Сосуд у эллинов на к
Два канфара: варварский и греческий
Канфар – древнегреческий сосуд для питья в форме кубка.
Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в. – первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва. Source, source
Одно из хрестоматийных произведений из московского Исторического музея – драгоценность варваров Северного Причерноморья сарматского времени: стеклянный канфар с золотыми обкладками из Северского кургана.
Канфар. II – первая половина I в. до н.э. Материал, техника: стекло, золото, сердолик, гранат на основании записи в книге ЗВ учета предметов с содержанием драгоценных металолов и камней, скань, зернь, тиснение, пайка. Высота: 9,4 см; диаметр верхней части: 10,5 см; диаметр поддона: 7,8 см. Место находки: Россия, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. Северский курган. Исторический музей. Инвентарный номер: Оп.Б 224/5.
2.
Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в. – первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва. Source
3.
Канфар, деталь. II в. – первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва
4.
Канфар. II в. – первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Раскопки В.И. Сизова, 1881. Государственный исторический музей, Москва
Канфар из Афин начала V в. до н.э.:
5.
High-handled cup (kantharos) depicting Zeus in pursuit. Greek. Late Archaic Period. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Place of Manufacture: Greece, Attica, Athens. Height: 24.7 cm; diameter: 11.5 cm. Side A: Zeus pursues a young boy, probably Ganymede. Zeus is identified by his scepter, and he wears high traveling boots and a cloak (himation). The boy carries a hoop and stick, and runs to the right. In his haste to get away, his cloak is beginning to fall off. Museum of Fine Arts, Boston. Source
Канфар, расписанный мастером Бригом (или «Мастером Брига»). Начало V в. до н.э. Музей изобразительных искусств, Бостон.
Канфар – сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке; изготавливался из обожженной глины или металла; атрибут Диониса. Канфар широко использовали в Греции в VI-V вв. до н.э.. Обнаружен, однако, канфар микенской эпохи – так называемый кубок Нестора.
[Канфар // Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989. Стр. 246.]
6.
Kantharos. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Side B: Zeus pursues a woman, whose identification is disputed. They seem to be running away from a sanctuary, complete with an altar and palm tree. The woman pulls up her skirt to facilitate her get-away, and reaches back in a gesture of supplication. There are two examples in which a woman Zeus pursues is labeled “Aigina”, so that may also be the case here. However, Zeus’ mythological affairs were numerous, so there are many women to choose from. Martin Robertson suggests that perhaps the woman in this scene is Semele, who became the mother of the god Dionysus as a result of the union. The place where Semele died was immediately made into a sanctuary. There is a connection to Dionysus: his favored cup shape is the kantharos, like this very cup. Museum of Fine Arts, Boston. Source
7.
Kantharos. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Museum of Fine Arts, Boston. Source
О Северском кургане
Из статьи Нины Петровны Решетовой, директора Северского историко-краеведческого музея (Краснодарский край):
” В восьми километрах от станицы Северской, по направлению к станице Елизаветинской, недалеко от дороги, в старину находился огромный курган, получивший в народе название «Горбенкова могила».
Началось все вот с чего. 10 апреля 1881 года три северских казака, будучи наслышаны о несметных сокровищах, закопанных в окружающие станицу курганы, отважились на их поиск. Поводом к таким не свойственным для казаков действиям послужил рассказ отставного солдата о том, что во время войны с горцами (1817-1864 гг.) там была зарыта медная посуда. Начав раскопки, казаки натолкнулись на каменную кладку богатой могилы, где нашли немало драгоценных вещей, в том числе изделия из золота весом более 2-х фунтов….
Как ни пытались казаки сохранить тайну, весть о сокровищах из кургана быстро распространилась по станице. Реакция местной власти была быстрой — участковым полицейским приставом вскоре раскопки были приостановлены, но затем продолжены под непосредственным наблюдением станичного атамана урядника Иллариона Павловича Самойленко.
Об удивительном древнем захоронении станичный атаман сообщил в войсковой штаб, подробно описав ход раскопок и состояние кургана. Для детального осмотра и исследования в ст. Северскую прибыл известный историк Е. Д. Фелицын, занимавший значительную должность секретаря Кубанского областного статистического комитета. Изучив археологические артефакты, им был составлен подробный отчет, по итогам которого стало ясно, что раскопанный курган представляет могилу представителя сандской или меотской знати периода Боспорского царства II в. до новой эры. Благодаря вмешательству местных властей, обнаруженные казаками предметы были приобретены графом А.С. Уваровым и переданы в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей). С этого момента знаменитый и загадочный Северский курган стал известным всему отечественному научному сообществу.
