Сосуд разнообразной формы это

Сосуд разнообразной формы это thumbnail

толковый словарь

ж.

Сосуд, обычно изящной формы, предназначенный для цветов, фруктов и т.п. или используемый в декоративных целях.

ВА́ЗА – сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? ва́зы, чему? ва́зе, (вижу) что? ва́зу, чем? ва́зой, о чём? о ва́зе; мн. что? ва́зы, (нет) чего? ва́з, чему? ва́зам, (вижу) что? ва́зы, чем? ва́зами, о чём? о ва́зах

Ваза – это красивый сосуд из стекла, фарфора или других материалов, в который ставят цветы, кладут фрукты и т. д., используют в качестве украшения дома.

Хрустальная, керамическая, стеклянная ваза. | Старинная китайская ваза. | Ваза с виноградом, яблоками. | Разбить вазу. | Поставь, пожалуйста, цветы в вазу!

ва́зочка сущ., ж.

толковый словарь ушакова

ВА́ЗА, вазы, жен. (франц. vase). Сосуд разнообразной формы, употр. в хозяйстве под фрукты, сласти, цветы или служащий украшением жилья и общественных мест. Ваза для фруктов. Фарфоровая ваза.

• Ночная ваза (эвф.) – сосуд для мочи.

толковый словарь ожегова

ВА́ЗА, -ы, жен. Сосуд изящной формы для фруктов, цветов или декоративный.

| уменьш. вазочка, -и, жен. В. для варенья.

| прил. вазовый, -ая, -ое (спец.).

толковый словарь даля

ВАЗА – жен., франц. сосуд древнего или иного изящного образа, кувшином, с перехватом, б.ч. кверху раструбистый, для украшения покоев и зданий; окрин ·стар. от крин, цветок.

| Рожь ваза, шведская кустовая рожь, выведенная на особо удобренной почве; крупное и веское зерно.

словарь существительных

ВА́ЗА, -ы, ж

Небольшое вместилище из стекла, глины и др. материалов разнообразной (обычно декоративной) формы, не имеющее верхней стенки; предназначено для фруктов, цветов и т.п. или для украшения помещения.

На старом комоде в треснутой вазе стояли сухие розы.

энциклопедический словарь

ВА́ЗА -ы, ж. [франц. vase] Сосуд декоративного или бытового назначения для фруктов, цветов и т.п. Поставить цветы в вазу. В. с фруктами. Хрустальная, керамическая в. Напольная в. В. для варенья.

Ва́зочка, -и; ж. Уменьш.-ласк.

* * *

Ва́за – Васа (Vasa), шведская королевская династия в 1523-1654. Основатель Густав I. В 1587-1668 царствовала также в Польше.

академический словарь

-ы, ж.

Сосуд, предназначенный для фруктов, цветов и т. п. или служащий для украшения.

Массивная лестница шла на второй этаж изломами, с цементными вазами на тумбах. Гладков, Цемент.

В вазе из тяжелого хрусталя – груши, яблоки и виноград. Первенцев, Испытание.

Маша начала разбирать и расставлять цветы в вазах. Паустовский, Шиповник.

[франц. vase]

поговорки

Ночная ваза. Жарг. мол. Шутл. 1. Унитаз. 2. Шляпа с широкими полями. 3. Сбербанк. Максимов, 53.

женско-мужской толковый словарь

Женский перевод:

правильно выбранная В. может стать источником радости (см. Радость) на долгие годы. В. бывают фарфоровые, хрустальные, стеклянные или металлические. По виду В. всегда можно определить, какие именно Цветы в неё лучше всего поставить.

Мужской перевод:

сосуд, первоначально спроектированный для установки цветов (см. Цветы). Часто выполняет другие функции, в частности, может служить Подарком. С точки зрения женщины, В. бывают разные. Внимание: хрупкий предмет!

орфографический словарь

формы слов

ва́за, ва́зы, ва́з, ва́зе, ва́зам, ва́зу, ва́зой, ва́зою, ва́зами, ва́зах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 9

урна, лекиф, сосуд, потиш, ампель, сухарница, кашпо, вазочка

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

этимология

Это заимствование из немецкого восходит к латинскому vas – “ваза, сосуд”.

этимологический словарь русского языка

Из нем. яз. во второй пол. XVIII в., в котором die Vase восходит к лат. vas- «ваза, сосуд». На нем., а не франц. источник указывает, в частности, совпадение родовых форм в рус. и нем. яз.

этимологический словарь

ва́за

из нем. Vase или франц. vase от лат. vas, мн. ч. vāsa; см. Маценауэр 365.

словарь галлицизмов русского языка

ВАЗА ы, ж. vase, нем. Vase, лат. vas.

1. Сосуд, обычно изящной формы, предназначенный для цветов, фруктов и т. п. или используемый в декоративных целях. БАС-2. Ваз. Сосуд из металла или камня для употребления какого, или для украшения наподобие кувшина сделанный. Ваз яшмовый, бронзовый. финифтяной. САР 1806 1 374. А на воротах для виду, по их роду архитектуры, сняв вазики и по сторонам кровли шишечки на место средних ставить флаги без всяких других к тому излишеств. 1777. Архив канцелярии П. Румянцева. // ЧОИДР 1866 1 219. Зделать камелешный ваз о трех свечах. 1778. Молева Пед. сист. 323. Я нашел, что выбор его был весьма хорош; что же касается до вазов яблочного цвету, хорошей формы ло сих пор сыскать не могли. 1788. АК 10 293. Продаются часы с музыкою флейтовою; часы бронзовыя вазиком. МВ 1794 1072. Здесь <на бронзовой фабрике> можно было видеть карнизы. гирлянды. вазы с позолотой чрезвычайной величины и красоты. ГС 1801 742. Нередки были <у Григоровича при переводе “Истории искусства древности” Винекельмана> пояснения на русском языке: пластика (лепление из глины), сосуды (вазы), барельефы (изваяния полуобронные), образцы (модели), своды (аркады). ВЛ 2001 2 109. Чашка или цветник на вазике, развалом – 1. Роспись вещам 1829 54. Вазу видеть во сне пустую, но целую – много толку по-пустому; вазу с цветами – веселую беседу; вазу разбитую – пропавший труд, ничем не награжденный. Сонник 1829. Во внутреннем ящике оказались, завернутые в древесную вату, две севрские вазы с крышками, с изображением на них хризантем на красном фоне, высотой в шесть-семь верков, по приложенной записке, это были vase saigon, т. е. вероятно, – кохинхинского стиля. Подарок фр. президента Любе. // Редигер 350.

Читайте также:  Гладкие мышцы в сосуде

2. Большой сосуд для пищевых продуктов. Мадам Юскевич занимает место хозяйки перед суповой вазой. М. Белинский Болотный цветок. // ОЗ 1883 11 1 19. Вазы для бульона, соуса, компота. 1986. Непрод. 3 243. || простореч. Большой стакан или кружка. Я обвиняю себя, что при переводе на Французский язык не поставил и другое слово, кроме крушка.. и больше ничего не могу сказать, кроме того, что ежели читателям моим покажется лучше слово ваза или бокал, они удобно могут переменять оное и при чтении. 1787. Левшин Идиллии и пастушьи поемы г-на Геснера. // Николина 2000 1 72. Известная Всем буфетчица – Знать местная, Утром мчится: Лей, Раечка, В эту вазочку До краешка Под завязочку. К. Ваншенкин Песенка про буфетчицу. // ЛГ 24. 12. 1997. ♦ Ночная ваза. Сосуд для мочи. Уш. 1935. Ср.Vase de nuit.

3. архит. Барабан, крамер, часть капители междлу астрагалом и абаком или капительной доской. Коренблит 1934 2 919.

4. ФормовОе садоводство. Выращивание плодовых и декоративных деревьев на слаборослых подвоях в искусственных, создаваемых обрезкой кроны формах (пирамида, ваза, кордон, пальметта и др.), обеспечивающих урожайность и декоративность. НЭС 2000. – Норм. Не понимают люди, что в слове выражается известный уровень, что есть своего рода “воспитанность”. Один человек описал гостиную: “Мебель была покрыта крЕпоном, на столах стояли вазы и вазоны”. Этого достаточно, чтобы видеть культурный уровень человека. 1923. С. М. Волконский О рус. языке. // РР 1992 2 43. – Лекс. Ян. 1803: ва/за; САР 1806 : ваз; Сл. 18: ваз 1738, ваза 1769.

словарь иностранных слов

ВАЗА (лат. vasa, от vas, vasis – сосуд). Чаша, сосуд, предназначенные для цветов и вообще для украшения комнат или садов.

сканворды

– Хрусталь с параметрами 90-60-90.

– Хрустальный эшафот цветов.

– Цветочная тара.

– Сосуд изящной формы.

– Хрупкий презент из Китая.

– Сухарница.

– Хрусталь под букет.

– Высокий декоративный сосуд изящной формы.

– Сосуд для цветов, фруктов.

– Кашпо.

– Посуда под фрукты.

– Высокий сосуд.

– Ночная …

– Китайская …

– Большая Колыванская в Эрмитаже.

– В Древнем Риме так называлась вообще любая посуда и любые сосуды, а сейчас это посудой быть перестало, но сосудом осталось.

– Утверждают, что это – единственный сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

– «Орёл Сугерия» из Лувра.

– Новелла Проспера Мериме «Этрусская …».

– Драма в стихах Ивана Лажечникова «Христиерн II и Густав …».

– Единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

– Шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года.

– Африканский музыкальный инструмент, вид трубы.

полезные сервисы

Источник

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

Читайте также:  Что выстилает наши сосуды

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник

Амфора — еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора — это человек. Мало того, греки считали, что амфора — это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом — «кормили» покойников. Так что амфора — это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом — пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.

Читайте также:  Как сделать сосуды своими руками

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 1

Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 2

Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 3

Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 — 570 гг. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 4

Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 5

«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 6

Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 7

Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 8

Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 9

Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 10

Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 11

Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 12

Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 13

Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 14

Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 15

Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 16

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 17

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 18

Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи

* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 — 530 гг. до н. э.

***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.

При копировании указывайте источник.

Источник