Сосуд с вином символ

«Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма», – советовал Венедикт Ерофеев в «Москва-Петушки».
Умеренность и Невоздержанность. Мастер Дрезденского молитвенника. Ок. 1475-1480. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США / Master of the Dresden Prayer Book, illuminator (Flemish, active about 1480-1515). The Temperate and the Intemperate, about 1475-1480, Tempera colors and ink on parchment. Leaf [cutting]: 17.5 x 19.4 cm. Justification: 28.5 x 20.2 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 43, recto. Source
Эта иллюстрация из рукописи 15 века “Достопамятные деяния и изречения римлян” – сборника рассказов о древних обычаях и героях, написанного в I веке нашей эры Валерием Максимом. Сочинение Валерия Максима /Valerius Maximus (l в. н.э.) “Factorum et dictorum memorabilium libri novem” широко использовалось в средние века в качестве учебника риторики. Данная миниатюра – из французского перевода латинского текста, сделанного для Яна Краббе /Jan Crabbe, настоятеля цистерцианского аббатства в Дёйнен /Duinen, что к югу от Брюгге.
Иллюстрация “Умеренность и Невоздержанность” располагалась в начале второй книги, повествующей о морали и обычаях. Слева изображены Валерий Максим, одетый в синее и император Тиберий, которому посвящена книга. В просторном обеденном зале Валерий указывает Тиберию на разнузданных и несдержанных крестьян, веселящихся за ближним столом. Они пьют, размахивают руками, падают, засыпают от употребленного алкоголя. В отличие от простолюдинов, знатные граждане за дальним столом являют пример воздержанности и трезвости, их фигуры прямые, они упорядочено восседают за столом, едят с большим достоинством. Через этот контраст, видимо, показано, что дворяне-нобилитет по природе своей умеренные и благородные, хотя такая интерпретация не вытекает из текста античного автора. Тем не менее, руками остроумного художника, дурной пример радостных крестьян выглядит более привлекательным.
2.
Другой вариант изображения Невоздержанности к сочинению Валерия Максима “Достопамятные деяния и изречения”. Фландрия, около 1455. Национальная библиотека Франции, Париж / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 6185, fol. 51. Titre: «VALERIUS MAXIMUS, translaté de latin en françoys par… maistre SYMON DE HEDIN» et par NICOLAS DE GONESSE. 1401-1500, manuscrit. Langue: Français. Source.
«Некогда римские женщины не знали употребления вина, без сомнения, из-за страха перед последующем бесчестьем, поскольку дальнейшие шаги приводили, по воле отца Либера, к незаконной связи», – сообщает Валерий Максим в “Достопамятных деяниях и изречениях”. Либер в римской мифологии – древний бог плодородия, отождествлявшийся с Вакхом /Дионисом. [1]
Действительно, вино – это источник воодушевления, энергии и опьянения. Слабого оно делает сильным, трусливого – храбрым, молчаливому развязывает язык, нерешительного толкает на отчаянные поступки, бездарного делает поэтом.
3.
Ноев ковчег во время Всемирного потопа / Noah’s Ark; Unknown; England, East Anglia, Europe; illumination about 1190; written about 1490; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 11.9 x 17 cm; 2008.3.10. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 101, fol. 10. Source
И вино – это не вода. Вода – двойственный символ. С одной стороны, она несет с собой ясность, трезвость, спокойствие и как бы консервирует устойчивость и статику. С другой стороны, за ее безмятежной ясностью скрыта ее глубина, опасная для жизни. Пророк Иона, брошеный в море и проглоченный китом, восклицал: «объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня…» [Иона: 2. 6].
Вода – один из четырех первоэлементов мира. Греческий философ VI века до н.э. Фалес считал, что вода – первооснова всего. Мифы многих народов утверждают, что вода существовала до сотворения мира и будет существовать после его гибели.
4.