Весной 1882 года для изучения находки от Российского исторического музея был послан В.И. Сизов. Его исследования добавили еще несколько предметов и позволили установить основные черты погребального обряда. В частности, им было выявлено, что после захоронения рядом был похоронен и конь этого человека, о чем свидетельствовали остатки костей и конской сбруи. в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей). Также В.И. Сизов пришел к выводу, что холм состоял из двух насыпей: ранней полусферической формы и поздней — конической. Эти насыпи четко разделялись тонким слоем растительного перегноя. Первая насыпь была сделана над погребениями эпохи бронзы. Среди обнаруженных артефактов были: стеклянный кубок в золотой оправе, такой же кубок меньшего размера, две золотые оправы верхней и нижней части стеклянного сосуда, золотая цилиндрическая оправа с рельефным изображением четырех грифонов, золотая круглая фибула с цветными вставками и сканным узором и другие. Вблизи от гробницы была найдена вторая золотая монета боспорского царя Перисада (первая была найдена казаками в гробнице), что позволило датировать погребение кон. II — нач. I в. до н.э.
Северские находки являются хоть и молчаливыми, но самыми верными свидетелями исторических событий, происходивших в Северном Причерноморье и на всем Северном Кавказе. Именно они сыграли немаловажную роль изучении древнего Боспорского царства и сарматских поселений. Познакомиться с исследованием Северского кургана, а также с его эксонатами, можно в книге Смирнова К.Ф. «Северский курган». “
[Нина Решетова, директор Северского музея. Знаменитый и загадочный Северский курган. Статья на сайте Северского районного общества историков-архивистов. Опубликована 25.10.2014]
—
P.S. После безобразных нововведений LiveJournal единственный способ скрыть рекламу – это залогиниться в ЖЖ. Это можно сделать через любую соцсеть. Мне самой теперь неприятно смотреть на свой блог без входа в аккаунт: реклама вылезает в неожиданных местах, в т.ч. разбивая верстку.
Источник
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Сосуд у эллинов
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Сосуд у эллинов “, 5 букв:
пифос
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова пифос
Большой древнегреческий сосуд
Древнегреческий глиняный яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина; высота до 2 м; сходные сосуды известны в древности и в средние века на Кавказе (карас, квеври) и в Средней Азии (хум)
Древнегреческий глиняный сосуд большой емкости
Вероятная “резиденция” Диогена
Кувшин похожий на амфору
Определение слова пифос в словарях
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Пи́фос — большой древнегреческий кувшин , сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, соленой рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья , в особенности в культурной области Эгейского моря , включая остров Крит ….
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПИФОС (греч. pithos) древнегреческий глиняный яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина и пр., высота до 2 м. Обычно вкапывался в землю. Сходные сосуды известны в древности и в средние века на Кавказе (карас, квеври) и в Ср. Азии (хум).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Большой глиняный сосуд яйцевидной формы, употреблявшийся в древней Греции для хранения зерна, вина и т.п.
Большая Советская Энциклопедия
Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(греч. píthos), большой глиняный сосуд, применявшийся в крито-микенскую и античную эпоху для хранения зерна и др. хозяйственных припасов. П. имели яйцевидную форму и в высоту достигали 1,5≈2 м. Эгейские П. украшались рельефным фризообразным орнаментом,…
Примеры употребления слова пифос в литературе.
Килон не заметил, как в толпе очутился толстый, как пифос, карфагенянин в красном плаще.
Александр, заглянув в широкую горловину пифоса, увидел там старое, в дырах, домотканое одеяло.
Один на заднем дворе присел у пифоса и, воровато озрясь по сторонам, черпнул пригоршнею вина и выпил, потом обтер усы и, оглянувшись, не узрел ли кто из братьев мусульман, лихо вскочил в седло.
Конечно, это кратер, но с тем же успехом мы можем найти здесь и амфоры, и лекифы, и пифосы – стоит только расчистить скопления кораллов.
И тогда в громадном погребе, где хранились пузатые глиняные пифосы с отличным крымским вином, вышла на охоту кошка.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.