Сосуд в котором смешивают вино с водой в древней греции
Не раз и не два нам задавали этот вопрос: можно ли добавлять воду в вино и что это дает? Один из главных аргументов в пользу этого звучит всегда примерно одинаково: но в Древней Греции и Риме ведь так делали.
Давайте разберемся, что и зачем там делали.
Сразу стоит оговориться, что технически не воду добавляли в вино, а наоборот, вином разбавляли воду. В те времена вино использовалось для дезинфекции и улучшения вкуса воды, мягко говоря, не самого высокого качества.
Насколько сильно разбавляли? В «Одиссее» Гомера упоминается соотношение 20 частей воды на одну часть вина (Песнь 9: «…Если кто, пить собираясь, один наполнял только кубок красным вином этим сладким и двадцать примешивал кубков с чистой водою к вину…»). По другим данным, это отношение ближе к трем или четырем частям воды на одну часть вина.
Также существуют сведения о разбавлении вина лимоном, специями, смолой и даже морской водой.
Кроме того, среди древних римлян был популярен винный коктейль Мульсум (смесь мёда и вина) с соотношением 1:4 или даже 1:10. После смешивания этот напиток «кипятили» и разбавляли водой примерно пополам, так как иначе это было приторно сладко.
Звучит мерзковато, но тогда это пользовалось популярностью. Сегодня качество вина (да и воды) многократно выросло, поэтому слепо переносить древние традиции на современные реалии все равно, что искать преимущества лопуха и канавы перед санузлом с туалетной бумагой.
Есть еще несколько причин, почему кто-то так делает:
– Алкоголь приводит к обезвоживанию организма. Добавь в вино воды – и на утро не будет болеть голова. Логика железная, основанная на достоверном факте. Но ведь можно воду пить отдельно, правда?
– Некоторые просто не могут пить конкретное вино не по причине того, что оно плохое, а просто потому что слишком терпко, слишком мощно, кислотно, да что угодно еще «слишком». И возникает желание такое вино разбавить водой.
Опять же, какая-то логика в этом есть. Но разве не логичнее выбирать сразу такие вина, которые не будут для вас «слишком»?
Если мы говорим про улучшение КАЧЕСТВА, то тут хочется быть однозначными. Добавление воды не улучшает вино. Это путь упрощения. В лучшем случае, мы сделаем отличное вино простым, танинное – чуть менее танинным. В большинстве же ситуаций (а мы пробовали), добавление воды (даже небольшого количества) нарушает баланс и делает вино весьма неприятным для употребления.
Не надо добавлять в вино воду за исключением тех случаев, когда винодел нас сам об этом просит. Примером могут служить некоторые игристые, дань клубам и тусовкам, на которых так и написано – ICE. Например, Ice Impérial Rosé от Moët & Chandon, Crémant ICE Rosé by Bestheim и т. д.
«Добавь льда в наше слегка приторное вино и кайфани» – посыл примерно такой.
Есть, правда, нюанс, связанный с крепкими напитками и добавлением чайной ложки воды в них. Спирты, вероятно, связывают часть летучих ароматических соединений, не давая им баловать нас. Добавление воды «высвобождает» эти самые соединения и частично усиливает ароматическую палитру.
Что хочется сказать напоследок? Если вы продолжаете так делать потому, что просто вам вкусно – делайте ???? Как говорится, чем бы «дитя» не тешилось, лишь бы вино любило.
Хороших посиделок дома. Не болейте и спасибо, что дочитали!
А если еще не подписаны – исправляйтесь. А заодно и на Инсту!
Источник
Еще у древних греков сладким было вино, и в те времена свои вина они разбавляли чистой холодной водой. Зачем они это делали?
Слишком уж давно все это было. Вроде бы и люди тогда были не такие, как нынче. Где-то у Гомера море называлось «винноцветным», то есть и видели люди в те древние времена не так, как в наше время – может ли быть, чтобы вино было голубым или синим? Так что нам остается только догадываться, почему в Древней Греции вино было принято настолько сильно разбавлять водой. Обычно воды брали вдвое больше количества вина, но иногда некоторые вина разбавляли и втрое, а когда вино было просто приправой для умной беседы – его разбавляли и в пять раз.
