Сосуд с драконом китай

Сосуд с драконом китай thumbnail

В самые ранние периоды существования Китая, искусство этого народа было неразрывно связано с мифологическими представлениями и, выполняя ритуальную функцию, предназначалось для проведения различных обрядов. Ярче всего об этом говорят находки изделий декоративно-прикладного искусства.

Бронзовая курильница с позолотой в виде священной горы бессмертия Бошань. 1 в. до н.э

Китайцы были изумительными мастерами, умеющими создавать уникальные вещи из самых разных материалов. В самые древние периоды – это были керамика, камень и бронза. А позже в Китае были изобретены такие материалы и технологии, как изготовление шёлка, фарфора, лака. Всё это поставлялось по Великому шёлковому пути в разные страны, вызывая зависть и восхищение китайскими “штучками” во всем мире.

Керамика

Керамические изделия в Китае стали появляться еще в период Яншао (назван так по месту обнаружения первых находок). Это расписные сосуды из глины разной формы.

Керамика Китая эпохи неолита.

Рисунки и орнаменты, украшающие их, передают представления древних жителей Китая об устройстве мира и вселенной.

Крамика Яншао.

Здесь мы можем встретить и образы животных (символы разных стихий) и различные геометрические орнаменты, также имеющие сакральное значение.

Керамика Яншао.

Бронза

Весьма интересны и разнообразны китайские бронзовые сосуды, во множестве изготовленные в период Шан-Инь. Они предназначались для ритуалов жертвоприношений различным духам (природы и предков), в которые верили древние китайцы.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Это были массивные изделия, богато декорированные рельефами по всей их поверхности.

Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.

Сложные орнаменты вьющейся тонкой линией заполняли всё пространство стенок сосуда, а местами, выпукло выделялись на его плоскости.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Иногда, сосудам придавалась форма диковинных фантастических чудовищ (рыб, драконов, хищников) с выступающими над поверхностью стенок лапами, хвостами, рогами, оскалившимися пастями, гребнями и чешуей.

Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.

Это, по мнению древних китайцев, наделяло такие предметы особыми магическими свойствами.

Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.

Нефрит

Множество различных изделий китайцы делали из камня. Особенно любимым был нефрит. Китайцы верили, что этот полудрагоценный минерал обладает магическими и целебными свойствами, и необычайно ценили его.

Вообще, вычитала, что в Китае «нефритом» называли целую группу камней: сам нефрит, агальматолит, яшму, жадеит, различные разновидности серпентина и другие.

Нефритовая черепаха.

Даосские алхимики считали, что нефрит может сделать человека бессмертным. Кстати, отсюда древняя китайская традиция хоронить знатных людей в нефритовых “скафандрах”. (В таком погребальном нефритовом одеянии был похоронен великий Цинь Ши-хуанди).

Нефритовый погребальный костюм.

Свойства нефрита соотносились и с морально-этическими достоинствами личности “Благородного мужа”, которые в конфуцианстве назывались «пять благих качеств» (у дэ). А они, в свою очередь связывались с учением у-син, о пяти первоэлементах.

1. Внутренне тепло камня соотносилось с “жэнь” – гуманностью;

2. Прозрачность – с “синь” – внутренней чистотой и искренностью;

3. Звучность и музыкальность камня – с “чжи” – мудростью и разумностью;

4. Твердость камня (он весьма сложен в обработке) — с “и” – верностью, следованием долгу и мужеством;

5. Поскольку нефрит олицетворяет древность и власть, то он соотносится с “ли” – традициями и ритуалами.

Кроме того, понятие “нефритовый” в китайской культуры стало универсальной эстетической категорией, обозначающей всё совершенное, в том числе – красоту предметов, явлений, внешних и внутренних качеств человека. Древнекитайская поговорка гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен».

Чаша для туши

Предметы из этого материала изготовлялись для самых разнообразных нужд. От небольших круглых дисков-би (видимо магического назначения), до амулетов и печатей.

Би – нефритовый диск, магического предназначения.

Кстати, такие печати стали чуть ли не символом китайской культуры. (Вспомните хотя бы средневековые картины китайских художников, с обилием именных красных оттисков на них).

Кстати, искусство резьбы по камню, и изготовления печатей (это называется глиптикой) было широко распространено и в Месопотамии, начиная с цивилизации шумеров. Об этом можете почитать здесь.

