Сосуд с манной небесной
Тинторетто. Сбор Манны Небесной
Ма́нна небесная (арам. מן) — согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис. 11:7) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «ман-ху?» («что это?»), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.
Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно аггаде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.
Манна хранилась вместе с расцветшим посохом Аарона и Скрижалями Завета в Ковчеге завета, находившимся в Святая святых Иерусалимского Храма (Евр. 9).
Манна также упоминается в Коране в суре Аль-Бакара.
Происхождение[править | править код]
Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение манны. В силу краткости упоминания однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, невозможно.
Есть несколько предположений о происхождении предания о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.
Аэрофи́ты (от др.-греч. ἀήρ (аеr) — воздух и φυτόν (phyton) — растение) — в узком значении: категория растений, у которых все органы находятся в воздушной среде и получают влагу и необходимые для жизнедеятельности питательные вещества из воздуха. <…> Среди лишайников-аэрофитов примечательна так называемая «лишайниковая манна» (виды рода Aspicilia): её слоевища съедобны; не закреплённые на чём-либо, они могут переноситься ветром на многие километры. Возможно, она послужила основанием для библейского предания о манне небесной.
Также есть версия, что «тающая с восходом солнца» манна — это загустевшие капли сока, выделяемые растением тамариск и перерабатываемые видом тли, живущей на Синае.
В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physicae», которую даже его коллеги восприняли с недоверием. Его объяснения, по-видимому, требовали от людей слишком многого, а именно: поверить, что эта пресловутая манна — не что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае. <…> Эти маленькие насекомые живут главным образом за счет тамариска — местной разновидности деревьев на Синае. Они выделяют особую смолистую секрецию, которая, по словам Боденхаймера, по форме и размерам напоминает зернышко кориандра. Когда она падает на землю, то имеет белый цвет, который через некоторое время меняется на желто-коричневый. <…> По мнению Боденхаймера, «у этих кристаллических зерен манны специфически сладкий вкус. Больше всего это похоже на вкус меда, когда он уже засахарился после долгого хранения». <…> И сейчас точно таким же образом бедуины Синайского полуострова спешат собрать по утрам как можно раньше эту «Mann es-Sama» — «манну небесную», торопясь опередить жестоких конкурентов-муравьев. В отчете экспедиции говорится: «Они начинают собирать манну, когда температура почвы достигает 21 градуса по Цельсию — это происходит около 8-30 утра. До этого времени насекомые малоактивны». Как только муравьи начинают оживляться, манна исчезает. Должно быть, то же самое имелось в виду, когда в Библии говорится, что манна «таяла». Бедуины предусмотрительно не забывают тщательно закрывать горшки, в которые они собирают манну, чтобы муравьи не набросились на неё. Точно так же было и в дни Моисея во времена пребывания израильтян в пустыне: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…»
— Веллер Келлер[1]
В исламе[править | править код]
Что касается исламской традиции, то в Коране говорится:
Мы осенили вас облаками и ниспослали манну и перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». Они не были несправедливы по отношению к Нам — они поступали несправедливо лишь по отношению к себе.
— Сура аль-Бакара, аят 57.
Шейх муфассир Абдур-Рахман ас-Саади прокомментировал:
Всевышний напомнил сынам Исраила о милости, которая была оказана им, когда они находились в пустыне, где не было ни тени, ни пропитания. Аллах осенил их облаками и одарил их манной и перепелами. Манной называются любые продукты питания, которые можно добыть без особого труда, такие как имбирь, грибы или хлеб. А перепела — это небольшие птицы с нежным и вкусным мясом. Аллах ниспосылал им столько манны и перепелов, сколько было необходимо для их нормального обеспечения. Такие блага не были дарованы даже жителям самых богатых городов, однако сыны Исраила не возблагодарили Аллаха за эти щедроты, не избавились от жестокосердия и продолжали совершать всевозможные грехи. Они не обижали Аллаха, когда ослушались Его повелений, поскольку непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Они поступали несправедливо только по отношению к себе, поскольку их злодеяния оборачивались против них самих.[2]
Значение[править | править код]
Блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба». Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.