Древняя Греция – скорее, обобщающее понятие. Это не государство, а цивилизация. Даже Афины были союзом небольших государств-полисов. Только на юге Балканского полуострова греческих государств было несколько десятков. А ведь древнегреческая цивилизация включает в себя еще и острова Эгейского моря, территории на побережье Малой Азии, побережье Черного моря, Южную Италию и Сицилию… И везде жили люди, называвшие себя греками. Граждане разных, часто конфликтующих между собой государств, которые говорили на похожих языках, молились одним богам, имели общие мифы, общие привычки и обычаи.
Цезарь ван Эвердинген, «Нимфа преподносит молодому Бахусу вино, фрукты и цветы», 1678 г.
Источник: artchive.ru
Один из общих обычаев был – разбавлять водой вино. Дело в том, что их вина были не просто сладкими – они были приторно сладкими. Греческий виноград рос в теплом и солнечном климате, к моменту начала сбора он уже был очень сладким. А его часто еще и подвяливали на солнце, что увеличивало содержание в нем сахаров. Когда из сладкого виноградного сока делали вино, оно получалось очень крепким (до 16% – при таком содержании алкоголя гибнут дрожжевые грибки и процесс брожения останавливается) и очень сладким, ибо в нем оставалось много сахара.
Впрочем, есть и другая версия, зачем надо было разбавлять вино – обеззараживание воды. Источники воды, особенно в городах Эллады, могли иметь бактериальное заражение. А плеснув в воду немного вина, получали обеззараженную воду, которую можно было безопасно пить. Впоследствии, во времена Римской империи, такой способ обеззараживания питьевой воды был распространен среди римских легионеров.
Жан-Батист Роби, «Виноград»
Источник: artchive.ru
Античную технологию производства вина хорошо описал в дошедшей до нас поэме «Труды и дни» древнегреческий поэт Гесиод. Согласно этой технологии, виноград должен полностью вызреть, а после сбора – подвяливаться 10 дней на солнце и потом еще 5 дней в тени. Желая воссоздать античную технологию производства вина, наши современники убедились, что по такой технологии получается виноградный сок, содержащий 40%-50% сахара.
Вино делали во всей Греции, но самое знаменитое вино все же было на островах Эгейского моря. Знаменитыми были вина островов Кипр, Родос, Крит и многих других. А самым знаменитым, особо отмеченным в письменных источниках, было Хиосское вино. Именно его разводили водой в пропорции 1:3.
Разбавляли вина водой в специальных сосудах – кратерах.
Для питья вина использовали специальные сосуды, которые называли киликами. По виду они напоминали блюдца с двумя ручками на длинной ножке.
Хранили и перевозили вина в глиняных сосудах. Наличие пор в глине заставляло промазывать сосуды смолой, для того чтобы вино не вытекало при перевозке и хранении. При этом перевозимое или выдержанное вино неизбежно получало привкус смолы, который считали особенностью греческого вина.
Амфоры, в которых вино перевозили на кораблях, имели объем от 40 до 75 литров. Они имели остроконечное дно, очень широкие бока и узкое горлышко. При транспортировке, если возникал осадок, то он оседал на остроконечном дне и потом можно было слить почти все вино, не взболтав осадка. Узкое горлышко уменьшало контакт вина с воздухом, а следовательно – его окисление и порчу.
В местах длительного хранения вино хранилось во вкопанных в землю пифосах – глиняных сосудах объемом порядка 12 ведер, или примерно 150 литров.
Рельефный пифос. VII в. до н. э. Остров Крит
Фото: Jastrow, ru.wikipedia.org
Длительность хранения вин Древней Греции нам доподлинно неизвестна, но говорят о 15−20-летнем хранении. А у Гомера в Одиссее царь Пилоса, Нестор, пил налитое из амфоры вино, выдержанное 11 лет.
Когда пришло время величия Римской Империи, греческие вина остались приметой роскоши. Произведенные на островах Эгейского моря, они просто не могли остаться дешевыми из-за цены транспортировки.
Во времена Рима вина производили и в Испании, и в самой Италии, и в Галлии, вино входило в ежедневный рацион легионеров. Им разбавляли питьевую воду – уже откровенно для ее обеззараживания.
Г. И. Семирадский, «Праздник Вакха», 1890 г.
Источник: artchive.ru
После распада Рима, когда наступили темные века варварства, культура производства вина оказалась забытой на века. Но мир развивается по спирали – производство вина снова начало развиваться, хотя уже в соответствии с запросами современных потребителей.