Китайская печать.

Китайская печать.

Сначала их функции были сугубо практическими – обозначить принадлежность вещи, предмета, конкретному владельцу. Но затем, изготовление печати стало приравниваться к искусству. Здесь важны были три составляющие: композиция всех деталей и надписей, стиль каллиграфии (он был чётко регламентирован) и мастерство самой гравировки.

Китайская печать.

Кроме имени владельца, на печати могли быть вырезаны цитаты философов, поэтические строки или просто благопожелания. Навершия этих изделий часто украшалось фигурками, которые имели символическое толкование.

Китайские печати.

Самой известной китайской печатью считается легендарная “Наследная печать” – первого императора Китая Цинь Ши-хуаньди. Она была изготовлена из редкого белого нефрита в 221 г. до н.э. в честь объединения всех царств под властью этого правителя. Надпись на ней гласила: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А оттиск мастер-изготовитель украсил изображением летящих даосских фей.

После смерти первого императора, печать стала объектом постоянных интриг в борьбе за власть, не утихавших целые столетия, пока в 10 веке не была утеряна. Но значимость этого артефакта была таковой, что все последующие династии, вплоть до 20 века, пытались сделать её копии, чтобы подтвердить своё право на владение престолом.

Китайская императорская печать, не так давно проданная на аукционе.

Китайские мастера-резчики умели изготавливать не менее интересные, в художественном плане, предметы и из других материалов – например избамбука

Стопки для кистей. Китай. 18-19 вв. Бамбук.

Читайте также:  Лопнувший сосуд на пальце

… и, конечно, шёлка, нашедшего в быту и искусстве весьма широкое применение.

Шёлк.

В первую очередь из него изготавливали ткани для одежды. Но не только. Шёлк использовался для создания струн музыкальных инструментов и для тетивы лука, из него делали лески удочек и даже бумагу.

Изготовление шёлка. Китайская живопись.

Долгое время секрет изготовления этого материала тщательно охранялся, и его разглашение каралось смертью. Поэтому высоко ценившийся за пределами Китая шёлк стал использоваться, как денежный эквивалент, подобный международной валюте. О том, насколько производство этого материала было важным в Китае, свидетельствуют 5 тысяч! иероглифов, в которых в качестве составляющей имеется ключ “шёлк”.

Вышивка на одежде мандарина. Дракон с жемчужиной символизирует энергию космоса и человека.

В китайских изделиях из шёлка поражали и яркость красок, изящество рисунка, и качество вышивок. Сюжеты и образы, наносимые на шёлковые изделия, чётко были регламентированы в соответствии с иерархией и чинами. Так, например, только император мог носить одежду из жёлтого шёлка, с изображениями драконов (императорский символ).

Одежда императора.

Императрица одевалась в платья, украшенные фениксами или бабочками,

Наряд императрицы.

знаком гражданских чиновников были журавли на ткани, а львы были атрибутами военных чиновников первого ранга и т.д.

Китайский чиновник.

Фарфор

С момента открытия способа производства фарфорав средние века, постепенно изделия декоративно-прикладного искусства утрачивают свою первоначальную ритуально-магическую функцию и становятся предметами роскоши, призванными украшать быт их владельцев, доставляя им эстетическое удовольствие.

Фарфоровая статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане.

Фарфоровая посуда, изготавливаемая в Китае, отличалась изумительной хрупкой изящностью, поразительной белизной, нереальной (едва ли не прозрачной) тонкостью стенок и особенной звучностью. Изделия из фарфора имели различное предназначение, форму и по-разному декорировались.

Китайская фарфоровая ваза.

Случалось, что стенки фарфоровых ваз украшали монохромные росписи, оставляющие большую часть поверхности не закрашенной,

Китайские фарфоровые сосуды. XIII век.

а иногда художники-вазописцы, используя разноцветные, звучные краски, создавали яркие, сложные композиции (жанровые сцены, пейзажи) и орнаменты (растительно-цветочные мотивы и др.), которые покрывали сосуд от самого дна до горлышка (например, техника росписи «доу-цай» – «борьба цветов»).

Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722).

Лаковые изделия.