См. также[править | править код]
- Гуманитарная операция «Манна», 1945 год.
- Манная крупа
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Источник
«Манна – от еврейского слова, выражающего удивление: man-lu – “что это такое?”». Библейская энциклопедия. Согласно библейской легенде, манной древние иудеи, много лет странствовавшие по пустыне, стали называть пищу, падавшую для них с неба.
В современном разговорном языке выражение «ждать как манны небесной» означает «ждать с нетерпением» чего-нибудь хорошего, какого-либо прибытка, причем, как правило, дармового, на халяву.
Библейская версия
Когда пророк Моисей, предводитель израильских племен, призванный Богом Яхве вывести израильтян из фараонова рабства, выполнял повеление божие, то в процессе этого тяжелого и долгого странствия он не раз обращался за советами и помощью к Всевышнему. И Яхве никогда ему не отказывал ни втом, ни в другом.
В очередной раз божья помощь понадобилась иудеям, когда в бескрайней пустыне они остались совсем без еды. Как и какую пищу Господь послал страждущим, и как они ее получали и потребляли, ярко и выразительно рассказывает Библия.
«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день… …поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу; что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.
Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору (примерно 2,4 литра. – Прим. ред.) на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И собирали его рано поутру, каждый, сколько ему съесть…» (Библия, Исход, глава XVI, 4,13-16).
«Манна же была подобна кориандровому семени…
Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее был подобен вкусу лепешек с елеем» (Библия, Числа, глава XI, 7-8).
Ученые пробуют разобраться
Что же там, в пустыне, происходило на самом деле? В середине 1970-х годов ответ на этот вопрос решили отыскать Джордж Сэссун и Родни Дэйл, английские ученые из Кембриджа. В ходе своих поисков они тщательно проанализировали ряд древних рукописных источников, в том числе Библию и одну из главных каббалистических книг XIII века – «Сефер ха-зохар», после чего у них появилась следующая гипотеза.
Манну небесную, которой питались сыны Израиля, вырабатывала сложная и весьма совершенная, даже по современным понятиям, машина. Разумеется, никто не мог построить такую машину на Земле 3500 лет назад, в те времена, когда произошел исход евреев из Египта. Но зато подобный агрегат мог находиться на борту инопланетного космического корабля, обеспечивая его экипаж пищей, а также кислородом.
Если внимательно прочесть то место в Библии, где описана история появления манны небесной, и если принять, что эта история действительно произошла – а с этим соглашается большинство современных ученых, -то становится очевидно, что исходным сырьем для манны не мог быть ни плод тамариска (как считали одно время), ни какого-либо другого растения. Для того чтобы все члены шестисот странствующих семей ежедневно по утрам могли регулярно получать свой рацион питания, необходимо было вырабатывать около двух тонн манны в день.
Такое количество пищевого продукта в течение всего времени скитаний евреев (около сорока лет!) могла бесперебойно вырабатывать только весьма совершенная и надежная установка, обладающая высокой производительностью. При этом, как следует из текстов «.Сефер ха-зохар» и Библии, она еще и дозировала этот продукт таким образом, чтобы по пятницам порция, приходящаяся на каждую семью, увеличивалась вдвое, поскольку, согласно канонам иудаизма, любая производительная деятельность по субботам категорически запрещается. Вот как говорится об этом в Библии:
«И сказал Моисей: шесть дней собирайте его; а седьмый день – суббота; не будет его в этот день.
Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестый день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исход, глава XVI, 25-26, 29).
Сама машина, которую Сэссун и Дэйл отождествляют с Ковчегом Завета, помещалась в священном шатре, или скинии. И во время переходов, и на стоянках скиния всегда находилась на значительном удалении от народа. Доступ к машине имели только священники, то есть те, кто был знаком с устройством и принципом ее действия. Всем остальным приближение, а тем более прикосновение к Ковчегу Завета грозило болезнью и даже смертью, о чем неоднократно упоминается в Библии.