В сетевых магазинах на полках есть и земляничное вино из Чили, и японское сливовое вино, и много-много разных вин – сухих, сладких, игристых. А интересно было бы попробовать настоящее Хиосское – такое, как пил когда-то царь Пилоса…
Что еще почитать по теме?
Какими бывают игристые вина?
Что помогает создавать токайское вино?
Винная грамота: как прочитать винную карту?
Источник
Благодетельный serh позвонил мне намедни с вопросом, правда ли, что греческое вино было таким густым, что пить его не могли, отчего и разбавляли водой. Он это прочитал где-то.
Я хотел было ответить анекдотом “Почему вы эту гадость пьете? – Потому чо жидкая, была бы твердая – грыз бы”. Но вспомнил, что уже шутил аналогично на эту тему, а повторяться я не люблю.
Поэтому я просто ответил, что это неправда и пообещал повесить в сеть свою стародавнюю статью о причинах разбавления древними вина.
Вот она:
ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ О РАЗБАВЛЕНИИ ВИНА
Юноша! Скромно пируй, и шумную Вакхову влагу
С трезвой струёю воды, с мудрой беседой мешай.
Фокилид
Когда речь заходит об античном виноделии и винопитии, с завидным постоянством всплывает один и тот же интригующий вопрос: зачем древние разбавляли вино?
С распространением Интернета и благодаря поисковым системам всякая выдумка доморощенного «специалиста» имеет шанс служить просвещению широкого круга интересующихся предметом. Поэтому жанр научно-популярного изложения обогатился сегодня востребованным направлением – последовательным анализом и опровержением популярных домыслов. К этому направлению принадлежит и наш очерк.
Коллективным разумом, представленным Интернетом, предложено уже немало ответов как отчасти резонных, так и фантастических на вопрос о разбавлении вина. Встречаются предположения, что этот обычай способствовал обеззараживанию дурной затхлой воды. Что античные вина были до приторности сладкими или, напротив, ужасно противными и горькими и поэтому пить их без воды было невозможно. Что вина были невероятно густыми из-за особых технологий приготовления и поэтому требовали разбавления. Кто-то приписывает продукту древних виноделов небывалую крепость, которую требовалось уменьшить водой. Шедевр подобных объяснений – безапелляционное утверждение, что-де античное вино – это и не вино на самом деле, а разные травяные настои, содержавшие в себе в том числе наркотические компоненты. Самое забавное, что в каждом из этих утверждений есть некое правдивое зерно, но ни одним из них традицию пития разбавленного вина объяснить невозможно.
Не вино и было?
Считать, что древние готовили вино не из винограда, а из каких-то трав, может, конечно, только полный профан, не знающий ни о многочисленных изображениях всего винодельческого процесса древними художниками и скульпторами, ни о сохранившихся до наших дней винодельнях, ни о поэтах и писателях, воспевших виноградную лозу, ни о том, что современные технологии позволяют по винному камню, часто сохраняющемуся на стенках амфор и виноградным косточкам, находимым около давилен, судить даже о сорте напитка. Однако, действительно, древние вина часто содержали в себе растительные ароматические добавки – существовали смоляные, розовые, шафрановые и многие другие вина, а римляне даже изобрели вермут… Но все-таки, предполагать, что в вине использовались какие-то наркотики – это ни на чем не основанный домысел. Вино само по себе служило традиционным средиземноморским наркотиком, если под этим словом понимать любые средства для добровольного изменения сознания. Нам известно единственное упоминание некоего наркотического снадобья, которое подмешивали в вино, дабы привести пьющего в состояние эйфорической радости. Гомер, описывая богатый пир, заданный спартанским царем Менелаем и его женой Еленой, говорит:
Умная мысль пробудилась тогда в благородной Елене:
В чаши она круговые подлить вознамерилась соку
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
Бедствий дающего; тот, кто вина выпивал, с благотворным
Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать,
Если б и мать и отца неожиданной смертью утратил,
Если б нечаянно брата лишился иль милого сына,
Вдруг пред очами его пораженного бранною медью.
Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеанова рода.
(Одиссея, IV, 219-232)
Понятно, что это упоминание относится к чрезвычайно древним временам, а само снадобье было привозным и использовалось эпизодически. То есть перед нами типичный случай исключения, подтверждающего правило.
