Сосуд у инков к

В ноябре 1532 года испанский конкистадор Франсиско Писарро обманом захватил в плен Атауальпу — правителя инков, народа, создавшего самое крупное по площади и численности населения индейское государство в Южной Америке. Империя инков включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, а также частично Чили, Аргентины и Колумбии.
За своё освобождение Атауальпа предложил огромный выкуп. Он обещал, что его подданные до потолка заполнят золотом комнату, в которой содержали правителя. Это помещение представляет собой типичное инкское строение со слегка наклоненными стенами, построенное из вулканического камня. Длина постройки — 6,7 метра, ширина — 5,17 метра, высота — 2,45 метра. Когда Писарро от удивления замешкался, Атауальпа пообещал, что он, вдобавок к золоту, заполнит соседнее помещение серебром. Писарро возразил, сказав, что второе помещение меньше, чем первое. Но Атауальпа пообещал заполнить второе дважды. На протяжении более чем трёх месяцев инки собирали золото и серебро и приносили его в Кахамарку. Понадобилось более 34 дней, чтобы переплавить все золотые и серебряные изделия. Общая сумма уплаченного выкупа составила 1262682 песо золота и 52209 марок серебра.
– Salik.biz
Так в плавильных печах конкистадоров погибли огромные художественные ценности — предметы из золота и серебра, сделанные руками инков. Золото, этот проклятый металл, стал причиной гибели древних цивилизаций Южной Америки. Жестокость и алчность завоевателей не знала границ, Испанцы переплавили и вывезли из Южной Америки сотни тонн золота и серебра. Но то, что находилось в захоронениях, зарывалось или опускалось в воду священных озёр в качестве даров богам, уцелело и было позднее найдено грабителями и археологами.
У инков золото считалось священным металлом. Оно было предназначено для жертвоприношений, из него изготовлялись различные украшения, фигурки, троны Великих Инков, предметы обихода. Золото считалось проводником между людьми и загробным миром, символом Солнца. Серебро воплощало Луну, а медь — Землю. Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приёмов обработки металлов, как инки.
Один из немногих уцелевших предметов культа инков — сосуд на поддоне с горлом-раструбом, изготовленный из золота и серебра в виде головы ламы. Глаза животного выполнены из золотых пластин. Лама и альпака — единственные крупные млекопитающие, которых удалось приручить жителям Анд. Инки использовали этих животных для разных хозяйственных целей. В качестве вьючного животного лама могла перевозить груз весом до 40 килограмм и была достаточно проворной, чтобы передвигаться по крутым горным тропам. Из шерсти лам делали тёплую ткань, мясо ламы потреблялось как в свежем, так и в консервированном виде — после засолки и высушивания на солнце. Это сушеное мясо называли чарки, и его можно было хранить длительное время. Лам инки приносили в жертву. Их внутренние органы использовались для предсказания будущего, а кровь собирали в сосуды, чтобы жрецы могли совершить воздаяния божествам. Для использования в религиозных ритуалах и предназначался сосуд в виде головы ламы. Размеры его — 25,9×22 см, вес — 505 граммов.
Инки приписывали золоту мистическую силу. Говорят, что грабителей могил, которые вскрыли серебряный сосуд в виде головы ламы, настигло проклятие жрецов инков: все они умерли при загадочных обстоятельствах…
Источник

Curley et al. / Heritage Science, 2020
Американские
ученые
проанализировали изотопный состав
свинцовых белил на ритуальных сосудах
инков
колониального периода.
Оказалось, что часть сосудов были
окрашены белилами, привезенными из
Европы, а
часть – белилами, изготовленными из
свинцовой породы Андских гор. Предложенный
метод анализа поможет
в дальнейшем
точнее определять
происхождение и возраст подобных
сосудов.
Результаты
исследования опубликованы
в журнале Heritage
Science.
Керо
(qiru,
qero)
– деревянный
церемониальный
сосуд андских
индейцев.
Такие сосуды играли
важную роль в социальных и религиозных
ритуалах, например,
известно, что
мастера
изготавливали пары одинаковых керо,
которые
использовались для церемониальных
тостов. Традиция
изготовления
керо зародилась
в период 100–600 годов нашей эры,
достигла своего
расцвета в период становления Империи
Инков в 1438–1533 годах, но
сохранилась и
после завоевания инков испанцами в 1532
году.
