Сосуд с магическим орнаментом конспект
Инфоурок
›
Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева
2 слайд
Описание слайда:
Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
3 слайд
Описание слайда:
Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
4 слайд
Описание слайда:
В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда
5 слайд
Описание слайда:
А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
6 слайд
Описание слайда:
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
11 слайд
Описание слайда:
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
12 слайд
Описание слайда:
Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
13 слайд
Описание слайда:
Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
14 слайд
Описание слайда:
Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
15 слайд
Описание слайда:
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16 слайд
Описание слайда:
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-807013
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению керамического сосуда.
Задачи формирования УУД.
Личностные: проявлять внимательное, вдумчивое и уважительное отношение к объектам культурного наследия, стремление к их изучению, уважение к мастерству и творчеству мастеров; проявлять стремление к познавательной самостоятельности и добросовестному выполнению работы.
Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с пластилином, поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока; ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; производить оценку работы.
Познавательные: воспринимать и анализировать учебную информацию (текст, рисунки, инструкции) и обсуждать её; понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку.
Коммуникативные: вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого; производить оценку работы товарищей, проявляя доброжелательность и интерес.
Уметь: выполнять простейшие приёмы лепки из пластилина.
Оборудование: учебник «Технология» 4 класс, презентация, пластилин, стек, дощечка.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
1 мин
-Добрый день ребята! Садитесь! Сегодня урок технологии проведу у вас я, меня зовут Лариса Александровна.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Проверьте, всё ли готово к сегодняшнему уроку? (Учебник, пластилин, стек, дощечка)
Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
II.Актуализация знаний
Работа с П.О.Т.
2 мин
-Сегодня мы с вами будем работать с одним материалом, а вот с каким именно, вы узнаете, если решите ребус.
-Что это?
-Какие правила техники безопасности с пластилином вы знаете?
Правила безопасной работы с пластилином.
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Отгадка: пластилин
Учащиеся вспоминают технику безопасности с пластилином.
III.Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
2 мин
-Как вы поняли, сегодня мы с вами будем работать с пластилином. А вот что мы будем делать из пластилины вы догадаетесь, когда посмотрите на этот сосуд, как вы думаете, что это?
-Из чего он сделан?
-Кто знает, как называется искусство изготовления изделий из глины?
-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?
-Вы почти правы, наша тема Керамика в культуре народов мира
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Глиняный горшок
Из глины
Керамика
Изготовление глиняных сосудов. Керамика.
Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.
IV. Первичное усвоение новых знаний
1)Вступительная беседа.
2)Демонстрация образца изделия.
3)Анализ образца.
4)Назначение изделия.
13 мин
-Чтобы узнать о возникновении и создании глиняных горшков мы с вами обратимся к тексту учебника.
-Откройте страницу 4. Прочитайте название 1-ого раздела, как вы его понимаете?
-Прочитайте про себя эпиграф, что подразумевает под этой фразой Великий князь Симеон Гордый?
-Так давайте же узнаем, когда и как в прошлом делали глиняные горшки, начнём читать текст в учебнике со страницы 5 (до 10 с.) по одному предложению.
-А теперь рассмотрим наш пластилиновый кувшин. Посмотрите, так должна выглядеть наша работа в конце урока.
1)Как называется изделие, которое мы будем выполнять?
2)Какую форму должно иметь наше изделие? Объёмную или плоскую?
3)Какой материал необходим для выполнения работы?
4)Какие инструменты будем использовать?
-Ребята, а где можно использовать сделанный нами кувшин?
Предположения учащихся.
Нужно помнить прошлое своего народа.
1)Кувшин
2)Объёмную
3)Пластилин.
4)Стек.
Для декоративного оформления комнаты дома, класса.
V. Первичная проверка понимания
1)Краткий инструктаж.
2)Практическая работа
3)Физкультминутка
20 мин
-Посмотрите на сделанную мною модель кувшина из пластилина. Как вы думаете, как я её выполнила?
-Из каких фигур она состоит?
-Сначала я отрезала стекой половину бруска пластилина. От одной половины отрезала меньшую часть. Взяла большую пластинку и скатала её в форму шара. А потом пластинку меньше этой и скатала цилиндрик правильной формы. Поставила цилиндр на шар. Сгладила место соединения двух фигур. Взяла наименьший кусочек пластилина и вылепила из него 2 жгутика, чтобы сделать донышко и горлышко сосуда. На этом, работа по лепке сосуда заканчивается.
