Сосуд в котором хранили вино масло

Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, –
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?
А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…
(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) – кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos – черпак) – сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix – келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) – древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос-керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон- керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») – античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск – «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл – в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7-6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) – сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor – вода), другое название – Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) – сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) – керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны – богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос – керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно – k̑r̥no – рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») -большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta – завиток, спираль).
Лагинос – небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе – lebetes gamikoi) – «свадебный лебес») или большая свадебная ваза – глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана – плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати – lach, lacchati – лакать.
Леканида – маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион – сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) – ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя – «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) – древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) – знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον – глиняный черепок) – острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон – черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм – изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм – презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм – это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos – ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос – большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя – небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид – керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой – для вина.
Рыбное блюдо – блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.
Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион – доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.
Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Фиала – плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.
Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э ) эпинетрон стал предметом культа и его часто клали в могилу незамужним девушкам.
Эпихизис (лат. Epychisis) – античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Валерий Брюсов “Античные вазы”.
Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, всё – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.
Керамика Крито-Микенской цивилизации.
Источник
Перевозка вина с древних времен до наших дней. Первая часть статьи посвященной истории винных перевозок и использования различных способов транспортировки вина. Вернее – тары, в которой перевозили и хранили вино.
Часть 1. Керамика
Введение
Виноделием человечество занимается несколько тысяч лет. Можно спорить о точных датах, об археологических находках и артефактах, но в общем и целом принято считать, что последние восемь-девять тысяч лет люди выращивают виноград vitis vinifera и путем ферментации, то есть дрожжевого брожения, производят из него вино. Зародилось виноделие на Кавказе. Но достаточно быстро потребление вина распространилось по всему обитаемому миру. Этому способствовали несколько факторов, в числе которых религиозные аспекты, санитарные и бытовые.
Виноградарство и виноделие распространились и в области, где климат и природные условия позволяли выращивать виноград. В остальные районы заселенного мира вино приходилось доставлять с мест его производства. Постоянное освоение новых земель и их колонизация требовали и постоянного решения задачи перевозки вина и его хранения.
Как мы знаем, более-менее современная стеклянная бутылка используется лишь с начала восемнадцатого века, следовательно большую часть своей истории люди перевозили вино какими-то другими способами. И если перевозку морем (ростков) виноградной лозы представить себе не очень трудно, то транспортировка готового вина очевидно была для наших предков не тривиальной задачей. Постоянное решение ее складывается в занимательную историю технических решений и изобретательности.
Заметим, что общепризнанным фактом считается, что реальным двигателем прогресса служит потребность общества. По тому сколько усилий и изобретательности человечество вложили в вопрос хранения и перевозки вина можно заключить, что и потребность в нем у древнего общества была очень высока.
Основные проблемы и критерии
Сложности перевозок и хранения вина происходят из целого ряда требований, которые предъявляются к самому процессу и, собственно, к таре или к сосудам, в которых перевозят и хранят вино. Одна часть этих требований возникает из необходимости сохранения продукта и его главных потребительских свойств, а другая – из желания уменьшить транспортные расходы.
Основные этапы процесса просты – погрузка, перевозка и выгрузка. Но очевидно, что этого не достаточно, когда мы имеем дело с продуктами вообще, и с вином в частности. Необходимо это сделать так, чтобы оно не испортилось. При этом стоимость перевозки должна быть адекватной, поскольку она будет существенно влиять на конечную стоимость продукта.
Требования к таре и процессу транспортировки с точки зрения сохранения качества вина при перевозке можно суммировать следующим образом:
- Нейтральность (инертность) материала. Тара или сосуд должны быть изготовлены из такого материала, который не взаимодействует с содержимым, по крайней мере, нежелательным образом. Во второй части статьи мы увидим, что этот критерий не столь однозначен, как кажется на первый взгляд.
- Предохранение от перегрева. Сосуды с вином должны храниться в среде с постоянной невысокой температурой. Излишнее воздействие тепла портит вино.
- Герметичность. Необходимо предотвратить доступ воздуха к вину во время перевозки (и хранения), иначе оно окислится. Оксидация – один из самых известных дефектов вина.
- Длительность. Если перевозка затянется надолго, может истечь срок хранения вина и оно «состарится» и испортится.
Критерии удешевления процесса транспортировки:
- Крепость. Тара или сосуды сделанные из хрупкого материала могут легко разбиться.
- Легкость. Вес тары должен быть существенно меньше полезного веса груза, особенно с учетом ручного характера труда (грузчиков).
- Многократность использования. Использование одноразовой упаковки может привести к удорожанию процесса.
Квеври – сосуд для брожения, выдержки и хранения
Начало использования: примерно 6 тысяч лет до нашей эры. Место: древняя Грузия (Георгия). В отличие от других сосудов, квеври являлись инструментом не для перевозки вина, а для его хранения. Хотя некоторые историки и предполагают возможность перевозки вин в них, это кажется маловероятным. Они громоздки и хрупки. Несколько лет назад израильская винодел Лина Слуцкин поставила эксперимент – перевозила десять больших квеври из Грузии в свою винодельню Кадма. Даже при использовании современных методах защиты груза один из сосудов во время транспортировки был поврежден. Вероятность повреждения в древнее время очевидно была намного выше.
Основное использование квеври предполагает закапывание сосуда в землю. Весь технологический процесс виноделия проходит в закопанном квеври, от начала алкогольной ферментации до полного созревания вина. Закапывание же позволяет контролировать температуру брожения, отводя ее излишек в землю. Археологические данные показывают, что на территории современной Грузии эти глиняные сосуды с восковыми крышками использовались уже за шесть тысяч лет до нашей эры.