Несмотря
на то, что керо
изучают уже
более ста лет, информация о них достаточно
разрозненна и местами недостаточна:
например,
совсем немного
известно о мастерах, которые создавали
эти сосуды,
об устройстве и расположении их
мастерских. Возраст
керо в основном определяют по рисунку
–
считается,
мастера доколониального периода (до
1532 года)
отдавали
предпочтения геометрическим
узорам,
а
в колониальный период более популярными
стали изображения людей
и животных.
Для
более
точного определения
возраста
также
радиоуглеродный анализ
деревянного
материала,
однако этот
метод имеет
большую погрешность из-за
того, что мастера могли использовать в
своей работе деревья разного
возраста.
Эллисон
Н. Керли (Allison N. Curley) и ее коллеги из
провели
изотопный свинцовых
белил,
которые
использовались для раскрашивания керо.
Такие белила
состоят
из двух карбонатов свинца
–
церрусита PbCO3
и гидроцеруссита (PbCO3)2(OH)2,
изготавливать
их инки,
по всей видимости, научились
у испанцев –
на керо доколониального периода
обнаружить свинцовые
белила
пока не удавалось.
Ученые
попытались
проследить происхождение свинцового пигмента, для
чего
измерили
содержание четырех
стабильных
изотопов
свинца
– 204Pb,
206Pb,
207Pb
и
208Pb.
Все
эти изотопы содержатся в природных
минералах свинца, однако соотношение
между ними для разных пород
и даже разных месторождений одной породы
может отличаться. Дело в том, что изотопы
206Pb,
207Pb
и
208Pb
являются
радиогенными,
то есть образуются в результате распада
радиоактивных
элементов – соответственно
238U,
235U
и 232Th.
Содержание
каждого изотопа зависит
от происхождения конкретного месторождения
свинцовой породы.
Всего
в работе было
проанализировано 20 сосудов: из
Национального
музея
американских индейцев,
Американского
музея
естественной истории, Бруклинского
музея,
Метрополитен-Музея,
а также из
частных коллекций.
С
поверхности каждого сосуда взяли
небольшую частицу пигмента, массой от
5 до 5 нанограмм. Образцы пигмента
растворили в азотной кислоте, затем
растворы разбавили до концентрации
свинца
около 25
миллиардных долей (25
ppb). Для
анализа содержания изотопов использовали
метод масс-спектрометрии
с индуктивно связанной плазмой
(MC-ICP-MS).
Оказалось,
что все изученные сосуды
можно разделить на три группы.
К первой группе
авторы отнесли три
сосуда
с самым низким
отношением
содержания
изотопа 206Pb
к содержанию
изотопа 204Pb,
ко второй пять
сосудов, в
которых содержание изотопа 206Pb
было
выше, чем в первой, а изотопа 207Pb
–
ниже.
Третья
самая обширная группа включала в себя
двенадцать
сосудов, белила
на которых отличались
самым низким содержанием изотопа 204Pb
и
высоким содержанием изотопов 206Pb
и
208Pb.
Составы пигментов на
керо первой и
второй группы оказались близки к составу свинцовых
белил, которые
использовались в европейской живописи XVII–XIX веков.
Третья группа
по составу отличалась от первых двух
– сильнее,
чем первая и вторая группа отличались
между собой. Изотопный
состав пигментов на керо этой группы,
был очень близок к составу
некоторых
свинцовых
минералов из региона Центральных Андов.
Изотопный состав керо первой, второй и третьей групп, свинцовых белил, используемых в европейской живописи и свинцовых пород из региона Центральных Андов
Curley et al. / Heritage Science, 2020
Авторы
работы заключили,
что керо из первой и второй группы были
окрашены пигментом, привезенным
из Европы, а керо третьей
группы – пигментом, который, был
изготовлен в
Андах из местных
свинцовых пород.
Можно также
предположить,
что керо третьей
группы были
изготовлены позднее: вероятно, вначале
мастера научились
работать с
привезенными из
Европы белилами,
а только потом организовали их производство из местных минералов.