-Приступайте к выполнению работы самостоятельно (Сначала надо отрезать и т.д.)
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись.
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно.
Из разных брусков пластилина, из одного бруска и т.д.
Из цилиндра, шара и т.д.
Учащиеся прослушивают, порядок работы над изделием.
Делают самостоятельно или с помощью подробного показа учителя.
Выполняют упражнения вместе с
учителем.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа с П.О.Т.
5 мин
-Давайте посмотрим, как вы выполнили кувшин.
-Пусть к доске выйдет 1(2,3)ряд и представит всему классу свои кувшины.
-Чья ваза вам понравилась больше всего? Кому мы можем поставить отметку 5,4…?
-Молодцы, ребята, все без исключения справились с заданием.
-Ребята, какая тема у нас была на уроке?
-Какую цель вы перед собой ставили?
-Добились вы своей цели?
-Окончив работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
Учащиеся представляют свои кувшины и оценивают кувшины других ребят.
Керамика в культуре народов мира.
Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.
Да
Учащиеся убирают своё рабочее место.
VIII. Информация о домашнем задании.
1 мин
-На дом вам будет задание украсить кувшин так, как вам захочется.
Учащиеся записывают домашнее задание.
IX.Рефлексия
1 мин
-Оцените свою работу на уроке с помощью брусочков пластилина.
Если у вас на уроке всё получилось, то поднимите перед собой красный брусочек пластилина.
Если у вас получилось не всё, то синий.
Если у вас ничего не получилось, то поднимите чёрный пластилин.
-Ребята, спасибо вам за работу на уроке.
Учащиеся оценивают свою работу, поднимают красный, синий или чёрный пластилин.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку ИЗО “В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма, изделие, декор” Украшение силуэтов греческих сосудов.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Практическая работа: украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь).
2 слайд
Описание слайда:
Изделия из обожженной глины называются керамикой Гончар – это мастер, создающий глиняную посуду
3 слайд
Описание слайда:
Чернофигурная вазопись Древней Греции В VI в. до н. э. в Греции доминирует чернофигурная вазопись с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красном фоне глины. Иногда добавляли белый цвет и процарапывали узор одежды и полосы на поверхности лака. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.
4 слайд
Описание слайда:
Амфора «Аякс и Ахилл, играющие в кости», Эксекий
5 слайд
Описание слайда:
Килик «Дионис в ладье», Эксекий
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Народная керамика Дагестана Дагестанская керамика глубоко самобытна. Более всего известна балхарская керамика (аул Балхар). Лепку изделия осуществляют на гончарном круге. Красками служат ангобы (светлые глины): белая, красная, желтая. В росписи используются в основном растительные мотивы, а также магические знаки плодородия, астральная и земледельческая символика. Изображения круга (в том числе с крестом внутри), ромба, квадрата, концентрических окружностей издревле распространены не только в народном искусстве Дагестана, но и у многих других народов мира. Они являются символами солнца, воды, плодородия либо имеют значение оберегов и благожеланий.
8 слайд
Описание слайда:
Балхарские сосуды.
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Балхарские сосуды
12 слайд
Описание слайда:
Пальметты. Меандр .
13 слайд
Описание слайда:
Пальметта — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева.
14 слайд
Описание слайда:
Меандр —орнамент с рисунком в виде ломаных под прямым углом прямых линий
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-218909
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Брылёва Елена Михайловна
Конспект урока изобразительного искусства
Класс: 5
Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Тип урока: комбинированный урок, урок-путешествие.
Цели урока:
- Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, значении образа животных в народном искусстве. Стимулировать мотивацию к творчеству.
- Развивать творческое рисование на основе вариаций и импровизаций мотивов керамики Скопина и Опошни.
- Воспитывать и закреплять интерес к познанию искусства своего народа.
Оборудование:
для учащихся: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды.
для учителя: посуда Скопина и Опошни, предметы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки и слайды, рисунки керамики Скопина, рисунок «ковра-самолета». Слова для словарной работы: Скопа, Скопин, Опошня, декоративно-прикладное искусство, эскиз.
