Сосуд с узорами фото
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Древняя Греция известна своим богатым культурным наследием. А особенно популярны и любимы многими греческие вазы, которые сегодня можно встретить в музеях и в коллекциях ценителей эллинской культуры. Сегодня мы рассмотрим виды греческих ваз и основные орнаменты.
Разновидности греческих ваз
Их обилие поражает воображение. Все вазы имеют нестандартную форму и, что особенно присуще грекам, отличаются точностью мелких деталей. Ниже приведены самые популярные виды греческих ваз.
Амфора – богиня греческой керамики
Амфора. Пожалуй, одна из самых известных нам ваз, которая встречается не только у греков, но и у римлян и этрусков (загадочный народ, живший в центре Италии и внезапно исчезнувший с лица Земли). Амфора представляет собой сосуд вытянутой формы с двумя руками на плечиках или на горле. Объем таких изделий колеблется от 5 до 50 л. Зачастую применялись для хранения вина, масла, а порой использовалась в виде сосуда для погребения. Эта греческая ваза обычно изящно расписана традиционными узорами. По форме амфору также напоминает стамнос.
Вазы, популярные в Древней Греции
Алабастрон – сосуд, по форме напоминающей грушу с округлым дном. С помощью вертикальной подставки может стоять вертикально. Использовались чаще всего женщинами для хранения пахучих жидкостей. В Египте подобные сосуды изготавливали из алебастра, откуда и были позаимствованы форма и название алабастрона.
Аскос – сосуд причудливой формы: плоский с ручкой на носике (носиков может быть несколько). Применяли такоие емкости для хранения масел и заправки масляных ламп.
Греческая ваза, известная как кратер – сосуд, предназначенный для перемешивания вина с водой. Изготавливался он из глины и металла, реже – из мрамора. Это достаточно объемный сосуд с устойчивой ручкой, колоколообразным или шарообразным телом и двумя ручками по бокам. По форме схож с диномосом, который тоже использовали для напитков.
Лекиф – изящная ваза с узким горлышком и короткой ножкой. В ней хранили оливковое масло, а позже стали применять в качестве погребального дара. Ассоциируется с неженатым мужчиной в свадебных погребальных обрядах.
Ойнохоя – кувшин с одной ручкой и тремя носиками, имеющий округлую форму. Использовался для вина и позволял наполнять сразу три чаши.
Ниже вы можете видеть фото греческих ваз, описанных в этой статье.
Гидрия, или кальпида – кувшин для воды с объемным телом и узким носиком, с маленькими выступающими ручками в количестве трех (последняя – чтобы удобнее было наливать воду в сосуд). Гидрия активно использовалась для воды, захоронения праха и во время жеребьевки.
Киаф – сосуд, напоминающий по форме чашку с необычной ручкой. Использовался в качестве черпака для вина.
Скифос, также именуемый кубком Геракла, – это небольшая чаша с двумя ручками и устойчивой ножкой, используемая для питья. По легенде, из такой же чаши пил сам Геракл.
Бавкалид (или псиктер) – греческая ваза, по форме напоминающая гриб, которая была особенно популярна в Аттике. Псиктер отличается высокой узкой ножкой и шарообразным телом с толстым горлышком. Использовался для охлаждения вина – наполнив, его ставили в холодную воду.
Канфар – объемный сосуд на тонкой ножке и с двумя изящными ручками по бокам. Его изготавливали из обожженной глины или металла. Считалось, что из него пьют греческие боги, особенно часто с канфаром изображался бог виноделия Дионис.
Ритон – необычный сосуд воронкообразной формы со скульптурой головы животного или даже человека. Он стоит на толстой подставке и имеет широкое горлышко. Использовался для питья и в качестве ритуального сосуда для жертвоприношения. Изготавливался из металла, глины, рога или даже золота.
Лекана – чаша в виде круглого приплюснутого сосуда с тонким горлышком и толстыми короткими ручками. Ее предназначение пока точно не установлено – возможно, она служила для хранения масла или пищи. Маленькая чаша подобной формы, соответственно, называлась леканидой.
Килик – плоский сосуд округлой приплюснутой формы на тонкой грибовидной ножке. Маленькие ручки по бокам не выходят за пределы кромки самого килика. Использовался для игры в коттаб и для напитков.
Рисунки на греческих вазах
Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, минийский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.
Некоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.
Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.
Меандр: от древности к современности
Меандр – пожалуй, один из самых популярных у древних греков символов. Практически ни одна ваза в греческом стиле не обходится без этого узора. Он представляет собой симметричную изломанную линию с прямыми углами. Меандр находили даже на бытовых предметах эпохи палеолита. Историки долгое время бились над решением вопроса: о чем он говорит, когда им расписана греческая ваза?
Интерпретируют его по-разному, но чаще всего греки ассоциируют его с непрерывным движением, добродетельной жизнью (изломанные углы). Согласно другой версии, меандр символизирует поражение богов, словно говоря, что смертный может совершить невозможное. Также есть версия, что это символ реки Меандра, протекающей на юго-западе Турции. Она отличается извилистостью и имеет похожий узор.
Сегодня меандр – это символ Солнца, благополучия, божественной благодати.
В настоящее время его активно применяют для украшения интерьера жилища. Он может присутствовать в деталях, придавая им особую изюминку. Также меандр можно встретить на напольном покрытии, текстиле, он особенно популярен в оформлении ванных комнат. Дизайнеры утверждают, что наиболее выигрышные цвета при использовании этого символа – контрастные черный и белый.
Существует множество видов меандров, каждый из которых схож в одном – изломанная линия с повторяющимися симметричными изломами.
Спираль – изящество и символизм
Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.
Пальметта – природный мотив
Пальметта – пальмовый лист, собранный в веер. Этот растительный орнамент позже вошел в основу геральдической лилии (флёр-де-лис).
Вероятно, символ был позаимствован греками у египтян. Сама по себе пальметта не несет особого смысла и является лишь красивым украшением. В древние времена ее использовали для оформления зданий, колонн и даже надгробий. Правда, греки добавили пальмовому листу изысканность и утонченность, которой ей не хватало на родине – Востоке.
Акант – символ победы
Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается.
Как и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.
Заключение
Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.
Источник
С глубокой древности различные узоры были неотъемлемой частью быта первых людей. Простые, на первый взгляд, точки и хаотичное расположение прерывистых линий, имело большое магическое значение в жизни племен. С помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Повторяющиеся в определенном порядке изображения, символизировали плодородие. Ими пытались усмирить буйство стихий, внести мир, здоровье и благополучие всему роду.
Что такое орнамент и его отличие от рисунка и узора
Рисунком считается любое графическое изображение на поверхности, сделанное руками человека с помощью точек, линий, пятен и других техник. Это древнейший вид изображения, его начало восходит к палеолиту. Обычно в виде наскальной живописи, изображений животных и охотничьих сцен.
Узор – это рисунок, который несет информацию, символическую смысловую нагрузку. В древности означал своеобразный «идентификационный документ». Надеть одежду мужчине с «женским» узором было просто немыслимо. Так же как и женщине, одежду с символами для детей или подростков. По виду изображения на Руси каждый мог определить родовую принадлежность, общественное положение, примерный возраст и ремесло хозяина. Узоры на посуде наносились с целью отогнать различные хвори и лихоманки, придать здоровье членам семьи. Считали, что в расписанных специальными узорами деревянных и глиняных горшках и мисках долго не портится пища. Еда становится вкуснее и к ней не может прикасаться нечистая сила с целью порчи.
Орнамент (в переводе с латыни) – украшать. Он заключается в ряде элементов, сменяющими друг друга по очереди в строгом порядке. Используется для украшения, является законченным произведением, формирует художественное восприятие человека. Определенный орнамент может любую поверхность заставить выглядеть больше или меньше, придать объем, движение, изогнуть в разных направлениях.
Правила расположения
Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:
- Ритм – сменяющиеся рисунки или их части в порядке строгой очередности, может идти в порядке возрастания или убывания. Для него характерно повторение узоров, их наклонность, определенные развороты, пространство между рисунками или мотивами;
- Повторение – характерные узоры многократно чередуются через равные промежутки. Создает чувство спокойствия, законченности, стройного завершения композиции;
- Чередование – рисунки и их части располагаются через равные промежутки по длине, ширине или в шахматном порядке. Придает посуде разнообразие, оживляет. Различается по ритмам – одинаковые рисунки или картинки чередуются в контрастном порядке, изменяются по положению (вертикали или горизонтали), изменяются по расцветке, по размеру, происходит наложение элементов.
- Симметрия – одинаковые узоры или части наносятся по разные стороны от центральной точки, различные композиции – по разные стороны от оси. Все детали узора наносятся соразмерно друг другу, сохраняя пропорции мотива;
- Несимметричность – картинка располагается обычно в центре (тарелки, подноса), а вокруг наносятся чередующиеся части орнамента;
- Инверсия – разнообразные элементы и части узора расположены по разные стороны центра или оси, или наносятся в обратном порядке.
Орнамент на посуде обычно располагается:
- По краю изделия.
- От центра или оси, с постепенным наращиванием композиции.
- По центру и краю.
Виды орнамента
Все орнаментальные узоры можно разделить на три основных:
Изобразительный – подразумевает конкретику в нанесении: человека, животного, растений, пейзажа, архитектуры, природы или символических рисунков.
Неизобразительный – геометрические формы и их части, необычные фигуры и композиции, обладающие неопределенными контурами.
Комбинированный – сочетание изображений и конкретных фигур с необычными элементами.
Орнаменты подразделяются по:
- Изобразительным темам – бывает геометрический, цветочный, изображение людей, животный мир, каллиграфический, абстрактный, иллюзорный и т. д.
- Стилю – античный, готика, барокко, рококо и т. д.
- Национальности – русский, украинский, и т. д.