Тайная вечеря. Деталь алтаря / Altarpiece detail. Jan de Molder, Antwerp, 1513-1514. via
Вино же – древний символ плодородия и знак, отождествляемый с кровью человека. Красное вино выступает как символ крови, жидкости, несущей с собой жизнь. Вино – это также символ жертвоприношения, жертвы. Во время причащения христиане пьют вино, смешанное с водой, что символизирует двойную – божественную и человеческую природу Христа.
5.
Апостол подливает вина своему товарищу. Тайная вечеря. Деталь алтаря / Altarpiece detail. Jan de Molder, Antwerp, 1513-1514. via
Наиболее ранние свидетельства мифологического тождества вина и крови обнаруживаются в древнехеттских ритуалах и среднехеттских текстах присяги воинов, где совершающий обряд, возливая вино, восклицает: «Это – не вино, это – кровь ваша».
Продолжение с сохранением тех же словесных формул и переосмысление ближневосточной традиции, сказавшейся также и в гностических книгах, обнаруживается в христианской мифологии – в словах Иисуса Христа, взявшего чашу вина и сказавшего: «сие есть кровь моя» [Матф. 26, 28].
6.
Юноша помогает перебравшему симпосиасту поправить здоровье. Эта картинка открывалась на дне чаши, когда из нее выпивалось вино во время пиршества. Все-таки греки – великие мастера изобразить деликатные сцены пристойно и красиво, а в данном случае – еще и как напоминание о технике безопасности. Краснофигурный килик, около 500-470 г.г. до н.э., Датский национальный музей, Копенгаген / Greek kylix from ca. 500-470 BC. National Museum of Denmark. The musician helps to an aristocrat man, who suffer the wine impact. Килик целиком
Соотнесение вина и крови прослеживается также в древнем культе угаритского бога (Смерть-и-Зло), которого срубают, как лозу в винограднике, и в греческом культе Диониса, мистерии которого предполагают разрывание божества на части. Наряду с Дионисом в греческой мифологии в качестве воплощения вина выступает также Зевс Сотер /«Хранитель», «Спаситель».
7.
Египетское виноделие. via
Образ вина, символизирующий радости жизни, в т.ч. и в погребальных текстах, характерен для египетской, вавилонской и других ближневосточных традиций.
8.
Artiste Pseudo-Jacquemart. Les Grandes Heures du duc de Berry – «Les Noces de Cana». Date 1407-1409. Technique/matériaux tempera sur vélin. 40×30 cm. Lieu actuel. Bibliothèque nationale de France. via
Как всякий жизненно активный элемент вино связано с множеством самых противоречивых мифов. Дионис, бог вина, символизирует единство неба и земли, духовности и чувственности. Киклоп, опьяненный вином Одиссея, лишается своего единственного глаза. Христос в Кане Галилейской превращает воду в вино.
9.
Вино в Персии. via
Вино, способствуя творчеству и трансформации веществ, оказывается алхимическим катализатором, но тайна его непостижима. Ученый, писатель и Великий Шейх суфиев Идрис Шах (1924-1996) цитирует суфийского учителя, сказавшего: «Вино состоит из воды, сахара, фруктов и цвета. Вы можете смешать эти компоненты, но вина у вас не получится». С другой стороны, многие отмечают коварство вина, способного подвести даже испытанных духовных бойцов, что уж говорить о недуховных.
10.
Персидский художник Муин Мусаввир (1617-1708). Влюбленные и служанка. 1696 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. via
Таджикский поэт Рудаки (около 858-941) пишет о винном коварстве:
«Девичья красота и музыка с вином
Низвергнут ангела, смутив его грехом».
Вино у великого суфия и мистика Омара Хайяма (1048-1131) – агент мистического опьянения. Опьянение дает человеку возможность войти в экстатическое состояние, приближающее к богу. У суфиев виноград характеризует низшую ступень – стоянку, макаму на пути продвижения к Богу, вино – высшую. Между ними – мистический путь, о котором Омар Хайям говорит:
«Лишь состояние меж трезвостью и хмелем
Ценю я – вне его для нас блаженства нет».
11.