Средние века – это время создания многочисленных, так называемых, лаковых изделий, секрет изготовления которых (также, как и производство фарфора) был тщательно охраняемой государственной тайной.

Лакированная погребальная урна.

В такой технике китайские мастера могли производить предметы быта практически любого предназначения – от миниатюрных лаковых шкатулок до мебельных гарнитуров.

Императорский трон с драконами.

Основой для этих изделий служили дерево или ткань, которой придавали желаемую форму, а затем покрывали в несколько слоёв соком лакового дерева, смешанного с красителями разных цветов.

Шкатулка, черный лак и полихромная роспись, XIII век.

Такие вещи были изящными, очень легкими, блестящими, яркими и, главное, износоустойчивыми (им были не страшны ни влага, ни высокие температуры).

Шкатулка, черный и красный резной лак, XVI век.

Настольная ширма, коричневый лак и перламутр, XVIII век.

До сих пор, декоративно-прикладное искусство древнего и средневекового Китая ценится очень высоко. Фарфор, шёлк, нефритовые и бамбуковые поделки, бронзовые и керамические сосуды, являются желанными приобретениями для мировых музеев и частных коллекций. Именно они ассоциируются у большинства людей с Китаем и китайской культурой.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.

Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.

Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.

Конфуцианство. Кратко.

Даосизм. Кратко.

Чань-буддизм. Кратко.

О развитии письменности и литературы в Китае.

Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.

Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.

Буддийская архитектура Китая.

Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.

Запретный город – Гугун в Пекине.

Го-хуа. Традиционная китайская живопись.

О традиционной китайской музыке.

Китайский традиционный театр и Пекинская опера.

Храм Неба в Пекине.

Источник

В Китае с давних лет народ поклоняется мифическому животному — дракону. Жители Поднебесной почитают его как доброе, мудрое и милостивое к людям существо.
Китайские драконы по легенде были прародителями драконовидных существ, обитавших в странах Европы, но отличаются от них нравом. Все европейские драконы считаются злыми и кровожадными, а в китайской философии дракон является символом энергии Ян. Энергия Ян — это огонь, ветер, быстрая, резкая, яркая, порой агрессивная энергия. Она дает мотивацию, поднимает на ноги, пробуждает, дает желание действовать.
Внешний вид дракона отличается в разных мифологиях, но общее их описание — это описание пресмыкающегося. У дракона, как правило, было длинное туловище и части тела разных животных, но обязательно наличие хвоста. Драконы могли летать, передвигаться по земле, плавать. Встречаются даже образы драконов с несколькими головами, хвостами. Обычно у них огненное дыхание и пестрая яркая окраска. Они разумны и мудры. В восточной мифологии драконам принадлежит главенствующая роль.
Весомая роль в Поднебесной отводилась дракону Лун-Ван. Дракон Лун-Ван служил олицетворением всей земли целиком и являл собой единение неба и воды. Согласно легендам Лун-Ван жил в колодцах, защищал и охранял клады. Когда Лун-Ван повзрослел, он стал владыкой морей и поднялся на престол Царя, управляющего всеми драконами.
Место обитания Лун-Вана со временем тоже менялось: летом он парил в небе, осенью перебирался в море, а зимой спал под землей.
Разновидностей драконов множество. Существовали даже имеющие на голове нарост, который награждал своего обладателя умением летать без участия крыльев. Размеры китайского дракона могли достигать 300 метров.
Существует три основных благородных вида дракона:
Лунг (Лун-Ван) — наиболее могущественный, живущий в небе — Дракон облаков. Он имеет голову верблюда желтого цвета, рога оленя, глаза кролика (миндалевидные, на выкате и красные радужки с черным зрачком), уши коровы, шею змеи, брюхо лягушки (чаще всего красного цвета), золотого цвета чешую рыбы, когти ястреба и лапы тигра. На спине он имеет гребень из восьмидесяти одной чешуи, при этом чешуйки на шее направлены к голове, а чешуйки, находящиеся на голове, расположены в виде гребня. На каждой стороне его пасти есть усы, а с подбородка свисает бородка, на которой находится жемчужина. Он не имеет слуха. Его дыхание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается в воду, в некоторых случаях огонь. Его рев напоминает звук гонга. Дракон Лунг бывает как с рогами, так и без, может быть без чешуи или без крыльев.

