Сосуд с кровью иисуса

Сосуд с кровью иисуса thumbnail

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ

Практически ничего неизвестно про историю происхождения реликвии Святой Крови, до того как она была доставлена в Брюгге. Не существует подлинных исторических источников, есть только старые легенды. Главный вопрос: Каким образом Кровь Христа попала в некий сосуд и сохранилась там?

Нет ответа и в Евангелии. Там описано, как тело Христа сняли с креста, бальзамировали и положили в новый гроб, принадлежащий Иосифу из Аримафеи, который был влиятельным евреем и одним из учеников Иисуса (Евангелие от Иоанна 19, 40). Согласно еврейскому обычаю, тело обмывают перед бальзамированием, но ни один из евангелистов не упомянул о том, что сохранилась кровь Христа. Стечение обстоятельств описанное в апокрифическом Евангелии так ярко отражают рвение и преданность первых учеников, что невозможно даже усомниться в исторической достоверности.

Анализ этих документов, а также веры учеников был проведен и обобщён епископом из Линкольна в 1274 году: «После смерти Иисуса Иосиф Аримафеский смело попросил позаботиться о теле Спасителя. Представители власти оказали ему эту услугу, так как он находился в высоком положении в то время. Не смотря на протесты евреев, он снял тело Христа, которое было всё в крови и покрыто ранами.

Затем он принялся очищать кровавые раны, руки и ноги, где гвозди оставили глубокие раны, из которых сочилась кровь Христа. Потом он положил тело во гроб и омыл его. Далее он собрал кровь, смешанную с водой в чистый сосуд, а кровь, сочившуюся из ран, он собрал в другой сосуд. Иосиф сохранил обе реликвии как драгоценное сокровище и передал их своим потомкам.»

Обычно кровью и мощами мучеников очень дорожили, и это указывает на то, в какой степени мощи, а особенно Святая Кровь Иисуса Христа была почитаема. В начале религиозных гонений эти реликвии должны были быть тщательно спрятаны.

Позже были обнаружены единственные в своём экземпляре письменные источники, где упоминалась Святая Кровь. Например, греческий Месяцеслов, в котором повествуется о жизни отшельника Варипсава, который жил в 4 веке. В этом Месяцеслове также написано, что у Варипсава было несколько капель Святой Крови и он завещал её церкви Константинополя после своей смерти. Другие предания упоминают о том, что Герман, Патриарх Константинопольский в VIII веке хранил у себя эту реликвию со Святой Кровью.

И наконец, существует «Паноплия догматика» (греч. πανοπλία δογματική – история всех «ересей»), написанная Евфимием Зигабеном, византийским богословом и экзегетом. Он записал все «ереси» начиная от Симона Волхва до ислама, с их краткими опровержениями, заимствованными из произведений Отцов Церкви. Данная книга была написана в качестве опровержения точки зрения Богомилов, которые утверждали, что Иисус Христос физически не умер на кресте.

Базилика Святой Крови Господней

Евфимий утверждал, что Иисус Христос на самом деле принял человеческое обличие, а мощи Его и Святая Кровь могут лечить больных. Всё это ясно доказывает, Господь был действительно казнён на кресте и страдал, а не пережил символическое распятие. Также в этих писаниях можно найти подтверждение того, что Святая Кровь на самом деле находилась в Константинополе в 1204 году, так как там есть запись о том, что латинский император послал эту реликвию в подарок своей дочери Жанне, графине Фландрской.

КАК РЕЛИКВИЯ ПОПАЛА В БРЮГГЕ

Традиционное объяснение или версия первая

После первого крестового похода (1096-99 гг.), который был полностью успешным, Готфрид Бульонский принял титул Защитника Иерусалима. Другие малые государства, такие как Антиохия и Эдесса, также были заняты лидерами крестового похода, которые расположились в этих городах как короли.

После того как Сарацины захватили Эдессу в 1146 году, Тьерри Эльзасский, который был на то время графом Фландрским, естественно отправился на помощь своему зятю Болдуину III. Он собрал впечатляющую армию, в рядах которой были такие крестоносцы как король Франции Людовик VII и первый король Германии Конрад III. В отличие от первого, второй крестовый поход обернулся неудачей. На берегах Малой Азии, войско Людовика VII вынуждено было двигаться назад к берегу, так как ряды армии редели из-за голода и жажды. Неопытность и поспешно отданные приказы в результате привели к нескольким бесславным поражениям. Лишь немногим крестоносцам удалось добраться до Иерусалима, Тьерри Эльзасский был в их числе.