Плитка с изображением винограда. Архитектурный элемент. Сирия. Османский период. Конец 16 века / Tile with Grapes and Vine Leaves. Architectural Element. Date late 16th century. Unknown Artist. Creation Place: Middle East, Syria, Damascus. Ottoman period. Culture Syrian. Medium Ceramic. Technique Underglazed, painted. Dimensions H: 25.5 x W: 26.5 x Depth: 2 cm. Object Number 1985.279. Harvard University Art Museums. Source
Об этом же рассказывает суфийская история: несколько человек нашли на дороге монету. Они пробовали договориться о том, как ее употребить, но не могли, потому что говорили на разных языках. Навстречу им шел человек, знающий все их языки. Он понял, что они хотят купить виноград, но называют его по-разному на своих языках. Человек этот взял у них монету и, купив виноград, удовлетворил их всех. Он ушел, не сказав им ничего о вине, ибо они не просили вина, не зная ничего о его свойствах.
Источники для текста:
Виктория Анадреева, Аркадий Ровнер. Вино // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В.Андреева и др. – Москва: Астрель: Миф: АСТ, 2001
В. В. Иванов. Вино // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев. – М.:НИ “Большая Российская энциклопедия”, 1998. – Т.1.
[1] Цитата по: Valerius Maximus. Factorum et dictorum memorabilium libri novem. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. Книга 2. 1.5. Перевод Трохачев С. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2007
Литература из Энциклопедии «Мифы народов мира»: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936; Fоrrеr Е., Das Abendmahl im Hatti-Reiche. в кн.: Actes du XX Congres International des Orientalistes, Brux., 1938, Louvain, 1940, p. 124-28; Gоrdоn С. Н., The wine-dark sea, «Journal of Near Eastern Studies», 1978, v. 37, № 1; Кirсhеr К., Die Sakrale Bedeutung des Weines im Altertum, Giessen, 1910; Oеttinger N.. Die militärischen Eide der Hethiter, Wiesbaden, 1976 (Studien zu den Boğazköy-Texten, Н. 22).
См. также:
[Нажмите, чтобы прочитать]
Происхождение винограда и причины пьянства. Арабская версия
Макамы: плутовские новеллы или суфийские истории? 18+
Иисус как винный пресс
Женское пьянство в новомодных парижских тавернах 14 века
Вино и пьянство в средние века. Раннее средневековье
Визуальное средневековое руководство по производству вина
Календарь. Октябрь в средневековых циклах сезонных работ
Календарь. Сентябрь – винный месяц
Источник
Среди славянских идолов, обнаруженных археологами, нередко встречались фигурки мужских божеств с рогом для питья в руках.
По рассказу Саксона Грамматика, на крайнем западе славянского мира, в Арконе, стоял деревянный идол Святовита. В правой руке Святовит “держал рог, сделанный из различных металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином, чтобы обеспечить урожай наступающего года”.
Чудесный сосуд (рог, чаша, ваза, кубок и т.п.) – символ изобилия, плодородия, магический источник жизненных сил и всевозможных благ, один из самых распространенных и емких образов, присутствующий во многих культурах.
В Древней Индии это священная кумбха, наполненная амритой, напитком бессмертия, в Древнем Китае незамысловатая тыква-горлянка с эликсиром жизни, в Древней Греции рог изобилия, чаша с благовонной амброзией или чудодейственным нектаром, поддерживающим бессмертие богов, у скандинавов драгоценные сосуды со священным медом поэзии, источником жизненного обновления, у кельтов магический котел Дагда, что в одном валлийском повествовании предстает как сосуд, возвращающий к жизни погибших воинов.
Чаша из сардоникса из сокровищ собора Святого Марка, X век
Сосуд, дарующий изобилие – постоянный атрибут некоторых верховных богов и божеств богатства – индуистского Куберы, древнегреческого Плутоса и др.
Чудесные сосуды различных традиций, как источник плодородия и изобилия, связаны с первичными водами и женским началом, утробой Великой Матери, убежищем, защитой, питанием. Не случайно в средневековых индуистско-буддийских памятниках ваза предстает как “сосуд мира”, заключающий в себе первородные воды, как символ организованной Вселенной.
В древней Месопотамии ваза служила атрибутом Великой Матери, символом животворящей силы вод, а в Китае и Корее ваза с ивой водой – неотъемлемый атрибут спасительницы людей Гуань-инь, символ ее сострадания.
В то же время сосуд прячет в себе и все беды, как сосуд Пандоры, в который Прометей заключил все болезни, пороки и несчастья. Так, в след за амритой из морских глубин первозданного Океана появляется страшный яд калакута, отравляющий миры своими испарениями и грозящий сжечь Вселенную. Боги, асуры и все живые существа приходят в смятение. Но ради всеобщего спасения великий Шива глотает губительный яд (с тех пор его шея осталась навсегда синей). В этом плане сосуд предстает как вместилище того, что должно быть трансформировано.
Образ волшебного сосуда нашел отражение в фольклоре (вспомним русские сказки, в которых герой, искупавшись трех котлах, становится пригожим молодцем), проник в мировые религии.
В буддизме ваза, наполненная напитком бессмертия – один из восьми благоприятных символов, “восьми драгоценностей” дхармы, символизирует сокровищницу благих помыслов и абсолютное знание. Этот символ, как признак “просветленной сущности” великого учителя, также входит в число благоприятных знаков, традиционно изображаемых на отпечатках стоп Будды.
С образом древних мифологий тесно переплелись христианские легенды о Святом Граале – священной чаше искупления и благодати, предмете неустанных поисков рыцарей Круглого стола. Средневековые предания описывают Грааль как чашу, служившую Христу во время Тайной вечери – в ней он благословил вино причастия. В эту же чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа.
Подобно магическому котлу Дагда, Грааль считали “чудесным кормильцем”, способным насыщать своих избранников неземными яствами, исполнять желания, спасать от болезней. Невидимый для недостойных Грааль, по преданиям хранящийся в таинственном замке Корбеник (возводится к французско-валлийскому Cor(s) Benoit – “благословенный рог”), мог явить себя только рыцарю с чистой душой и безупречными помыслами, да и то если этот непогрешимый рыцарь находил в своем сердце единственно нужные вопросы Граалю.
Святой Грааль и орудия Страстей Христовых, 1493 г.
Святой Грааль, как и другие священные сосуды разных традиций, не случайно давал возможность прикоснуться к самым созидательным, творящим силам Вселенной.
Чаще всего чудесные сосуды выступают как символ святая святых, космологического центра Вселенной, духовного центра человека. В древнеиндийской мифологии боги и асуры добывают драгоценную кумбху с амиритой не один десяток лет, пахтая Океан. И мутовкой им служит сияющая Мандара (Меру), что стоит в центре мироздания. В средневековых буддийских памятниках из чудесной вазы, “сосуда мира”, вырастает лотос, стебель которого ассоциируется с осью Вселенной.
Всем спасибо!
Источник
Вино в традиционной символике редко бывает как-то связанным с опьянением, а является, так как обычно разбавляется водой, в истинном смысле «духовным напитком», жидкостью, наполненной огнем жизни. Распространенный в некоторых культурах (Дионис-Бахус) обычай чрезмерного потребления вина имел культовые корни и должен был вызывать соединение с божеством экстаза.
Вино должно было разрушить любое колдовство, разоблачить ложь («in vino Veritas» — «истина в вине»); им могли наслаждаться и умершие, если его принести в жертву, полив на землю и дав ему впитаться в нее. Как «голубая кровь», вино часто рассматривалось в тесной символической связи с кровью, причем не только в христианском таинстве. В данном смысле оно могло также заменять жертвенную кровь, предназначенную для мертвых.