Традиционно виноград загружался в квеври сразу же после сбора урожая целыми гроздьями вместе со стеблями. Его давили, чтобы повредить кожицу ягоды (для провоцирования брожения). После завершения алкогольной ферментации горловина сосуда герметично закрывалась камнем и (или) воском. В закрытом квеври проходила малолактическая ферментация (молочно-яблочно брожение) и созревание вина. После одного-двух лет выдержки вино извлекалось на свет для реализации и потребления. До сих пор некоторые грузинские винодельни продолжают использовать эту технологию.
В наши дни в Италии, Испании и странах Нового Света проявился интерес к этим сосудам и многие винодельни пробуют комбинировать использование квеври на разных этапах – ферментации и выдержки вина в сочетании или в дополнение к использованию емкостей из нержавеющей стали, керамического бетона и дубовых бочек.
Современные квеври. Винодельня Кадма, Израиль
Амфора – первый стандарт
Глиняные амфоры были первым «стандартным» сосудом, предназначенным для хранения и транспортировки вина. Начало использования: бронзовый век, примерно 3-3.5 тысячи лет до нашей эры. Место: древний Египет. В древнем мире амфоры были самым распространенным средством для хранения и транспортировки жидкостей, в основном, оливкового масла и вина. Считается, что их изобретение было настолько удачным, что распространение амфор из Египта во все цивилизации Средиземноморья и Месопотамии носило взрывной характер. В древней Греции и особенно Риме их использование и стандартизация достигли апогея. Их было относительно легко производить и относительно легко транспортировать.
Прототип идеи
Амфора представляла собой большой круглый сосуд с коническим дном, двумя ручками и длинной тонкой шейкой. Преимущества такой формы:
- длинная тонкая шея уменьшает контакт вина с воздухом для предотвращения оксидации
- коническое дно позволяет собирать осадок
- при необходимости долговременного хранения вина амфора закапывалась в землю для контроля температуры хранения
- размеры сосуда вписывались в современные им транспортные средства – повозки и, особенно, морские суда
- коническое сужение книзу обеспечивало устойчивость сосудов во время перевозки
- ручки облегчали погрузку и выгрузку
Древние мореходы заполняли трюм своих кораблей песком, в который и «вставлялись», погружались амфоры. С одной стороны, это обеспечивало судно балластом, с другой предотвращало соударения и болтание груза. Наконец, частично погруженные в песок амфоры поддерживали невысокую температуру перевозимой жидкости. Поглядев на снимки ископаемых амфор можно понять, что они во многом явились прототипом современных бутылок.
Амфоры
Амфора – технологии
Отдельной проблемой была укупорка амфоры. По началу сосуды запечатывали глиняной пробкой. Однако при этом не решалась проблема оксидации. Египетская модернизация привела к использованию пробок из тростника или листвы, которые замешивались во влажную глину. Позже греки и римляне экспериментировали с тряпками, воском, смолой и наконец натуральной пробкой (корой пробкового дерева), которую мы успешно используем до сих пор.
Римляне начали использовать для укупорки амфор смолу. Важно понимать, что в древности вкус вина определялся не сортом винограда и технологическим процессом, а разнообразными добавками. Такими как смолы, специи и даже металлы. Использование различных исходных растений для получения смолы позволяло разнообразить вкусовые качества вина.
Интересно, что древние греки, как и некоторые другие цивилизации до них, относились к изготовлению амфор как к искусству и производили искусно украшенные сосуды. Римляне же основное внимание уделяли стандартизации. Прагматичный подход имел целью облегчение транспортировки жидкостей по всей империи. В ущерб красоте и искусству улучшались технические параметры. Уменьшался вес амфоры, увеличивалась ее крепость. А стандартизация позволяла увеличить грузоподъемность – вместить в грузовые отсеки и трюмы судов большее количество амфор.
Историческая статистика
Цитата из книги Дэвида Стоуна Поттера «Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи» показывает масштабы логистики перевозок во времена империи: «за год [в город Рим] было перевезено двадцать миллионов литров масла или более 285 тысяч амфор и сто миллионов литров вина в четырех миллионах амфор».
Винный магазин или склад в Помпеях
Археологи подсчитали, что знаменитый Monte Testaccio – Холм Тестаччо, искусственный холм вскрытый на юго-западе Рима, состоит из обломков примерно 53 миллионов амфор из-под вина и оливкового масла, которые накапливались в течение примерно трех столетий. Этот холм – одна из самых больших свалок древнего мира, обнаруженных археологами. Его площадь составляет около 20 тыс. квадратных метров, а объем оценивается примерно в 580 тыс. кубических метров. Надписи c осколков этих амфор являются крупнейшим собранием эпиграфических данных. По ним историки исследуют экономику Римской империи.
Долии и первые наливные танкеры
Долгое время считалось, что небольшие амфоры были единственным видом сосудов для перевозки жидкостей в Римской империи. Однако современные работы подводных археологов во всей акватории Средиземного моря показали, что вино часто перевозилось на специальных кораблях в большом контейнере. Такой контейнер назывался долием.
Поначалу они были съемными, но уже к первому веку до нашей эры долии стали делать стационарными. Они представляли из себя цементированную емкость установленную на днище корабля. Найдены остатки судов с долиями емкостью до 30 тысяч литров. Настоящие римские винные танкеры!
Глиняный или керамический период транспортировки и хранения продолжался примерно до середины первого века до нашей эры, то есть более пяти тысяч лет.
Источник