Базилика Святой Крови Господней

Большинство командиров вернулись домой, вследствие непрерывных ссор между собой. Едва оправившись от похода, Тьерри Эльзасский двинулся на Дамаск по просьбе Болдуина III. Однако, Сарацины, которые завистливо относились к победам Тьерри, организовали засаду и атаковали крестоносцев. После всех этих несчастий, Болдуин III, как говорят, в знак своей благодарности подарил Тьерри частицу Святой Крови, которая хранилась на то момент в Иерусалиме.

Базилика Святой Крови Господней

Тьеррри Эльзасский поручил монаху Леонтию из собора Святого Бертена охранять реликвию по дороге домой. Ослабленный и больной, Тьерри вернулся в свою столицу Брюгге и подарил реликвию Святой Крови своему народу (1150 год).

Исторический подход или версия вторая

Изложенная выше история про походы Тьерри Эльзасского и про то, как реликвия попала в Брюгге, является традиционным, многовековым объяснением истории происхождения реликвии. Это обычная история, которая передавалась и поколения в поколение и была записана в летописях в 1380 году.

Однако до 1256 года упоминаний о реликвии в Брюгге не найдено. Даже в акте об основании часовни Святого Василия (1189 года), который составил сын Тьерри, Филипп Эльзасский, ничего не написано о реликвии Святой Крови. Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что на тот момент реликвии еще не было в Брюгге.

В летописях уделяется много внимания находкам других реликвий на Востоке, как например, части Креста. Тем не менее, единственное указание того, что реликвия действительно находилась в Брюгге на тот момент – это запись в списке реликвий 1150 года, хранящемся в Британской библиотеке,. Там отмечается, что реликвия находилась на хранении в императорском дворце в Константинополе. Отсюда следует, что реликвия была привезена в Брюгге не раньше XIII века.

Читайте также:  Кровоснабжение печени ее сосуды

Предположительно Болдуин X передал реликвию Святой Крови вместе с другими реликвиями своей дочери Жанне, графине Фландрской, после взятия Константинополя в 1204 году. В свою очередь Жанна пожертвовала реликвию Святой Крови городу Брюгге.

Верхняя часовня (капелла) базилики Святой Крови

Хотя это объяснение выглядит правдоподобно, доказательства отсутствуют. Самая первая запись о том, что реликвия была в Брюгге в 1255 году, находится в юридическом документе 1270 года. В этом документе описывается дело 1256 года, в котором ответчик тщетно просил разрешения судей поклясться в своей невиновности над реликвией Святой Крови.

Кроме того, известно, что шествие с реликвией Святой Крови происходило ещё до 1291 года. В Уставе привратников имеется запись о том, что согласно правилам необходимо проводить ежегодное шествие 3 мая.

Также существует еще один важный документ, устав, изданный королём Франции Филиппом VI Красивым в провинции Западной Фландрии Ingelmunster в 1297 году, в котором он обязался защищать реликвию в случае нападения на Брюгге.

И наконец, в папской буле Licet от 1 июня 1310 года Климент V дарит индульгенцию всем участникам процессии и подтверждает, что в полдень каждую пятницу несколько капель крови падают из сгустков Святой Крови.

С тех пор феномен перехода крови в её жидкое состояние больше не наблюдался, кроме как в 1388 году, когда епископ Урбан VI поместил хрустальный фиал в новую коробку в форме цилиндра в золотой оправе.

На сегодняшний день существует две версии того, как реликвия оказалась в Брюгге. Первая основана на старых традициях устных преданий и зафиксирована в письменном виде в 1380 году. Вторая является результатом исторического анализа документов. Что касается происхождения реликвии, то возникает множество вопросов по поводу существования исторических доказательств подлинности данной реликвии.

Глубоко почитаемая статуя “Иисуса на Холодном Камне”.

Но не следует забывать самое главное в этой реликвии, а именно то, что эта реликвия прослужила народу, как символ жертвы Христа на протяжении веков и принесла радость и успокоение многим миллионам верующих. Уже один этот факт, безусловно, заставляет обратить внимание на важность этой реликвии, а не на кропотливый процесс поиска её происхождения.

БЛАГОРОДНОЕ БРАТСТВО СВЯТОЙ КРОВИ

Начиная с XV века, почётный караул охраняет реликвию Святой Крови: Благородное братство, в состав которого входит тридцать человек, которые под покровительством декана обязуются защищать святыню и способствовать её продвижению среди верующих путём организации богослужения в её честь, а также проведения ежегодного шествия по улицам Брюгге.

Их торжественное одеяние состоит из черного платья и красной накидки с изображением пеликана. А декан в знак своей должности носит большие позолоченные серебряные цепочки.
Также существует еще одно братство, Благочестивое братство, которое также разделяет все духовные обязательства и охраняет реликвию Святой Крови.

