Сосуд в форме головы
Ритон Братина Пифос Колебас ленаК1 4 года назад Правильным ответом на этот вопрос будет РИТОН, именно этот сосуд для питья древние греки делали в форме рога или головы животного. Выглядел он например таким образом: Пифос в нашем представлении это обычный большой кувшин. Калебас это кажется сосуд из тыквы для хранения напитков. А братина тоже употреблялась в старину для питья вина, но по форме напоминала ковш. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Ninaarc 4 года назад Эти древние сосуды предназначались для вина и изготавливались из рога, глины или из металлов. Выглядел питьевой прибор как сосуд рогообразной формы, расширяющийся сверху в виде воронки и сужающийся книзу. Ритон – так называется этот древний сосуд, который заканчивался изображением головы животного. Такие сосуды, украшенные гравировкой и рельефами, были характерны для древнегреческого искусства. Ответ: ритон. Про такой рог для питья слышать конечно приходилось, главное выбрать правильное название. В предложенном списке такой сосуд, который обычно изготавливали в форме головы животного или рога, на первом месте в этом списке, его название- Ритон. Irinnnka 4 года назад Из всех представленных вариантов правильным ответом будет первый вариант – Ритон! Ритоном называется широкий сосуд, похожий на рог животного. Он изготавливается из металла, глины или рога животного. Очень красивый сосуд для питья. Пашенька 4 года назад Сосуд в форме рога и сегодня для некоторых считается показателем некоего изобилия и всемогущества, хотя для меня то совершеннейшая безвкусица и антисанитария. Сосуд носит название РИТОН, оно для большинства незнакомое. Елена Д 4 года назад Достаточно сложно будет выбрать верный ответ на поставленный вопрос, если не иметь под рукой этимологический словарь, либо доступ в сеть Интернет – без знания лексических значений всех предлагающихся слов выбирать ответ придётся наугад. В форме рога делали “Ритон” – это можно определить, узнав перевод слова с языка древних греков. Яннет 4 года назад Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какой сосуд для питья делали в форме рога или головы животного, выбираем первый вариант ответа из четырёх предоставленных нам на выбор. То есть, верный ответ – ритон. Ритон – это сосуд для питья, выглядит этот сосуд как рог животного. Oleg74 4 года назад Для того, чтобы дать нам правильный ответ, нужно попробовать перевести слова, которые даются нам в качестве вариантов ответов. Так вот, один из этих вариантов переводится с древнегреческого, как “рог для питья” и этим вариантом является слово – ритон. Спаанч Бооб 4 года назад Откуда только берутся такие сложные вопросы, ответы на которые необходимо долго искать. Конечно в интернете можно наказать множество вариантов, из которых следует выбрать самый распространённый вариант. Таким вариантом ответа оказался ответ – ритон! Полава 4 года назад В данном случае колебас или братина точно не подойдут для ответа. Сомнения могут вызвать только греческие названия ритон или пифос. После поисков эти сомнения отпадут и верный ответ найдется: Верный ответ будет первой позиции – РИТОН. Андрей Лютый 4 года назад Ну вообще-то чаще всего он так и назывался рогом и использовался для питья вина. Знаете ответ? |
Источник
на выставке «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова»
Продолжение. Начало здесь и здесь.
Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами. Наверное, для пещерных людей рог или череп животного первоначально был таким же обычным сосудом для питья, как для нас стакан.
Позднее из отрубленных голов жертвенных рогатых животных жрецы выпивали кровь. И поставить такой «сосуд» не допив, было просто невозможно.
Со временем рог превратился в «священный сосуд» в руках богов, богинь и героев.
Палеолитическая Венера из Лоссель, Франция.
С овладением ремеслами, рога и черепа получили дополнительное декоративное оформление, а позднее их стали полностью изготовлять из глины, кости, рога или металла. Кровь же заменило красное вино.
Поскольку изначально питье из них было ритуальным, то и ставить сосуд не было необходимости. Вы думаете из ритона напиток пили, как из обычного бокала? Оказывается, сверху его наливали, а выливали через нижнее, узкое отверстие тонкой струйкой в чашу или прямо в рот. Одно дело, прочесть об этом, и совсем другое – увидеть. Итак, посмотрим, как они это проделывали:
Помпейская фреска
Греческая вазопись
Но какой же смысл заключается в двух отверстиях? Зачем такое неудобство? Разве недостаточно того, что сохранена древняя природная форма сосуда? Может быть, это связано с тем, что рог с двумя отверстиями был с древности музыкальным инструментом?
В античной Греции ритоны использовали в церемониях жертвенных возлияний богам и духам умерших, тризнах, пирах. В вазописи можно увидеть ритоны в руках Диониса, Плутона, героев, вакханок, сатиров. Чем выше статус владельца – тем роскошнее ритон. Их делали и на заказ, продавали «варварам». Превосходные мастерские были и в самой Фракии. Геродот и другие античные источники упоминают о золотых и серебряных рудниках фракийцев.
Ритон с конем. Серебро, позолота, выс. 23,5 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. IV в. до н. э.
Вихрем несется конь, и не важно, что не хватает у него задних ног. Зато нагрудный ремень у него – золотой, с узором плюща, связанного с культом Диониса. Посматривает он на нас живыми глазами из под больших век. И, видимо, глаза были еще живее, пока не утеряли инкрустаций, сделанных фракийским мастером.
Для «конелюбивых» фракийцев, лошадь – один из знаков социального статуса, верный помощник героев эпоса, животное, связанное с богами солнца и войны. И потому приносили их в жертву при погребении во множестве.
Ритон с оленем. Серебро, позолота, выс. 21,5 см. Литье, припой, ковка, гравировка. IV в. до н. э.
Грациозные олени на концах серебряных с позолотой ритонов тоже остановлены в быстром беге. Фракийский мастер счел нужным изобразить даже морщинки и жилки на мордочках животных. На груди – отверстие для выливания напитка. Ритон с козликом. Серебро, позолота, выс. 20 см. Литье, чеканка, пайка. V в. до н. э.
Ритон украшен по длине вертикальными желобками – каннелюрами (прямо как в дорической колонне) и отделан золотом. Наверху – сюжетная сцена.Ритон с головкой барана. Эллинский мастер. Серебро, позолота, выс. 29,5 см. Литье, чеканка, пайка, гравировка. 410 г. до н. э.
Самый большой из найденных на фракийской земле. Сделан он искусным эллинским мастером. Изображение барана, как царского символа, известно еще на самых ранних иранских ритонах.
На стенках – фигурный фриз с сюжетом из трагедии Эврипида «Мудрая Меланиппа». Внизу – стебель плюща.
Идеальное сочетание реализма, стилизации и декоративной разработки мельчайших деталей.
…И, все-таки, для чего же у ритона два отверстия?
Снова взглянем на палеолитическую Венеру на первой фотографии…
Вспомним о фаллической символике рога, и всё станет понятно.
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.
Рыбное блюдо — блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.
Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная