Сосуд с водой символ
Очень сложно недооценить роль воды в жизни человека. Всё живое на земле связано с этой стихией – именно в воде начали зарождаться живые организмы. Их расселение по нашей планете зависит от наличия и доступности водоемов – рек, озер, каналов, морей, океанов, и даже подземных источников. Вода это жизнь, но также вода – это и смерть. Вода может нести разрушение, являясь нам в виде цунами, града, вызывая оползни или затопляя землю. Это мощная, животворящая, или несущая смерть энергия, которая не подвластна силе человека. Таким образом, стихия воды не могла не отображаться в культуре человека с самых ее основ.
И. Айвазовский «Черное море». 1881 г.
Изображения воды обнаружили в рисунках первобытных людей, также вода фигурировала в элементах их разнообразных обрядов. В большинстве мифов и преданий о создании нашего земного мира, говорилось о том, что первой из воды была высечена скала (образ земли, суши), и только затем появилось все живое. С развитием культуры, а также с расселением человека по планете, мифы продолжали развиваться, учитывая особенности окружающего мира – климат, фауну, ландшафт, переживаемые человеком трудности и его множащиеся потребности. Так или иначе, мы можем увидеть нечто общее среди всех мифов, сказок, легенд и преданий разных народов о воде. Это нечто общее и лежит в нашем бессознательном, являясь архетипом.
В.Х. фон Хохберг. Вода, высекаемая всемогущим Богом из скалы. 1675
Печать царя Гудеа. Шумер. Божество с переполненным сосудом. 3000 г. до н.э.
Бог дождя или воды. Иран, ок. 2500 г. до н.э.
Атлтлахинотли – ацтекский символ войны в виде переплетенных потоков огня и воды
Символизм воды в различных религиях и культурах
Вода в буддизме, индуизме, даосизме и христианстве.
В буддизме непрестанный поток воды – символизирует поток бытия, непрекращающиеся вращения колеса Сансары. Также монахи буддисты проходят обряд окропления головы водой, что имеет сакральное значение. Вода символизирует мудрость Будды, а прошедший церемонию молодой монах обретает высокий статус «ачарья» – учителя, наставника. Окропление головы интерпретируется, как прохождение через мир иллюзий и обретения истинного зрения.
Будда медитирующий. Автор и год неизвестен.
Колесо Сансары. Автор неизвестен. 1901 г.
В даосизме вода имеет весьма противоречивое символическое значение: с одной стороны вода символизирует слабость, пассивность, а с другой – триумф очевидной слабости над силой, т.к. вода может всегда найти путь, обходя все преграды. Основоположник Лао-Цзы призывал брать пример с воды. Дао Дэ Цзин учит, что мягкое и слабое разрушает твердое и сильное. Да, вода мягкая и слабая, но это самое сильное оружие против силы и могущества, и в победе над этими силами она не знает себе равных. Её принцип – уступая, побеждать.
В индуизме бог огня Агни был рожден от союза воды и земли, и является столпом, поддерживающим все сущее. Солнечное божество Вишну спит на змее, которая лежит на поверхности воды, а из его живота растет лотос, на котором восседает сам бог творения, Брахма («ходящий по водам»). Богиня благополучия Лакшми, «та, что из лотоса», рождена Океаном. Для адептов индуизма, каждый водоем представляет собой священную и вечную стихию, которая наделена великой силой, в которой каждый человек может очистить себя как изнутри, выпив ее воды, так и снаружи, искупавшись в волнах реки, озера, океана.
Бог Вишну спящий на змее. Автор неизвестен. 2010.
В христианстве вода означает восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа, как источник вечной жизни, и Деву Марию, как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа».
У египтян вода имела множество значений, которые можно разделить следующим образом:
1) женское начало – в египетской космогонии, в Книге Бытия, у древних евреев и индусов вода считалась сутью пассивного, или женского начала, влага – самый плодородный из элементов, основа творения;
2) рождение, воссоздание, рост – вода, как символ чистоты, обозначала рождение «чистых», или посвященных. Поэтому участвовала во многих церемониях и обрядах;
3) воссоединение разного – подчеркивалась противоречивая сущность воды. Вода могла дать жизнь, могла ее и забрать. Вода соединяет мир живых и мир мертвых.