ОПИСАНИЕ СВЯТЫНИ

Фиал, содержащий сгустки крови сделан из горного хрусталя восточного происхождения, датируется XI или XII веком. Длина его – 16 сантиметров, а максимальная толщина составляет 2,8 сантиметра. Фиал помещён в стеклянный контейнер, декорированный золотыми венцами, которые в свою очередь украшены двумя ангелами. На нем висит рамка с надписью «MCCC LXXX VIII die III maii» (3 мая 1388 года).Его горлышко перевязано золотой нитью, а пробка запечатана красным воском.

Нижняя церковь

БАЗИЛИКА СВЯТОЙ КРОВИ

Базилика Святой Крови Господни весьма неприметна – её вполне можно и не заметить, отвлекшись на парадный фасад ратуши. Маленькое серое здание ютится в северо-западном уголочке площади Бург.

Базилика состоит из двух частей: романской нижней часовни и готической верхней часовни. Несмотря на то, что обе часовни принадлежат одному зданию, они совершенно разные: архитектура, внутреннее убранство, освещение – всё сильно отличается. Нижняя романская часовня весьма аскетична, с минимальным украшением на каменных стенах, в то время как верхняя готичаская часовня поражает глаз разнообразием красок, причудливыми узорами, золотом, завитками и цветными витражами.

Часовни соединяются монументальной лестницей, которая скромно прячется за фасадом базилики, построенного в 1533 году в стиле ренессанса. Во время французской оккупации фасад был разрушен и восстановлен только в 19 веке.
Святая реликвия находится в богато украшенной верхней часовне.

Святая реликвия покидает стены часовни один раз в год – на Вознесение. В этот день Брюгге превращается в огромную театральную сцену – Процессия Святой Крови шагает по главным улицам города, повествуя о хорошо известных библейских историях и о появлении святой реликвии в Брюгге. Завершается процессия торжественным выносом Святой Крови Господней, в сопровождении служителей церкви и городских властей.

Процессия уходит корнями в древние времена – первое письменное упоминание о процессии относится к 1291 году. И по сей день жители города поддерживают эту традицию. Процессия шествует по улицам старого города на протяжении нескольких часов, радуя жителей Брюгге и многочисленных туристов. Это яркое, запоминающееся, интереснейшее зрелище с театральными монологами, песнями и музыкой. Процессия поражает продуманностью деталей, костюмами, декорациями. В шествии участвуют многие жители города – от мала до велика. Удивляют и четвероногие участники процессии: овцы, ослики, верблюды, лошади.

Этой величайшей святыне в базилике Святой Крови в Брюгге можно поклониться ежедневно в определенные часы.

*****

СВЯТАЯ РЕЛИКВИЯ МАНТУИ

Еще один город, в котором хранится Кровь Христова, — Мантуя. Появление этой ценной реликвии в этом городе связано с именем святого мученика Лонгина. Предание гласит, что Лонгин был родом из Изаурии (Isauria) (ныне территория Турции).

Сосуды с Кровью Христа в Мантуе

Он являлся тем самым воином, служившим в римском легионе, который пронзил ребро Господа на кресте, и из раны истекла кровь и вода. Он же исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39). Несколько капель Крови Господа упало на больные глаза Лонгина и они стали здоровыми.

Читайте также:  Как лопнувший сосуд на веке у ребенка

Обретение сосудов с Кровью Христа (роспись кафедрального собора в Мантуе)

Чудо исцеления обратило Лонгина в христианскую веру. Он собрал землю с истекшею на нее Кровью Господа и положил ее в металлический ящик. Впоследствии он много путешествовал с проповедью о Христе и носил ценную реликвию с собой, пока в конце концов не оказался в Мантуе. Боясь потерять ценную реликвию, святой Лонгин закопал металлический ящик в тайное место.

Место хранения сосудов с Кровью Христа в крипте кафедрального собора в Мантуе

После его мученической кончины о святыне забыли и вспомнили только в 804 году, когда одному благочестивому человеку явился святой апостол Андрей Первозванный и указал место в саду больницы святой Магдалины, где была закопана святая реликвия, которая и была там обретена.

В 923 году на Мантую напали племена венгров. Боясь навсегда утратить ценную реликвию, жители Мантуи поделили ее на две части. Одна часть была спрятана в церкви святого апостола Павла (которая была кафедральным собором), а другая часть положена в два сосуда и закопана в саду, где была построена оратория святой Крови Христа. Во второй раз место, где была спрятана ценная реликвия страданий и смерти Господа, было забыто.

В 1048 году произошло трехкратное явление святого апостола Андрея одному слепому нищему, и было указано место, где хранится святая реликвия. Во второй раз Кровь Господа Иисуса Христа была обретена 12 марта 1048 года.

Для хранения святыни была построена церковь в бенедиктинском монастыре. В настоящее время этот маленький круглый храм носит имя мученика архидиакона Лаврентия (Rotonda di San Lorenzo). Место, где были обретены два священных сосуда, отмечено крестом в середине храма.

В 1055 году маленькая часть Крови была пожертвована в немецкий город Вайнгартен, где хранится и почитается до настоящего времени в бенедиктинском аббатстве.

В алтаре крипты собора хранится ценнейшая христианская реликвия Италии – сосуд с кровью Христа.

В 1472 году было начато строительство базилики святого апостола Андрея, чтобы поместить в нее Святую Кровь. В 1479 году была вновь обретена та часть Крови Господа, которая была спрятана в церкви святого апостола Павла.

В настоящее время Кровь Христова сохраняется в двух золотых чашах в крипте (подземной части храма) кафедрального собора святого апостола Андрея. В Великую Пятницу эти две чаши выносятся на поклонение верующим, а также совершается крестный ход по улицам города.

Во время праздника Вознесения Господня в храме собирается огромное количество паломников со всей страны.

кафедральный собор святого апостола Андрея в Мантуе

Источник

«… íå òëåííûì ñåðåáðîì èëè
çîëîòîì èñêóïëåíû âû îò ñóåòíîé
æèçíè, íî äðàãîöåííîþ Êðîâèþ Õðèñòà, êàê íåïîðî÷íîãî è ÷èñòîãî àãíöà…»
Ïåðâîå ïîñëàíèå Ïåòðà 1,19

