после вкушения пищи, чтобы кто не умер без причастия. В Требнике помещен «чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие» (Большой Требник, гл. 23 и Малый Требник).
Священник Православной Церкви должен особое иметь попечение о вечном спасении больных. Это одна из самых важных и в то же время самых трудных обязанностей священнического звания.
Священник, позванный к постели умирающего, напутствует его в вечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых. Приобщение больного Святых Таин может послужить как духовному, так и телесному его врачеванию.
Нигде так не проявляется сострадание и любовь священника к пасомым, как у постели больного. Посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей священника и делается неисчерпаемым источником благословения и благодарности со стороны страждущего, получившего успокоение, утешение, воодушевление и подкрепление через исповедь и приобщение Святых Таин, и чрез слово пастыря, исполненное духом любви, участия и сострадания к больному.
Вместе с тем священник своим посещением больного должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая больного скорбями и болезнями как средствами спасения и вразумления, соответственно его внешней и внутренней жизни и духовному состоянию.
От самого священника, посещающего больного, много требуется знания человеческого сердца, такта и благоразумия, много терпения и любви, равно энергии и живой ревности к делу Божию для достижения несомненной духовной пользы при посещении больных. Скромность (особенно относится к молодым священникам), кротость и смирение, участие к горю и страданиям в соединении с ласковостью, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие, мудрость, христианское благоразумие и осмотрительность в слове и наставлении больному, и многие другие личные качества должны быть у священника как утешителя и духовного отца своих больных духовных чад. При посещении больных только молитва доставляет священнику истинную бодрость, делает его кротким, терпеливым и любвеобильным. Молитва о себе и о больном.
Священник должен тщательно блюсти, чтобы, будучи позван к тяжелобольному, своим отказом или замедлением не лишил умирающего больного последнего и спасительного напутствия Святыми Тайнами. Великий грех на душе священника, если больной, по его вине, отойдет в загробную жизнь без принятия Святых Тайн.
ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО
Больные обычно причащаются запасными Святыми Дарами, заранее приготовленными и хранящимися в дарохранительнице (св. кивоте) на престоле. Для причащения больного священник в епитрахили и поручах с благоговением берет частицу Святых Даров (по числу больных) из дарохранительницы и полагает в особый ковчежец, употребляемый при причащении больных; ковчежец же вкладывается в дароносицу. Дароносицу священник, идя к больному, должен нести на своей груди, с подобающей таинству честью, в сумочке, при помощи ленточки надеваемой на шею.
Придя в дом больного, священник обыкновенно расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью, одевает поручи и епитрахиль, на воздух полагает дароносицу, возжигает пред ней свечу и, сделав пред Святыми Тайнами поклон, приступает к совершению священнодействия. «Приемлет иерей, — говорится в Требнике, — (лжицей) часть от Святых Таин, влагает в (маленький) потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то».
После этого священник творит возглас: «Благословен Бог наш», читает обычное начало, по «Отче наш» читает «Верую», и после молитвы Святому Духу, — еще 3 молитвы. Во всех этих молитвах Церковь от лица больного умилостивляет Господа, исповедует правую веру и недостоинство готовящегося причаститься, призывает Святого Духа, очищающего нас от всякой скверны, и произносит молитвы об отпущении грехов больному и о достойном принятии Святых Таин. Последняя из этих молитв особенно умилительна для больного многократным призыванием Господа (читается лицом к больному): «Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя… и прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего».
Если больной прежде этого не исповедовался, то священник исповедует его наедине, и после этого читает молитву о кающемся: «Господи Боже наш», после которой произносит разрешительную молитву таинства Исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос» (см. чинопоследование исповеди) и, пригласив обязательно домочадцев, тотчас причащает больного.
Пред причащением больного священник обыкновенно произносит: «Со страхом Божиим и верою приступи» и читает молитву «Верую, Господи, и исповедую…», которую больной повторяет за священником. При приобщении произносит: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крови…».
После причащения читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое, Отче наш, тропарь дня и Богородичен, и творит священник отпуст настоящего дня.
Примечание.
Тяжелобольных допускается причащать без соблюдения правила, положенного для приготовления ко св. Причащению, даже после вкушения пищи, но не иначе, как после исповеди. Но при возможности больные, так же как и здоровые, воздерживаются от принятия пищи пред причащением.
ИСТОРИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ
Обычай во всякое время причащать больных на дому имеет свое основание в практике древней христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствовавших при совершении литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в церкви. Не менее древне и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч. Обычай напоять Тело Христово Святою Кровию для причащения в домах прежде всего возник в египетских странах, как видно из послания папы Юлия к египетским епископам; а отсюда этот обычай перешел на всю Восточную Церковь.