Зрительный ряд: предметы народных промыслов, иллюстрации, слайды с изображением изделий Скопина и Опошни, фотографии и рисунки предметов народного быта с изображением птиц, коня, собаки, льва.
Литературный ряд: народные потешки, попевки.
Музыкальный ряд: народная напевная мелодия.
План урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
- Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения
- Тренинговое упражнение, подготавливающее к выполнению основной работы.
- Повторение о народных промыслах. Игра « Знаешь ли ты народные промыслы»
- Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
- Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
- Объяснение творческого задания.
- Практическая работа.
- Выставка работ. Итог урока.
- Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
- Вводное слово учителя. Создание определенного настроя.
Сообщение темы и цели.
-Урок изобразительного искусства. Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. Что такое эскиз?
(эскиз—это рисунок для изготовления какого-нибудь изделия или для выполнения более крупной работы)
-Что означают слова декоративно-прикладное искусство?
(декоративный—служащий для украшения;
прикладной—имеющий практическое значение, применяемый на практике;
декоративно-прикладное искусство—искусство изготовления бытовых предметов, служащих для украшения интерьера)
-Мир декоративно-прикладного искусства очень красив и наряден, можно сказать, что это сказочный волшебный мир. Вспомним, в волшебных сказках обычные предметы оживают. Они наделены волшебной силой. Какие вы знаете волшебные предметы. ( ковер-самолет, волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги скороходы).
- Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения.
-Итак, мы находимся в сказочной стране. И, поэтому, у нас должны быть сказочные волшебные предметы. Простой карандаш, фломастер, кисть, краски вам понадобятся на уроке. Представим, что они превратились в волшебные. С их помощью будете создавать сказочные образы.
-А на каком транспорте лучше всего путешествовать в сказке? (на ковре-самолете)
-На этом ковре не хватает полос. Каких полос не хватает?
( на доске лист с полосами:
Нужно отгадать каких полос не хватает на «ковре самолете».Какие цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый, желтый + синий, синий + красный)
-Повторим, что мы знаем о цвете. Какие здесь цвета? (основные).
-Какие должны быть цвета в недостающих полосках? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)
(на ковре появляются недостающие полосы)
Итак, представляем, что мы на ковре самолете. Закрываем глаза и …полетели.
( звучит музыка, на столе появляется корзина и предметы: деревянная чурочка, глина, кусок жести).
Перед вами совсем необычные вещи. Мы проходим мимо и их не замечаем. Что это за предметы? (глина, дерево, жесть)
-Эти вещи обыкновенные, но есть в этой прекрасной стране декоративно-прикладного искусства мастера, которые могут эти обыкновенные предметы превратить в прекрасные вещи.
-Во что может превратиться кусок глины? (в игрушку, кувшин, посуду)
-…дерева? (в ложку, донышко, кувшин, солонку, игрушку).
-…жести? (поднос, кувшин).
- Тренировочное упражнение, подготавливающие к выполнению основной работы.
-Эти чудесные вещи хранятся в этой корзине. Но, чтобы открыть их, нужно открыть «замки», т.е. выполнить задание-упражнение.
( на корзине « замки» в форме ромашек, у которых на лепестках нарисованы круги)
Разберите лепестки. Фигуру, изображенную на листке превратим в предмет. Вспомним, что у нас в руках не обычный фломастер, а «волшебная палочка». Начинаем превращение.
(Дети выполняют тренировочное упражнение: из формы круга дорисовывают какой-нибудь предмет. Звучит музыка.)
-Посмотрим, что у вас получилось. С заданием справились.
- Повторение о народных промыслах.
Посмотрим, что за предметы находятся у нас в сундуке. К каким народным промыслам они относятся.
Эту посуду называют «золотой». Она горит яркими красками, как жар. Главными элементами её росписи является травка, кустик, ягоды, листья, фон черный, красный.
-Правильно, это хохломская посуда. Их какого материала сделана? (из дерева).
( посуду ставим около куска дерева)
-Отгадайте следующий промысел.
А на этих изделиях распустились сказочные букеты из необычных цветов. Цветы имеют названия: розан и купавка. Также в росписи мы видим необычных птиц, сказочных коней. Все элементы росписи украшены белой краской. Этот прием росписи называется «оживка».
-Это городецкая роспись. Из чего сделаны предметы городецких мас?