Âñå õðèñòèàíå ìèðà âåðÿò â Èèñóñà Õðèñòà, â ñïàñèòåëüíóþ ñèëó Åãî æåðòâû è ïðîëèòóþ çà íàñ êðîâü.  íåêîòîðûõ ãîðîäàõ Åâðîïû õðàíÿòñÿ ðàçëè÷íûå ðåëèêâèè, ñâÿçàííûå ñî ñìåðòüþ Èèñóñà Õðèñòà. Çíàåì ìû îá ýòîì, ê ñîæàëåíèþ, î÷åíü ìàëî. Õîòåëîñü áû ðàññêàçàòü îá îäíîé î÷åíü èçâåñòíîé â Åâðîïå ðåëèêâèè Ñâÿòîé Êðîâè.
 áåëüãèéñêîì ãîðîäå Áðþããå, ÷òî âî Ôëàíäðèè, â Áàçèëèêå Ñâÿòîé Êðîâè, õðàíèòñÿ ïðèâåçåííàÿ êðåñòîíîñöàìè, à òî÷íåå ãðàôîì Ôëàíäðèè Òüåððè Ýëüçàññêèì, õðóñòàëüíàÿ êàïñóëà, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ øåðñòü, ïî ïðåäàíèþ, ïðîïèòàííàÿ Êðîâüþ Õðèñòîâîé (ïî îäíîé èç ïåðâîíà÷àëüíûõ âåðñèé).
Ïðîöåññèÿ Ñâÿòîé Êðîâè
Åæåãîäíî â Äåíü Âîçíåñåíèÿ Ãîñïîäíÿ ïî Ãðèãîðèàíñêîìó êàëåíäàðþ óæå â òå÷åíèå áîëåå 700 ëåò â áåëüãèéñêîì ãîðîäå Áðþããå ïðîâîäèòñÿ ðåëèãèîçíàÿ òîðæåñòâåííàÿ öåðåìîíèÿ Ñâÿòîé Êðîâè Èèñóñà Õðèñòà. Öåðåìîíèÿ ïîêëîíåíèÿ äëèòñÿ 2 íåäåëè è çàâåðøàåòñÿ ïðîöåññèåé Ñâÿòîé Êðîâè. Ïåðâîíà÷àëüíî ïðîöåññèÿ ïðîâîäèëàñü â ÷åñòü Æèâîòâîðÿùåãî Êðåñòà, êîòîðàÿ ïðîõîäèëà 3 ìàÿ, ïî âðåìåíè îáðåòåíèÿ Êðåñòà öàðèöåé Åëåíîé. Âðåìåíà ìåíÿëèñü, ìåíÿëèñü è òðàäèöèè.  1310 ïàïà Êëèìåíò V ïîñòàíîâèë, ÷òî âåðóþùèå äîëæíû ïðèåçæàòü ñ ðàçíûõ ìåñò ïîêëîíÿòüñÿ ðåëèêâèè Ñâÿòîé Êðîâè.
Íåîáû÷íîñòü ýòîé ðåëèãèîçíîé ïðîöåññèè ïðèâëåêàåò èç ãîäà â ãîä ìíîæåñòâî òóðèñòîâ, è, êîíå÷íî æå, ñàìèõ êîðåííûõ æèòåëåé Áðþããå. Ïîëþáîâàòüñÿ ýòèì çðåëèùåì ïðèåçæàþò äî 40 òûñÿ÷ ÷åëîâåê. Öåðåìîíèÿ íèêàê íå óòðàòèëà ñâîåãî ðåëèãèîçíîãî çíà÷åíèÿ. Ñâÿòóþ ðåëèêâèþ ñîïðîâîæäàþò ìíîãèå âåðóþùèå, öåðêîâíîñëóæèòåëè, ìîíàõè è ìîíàøêè, ïðåäñòàâèòåëè ñâåòñêîé âëàñòè è, êîíå÷íî, ÷ëåíû Áðàòñòâà Ñâÿòîé Êðîâè, îñíîâàííîãî â XV âåêå.
Ñ ðàííåãî óòðà â Äåíü Âîçíåñåíèÿ Áðþããå íàïîëíÿåòñÿ òóðèñòàìè è ïàëîìíèêàìè ñî âñåé Åâðîïû. Íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññèÿ íà ïëîùàäè â öåíòðå ãîðîäà, äâèæåòñÿ âîêðóã èñòîðè÷åñêîãî öåíòðà ãîðîäà è ê 18 ÷àñàì âîçâðàùàåòñÿ íàçàä.
Îñîáåííîñòüþ òîðæåñòâåííîé ïðîöåññèè ÿâëÿåòñÿ èíñöåíèðîâêà áèáëåéñêèõ è èñòîðè÷åñêèõ ñþæåòîâ, íà÷èíàÿ îò Ñòàðîãî Çàâåòà, ïðèáûòèå êðåñòîíîñöåâ ñ ðåëèêâèåé èç Èåðóñàëèìà â Áðþããå, êîí÷àÿ ïî÷èòàíèåì ðåëèêâèè â íàøå âðåìÿ. Îãðîìíîå êîëè÷åñòâî Áèáëåéñêèõ ïåðñîíàæåé â ïðîöåññèè: áðàòüÿ Èîñèôà, ïðîäàâøèå åãî â åãèïåòñêîå ðàáñòâî, Ìîèñåé, îñâîáîäèâøèé ñâîé íàðîä èç ðàáñòâà, áðàò Ààðîí, íàðîä åâðåéñêèé ïî ïóòè èç Åãèïòà, ïðîðîêè, âîçâåùàþùèå î ïðèøåñòâèè Ñïàñèòåëÿ, âîëõâû ñ äàðàìè, Èîñèô è Ìàðèÿ ñ ìëàäåíöåì â ïåùåðå, Èèñóñ ñ äåòüìè, Èèñóñ ñ êðåñòîì â ïóòè íà Ãîëãîôó, Èèñóñ ñ äâåíàäöàòüþ àïîñòîëàìè.  ïðîöåññèè ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìóçûêàíòû, ïåâöû, àêòåðû, îáëà÷åííûå â êîñòþìû ïåðñîíàæåé Âåòõîãî è Íîâîãî Çàâåòà. Ïî óëèöàì äâèæóòñÿ êàâàëüêàäû ðûöàðåé-êðåñòîíîñöåâ, êîííûå ïîâîçêè ñ äåêîðàöèÿìè, èçîáðàæàþùèìè ñöåíû èç Áèáëèè, à òàêæå ýïèçîäû èç ñîâðåìåííîé èñòîðèè.