Еще одна особенность, которую отметили
Керли
и ее коллеги
– очень
незначительные отличия между изотопным
составом
пигментов
на керо третьей
группы. Это
говорит о том, что, не смотря на наличие
большого количества свинцовых
месторождений в Андах, для изготовления
белил для всех
двенадцать сосудов,
скорее всего,
использовалось
одно и то же
месторождение. Впрочем,
это предположение авторы еще
собираются проверить на
большей выборке – не исключено, что
отыщутся следы еще одного
месторождения.
Авторы
предполагают,
что измерение
содержания разных изотопов можно
комбинировать с радиоуглеродным
анализом и другими методами для того,
чтобы более
точно определять происхождение
и возраст ритуальных
сосудов.
Наталия Самойлова
Источник
Древние инки были большими мастерами.
Изделия из камня, кости, металла, перьев… Знаменитое “золото инков”… Чего только там нет.
А текстиль – это ж вообще красота!
Богатство декаративно-прикладного искусства
С самых своих истоков андская цивилизация отдает приоритет текстилю как средству художественного выражения и предмету ценности. Наиболее древние андские ткани из числа нам известных датируются примерно 9000 г. до н.э., и их декор оказал немалое влияние на те узоры, что появлялись на инкской керамике, золотых и серебряных изделиях и даже в архитектуре.
Ткались куски, уже пригодные для использования, – прямоугольные или немного расширяющиеся. Многие виды тканей сохранились до нашего времени, что свидетельствует о глубоких знаниях мастериц. Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый.
Гобелен с крабами
Методы текстильного производства были довольно сложными, основными материалами для которого служили шерсть и хлопок. Женщины занимались прядением все свободное время, используя веретено.
Прясть можно было во время прогулки. Ткацкий станок, укрепленный на ремне через спину, вешали на колышек или столб, а необходимое натяжение для тканья поддерживали, отклоняясь назад.
Форма тканых отрезов была обычно прямоугольной, но можно было добиться некоторого разнообразия, стягивая нити утка или добавляя нити основы для расширения ткани.
У инков были распространены работы, связанные с обработкой камня, кожи, дерева, веток, кости и металла. Дерево использовалось для производства некоторых видов оружия, ткацких станков, веретен, носилок, перекрытий для крыши. Также из дерева изготавливались разнообразные декоративные статуэтки.
Окрашенная деревянная статуэтка с изображением головы кота. Этот котик находится в Музей Америки, Мадрид, Испания.
Из костей делали флейты, ложки, украшения, декоративные статуэтки.
Фигурка, инка (с 1400-1532 н.э.)., Этнологический музей, Берлин, Германия
Из камня изготовляли молотки, топоры, сосуды для жертвоприношений, статуэтки.
Скульптура плода, сосущего палец в утробе матери. Музей Америки, Мадрид, Испания
Каменная статуя Инке. Такие статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Этнологический музей, Берлин, Германия
Среди металлов, известных в доколумбовскую эпоху, можно назвать золото, серебро, медь, свинец, платину и олово. Производство предметов из металла было довольно сложным. Индейцы умели разравнивать металл молотками, инкрустировать один металл в другой, смешивать серебро с различными металлами. Также им была известна чеканка.
Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.
Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира.
Драгоценные металлы и камни имели для инков духовное значение, золото – как атрибут Солнца, серебро – Луны.
В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.
Керамика в цивилизации Инков применялась в двух назначениях – в бытовых и культовых целях. Культовая керамика, известная как Уако, была довольно сложной и разнообразной по художественным приемам. Тончайшая керамика производилась для религиозных церемоний и жертвоприношений богам Инков.
Церемониальный сосуд инков
Керамика для повседневного использования, как правило, была грубее и проще. Наиболее распространенной посудой Инков был сосуд в форме бутылки с круглой ручкой сверху, из которой торчал носик. Были также популярны керамические амфоры, произведенные в больших количествах, поскольку их отливали поточно из пресс-форм, в то время как сосуды с носиками-ручками были полностью ручной работы.
Наиболее типичной формой инкской керамики, несомненно, является «арибалл» (макас на языке кечуа), сосуд для переноски маисового пива. Судя по изображениям, арибалл носили на спине, где он закреплялся посредством веревки, пропускавшейся через ручки сосуда.
Следует упомянуть и об изготовлении материалов из птичьих перьев. Перья использовались в качестве украшений для жезлов, головных уборов, вееров, для изготовления ожерелий. Также перья вплетались в ткань одежды, предназначенной для особых случаев.