Омывание бога Амона. Год создания неизвестен.
Вода в Иране символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей, вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: «Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).
Китайцы считают воду специфическим обиталищем дракона, поскольку вся жизнь выходит из воды. Вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань. Ей противостоит огонь, как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху, как первичный хаос.
Китайский пейзаж с водопадом. 2016.
В славянских верованиях вода – одна из первых стихий мироздания, источник жизни, средство мистического очищения. Так же, как и у египтян, вода осмысляется, как граница между мирами земным и загробным. Наверное, именно поэтому в верованиях славян в воде живут черти, водяные и вредоносные духи. Вода в их верованиях является местом временного пребывания душ умерших и является средой обитания нечистой силы. В мифах о сотворении жизни вода ассоциируется с первобытным хаосом, когда еще не было ни неба, ни земли, а быль лишь тьма и вода. Также вода имеет широкую сферу обрядового использования. Это связано с ее свойствами, такими, как прозрачность, свежесть, быстрое течение, способностью очищать, а с другой стороны с представлениями о воде, как о потустороннем пространстве и входе в «чужой» мир.
Таким образом, из приведенных примеров символизма воды у разных народов, и верований, мы можем наблюдать некоторые схожие черты. Во-первых, общей чертой является понимание воды, как прародительницы всего живого на земле – вода появилась раньше, чем земля и огонь. Во-вторых, вода несет и опасный для жизни аспект. Это касается и ее разрушающих свойств, и того, что вода является неким посредником между миром живых людей и миром потусторонним. В-третьих, за счет связи воды с двумя мирами (живым и мертвым), вода имеет сакральное свойство очищения: в христианстве – от первородного греха (троекратное окунание вводу вовремя крещения), от иллюзий колеса Сансары в буддизме (обмывание голов монахов), от грехов в индуизме. В-четвертых, вода – это мощнейшая энергия, не подвластная человеку. Даже слабость и пассивность течения воды опасно для мощи и силы.
Символизм воды в психологии
Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, первым изучил психологический символизм воды во снах человека. По его мнению, элементы которого можно найти и у основоположника глубинной психологии-аналитической психологии Карла Густава Юнга, рождение в сновидении зачастую выражается отношением к воде – бросаться в воду, выходить из нее, быть в воде означает рождать или рождаться. З. Фрейд подчеркивает, что значение этого символа вдвойне оправдано ссылкой на историю развития. И даже не тем, что все земные млекопитающие, в том числе предки человека, произошли от водяных животных, но и тем, что каждое млекопитающее, каждый человек проходят первую фазу своего развития еще эмбрионом, окруженным околоплодной жидкостью в матке матери, как в воде, а при рождении – выходят из нее.
Говоря об этом, я постоянно вспоминаю сеансы холистического массажа, когда мой клиент, расслабляясь и погружаясь в себя, видит себя еще не родившимся, либо очень маленьким ребенком. Испытываемые ощущения в этот момент клиенты часто описывают как «теплая вода»: «Я как будто лежу в теплой воде».
Один из ближайших учеников и последователей Фрейда, Отто Ранк в сравнительном исследовании мифов о рождении героя, самый древний из которых о царе Саргоне из Аккаде (2800 лет до рождества Христова), обнаружил, что большую роль играет бросание в воду и спасение из воды. Ранк открыл, что это метафора рождения, аналогичная таким же в сновидениях человека. Если во сне кого-нибудь спасают из воды, то считают себя его матерью; в мифе человек, спасающий ребенка из воды, считается его настоящей матерью.
В книгах К.Г.Юнга вода чаще всего интерпретируется, как символ бессознательного: «Покоящееся в низинах море – это лежащее ниже уровня сознания», обозначает как «подсознательно». Человек, смотрящий во сне в «зеркало вод» видит свое подлинное лицо, «которое он никогда не показывает миру, скрывая его за Персоной». Символ воды в сновидениях может быть разным. Бескрайним океаном, словно наше безграничное бессознательное. Бушующим и затягивающим в глубь морем, словно все наши вытесненные страхи, боль и желания пытаются выйти наружу или утащить за собой. Спокойным озером или мирно и весело звучащим ручейком, словно показывая наше гармоничное существование «Я» и бессознательного, или между «хочу» и буду».