В древней Восточной Церкви не было особого краткого чина причащения больных, так как и обычное последование ко святому Причащению, заменой которого служит чин причащения больных, в древности отличалось краткостью. В первый раз такое чинопоследование было составлено частным лицом, неизвестным автором, италийским греком, во второй половине VII в. Однако это последование, отличавшееся сложностью и законченностью, не было внесено ни в греческие Евхологии, ни в славянские Требники, хотя в Италии имело широкое употребление.
Помещенный в Требнике чин причащения больных произошел в Русской Церкви. Начало ему положено в ответе Новгородского епископа Нифонта Кирику (XII в.), хотя в нем и не указываются определенно все молитвы. В ответе Нифонта этот чин излагается так: после начального возгласа священника «Благословен Бог наш» и начальных молитв читается Символ веры, молитва: «Вечери Твоея тайныя», Слава: Царю Небесный. И ныне: Богородичен, Господи помилуй (40 раз), молитва пред причащением и самое причащение.
Этот устав причащения «вборзе» печатался отдельно в богослужебных книгах, начиная с XVI века. Две молитвы, входящие в состав нынешнего чина причащения больных, заимствованы (с некоторыми изменениями) из последования ко святому Причащению.
Третья молитва читалась в качестве разрешительной в русских чинах исповеди дониконовского времени и, кроме того, читалась священником пред совершением литургии. Молитва, читаемая теперь после исповеди больного: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый» — была разрешительной после исповеди в древних греческих чинах исповеди.
Существующий ныне чин причащения больных напечатан в первый раз в московском Служебнике в 1602 г. с острожского издания. В употребляемом сейчас Требнике этот чин напечатан в 1687 г., и с этого времени он остается неизменным до настоящего времени и общеупотребителен во всей Русской Церкви (Излагается по учебному пособию Нестеровского. Литургика, ч. 2.1).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСНЫХ СВЯТЫХ ДАРОВ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ
Приготовление запасных Святых Даров для причащения больных обыкновенно совершается в Великий Четверг, потому что в этот день воспоминается само установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено и во всякое другое время.
В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Святых Даров для причащения больных могут быть оставляемы в дарохранительнице от одной литургии до другой, каждый день обновляясь, заменяясь новыми (прежние же частицы потребляются на литургии).
Для приготовления запасных Даров приготовляется и поставляется на дискосе второй большой Агнец, рядом с первым, причем приготовляется с произнесением тех же проскомидийных слов, как для Агнца, предназначенного для совершения литургии. Освящение (совершительные слова) обоих Агнцев на литургии совершается вместе (а не порознь).
После освящения Даров, после возгласа «Святая святым» пред причащением, священник берет (в левую руку на губу) Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицей, в местах крестообразного разреза, напояет его Кровию Христовой, держа над потиром. При этом требуется большая осторожность и внимание, чтобы не перемочить Святой Агнец и как бы от излишества не упала куда-нибудь капля Святой Крови. Напоенный Кровию Агнец полагается на престоле в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.
Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.
По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.
Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.
Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).
Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.
Примечание.
В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.
После возгласа «Святая святым» и приобщения священнослужителей частицы НИ и КА заготовленного большого Агнца раздробляются на многие частицы на втором дискосе. Затем на каждую частицу лжицей отделяется по капельке Святой Крови. После этого на дискос с раздробленными частицами ставится звездица и накрывается сверху покровцем. Дискос с частицами оставляется на престоле до конца литургии. После литургии с краю развернутого антиминса на престоле
поставляется чугунок на треножнике, до половины наполненный горящими углями, а на перекладине (крестовине), сверху чугунка, ставится дискос и совершается высушивание частиц, — частицы переворачиваются копием, чтобы не подгорели.
На случай, если указанных приспособлений нет в храме, может быть удобно употреблен следующий способ просушивания Святых Даров над свечой.
На краю развернутого антиминса расстилается на престоле воздух, на нем ставится подсвечник с зажженной свечой из чистого воска (чтобы не давала копоти). Подсвечник берется тот самый, который ставится на жертвеннике пред Святыми Дарами.
Дискос с раздробленными частицами Святых Даров священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженной свечой до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе (на воздухе), пока немного остынет. Потом опять подогревает дискос и опять отставляет, повторяя это до тех пор, пока не высохнут Св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием.
При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона (см. Тульск. епарх. ведом. 1874, № 5).
Источник