Сосуд с миром рисунок

Сосуд с миром рисунок thumbnail

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник

Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.
А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.

Читайте также:  Приказ о вводе в эксплуатацию сосуда под давлением

Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.

С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.

Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.

Грудь – верхний мир, мир жизни.

Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.

Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.

И эта модель в сознании неолитического человека  нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.

Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.

Богини не редко изображались с сосудом в руках.

Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.
Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.
Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.

В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.

Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове

Изображение Нут, как небесного свода.
Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.

Нут – владычица сикоморы.
Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.
О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.
У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).
В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70–71).
У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».
В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V–VIII, 1999, с. 717).
Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.
Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».

Читайте также:  Лопнул сосуд образовалась гематома

Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.
Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).
Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.
Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.
Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:
– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,
– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,
В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.
Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.

Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.
Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.
Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.
Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.
Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.
Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть  будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.
Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.
С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это  известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.
Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.

Читайте также:  Технический паспорт сосуда работающего под давлением

СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.

Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.

Источник

У нас сегодня достаточно простой и очень практичный урок. Этот материал пригодится многим новичками при написании натюрморта с предметами. Мы рассмотрим простые правила как нарисовать вазу, графин, кувшин или подобный сосуд, избегая основных ошибок.

Материалы

  • простые карандаши разной твердости
  • ластик
  • чистый лист.

Рисуем сосуд

Часто изображению сосудов незамысловатой формы не придают особого значения, раз-два и готово. Что же делать если вам нужно изобразить красивый стройный сосуд изящной формы, а он все никак не клеится? Прочтите эту статью и посмотрите короткое видео, думаю простые советы помогут создать хороший натюрморт.

Для первых набросков подыщите дома какую-либо подходящую натуру. Это может быть даже стакан, бутылка, чашка или графин. Принцип построения всех этих предметов одинаковый.

Если вам пока сложно работать с натурой, попробуйте сначала создать несколько набросков поэтапно по уроку, чтобы лучше понять и запомнить основные принципы. Вот пример двух сосудов:

графин и ваза

Осевые линии и симметрия

Для того чтобы построить какой-либо сосуд на листе бумаги, вам понадобится как минимум две осевые линии: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная линия должна делить объект пополам. Горизонтальную линию лучше всего расположить на уровне самого широкого или самого узкого места сосуда.схема сосуда

Горизонтальные линии лучше всего наметить на месте всех выступов и впадин, так вы получите наиболее  точный результат.

Если смотреть на быстрый набросок без осевых линий, сложно определить, правильно и симметрично ли показана форма сосуда. При наличии этих линий мы сразу видим, где ошиблись, и что нужно подправить. Это наглядно на иллюстрации ниже.сосуд ваза исравление формы поэтапно

(На иллюстрации: 1. Быстрый набросок на глаз. 2. На этом же наброске легко провели осевые линии,  чтобы определить неточности и ошибки. 3. Внесены исправления и получен симметричный рисунок.)

Форма

Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник. сосуды с цветами

На фотографии выше намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными а углы скругленными.

Уточнения раскрытие овалов

Мы уже построили симметричный силуэт, состоящий из из простых геометрических фигур. Сейчас нужно уточнить форму, сгладить и округлить углы и выступы, сделать ее форму более интересной и изящной.

На иллюстрациях ниже показано поэтапное создание рисунка карандашом. На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.

рисунок вазы

схема рисунка сосуда

Когда рисуете какой-либо сосуд или посуду следите за тем чтобы овалы, которые лежат в его основе раскрывались в равной степени. Круглое дно посудины, в большинстве ракурсов мы будем видеть как овал.

Нужно четко представлять или легко намечать овалы, из которых состоит сосуд: овал дна посудины, овал самого широкого выступа, овал горлышка  и т.п.

рисуем сосуд с помощью овалов

На иллюстрации красным цветом наведена видимая часть овала, зеленым — скрытая, эту часть лучше легко наметить карандашом.

Степень раскрытия овала зависит от угла, под которым вы смотрите на сосуд. Следите за тем, что бы в вашем эскизе с посудой все овалы были одинаковой «округлости». Эти овалы помогают превратить простой линейный рисунок в более объемный.

Объем свет и тень

Чтобы придать изображению объем, нужно определить откуда исходит свет, и, соответственно,  куда падает тень. Тент всегда находится с противоположной стороны от источника света.свет и тень на вазе

Желтыми линиями показано откуда исходит свет, фиолетовыми — где образуется тень, на сосуде и под ним, белыми стрелками отмечен блик.

Рекомендую также посмотреть подробный урок как рисовать стекло.

Видеоурок

Давайте посмотрим видео как карандашом рисовать сосуд и вазу:

Надеюсь, советы из этого урока помогут вам писать натюрморты с посудой, цветами и фруктами в различных интересных композициях. Применить полученные знания на практике вы сможете, посмотрев следующие наши мастер-классы:

  • натюрморт с подсолнухами
  • натюрморт с лавандой

Присылайте фото своих работ, пишите комментарии и вопросы.

Желаю удачи и творческих успехов!

Источник