Ñàìà ïðîöåññèÿ î÷åíü òåïëî ïðèâåòñòâóåòñÿ âñåìè çðèòåëÿìè, ïëîòíî îáñòóïèâøèìè âñå óëèöû. Çàâåðøàþò ïðîöåññèþ öåðêîâíûå èåðàðõè, ìîíàøêè, öåðêîâíûå õîðû, ñàì áóðãîìèñòð ñ ïðàâèòåëÿìè ãîðîäà, ÷ëåíû Áðàòñòâà Ñâÿòîé Êðîâè, êîòîðûå íåñóò íà ñâîèõ ïëå÷àõ äðàãîöåííûé ëàðåö, â êîòîðîì õðàíèòñÿ Ñâÿòàÿ Êðîâü Èèñóñà Õðèñòà.  ñàìîé ïðîöåññèè êàæäûé ãîä ïðèíèìàåò ó÷àñòèå îêîëî 2000 êîñòþìèðîâàííûõ ïåðñîíàæåé. Äëÿ êàæäîãî æèòåëÿ Áðþããå ñ÷èòàåòñÿ îñîáîé ÷åñòüþ õîòÿ áû ðàç â æèçíè ïðèíÿòü ó÷àñòèå â ýòîé ïðîöåññèè.
Ðåëèêâèÿ Ñâÿòîé Êðîâè
Êàïñóëà, â êîòîðîé íàõîäèòñÿ êóñî÷åê îâå÷üåé øåðñòè, ïðîïèòàííûé êðîâüþ Èèñóñà Õðèñòà, ïî ðåçóëüòàòàì íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ 1970 ãîäà, èçãîòîâëåíà èç ãîðíîãî õðóñòàëÿ â êîíöå XI, íà÷àëå XII âåêà. Êàïñóëà ñî âðåìåíè ïåðåíåñåíèÿ åå â ãîðîä Áðþããå íèêîãäà íå îòêðûâàëàñü. Ãîðëûøêî ýòîãî ñîñóäà îáâÿçàíî çîëîòîé íèòêîé è îïå÷àòàíî êðàñíûì âîñêîì. Ñòèëü ãðàâèðîâêè íà ñîñóäå ãîâîðèò î òîì, ÷òî îí èçãîòîâëåí â Êîíñòàíòèíîïîëå è ïðåäíàçíà÷åí äëÿ õðàíåíèÿ æèäêèõ áëàãîâîíèé. Ýòîò ñîñóä âñòàâëåí â ñòåêëÿííûé ôóòëÿð, óêðàøåííûé ñ îáåèõ ñòîðîí çîëîòûìè êîðîíàìè ñ èçîáðàæåíèÿìè äâóõ çîëîòûõ àíãåëîâ. Íà îïðàâå ÷èòàåì äàòó MCCCLXXXVIII, ÷òî çíà÷èò 3 ìàÿ 1388 ãîäà, ãîä, êîãäà êàïñóëà áûëà ïîìåùåíà äëÿ áîëüøåé áåçîïàñíîñòè â íîâûé ñòåêëÿííûé öèëèíäð.
Äîñòîâåðíûõ èñòîðè÷åñêèõ äàííûõ î ïðîèñõîæäåíèè Ñâÿòîé Êðîâè, ê ñîæàëåíèþ, íå ñîõðàíèëîñü. Ìàëî èçâåñòíî î òîì, ÷òî æå ïðîèçîøëî äî òîãî, êàê êàïëÿ Ñâÿòîé Êðîâè ïîïàëà â Áðþããå. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âåðñèé, êîòîðûå îñíîâûâàëèñü íà èñòîðè÷åñêèõ ïðåäàíèÿõ, íåêîòîðûõ èñòîðè÷åñêèõ äîêóìåíòàõ è ñâèäåòåëüñòâàõ ñâÿùåííûõ ëèö òîãî âðåìåíè, äîêóìåíòàõ ñ îïèñàíèåì ðåëèêâèé ìóçååâ. Ñîîòâåòñòâóþùèå èñòîðè÷åñêèå äîêóìåíòû áûëè íàâñåãäà óòåðÿíû, óíè÷òîæåíû â îãíå. Âïðî÷åì, èññëåäîâàíèÿ ïðîäîëæàþòñÿ. Î ÷åì ñêàæó íåìíîãî ïîçæå.
Ïåðâîå îôèöèàëüíîå óïîìèíàíèå î ðåëèêâèè, íàõîäÿùåéñÿ â Áðþããå, âñòðå÷àåòñÿ â 1270. Î ñàìîé ïðîöåññèè âïåðâûå óïîìèíàåòñÿ â 1291 ãîäó. Äðóãîé äîêóìåíò, ïîäòâåðæäàþùèé ïðàâî ãîðîäà ñîáñòâåííîñòè íà ðåëèêâèþ, äàòèðóåòñÿ 1297 ãîäîì.