Наркотические вещества в нашем современном понимании, конечно, тоже были известны в древности, например, опиум. Но употребляли его либо в качестве снотворного средства, что видно из стиха Парменона из Византия:
Кто пьёт вино, как взмыленный скакун воду,
Не выговорит внятно ни одной буквы:
Без слов он будет дрыхнуть над своей бочкой,
Как будто опоил его настой мака
(Афиней, 221 а),
либо как яд, что следует, например, из рецепта противоядия от опиума из книги Скрибония Ларга.
Вино служило для дезинфекции воды?
Обеззараживание воды вином – дело куда более вероятное. Например, об этом прямо пишет историк Ксенофонт в книге «Киропедия»: войско в далеком походе должно иметь столько вина, чтобы постепенно сокращая его добавление приучать солдатские желудки к незнакомой воде и не подхватить желудочной инфекции (VI, 2, 36-37). Известно, кроме того, что римским легионерам надлежало иметь при себе винный уксус, дабы добавлять его в воду. Это очевидно тоже было средством дезинфекции. Понятно, что солдаты сталкивались с водой самого разного свойства, а страдающее поносом войско на войне обречено на гибель.
Есть и еще одно авторитетное свидетельство. Оно принадлежит Ахиллу Татию, греческому писателю II в. н.э. В его романе «Левкиппа и Клитофонт» есть такие строки: «Тогда я впервые испил нильской воды, не смешанной о вином, так как мне хотелось вкусить чистого наслаждения от питья. Ведь вино искажает природный вкус воды. Я зачерпнул воду чашей из прозрачного хрусталя и сразу увидел, что блеск воды превосходил сверкание хрусталя. Сладостно было пить эту воду, студеную как раз в меру наслаждения. Я знаю, что в иных реках Эллады вода просто ранит своим холодом. Так что я мог сравнить воду Нила с ними. Мне стало попятно, почему египтяне без страха пьют нильскую воду, не нуждаясь в услугах Диониса» (Татий, IV, 18).
Казалось бы, чего еще?
Но ведь сторонники предположения о дезинфицирующей функции вина исходят из того, что вообще вся питьевая вода в древности была неважной. Что воду якобы держали в больших сосудах, где она быстро портилась, для чего и требовалось добавлять к ней вино. Откуда появилась легенда о затхлой воде при этом не очень понятно. Ведь чтобы согласиться с этим мнением, придется согласиться и с тем, что лень древних греков, а за ними и римлян простиралась настолько, что они пускались на сложнейшие, долгие и затратные мероприятия по виноделию, вместо того, чтобы лишний раз сходить на источник или к колодцу. Учитывая, что селились люди поблизости от постоянных источников пресной воды, а там, где их не было, копались колодцы, глубина которых могла составлять более двух десятков метров, качество воды обычно было вполне удовлетворительным, и такое объяснение кажется натяжкой.
У вина был невыносимый вкус?
Были ли древние вина страшно сладкими или ужасно горькими? Одно из первых упоминаний превосходнейшего вина встречается уже в Одиссее. Все тот же Гомер повествует о поистине удивительном напитке – вине из Исмара:
Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то в чашу его нацедивши,
В двадцать раз боле воды подбавляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться.
(Одиссея, IX, 208-211)
Но, конечно же, не стоит воспринимать буквально это сообщение. Поэтическая гипербола, столь свойственная эпическим произведениям, говорит лишь о том, как высоко ценились ароматные с выраженным вкусом вина.
Надо помнить, что вкус античных вин был очень разным. Конечно же, какие-то вина, изготовленные из подсохших на лозе ягод с большим содержанием сахара или подслащенные специально – изюмное, медовое и подобные им, явно относятся к разряду десертных по современной классификации. Первое известное нам пособие по виноделию – наставления Гесиода в «Трудах и днях» – рекомендует готовить вино именно из подвяленного винограда:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.
Десять дней и ночей непрерывно держи их на солнце,
Дней на пяток после этого в тень положи, на шестой же
Лей уже в бочки дары Диониса, несущего радость.
(Труды и дни, 611-614)[1]
Итак, сладость и сильный аромат – два наиболее ценимых свойства хорошего вина по древнегреческой версии. Но это совершенно не отменяло хождения других, более простых, как бы мы сейчас сказали, столовых вин, особой приторностью не отличавшихся. Если мы не очень много знаем о вкусе самых древних вин, то, например, об италийских винах I в. до н.э. – I в. н.э. нам известно в подробностях. И многие из них характеризовались современниками как «кислятина». И, кстати, разбавлялись точно так же, как все прочие. Поскольку они производились в той же винодельческой традиции, что и древнейшие предшественники, считать причиной разбавления вина его предполагаемую приторность явно неверно.