Сэссун и Дэйл считают, что машина была передана Моисею во время эпизода, известного как видение на горе Синай:
«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исход, глава XIX, 18-19).
Ученые усматривают в этом эпизоде описание приземления (или старта) космической ракеты, и их предположение выглядит достаточно правдоподобно.
В качестве одного из аргументов в защиту своей гипотезы ее авторы приводят следующую историю. После окончания Второй мировой войны, когда американские солдаты улетели домой с одного из островов Новой Гвинеи, его жители построили из соломы подобие самолета. Туземцы молились ему, в надежде, что американцы, оставившие о себе добрую память, возвратятся к ним снова. Эти соломенные предметы стали для островитян объектами поклонения и своеобразных обрядовых церемоний.
Примерно по такой же схеме, считают Сэссун и Дэйл, развивались события и в Синайской пустыне. Машина, оставленная на Земле представителями некоего высокоразвитого внеземного сообщества, также стала предметом религиозного культа, на основе которого возник определенный литургический обряд, общий как для религии Моисея, так и для христианства.
По мнению ученых из Кембриджа, исходным продуктом для производства манны небесной была разновидность зеленой водоросли типа хлореллы, которая под влиянием света способна размножаться весьма интенсивно: за 24 часа при благоприятных условиях ее масса увеличивается в восемь раз. Введение добавок в виде соответствующих ферментов и минеральных солей могло превращать конечный продукт в “нечто… круповидное. мелкое, как иней на земле… вкусом же как лепешка с медом” (Исход, глава XVI, 14 31).
Известно, что на заре космической эры исследования возможности использования хлореллы для получения продуктов питания при длительных космических полетах проводились и в нашей стране. Программа этих исследований имела кодовое обозначение БИОС-3.
Чтобы вникнуть во все нюансы содержания и смысла книги «Сефер ха-зохар», Сэссуну и Дэйлу пришлось выучить два языка: арамейский – именно на нем написана книга – и древнееврейский. Описание машины, составленное учеными на основе сведений, почерпнутых из этой книги, выглядит весьма правдоподобно.
Предполагаемая конструкция «макрогенератора»
Устроена такая машина была, вероятно, следующим образом. Ее верхняя часть представляла собой цилиндрический биореактор, или ферментер, в котором находилась хлорелла и происходило ее размножение. Внутрь биореактора, где помещался источник света и тепла, подавались растворы минеральных солей, вода и воздух, обогащенный углекислым газом. Снизу вокруг биореактора располагались емкости яйцевидной формы, содержащие растворы ферментов и минеральных солей, а снаружи весь он был окружен конденсатором, обеспечивавшим получение необходимого количества воды из атмосферной влаги.
Автоклав, в котором хлорелла превращалась в готовый продукт – манну, располагался в нижней части машины. Из автоклава манна поступала в два шарообразных сборника, откуда проголодавшиеся странники и получали строго дозированные порции. С противоположной стороны от сборников находился небольшой ядерный реактор, служивший источником энергии, там же размещался блок системы управления и манипулятор, выполнявший запрограммированное регламентное обслуживание ядерного реактора.
В пользу аргументов, приводимых учеными из Кембриджа, свидетельствует и тот факт, что статью о первых результатах их исследований происхождения манны небесной опубликовал в 1977 году английский журнал Science – издание весьма серьезное и авторитетное в научных кругах всего мира.
: https://paranormal-news.ru
Источник
Манна небесная была послана Богом еврейскому народу в качестве пищи во время их сорокалетних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манну небесную собирали во все дни, кроме субботы.
Манна небесная – съедобное вещество, которое, согласно Библии, Бог послал израильтянам во время их странствования по пустыне. Эта история описана в 16 главе Книги Исход. Есть два толкования происхождения слова манна. Согласно первому, произошло оно от арамейского «Ман-ху» (что это?) – такой вопрос задавали евреи Моисею, увидев манну впервые. По второй версии слово манна произошло от арабского mennu (еда).
История о манне небесной в Библии.