- Типу изображения – плоскостной, рельефный (с возвышением), контррельефный (с углублением).
Технический орнамент стал первой формой изображения, которая получилась в результате человеческой деятельности. Это полоски, спирали и завитки, возникшие на глиняной посуде, при гончарной работе.
Из геометрических фигур
Орнамент на посуде «геометрический» основан на базе технического и символического. Он имеет четкие границы, состоит из прямых, точек и фигур. В нем строго следует повторение частей рисунка и определенной расцветки. Каждая фигура содержит первичное изображение, например, окружность – солнце и т.д.
Геометрические узоры и орнаменты на посуде идеальны для современного стиля. Они прекрасно подходят для кухни, оформленной в скандинавском стиле, хай-тек, модерн. Особенно выигрышно красивые узоры выглядят, если помещение оформлено в спокойных тонах.
Растительный (цветочный)
Второй по популярности орнамент – растительный или цветочный. Для любой страны мира в определенные века характерен свой, традиционный орнамент на посуде. Для Китая и Японии излюбленное растение для росписи – хризантема, в Индии – фасоль, в России – березки, подсолнечник. С возникновением христианства, в Средние века, изображать стали трилистник и виноградную лозу. Готике присущ гранат и чертополох. Пышные розы 18-го века затмили тюльпаны предыдущей эпохи, а на смену им пришли ирисы и лилии.
Животный (анималистический)
Для этого орнамента возможны рисунки животных, птиц, рыб в реалистическом жанре, и символично. В таком случае он приближен к фантастическому. Изображения мифологических и сказочных персонажей (драконы, единороги, жар-птицы) особенно распространились в странах Древнего мира. Техника в стиле фэнтези характерна и для Средних веков, когда запрещались рисунки людей и животных. В хохломской живописи или гжели наиболее часто изображаются реалистичные лошади, птицы. Палехское письмо показывает сказочный мир. В современной анималистической росписи посуды с орнаментом, могут быть любые представители животного мира.
Пейзажный (природный)
Пейзажные композиции на посуде могут изображаться в виде сюжетов на фоне гор, рек, водопадов. Иногда дополняются рисунками людей, животного мира, цветочными орнаментами. В основном изображаются в картинках городецкой росписи, гжели, палехской миниатюре.
Ленточный
Такой тип композиции выполняется в форме полоски или ленты. Как правило, состоит из чередующихся узоров и имеет четкие границы как в верхней части, так и в нижней. В оформлении посуды используют бордюр и кайму.
Бордюр изображается в виде серпантина, состоящего из чередующихся узоров, разделенных элементами. Узоры могут быть одинаковой величины, но различаться по цветовой гамме, или одного цвета, но разных типов, размеров, выполнены контрастно. Лента или полоса идет от центра в разные направления и оформляет края плоских тарелок и блюд, или сферической посуды.
Кайма – вид ленты или полосы из чередующихся элементов и композиций, обрамляющей картинки посуды с узорами и орнаментами.
Сетчатый
Этот вид орнамента представляет геометрическую основу в форме сетки, на которой расположены различные мотивы. Обычные формы – в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, реже – параллелограмма, ромба. Арабеска – тип сетчатого геометрического орнамента, в нем фигуры одного вида, накладываются друг на друга в различных сочетаниях, что создает бесконечные переплетения оригинального узора.
Меандровый (греческий)
Этот старинный орнамент образуется сплошной полосой, изгибающейся под прямым углом. Также меандровый орнамент называется одномотивный или раппортный, в нем сменяющиеся рисунки чередуются, повторяется определенная композиция. В оформлении посуды, используется как бордюр, для украшения.
Каллиграфический
Этот тип орнамента выполняется в виде вензелей букв и частей текста, нанесенными различными способами. В результате получаются каллиграфические рисунки, в которых буквы искусно переплетены и сложены в различные мотивы. Особенно широко искусство каллиграфической росписи предметов домашнего быта и посуды распространилось в мусульманских странах, где запрещены изображения живых существ.
Предметный
Вещные или предметные узоры возникли в Римской империи, пользовались огромной популярностью в эпоху рококо и барокко. Они отличаются чередующимися рисунками музыкальных инструментов, элементов искусства, бытовой тематики, военной, театральной и так далее.
Полихромный
Узор, в выполнении которого используется вся цветовая гамма, широко популярен при росписи посуды, разной кухонной утвари. Наиболее распространен и востребован, чем монохромный.
Символический
Символический орнамент изображений оформился, как условное обозначение людей, животных, растений и инструментов. Его история возникла в Египте, территориях Древнего Востока, и сейчас в России изображения пользуются популярностью, особенно в геральдике. Мезенская роспись также базируется на символизме.
Центрический
Это орнамент, при котором разные элементы вписывают в геометрическую замкнутую форму (квадрат, многоугольник и т. д.), она обычно располагается в центральной части изделия. Рисунок, который вписывают в окружность, называют – розетта. Мотив одиночен, либо повторяется с поворотом (поворотная симметрия).
Источник