Читайте также:  Что помогает укреплению сосудов

Фантастические китайские драконы, фото № 1

Фантастические китайские драконы, фото № 2

Фантастические китайские драконы, фото № 3

Чиао — дракон, покрытый чешуей и обитающий в болотах и горах. У него небольшая голова, короткая шея, отсутствуют рога, грудь только ярко красного цвета, желтого цвета бока и зеленые полосы на спине. Он имеет четыре лапы и больше похож на змею, чем Лунг.

Фантастические китайские драконы, фото № 4

Фантастические китайские драконы, фото № 5

Ли — дракон, живущий в океане — Дракон моря. Обычно у этого дракона отсутствуют рога. Четыре дракона управляют морями на границе обитаемой земли: восточный, южный, западный и северный.

Фантастические китайские драконы, фото № 6

Фантастические китайские драконы, фото № 7

Фантастические китайские драконы, фото № 8

В мифологии Китая существовали и другие виды драконов. В древних китайских текстах упоминается более чем о 100 их видах. В переводе с китайского Лун — это дракон. Лун-Ван — Царь драконов. И среди сотни видов выделяются такие:

Фуцанлун — это дракон скрытых подземных сокровищ, охраняющий драгоценные камни и металлы, находящиеся под землей, повелевающий вулканами. Проживает он очень глубоко под землей. Изображается под подбородком или во рту с магической жемчужиной, символ богатства и высшей мудрости. Вдоль его спины тянется зубчатый гребень. Когда она взлетает в небо — в горах просыпаются вулканы. Когда он выгибает свою спину — вырастают новые холмы.
Тяньлун — Небесный дракон. Защищает владения богов, сопровождает их и возит богов на колесницах. Признан самым сильным среди драконов. Камни от его прикосновения превращаются в золото, дыхание его вызывает языки пламени или завихрения облаков. Является символом могущества и власти.
Инлун — Божественный крылатый дракон. Повелевает дождем, ливнями и наводнениями.
Дилун — Земляной дракон. Властвует над водной стихией, подчиняя себе моря, реки, озера и другие источники воды. Живет в воде на большой глубине во дворце.
Шэньлун — повелитель грома. Изображается с головой человека на теле и большим круглым животом. Обитает дракон на небе, имеет синий цвет, повелевает облаками и ветром, урожаем. Если Шэньлун обиделся и разозлился — жди плохой погоды, неурожай, наводнение или засуху.

Помимо такого разнообразия видов драконов существует огромное количество художественных изображений этих существ. Все они очень яркие, красочные, а их внешний вид зависит не только и не столько от описания каждого вида, сколько от восприятия и воплощения образа художником.

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. Отсюда и различия в названиях похожих видов мифологических драконов.

Источник

В китайской мифологии много существ, благодаря которым культура страны отличается особенным колоритом и вызывает интерес у иностранцев. На формирование мифологии повлияли исторические персонажи, тотемизм, философские и религиозные учения.

Драконы

Наиболее почитаемое существо это китайский дракон. Он олицетворяет собой силу стихий, власть императора и небо. Его изображения наносят на дома, ткани и другие предметы. Он символизирует добро, богатство и благополучие. Китайский язык содержит в себе множество пословиц и поговорок с участием этих зверей. Данные мифические животные занимают важное место в культуре еще с древних времен. Изображения драконов часто находят при археологических раскопках. Основные племена, образовавшие китайское государство, считали его тотемным культом. Они верили, что он обладает магической силой и сочетает в себе особенности других зверей. Он, по представлениям древних китайцев, не жил на земле – мог взлетать на небеса или опускаться в водоемы. Считалось, что императоры избраны богами для управления государством – по небесному мандату. Поскольку драконы были посланцами неба и богов, то императоры назывались их потомками.

Мать драконов

В китайских легендах существует мать драконов (Лун Му), которая была изначально смертной женщиной. По преданию, она увидела белый камешек у реки, оказавшийся настоящим яйцом. Из него вывелись 5 маленьких змей. Мать драконов растила и заботилась о пяти драконах. Они стали символами почитания родителей и родительской заботы и любви.