Êàê æå âñå-òàêè ëþäè ðåøèëè ñîáðàòü êðîâü Èèñóñà Õðèñòà è â äàëüíåéøåì ñîõðàíèòü åå? Èç Åâàíãåëèÿ ìû çíàåì, ÷òî òåëî Èèñóñà Õðèñòà áûëî ñíÿòî ñ êðåñòà, ïîìàçàíî ìàñëàìè è áûëî ïîëîæåíî â ãðîá â âûñå÷åííîé ñêàëå, ïðåäíàçíà÷åííûé Èîñèôó èç Àðèìàôåè, òàéíîìó ó÷åíèêó Èèñóñà Õðèñòà. Äîïîëíèòåëüíûõ ñâåäåíèé î êðîâè Èèñóñà â Áèáëèè íå ñîäåðæèòñÿ.
 îäíîì èç íåêàíîíè÷åñêèõ åâàíãåëèé áûë íàéäåí òàêîé ðàññêàç.  1247 ãîäó åïèñêîï ãîðîäà Ëèíêîëüí, èçó÷àÿ òåêñòû àïîêðèôîâ, ñäåëàë â ñâîåì îáðàùåíèè ñëåäóþùåå çàêëþ÷åíèè: «Ïîñëå ñìåðòè Èèñóñà Õðèñòà, ïðîñèë Èîñèô èç Àðèìàôåè òåëî Ñïàñèòåëÿ. Ýòà ïîáëàæêà áûëà åìó îêàçàíà, òàê êàê îí çàíèìàë î÷åíü âûñîêîå ïîëîæåíèå â Èåðóñàëèìå. Íåñìîòðÿ íà ïðîòåñò åâðååâ, îí ñíÿë òåëî Èèñóñà Õðèñòà, è îíî áûëî ïîêðûòî êðîâüþ è ðàíàìè. Ñ ÷åñòüþ îïîÿñàëñÿ îí áåëûì ïîëîòåíöåì, êîòîðûì îáòèðàë òåëî è ðàíû Èèñóñà Õðèñòà. Îí ïîëîæèë òåëî â ãðîá è îáìûë åãî, ïîòîì ñîáðàë îí âîäó, ñìåøàííóþ ñ êðîâüþ â îäíó åìêîñòü. Êðîâü, êîòîðàÿ áåæàëà åùå èç ðàí Èèñóñà Õðèñòà, ñîáðàë îí â äðóãóþ ¸ìêîñòü. Ýòè äâå ðåëèêâèè îí õðàíèë êàê áåñöåííûé äàð è ïåðåäàë åãî ïîòîìêàì».
Ýòè öåííûå ðåëèêâèè ñ çàáîòîé áûëè ñêðûòû âî âðåìÿ ïðåñëåäîâàíèÿ õðèñòèàíñòâà. Ïåðåäàâàëèñü èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, â Ãðå÷åñêîì Ìåíîëîãèóìå îïèñûâàëàñü æèçíü ñâÿòîãî ìîíàõà Âàðèïñàâà, êîòîðûé æèë â IV âåêå, îí èìåë íåñêîëüêî êàïåëü Ñâÿòîé Êðîâè è ïåðåä ñìåðòüþ ïåðåäàë ñâÿòûíþ Êîíñòàíòèíîïîëüñêîé öåðêâè. Åùå îäíî óïîìèíàíèå î Ñâÿòîé Êðîâè èìååòñÿ ó ãðå÷åñêîãî ìîíàõà Åâòèìèÿ, êîòîðûé æèë â XI âåêå. Åâòèìèé ïèñàë î ñóùåñòâîâàíèè Ñâÿòîé Êðîâè â Êîíñòàíòèíîïîëå êàê äîêàçàòåëüñòâî ïðîòèâ ñåêòû áîãîìèëîâ, êîòîðûå óòâåðæäàëè, ÿêîáû Èèñóñ íå óìåð íå êðåñòå. Ïîçäíåå î÷åíü ðåäêî âñòðå÷àëèñü èñòî÷íèêè, â êîòîðûõ óïîìèíàëàñü ðåëèêâèÿ. Ïî íåêîòîðûì ñâåäåíèÿì, ðåëèêâèÿ äî 1150 ãîäà íàõîäèëàñü â Êîíñòàíòèíîïîëå, à èìåííî – â öåðêâè Áîãîðîäèöû èìïåðàòîðñêîãî äâîðöà â Áóêîëåîíå.               
Ïåðåíåñåíèå ðåëèêâèè Ñâÿòîé Êðîâè â Áðþããå
Êàê óæå áûëî ñêàçàíî âûøå, ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âåðñèé î âðåìåíè è ïðè÷èíàõ ïðèáûòèÿ ñâÿòûíè â Áðþããå. 
Âñå íà÷àëîñü â ñåðåäèíå XII âåêà, âåðíåå â 1150 ãîäó, êîãäà Òüåððè Ýëüçàññêèé, ãðàô Ôëàíäðñêèé, ñîãëàñíî îäíîé èç âåðñèé, ïî âîçâðàùåíèè èç âòîðîãî êðåñòîâîãî ïîõîäà ïðèâåç â Áðþããå õðóñòàëüíóþ êàïñóëó ñ êëî÷êîì îâå÷üåé øåðñòè, âïèòàâøåé â ñåáÿ íåñêîëüêî êàïåëü êðîâè Õðèñòà. Ýòî îäíà èç ïåðâûõ âåðñèé, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëÿåòñÿ â Ïðîöåññèè Ñâÿòîé Êðîâè.