Через полтора месяца после исхода из Египта, беглецы начали высказывать Моисею и Аарону недовольство, связанное с тем, что народ голодал. Тогда Господь сказал Моисею:
Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет,
а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. (Исход, глава 16)
Моисей и Аарон собрали всех сынов Израилевых и сказали, что Господь услышал их ропот, и теперь они должны предстать «пред лице Господа». Господь говорил:
Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Так и произошло. Вечером к тому месту, где находились сыны Израилевы, слетелось большое количество перепелов, а утром, когда сошла роса, появилась и манна небесная. Помня наказ Бога, Сыны Израилевы собирали столько манны, сколько им необходимо было, чтобы прокормиться. Однако, некоторые не послушали и стали собирать манну про запас. Но манна начинала плохо пахнуть и в ней заводились черви. В шестой день собирали манны вдвое больше – на 2 дня – и она не портилась. Манна небесная появлялась каждый день, кроме субботы.
Господь повелел Моисею и Аарону наполнить манною сосуд и сохранить манну как напоминание о том, как Господь вывел евреев из земли Египетской. Манну хранили в Ковчеге свидетельства (Ковчеге завета).
Сыны Израилевы питались манной в течение 40 лет, пока не вышли в земли Ханаанской. Согласно другим источникам, манна перестала появляться после смерти Моисея (или по прошествии 40 дней после смерти Моисея).
Что такое манна небесная?
В Библии манна небесная описывается как нечто мелкое, круповидное, как иней на земле. Также сказано, что она таяла под лучами солнца. Далее находим, что
… она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. (Исход, глава 16)
Несколько иное описание находим в книге Числа:
… Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;
народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.
И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.
Согласно Вавилонскому Талмуду, манна небесная меняла вкус в зависимости от того, кто ее ел: она была как мед для маленьких детей, как хлеб для молодежи, и как масло для взрослых. Ученые предлагают различные варианты объяснения, чем была манна небесная. Некоторые считают, что манна – смола растения Тамариск, переработанная тлей. Смола эта по консистенции похожа на воск, имеет медовый запах и светло-желтый цвет. Это, действительно, напоминает библейское описание манны. Более того, тамариксовую смолу смешивали с мукой и пекли лепешки, которые назывались аль-ман». Тамариксу в Древнем Египте приписывали сильные оккультные свойства. Однако, таморисковая смола состоит в основном из сахара, поэтому вряд ли смогла бы обеспечить достаточное питание для населения в течение длительного периода.
Согласно второй версии, манна – съедобные слоевища особого рода лишайников, которые могли переноситься ветром на большие расстояния. Лишайник этот называется леканора. Он содержит белки, а потому, действительно, может стать пищей на долгий промежуток времени.
Упоминание в Библии того, что в Манне быстро заводились черви, привело исследователей к версии, что манна – это, возможно, гриб psilocybe cubensis — пресловутый рассадник для насекомых. В начале роста грибы появляются в виде малых волокон (мицелий), которые напоминают иней.
Есть также версии, что манна могла быть саранчой, или соком суккулентных растений, например, растений из рода верблюжья колючка, сок которых съедобен и при употреблении подавляет аппетит, эффективно борясь с чувством голода.
Значение манны небесной
В иудаизме манна небесная — некий аналог материнского молока. Господь питал молодой еврейский народ манной. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Согласно Талмуду, манна в изобилии появлялась у временных жилищ тех, кто отличался твердой верой в Бога, и далеко от дома тех, кто сомневался. Один из классических мидрашей говорит, что манна выскальзывала из рук язычников. Несмотря на многочисленные намеки о неравномерном распределении манны, в классической раввинской литературе высказывается мнение, что манна выпадала в очень больших количествах каждый день.
В христианстве манна небесная – олицетворение благодати Божьей.
Многие христианские вегетарианцы используют историю о манне небесной в подтверждение своей теории о том, что Бог изначально предназначил человеку не есть мяса, однако эта теория весьма спорна, так как находим множество противоречий в Библии.
Выражение манна небесная часто используется для обозначения какой-либо Божественной или духовной пищи.
Источник