Сосуд с елеем что это
Сосуд с елеем
«Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне у всех соседей твоих, сосудов порожних и набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные оставляй. И пошла от него, и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло»
4 Цар. 4:1-7.
В этом отрывке из 4 книги Царств, как и во всей Библии, Бог говорит к нам
через пророческие образы. Для непосвященных людей это всего лишь история о
бедной вдове, но Церкви Своей Бог дал Дух Святой, который «наставляет на всякую истину».
Слава Богу за то, что Он посылает Своей Церкви откровения с небес через Духа
Святого! Что же Бог открывает Церкви:
- «Однаизженсыновпророческих» – образ Верной Церкви (Работы Господней).
- «Заимодавец» – враг, который
хочет взять в рабство верный остаток. - «Елисей» – представляет откровение Иисуса. Что есть в доме?
- «Сосуд с елеем» – благословение
Духа Святого. - «Попроси
себе сосудов на стороне у всех соседей твоих»– Евангелизация по откровению. - «Сосудов
порожних» – нуждающиеся жизни. - «Набери
немало» – евангелизация
не может останавливаться. Необходимо много сосудов. Есть много нуждающихся
жизней. - «Запри
за собою дверь»– это труд церкви, которая
использует свои ресурсы. Работа Господня имеет доктрину, собственную библейскую
идентичность. Она не должна выставляться напоказ, но осуществляется внутри
откровения (Пятигранное служение, дары Духа). Так же нельзя позволить
проникнуть мирским вещам в Церковь Божью. Если это допустить, то это действует,
как яд, разрушающий тело. - «Наливай во все эти сосуды» – подводить
людей к крещению Духом Святым. - «Полные
отставляй» – когда человек наполняется Духом Святым, и если
пребудет в откровении Духа, уже может идти без посторонней помощи и служить
другим дарами Духа. Нужно использовать таких людей. - «Подай
мне еще сосуд»– решающий и славный момент в вечности. Личный момент, индивидуальное решение. Каждый раз сосуды подаются один за
другим. - «Нет
более сосудов» – заполнилось число спасенных, собран остаток. Число и
время Господа.
Иисус вернется за Своей Церковью. Работа закончится, только тогда,
когда не будет более жизней для спасения.
- «Остановилось
масло» – когда закончатся откровения, и не будет более людей,
желающих спасения, благословения Духа Святого на земле остановятся. Масло
остановилось, но для Церкви, которая будет вечно с Господом, елей не закончится
никогда.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
1 486
19.04.15
Источник
В каждом большом соборе или храме можно найти сосуды с елеем. Что это такое и для чего используется, известно далеко не всем. Хотя эта жидкость славится своими целебными свойствами, в церквях она используется только для помазания. Значение слова “елей” в переводе с дневнегреческого – оливковое масло. Именно этот вид масла использовался для обрядов помазания первоначально. В дальнейшем для этой процедуры стали использовать любые растительные масла, включая вазелиновое.
Что такое?
Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.
Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.
Целебная сила елея — что такое?
Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.
Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.
Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.
Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.
Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.
Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.
Как пользоваться освященным маслом?
Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.
Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.
Символизм елея
Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.
В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.
Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.
Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.
Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Миро (значения).
Не следует путать с Миррой — благовонной смолой.
Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви, кроме таинства миропомазания, используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице, которая устанавливается на престоле.
Состав и история[править | править код]
В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:
И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания
В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания новокрещёных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»[1], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.[2]
Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:
Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.[3]
— Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье
Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам[4]. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis. Чин освящения мира описан Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его сочинении «О церковной иерархии» (рубеж V—VI веков):
…иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыл, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним (миром) молитву освящения, затем употребляет его в святейших священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами для всякого почти рода священно-начальственного священносовершения.[5]
Миро в Православной церкви приготавливается из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.[6]
В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.
Мироварение[править | править код]
С точки зрения Русской православной церкви (РПЦ), исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. В Синодальный период истории РПЦ миро освящал митрополит Киевский как предстоятель древнейшей кафедры. Самостоятельно освящают миро также Болгарская православная церковь, Румынская православная церковь, Сербская православная церковь и Грузинская православная церковь. РПЦ, будучи материнской церковью и предоставив автокефалию Польской православной церкви, Чехословацкой православной церкви и Американской православной церкви, наделила их также и правом мироварения. С точки зрения Константинопольского патриархата, право совершать мироварение принадлежит патриарху Константинопольскому в сослужении представителей Поместных православных церквей.
В настоящее время в томосах об автокефалии прописано получение мира от Константинопольского патриархата Греческой, Албанской, Польской и Чешских земель и Словакии церквей. Древний Иерусалимский патриархат также получает миро от Константинополя[7].
В Русской православной церкви[править | править код]
(Патриарший дворец, Музеи Московского Кремля)
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом).
«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).
В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.
Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.
В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.
Освящение приготовленного мира[править | править код]
Освящение мира происходит в Великий Четверг за литургией в храме Христа Спасителя. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.
На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.
После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.
В католицизме[править | править код]
В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга, служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословения елея» (Missa Chrismatis). Служить эту литургию должен только епископ, по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословения елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения. В отличие от мира, оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.
Освящение мира[править | править код]
Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром.
После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.
В Армянской апостольской церкви[править | править код]
В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него оставшегося старого мира. Это символизирует преемственность традиции. Считается, что древнейшим миром, таким образом входящим в состав свежеприготовленного, является миро, принесённое в Армению самими апостолами.
См. также[править | править код]
- Елей
- Помазание Иисуса миром
- Мироточение — появление маслянистой жидкости на мощах и иконах
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Миро / Акишин С. Ю. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие [Электронный ресурс]. — 2012. — С. 434. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5.
Источник