Сосуд с тонким горлышком

Как в древнем Риме называли кувшин с тонким горлышком из глины или стекла, служивший для хранения масла, вина и уксуса? 6 букв Савояр 5 лет назад Не знаю правильным будет ли мой ответ, но когда речь идёт о Древнем Риме и о посуде для вина и прочих пищевых и жидких продуктов, то у меня сразу из шести букв возникает лишь одно только слово – “амфора”, вожделенный предмет всех археологов. Но в данном случае ответом будет “АМПУЛА” – и по сей день применяемый в современной медицине. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Елена-Лилия 5 лет назад Амфора. Не знаю как уксус, а вот оливковое масло и вино римляне хранили в амфорах. Амфоры имели 2 ручки, а иногда и коническое дно. Объем амфор был от 5 до 50 литров. В особо больших масло или вино перевозили. Амфоры у римлян использовались и для публичных целей. Красиво расписаные амфоры вручали как награду, а иногда использовали как урны для голосования. spring948374 5 лет назад Кувшин с тонким горлышком в Древнем Риме называли известным нам словом АМПУЛА (уменьшительное от “амфора”). Сейчас мы знаем ампулу как маленький запаянный стеклянный сосуд для лекарственных растворов для инъекций. Однако, как и древнеримский кувшин ампула имеет тонкое горлышко Похоже, не правда ли? Первое что пришло в голову это амфора, но это было бы очень просто. У Римлян был сосуд, в котором хранили жидкости, он был с тонким горлышком, изготавливали такие сосуды из стекла или глины, назывался такой кувшин- Ампула. Думаю Ампула это правильный ответ к заданию. svetlov 5 лет назад Владели римляне утраченным секретом Небьющегося стекла: Понятно очень, что при этом Возможность полная у них была Использовать для нужд хозяйственных Стеклянные кувшины – ампулы. Они могли быть керамическими Закупорками закрываться герметическими. Полава 5 лет назад Такой сосуд, в нем обычно в древнем Риме хранили вино, масло или прочие жидкости называли ампула или ампулла. Изготавливали его из глины или делали из стекла, в такой емкости хранили, например, масло в древнеримских банях термах для умащения тела. Это слово благополучно перекочевало из латинского языка и стало с успехом применяться в средние века. В таких сосудах хранили благовонное миро и масла в католических храмах. АМПУЛА – верный ответ на вопрос. Елена Д 5 лет назад Кувшин, изготовленный из глины или стекла, и предназначенный для хранения и/или транспортировки оливкового масла, а также вина или, например, уксуса, назывался “ампулой” – на этот вопрос легко ответит любой школьник, не прогуливающий уроки истории. Это слово применяется и в современном русском языке для обозначения тары для лекарственных препаратов. Ответ: “Ампула”. МИРАБЭЙ 5 лет назад В древнем Риме такой кувшин называли словом ампула. Сейчас таким словом называют маленькую емкость в которой находится лекарство. Видимо из-за тоненького горлышка ей дали такое название. Удивительно что проходят века, а эти слова по-прежнему используются в речи. MarkTolkien 5 лет назад Римляне использовали сосуд с узким горлышком под названием “ампула” в хозяйственных целях. Сейчас ампулами называют небольшие стеклянные сосуды, полностью запаянные. В них хранятся лекарственные вещества. Ампулы также применяют в химической промышленности. Oleg74 5 лет назад Такой сосуд , у которого было тонкое горлышко древние римляне называли ампулой . Такой сосуд римляне делали из глины или стекла. Ныне такой сосуд представляет собой плотно запаянную ёмкость . Ответ : Ампула. Знаете ответ? |
Источник
Итак, продолжим рассматривать различные греческие сосуды и изучать их названия….(надо сказать, что, начиная этот пост, я даже не подозревала, какое большое количество форм и названий породила эта цивилизация!) Начало здесь: первая часть https://liorasun55.livejournal.com/310605.html вторая часть https://liorasun55.livejournal.com/314944.html
Aлабастрон – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.
Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.
Арибал (αρύβαλλος) – сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.
Арибалл с изображением Геракла и льва, 4-й век до нашей эры, Коринф, Греция, из колекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Отсюда: https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/42_ariball/index.php
Смешанные формы арибалла с лекифом (сосудом с узким высоким горлом и длинной ручкой) называются арибаллическими лекифами. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе.
Аскос (по-гречески – трубка) – плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике, применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.
Пиксида – сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός – «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.
Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.
До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики.
Эту красавицу я сфотографировала в Берлинском Altes Museum
Племохойя – небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой. Использовался в свадебных обрядах.
Псиктер (лат. Psykter),иначе бавкалид — древнегреческий керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, получил распространение в Аттике во второй половине VI в. до н. э. Псиктер использовался вместе с кубковым кратером
Лидион – сосуд сферической формы с узкой конической ножкой. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил свое название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение. Использовался для хранения благовоний.
Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos λέβης γαμικός — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.
Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.
Лебес Гамикос также находили в захоронениях.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.
Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Калаф (лат. Kalathos) (греч. Κάλαθος) — корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Благодаря празднествам получили своё название древнегреческий керамический сосуд схожей формы и основание коринфской капители в виде плетёной корзины.
Калаф, найденный на осторое Сицилия, датируется 470 г. до н.э., на нем изображены Алкей и Сапфо. Государственное античное собрание, Мюнхен.
Кернос (лат. Kernos) — древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.
Лагинос – небольших рамеров плоский сосуд с узким горлом. Использовался для хранения ароматических масел.
Фиала — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.
Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах. Эта традиция была продолжена в других культурах — древними римлянами, которые использовали в религиозных обрядах патеры.
Фиала в руках воина, отправляющегося в поход
Несторида ( лат. – Nestoris)– ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовался в ритуальных целях.
Лутрофор (лат. Loutrophoros) — особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.
Это далеко не полный перечень форм греческих сосудов, но не упомянутые здесь я оставлю узким специалистам 🙂
Я рада, если вам было интересно!
Использовались материалы с сайтов (для написания всех трех частей):
https://slovari.yandex.ru/
https://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0_0_10_1.html
https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/06.1021.77
https://art.ioso.ru/bank/ancceramics/ancientceram.htm
https://www.istorya.ru/articles/histwine.php
https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/009.htm
https://slovari.yandex.ru/
https://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/43_kilik/index.php
https://spbstarosti.ru/headline/krater-krasnofigurnyj-posejdon-i-amimona-master-axilla.html
https://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=470680&AID=630685
https://www.borysthenes.org/content/colonisation/colonisation15.htm
https://www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/202-drevnegrecheskie-vazy
https://knothourin.3dn.ru/news/vazopis_drevnej_grecii_prodolzhenie/2011-03-09-41
https://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/dgkeysearchresult.cfm?keyword=WINE+COOLER
https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html/pelika-afina-i-gerakl
https://www.antic-art.ru/data/greece_classic/66_red_pelica/index.php
https://3gym-alex-iliadaproject.blogspot.co.il/2011/04/5.html
https://learning.9151394.ru/mod/glossary/view.php?g=4323
https://www.mlahanas.de/Greeks/Pottery.htm
https://www.art.ioso.ru/seminar/2009/projects13/vazopis/page/page9.htm
https://www.evpatori.ru/drevnegrecheskoe-nasledstvo.html
https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1995.45.2
https://www.heliosgallery.com/noframes/greek/descriptions/15.php
Очень интересна книга Е.В. Никитюк “Быт античного общества” https://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/index.htm
Отдельное большое спасибо за чудесные и познавательные слайды преподавателю Гудкевич ЕС, Кафедра МХК,
ГОУ школа-интернат Интеллектуал,
2006
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.