Íàõîäèâøèñü íà Ñâÿòîé Çåìëå âî âðåìÿ êðåñòîâîãî ïîõîäà, Òüåððè Ýëüçàññêèé, ãðàô Ôëàíäðñêèé, ñî÷åòàëñÿ áðàêîì â 1139 ãîäó ñ Ñèáèëîé Àíæóéñêîé, îòåö êîòîðîé, Ôóëüê V Ìîëîäîé, áûë êîðîëåì Èåðóñàëèìà. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íà÷àë Òüåððè Ýëüçàññêèé ïðîÿâëÿòü îñîáûé èíòåðåñ ê Âîñòîêó. Îí ïðåäïðèíÿë ÷åòûðå ïóòåøåñòâèÿ â Ñâÿòóþ Çåìëþ.  îäíî èç ýòèõ ïóòåøåñòâèé îí ïðèâåç ðåëèêâèþ Ñâÿòîé Êðîâè.
Ñèáèëëà îñòàâèëà Ñâÿòóþ Çåìëþ è ïðèáûëà ñ ìóæåì âî Ôëàíäðèþ. Âî âðåìÿ êðåñòîâûõ ïîõîäîâ ïðàâèëà åãî ãðàôñòâîì.  1157 ãîäó ñîïðîâîæäàëà ìóæà â Ñâÿòóþ Çåìëþ. Òüåððè Ýëüçàññêèé ãîòîâèë îòúåçä âî Ôëàíäðèþ èç Ïàëåñòèíû, êîãäà Ñèáèëëà ïðèíÿëà ðåøåíèå îñòàòüñÿ â Èåðóñàëèìå âî âðåìÿ ïðàâëåíèÿ åå áðàòà Áàëäóèíà III, êîòîðûé áûë ñ òî âðåìÿ êîðîëåì, ÷òîáû ïîñâÿòèòü ñåáÿ ìîíàøåñêîé æèçíè â ìîíàñòûðå Ñâÿòîãî Ëàçàðÿ â Âèôàíèè è çàáîòîé î ïðîêàæåííûõ. Óìåðëà â 1165 ãîäó â ýòîì ìîíàñòûðå. Áðàò ïîìîãàë óáåäèòü ãðàôà äàòü ðàçðåøåíèå íà ðàçâîä è îñòàòüñÿ íàáîæíîé Ñèáèëëå íà Ñâÿòîé Çåìëå.  çíàê áëàãîäàðíîñòè êîðîëü Èåðóñàëèìà îäàðèë ãðàôà ðàçëè÷íûìè ïîäàðêàìè, ñðåäè êîòîðûõ áûëà ýòà öåííàÿ ðåëèêâèÿ Ñâÿòîé Êðîâè. Ïðè ñîïðîâîæäåíèè ñâÿùåííûõ ëèö, ðåëèêâèÿ, ïðèáûâ â Áðþããå, áûëà ïåðåäàíà â êàïåëëó Âàñèëèÿ Âåëèêîãî. Ðåëèêâèÿ Ñâÿòîé Êðîâè Èèñóñà Õðèñòà áûëà ïî ïðåäàíèþ, êàê óæå áûëî ñêàçàíî âûøå, êðîâüþ, êîòîðóþ ñîáðàë Èîñèô èç Àðèìàôåè è òàéíûé ó÷åíèê Íèêîäèì.
 òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè, äî êîíöà XIV âåêà, ôèêñèðîâàëîñü â áàçèëèêå ÷óäî: êàæäóþ ïÿòíèöó ïîñëå îáåäà â ÷àñ ñìåðòè Èèñóñà Õðèñòà íà êðåñòå, çàñîõøàÿ êðîâü â êàïñóëå ïðèîáðåòàëà ÿðêî-êðàñíûé öâåò, è ñòàíîâèëàñü æèäêîé. Òàê ïèøåòñÿ â îäíîé ñòàðîé êíèãå ïðî Ñâÿòûíþ èç áèáëèîòåêè ãîðîäà Áðþããå. ×óäî ïåðåñòàëî ñîâåðøàòüñÿ ïîñëå ïîïûòêè îñêâåðíåíèÿ ñâÿòûíè.
Ïî äðóãîìó ïðåäàíèþ, ñâÿòûíÿ áûëà âðó÷åíà ïàòðèàðõîì Èåðóñàëèìñêèì ãðàôó çà ìóæåñòâî è ãåðîè÷åñêèé ïîäâèã âî âðåìÿ êðåñòîâîãî ïîõîäà. 25/05/2008

Читайте также:  Что сильно забивает сосуды

Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò

Источник