Культура виноградарства на Востоке и в Египте — очень древняя (обнаружена там еще в III тысячелетии до н.э. и называлась «ерпи»; темные виноградины определялись как «глаза Гора»). В этом регионе на праздниках всегда должно было быть вино (ср. первое чудо Иисуса на свадьбе в Кане — превращение воды в вино). Средневековая символика часто иллюстрирует тождество, согласно которому виноградный куст — это Христос, а его апостолы являются лозами.
Крест и дерево жизни нередко изображаются в виде кустов винограда; сбор урожая винограда — символ Страшного суда. Чрезмерное употребление вина описывается отрицательно только в связи с опьянением Ноя, при этом неуважение его сына Хама считалось предзнаменованием такого же поведения солдат, пленивших Иисуса на масличной горе. В средневековом собрании новелл «Геста Романорум» («Gesta Romanorum») (oK. 1300) рассказывалось, «что Ной нашел куст дикого винограда, названного им лабруска (Labrusca), по межам (лабра) у пашен и у тропинок.
Но так как это вино было кислым, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, овцы, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из нее удобрение, которое положил к корням дикого винограда. Так вино было подслащено этой кровью… Употребляя вина, многие люди стали львами из-за своего гнева и потеряли рассудок. Некоторые от стыда стали овцами, другие обезьянами из-за своего любопытства и непристойной порочности, которой предались». О «свинских» последствиях опьянения текст ничего не говорит, так как эффект такого рода и без того, очевидно, был известным.
Для Хильдегарды Бингенской (1098—1179) вино имело большое значение как лечебное средство и как символ. Во всяком случае она связывает его с библейским рассказом о Ное и пишет: «Теперь земля, поврежденная до этого кровью Авеля (см. Каин), породила новый сок вина, и мудрость начала свою деятельность сначала». Причем злоупотребление вином представляет негативные стороны его власти, но все же скрытая в вине сила — большая тайна. «Зерно и вино растут за счет таинственной силы зародыша (viriditas, «зелень» —от него происходит используемое в эзотерической литературе со времен Э. Булвера-Литтона выражение «врил»), которую не может видеть человек». Эта сила действует и тогда, когда хлеб и вино превращаются в таинстве в плоть и кровь Иисуса Христа. «Так, вино — новый сок земли, сок, в котором присутствуют смерть и жизнь» (Шиппергес, 1957).
В исламе по отношению к вину господствовало двойственное отношение. Легенды рассказывают, что когда архангел Джибрил (Гавриил) вывел Адама и его — не названную по имени — жену из сада рая, то пожалел отверженных и подал им лозу из закрытого теперь сада. По другой версии, его посох был увлажнен слезами сочувствия и пустил побег; плоды были подобны слезам ангела, круглые и сладкие. Но Иблис, дьявол, пожелал этому растению несчастья, и поэтому вино изначально — дар ангела, но не благословенно. Его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, но в раю избранные пьют «вино, которое запечатано мускусом и которое будит у всех такое желание, что все зовут его. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его друзья». В раю также течет ручей с вином, прекрасным на вкус, но не опьяняющим.
По словам летописца Нестора, великий князь Владимир Святославич (ум. в 1015 г.), узнав от магометанских проповедников, что их религия запрещает употребление вина, ответил такими словами: «Руси веселие есть пити, не может без того и быти». В символике снов вино, по мнению Аеппли, свидетельствует о встрече с духовным и душевным содержанием личности, вопреки его реальному значению как алкогольного напитка. «Религиозное переживание возвысило вино до тождественности божественной крови. В вине есть нечто возбуждающее, сила духа, преодолевающее силу тяжести земли, окрыляющее фантазию… Где светится золотое или темно-красное вино в стеклянном кубке сна, там существует позитивная и значительная жизнь. Чудо вина, если рассматривать его с позиций души, является божественным животворящим чудом превращения приземленно-вегетативного бытия в окрыленный дух».
В Восточной Азии (Японии) западному вину соответствует «рисовое вино» саке — собственно, некая разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12—16%). Оно служит в качестве ритуального напитка на свадьбах и на Новый год. Его пьют из маленьких деревянных чашечек, покрытых красным лаком, как символ скрепления договоров.
Источник