продолжение следует
предыдущие материалы цикла:
Древние инки – кто такие?
Во что верили древние инки?
Источник
Урпу, 1400-1533 н.э., керамика, культура инков
Керамические сосуды урпу – наиболее распространенные артефакты, оставшиеся от культуры инков. Инкская керамика с приходом на континент испанцев осталась не тронутой, поскольку конкистадоров заботило лишь золото.
Сосуды подобного типа сохранились в большом разнообразии. Они изготовлялись любых размеров, но формообразующие принципы не изменялись. Все урпу имеют круглую форму, коническое горлышко и пару ручек. Поскольку инкские сосуды отдаленно напоминают формы греческих амфор, перуанские археологи применили для их описания термин “Aryballos” (небольшой сферический сосуд с узким горлышком), хотя не существует никакой связи между формой сосуда и его предназначением.
Урпу использовались для транспортировки и хранения жидкостей, особенно Чичи (кукурузное пиво) и воды. Самые крупные сосуды могли вмещать в себя до 30 килограммов содержимого. По историческим свидетельствам конкистадоров, урпу носились на спине, используя ремни, которые обматывались вокруг горлышка и проходили сквозь ручки. Остроконечное основание позволяло буквально “втыкать” сосуд в песок, а также естественным образом наклонять сосуд, что создавало некоторое удобство при заливке в него жидкости и минимизирует разлив.
Инкская керамика, как правило, использует ограниченную палитру красок. Обычно это теплый красный, коричневый или близкий к оранжевому, а также черный. Окраска фона может варьироваться от кремовой до желтой. Для орнаментальных структур обычно используется черный цвет, а сама орнаментация чаще всего основывается на природных мотивах. Это могут быть как популярные у инков стилизованные листья папоротника, так и крылья бабочек. Но нередко встречаются и абстрактные мотивы орнаментации, составленные из полос, квадратов и треугольников. Высокая художественность форм и орнаментов не оставляет сомнений в величии инкской империи.
1. Кувшин из трех сообщающихся сосудов в виде летучих мышей, ок. 1100 н.э., керамика, культура чиму.
Гончарные изделия, производимые индейскими мастерами чиму, продолжают прочные традиции индейцев моче и хуари культур. Они использовали схожие формы и применяли похожую отделку, а методы работы были настолько унифицированными, что позволяли наладить массовое производство керамики. Но поточное производство привело к резкому снижению цены на готовые изделия, потому керамика уже рассматривалась не как ритуальный предмет, а как посуда для повседневного применения. Потому в могилах представителей элиты народа чиму встречаются лишь металлические сосуды.
Этот кувшин из трех сообщающихся сосудов в виде летучих мышей выполнен в типичном для чиму стилистике: ясность украшений и черная полировка. Цвет сосуда достигается путем добавления дополнительного пигмента уже при обжиге, а уже затем, при полировке, достигался эффект дымки. Наиболее часто встречающиеся темы – животные, обезьяны и птицы.
2. Церемониальный кубок, 1100-1470 н.э., керамика с использованием также дерева, тыквы, перламутра, лазурита и шпагата.
Этот величественный кубок создан из совершенно разнородных материалов. Подставка – резной ягуар с инкрустацией перламутром. Ягуар стоит на небольшой платформе из дерева пополам с глиной. Сама емкость кубка сделана из тыквы.
3. Сосуд с изображением змея, ок. 1000-200 вв. до н.э., керамика, культура купикускве.
Сосуд сделан из красной глины, украшен объемно моделированным, рельефным изображением змеи. Изображение змеи является символом мистической трансформации, концепция которой была центральной в религиозно-философской системе древних индейцев культуры купикускве.
4. Сосуд в форме фруктов и обезьян, 1400-1533 н.э., керамика, культура инков.
В изделиях из керамики отражается фигуративное и абстрактное представление о мире инкских художников. Три камеры этого керамического сосуда подражают набухшим в воде тыквам. На каждой ручке, стилистически оформленной как стебель тыквы, расположилось по одной маленькой обезьянке. Оранжевого цвета глина окрашена белыми, коричневыми и темно-коричневыми вертикальными полосами. Фигурки обезьянок окрашены в темно-коричневый цвет.
Тематические статьи по искусству керамики:
- моче,
- хуари,
- наска.
Источник