Мы можем сделать вывод, что психологически увидеть воду во сне, интерпретируется, как символ неосознанных, глубинных слоёв личности. Вода рассматривается, как динамическая, мотивирующая сила и женская сторона личности. Проекция материнского образа на воды наделяет их различными свойствами, характерными для матери.
Какие ежедневные события могут детерминировать появление воды во сне?
По мнению большинства практикующих психологов и психоаналитиков, вода является во сне людям, в чьих жизнях происходят глубокие личностные перестройки. Это может быть связано с приобретением или поиском смысла жизни, утратой близких друзей и родственников, смена профессии, мировоззрения, открытие новых граней своего «Я». То есть это все те ситуации, которые вводят нас в процесс качественных изменений. Такие ситуации очень сложно структурировать или классифицировать, т.к. все люди разные – у каждого человека свое воспитание, своя картина мира. Если для одного уволиться с работы и найти новую не представляет ничего сложного, то для другого – это крупный личностный кризис.
Вода очень часто снится беременным женщинам, что мне кажется совсем не удивительным. Как мы увидели выше, вода дает жизнь, а эмбрион находится в воде.
Если не следовать своим истинным желаниям, то подчинение или подстройка к другому человеку тоже могут быть причинами появления воды. Здесь наши желания как бы напоминают о себе, говоря о том, что они рядом и никуда не исчезли.
Людям, пережившим насилие, военные действия, природные катаклизмы, свойственно во сне видеть бушующие океаны, обрушивающиеся цунами, наводнения, град и другие разрушающие действия воды. У людей подвергшимся таким опасностям в первую очередь «ранится» психика, которая требует достаточно долгого лечения.
Мы увидели, что вода красной нитью пронизывает всю нашу жизнь, всю человеческую культуру. Образ воды, состояния воды, символизм воды – глубоко укоренились в бессознательном человека. Наверное, только поэтому не стоит недооценивать ее появление в наших снах.
Автор: Руслан Страмилов — психолог-консультант, магистр психологии СПБГУ, специалист по транзактному анализу и сотрудник Института практической психологии «ИМАТОН»
Дополнительная литература
Краткая энциклопедия символов https://www.symbolarium.ru
К.Г.Юнг Красная книга. 2009.
К.Г.Юнг Человек и его символы. 1964.
З.Фрейд Толкование сновидений. 1899.
Жуве М. Похититель снов (пер. с франц. В.М.Ковальзона и В.В.Незговоровой, предисловие и примечания В.М.Ковальзона; серия «Самое время!»). М: «Время», 2008.
Борбели А. Тайна сна (перевод и примечания В.М.Ковальзона). М.: «Знание», 1989
Источник
Среди славянских идолов, обнаруженных археологами, нередко встречались фигурки мужских божеств с рогом для питья в руках.
По рассказу Саксона Грамматика, на крайнем западе славянского мира, в Арконе, стоял деревянный идол Святовита. В правой руке Святовит “держал рог, сделанный из различных металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином, чтобы обеспечить урожай наступающего года”.
Чудесный сосуд (рог, чаша, ваза, кубок и т.п.) – символ изобилия, плодородия, магический источник жизненных сил и всевозможных благ, один из самых распространенных и емких образов, присутствующий во многих культурах.
В Древней Индии это священная кумбха, наполненная амритой, напитком бессмертия, в Древнем Китае незамысловатая тыква-горлянка с эликсиром жизни, в Древней Греции рог изобилия, чаша с благовонной амброзией или чудодейственным нектаром, поддерживающим бессмертие богов, у скандинавов драгоценные сосуды со священным медом поэзии, источником жизненного обновления, у кельтов магический котел Дагда, что в одном валлийском повествовании предстает как сосуд, возвращающий к жизни погибших воинов.
Чаша из сардоникса из сокровищ собора Святого Марка, X век
Сосуд, дарующий изобилие – постоянный атрибут некоторых верховных богов и божеств богатства – индуистского Куберы, древнегреческого Плутоса и др.
Чудесные сосуды различных традиций, как источник плодородия и изобилия, связаны с первичными водами и женским началом, утробой Великой Матери, убежищем, защитой, питанием. Не случайно в средневековых индуистско-буддийских памятниках ваза предстает как “сосуд мира”, заключающий в себе первородные воды, как символ организованной Вселенной.
В древней Месопотамии ваза служила атрибутом Великой Матери, символом животворящей силы вод, а в Китае и Корее ваза с ивой водой – неотъемлемый атрибут спасительницы людей Гуань-инь, символ ее сострадания.
В то же время сосуд прячет в себе и все беды, как сосуд Пандоры, в который Прометей заключил все болезни, пороки и несчастья. Так, в след за амритой из морских глубин первозданного Океана появляется страшный яд калакута, отравляющий миры своими испарениями и грозящий сжечь Вселенную. Боги, асуры и все живые существа приходят в смятение. Но ради всеобщего спасения великий Шива глотает губительный яд (с тех пор его шея осталась навсегда синей). В этом плане сосуд предстает как вместилище того, что должно быть трансформировано.
Образ волшебного сосуда нашел отражение в фольклоре (вспомним русские сказки, в которых герой, искупавшись трех котлах, становится пригожим молодцем), проник в мировые религии.
В буддизме ваза, наполненная напитком бессмертия – один из восьми благоприятных символов, “восьми драгоценностей” дхармы, символизирует сокровищницу благих помыслов и абсолютное знание. Этот символ, как признак “просветленной сущности” великого учителя, также входит в число благоприятных знаков, традиционно изображаемых на отпечатках стоп Будды.
С образом древних мифологий тесно переплелись христианские легенды о Святом Граале – священной чаше искупления и благодати, предмете неустанных поисков рыцарей Круглого стола. Средневековые предания описывают Грааль как чашу, служившую Христу во время Тайной вечери – в ней он благословил вино причастия. В эту же чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа.
Подобно магическому котлу Дагда, Грааль считали “чудесным кормильцем”, способным насыщать своих избранников неземными яствами, исполнять желания, спасать от болезней. Невидимый для недостойных Грааль, по преданиям хранящийся в таинственном замке Корбеник (возводится к французско-валлийскому Cor(s) Benoit – “благословенный рог”), мог явить себя только рыцарю с чистой душой и безупречными помыслами, да и то если этот непогрешимый рыцарь находил в своем сердце единственно нужные вопросы Граалю.
Святой Грааль и орудия Страстей Христовых, 1493 г.
Святой Грааль, как и другие священные сосуды разных традиций, не случайно давал возможность прикоснуться к самым созидательным, творящим силам Вселенной.
Чаще всего чудесные сосуды выступают как символ святая святых, космологического центра Вселенной, духовного центра человека. В древнеиндийской мифологии боги и асуры добывают драгоценную кумбху с амиритой не один десяток лет, пахтая Океан. И мутовкой им служит сияющая Мандара (Меру), что стоит в центре мироздания. В средневековых буддийских памятниках из чудесной вазы, “сосуда мира”, вырастает лотос, стебель которого ассоциируется с осью Вселенной.
Всем спасибо!
Источник
Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.
А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.
Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.
С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.
Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.
Грудь – верхний мир, мир жизни.
Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.
Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.
И эта модель в сознании неолитического человека нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.
Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.
Богини не редко изображались с сосудом в руках.
Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.
Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.
Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.
В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.
Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове
Изображение Нут, как небесного свода.
Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.
Нут – владычица сикоморы.
Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.
О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.
У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).
В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70–71).
У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».
В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V–VIII, 1999, с. 717).
Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.
Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».
Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.
Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).
Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.
Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.
Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:
– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,
– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,
В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.
Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.
Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.
Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.
Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.
Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.
Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.
Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.
Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.
С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.
Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.
СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.
Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул
Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.
Источник