Читайте также:  Лекарственные средства для восстановления сосудов

Лун Му жила в бедной семье, но лучшую еду, она отдавала своим детенышам. Они немного выросли и начали помогать маме. Они были водными духами, способными управлять погодой. Во время засухи Лун Му попросила их послать дождь. Все крестьяне в деревне были ей очень благодарны и нарекли ее матерью драконов. После ее смерти драконы обернулись в людей и похоронили свою мать. Впоследствии они стали «пятью великими учеными». В Китае можно найти храмы, построенные для Лун Му. Даже сейчас она является популярной богиней, которая покровительствует детям и родителям.

Виды драконов

Мифология Китая насчитывает сотни драконов. Большинство из них имеет в своем названии частицу «лун» либо в конце или начале слов. Они делятся по цветам:

Цинлун лазоревого цвета наиболее сострадателен и является символом востока;

алый Чжулун благословляет озера и обозначает юг;

у желтого Хуанлуна можно просить прошения;

а белый Байлун является самым добродетельным и честным из всех своих собратьев, отвечает за запад;

черный Сюаньлун обитает в мистических водах – символ севера.

Цветовое разделение соотносится с пятью сторонами света – вода, огонь, дерево, металл и земля.

Определенный дракон имеет свои функции и обозначает определенный предмет или свойство. Поэтому классификаций много. Древние текста упоминают более 100 разновидностей, в названиях которых присутствует суффикс «лун». Из них выделяются 4 основных:

небесный Тяньлун – охраняет небеса и его чертоги, которые поддерживают и защищают богов. Он может летать, возноситься к небесам, но с крыльями он изображается изредка. Небесный дракон всегда имеет 5 пальцев на ногах, а другие его собратья по 4 или 3.

Шэньлун может управлять громом и погодой. Он изображается с головой человека, драконьим телом и животом как у барана. Шэньлун летает по небу, но из-за синего цвета может сливаться с ним. От него зависит сельское хозяйство. Поэтому простые люди стараются не обижать его, чтобы не было засухи или наводнений.

Дилун – дракон земли, контролирующий реки, водоемы и моря. Они живут в глубинах вод в красивых дворцах. По преданиям люди, побывавшие в этом дворце, получали дары и возвращались на сушу.

Фуцанлун – страж, который охраняет ценные металлы и камни, скрывающиеся в глубинах земли. Он обитает в недрах под землей в особых пещерах. Фуцанлуна рисуют с жемчужиной у подбородка. Это знак настоящего богатства – мудрости.

Духи стихий

Одним из главнейших божеств можно выделить Лэйгуна – бога грома, повелителя стихий и природных явлений. Водные духи имели характерные черты драконов, рыб и других животных. Китайцы почитают и верят в каждое мифическое существо неважно, какое у него происхождение или пол. Среди многих духов стихий выделяются основные:

Жун Чен – маг, изобретший календарь. Согласно легенде он возвращается на землю каждые 1010 лет. По верованиям этот маг может возвращать молодость, восстанавливает старикам их волосы и зубы.

Хоу И является сыном верховного бога, лучник и герой. Легенды о нем рассказывают о многочисленных отважных поступках, борьбе с монстрами и чудовищами. По преданию однажды на небе вместо одного солнца появилось десять, началась засуха. Отважный Хоу И сразил своими стрелами девять солнц — демонов. Богиня запада подарила ему эликсир бессмертия. Но его жена втайне от него выпила эликсир и улетела на луну, оставив мужа умирать от старости.

Хуанди – дух, символизирующий волшебные силы земли. В мифологии его образ совмещает в себе силача, ремесленника и стрелка.

Еще один герой – Юй, усмиривший потоп. Он является императором мифологической династии Ся.

В древнекитайской мифологии тотемные животные превращаются в реальные личности – императоров и чиновников, ученых.

Помимо духов стихий важны существа, контролирующие плодородие и засуху. Богом засухи служит Ба, которого боялся весь народ.

Духи-хранители сторон света

Цинлун, о котором говорилось выше, символизирует весну. Он несет счастье тем, кто видит его изображение, поэтому его рисовали на знаменах. Цинлун в китайской мифологии это еще и страж дверей.

Байху защитник запада и мира мертвых. Его изображают в виде белого тигра на могилах и гробницах.

Чжуняо или Феникс – дух покровитель юга.

Сюаньу – северный дух, связанный с водой. С начала его изображали как черепаху со змеями.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Источник