Вино было невозможно пить?
Разбавлялось ли древнее вино потому, что было чрезвычайно густым? Возможно, к месту вспомнить бородатый анекдот: на вопрос, почему вы пьете водку, некий любитель отвечает: «Потому что жидкая. Была бы твердая – грыз бы!»
Если бы вся проблема состояла только в удобстве употребления загустевшего вина, древние не упражнялись бы в изготовлении изысканных кратеров, киликов и канфаров, а пользовались бы вместо этого длинной ложкой, с которой вино сподручно слизывать. Вместе с тем мнение о густоте древних вин родилось отнюдь не на пустом месте. Правда, относится такое утверждение далеко не ко всем напиткам, а только к тем, которые выдерживались огромное количество времени. Плиний Старший рассказывал о легендарном опимианском вине: «До сих пор хранятся эти вина; им уже почти двести лет, и они превратились в нечто вроде горьковатого мёда – таково свойство вина в глубокой старости, – пить их в чистом виде нельзя и нельзя уничтожить водой их неодолимую горечь; зато малейшая их подмесь исправляет другие вина» (Естественная история, 14, 6, 55-57).
Итак, густеть со временем было свойственно для древних вин, но, во-первых, это никак не относится к повседневному питью, а во-вторых, старинное вино употребляли только при купажировании для облагораживания более молодых. Нет, не поэтому разбавлялись вина.
Крепость вина была – не чета нынешним?
Последний, пожалуй, миф заключается в том, что древние ухитрялись готовить вино неслыханной крепости, отчего и требовалась вода. Считается, что при обычном брожении максимально возможная крепость вина – около 15 градусов спирта. Специальные спиртовыносливые винные дрожжи выдерживают до 17 градусов спирта. Далее брожение не может идти по естественным причинам. Этим утверждением можно было бы ограничиться. Но повторимся: даже самая странная из перечисленных версий имеет в себе некую истинную отправную точку.
Вероятно, миф о фантастической крепости античного вина родился из мимоходом оброненной Плинием Старшим фразы. Фразы поистине загадочной, касающейся прославленного фалернского вина: «Нет сейчас вина более знаменитого; это единственное, которое горит». Горящее вино! Совершенно неслыханное дело, и мы еще подробнее коснемся Фалерна в отведенной ему главе. Сейчас же для нас ключевое слово – «единственное». Даже если этот сорт каким-то чудом имел подобную крепость, то все равно аналогов ему не было. Остальные вина держались в отведенных им природой пределах, а некоторые – и это достоверно известно, – были слабыми.
Надо заметить, что известный исследователь Ф. Лиссарраг тоже видит корень традиции смешения вина в его относительной крепости, но он имеет в виду крепость вина с высокой сахаристостью. Однако, как было замечено, технологии приготовления и сам напиток со временем менялись, вино становилось разнообразнее, и за тысячелетней традицией должно было стоять что-то большее, чем просто коллективная память о древнейших рецептах. Так что, причины разбавления вина следует поискать в ином.
В античности пили и неразбавленное вино!
Почему-то почти все, кто ищет ответ на вопрос о смешении вина и воды, исходят из того, что древние не могли пить вино в его неразбавленном виде. Но ведь это категорически не так! Не только пресловутые скифы и примкнувший к ним спартанский царь Клеомен пили вино неразбавленным. Нам известны многочисленные примеры того, как греки и римляне пили чистое вино и очевидно получали от этого немалое удовольствие. Об этом есть десятки упоминаний.
Более того, всякий греческий симпосий начинался именно с несмешанного вина. «Несмешанное вино, подаваемое в конце обеда в честь Благого Бога, пьют понемногу, просто чтобы вкус его напоминал о силе вина и о даре бога. Пьют его нарочно после насыщения, чтобы выпить меньше. Берут его прямо со стола и трижды воздают честь богу, как бы умоляя его оберечь нас от всего непристойного и от непомерной жажды к выпивке, а послать нам только хорошее и нужное» – приводит Афиней слова Феофраста (Афиней, 693 d). Но отнюдь не только в символических целях пили чистое вино.
В «Лиситрате» Аристофана женщины, принося друг другу клятву, решают действовать так:
Огромный черный ковш поставим на землю,
Потом заколем мех вина фасосского
И поклянемся выпить все без примеси!
Органолептические свойства неразведенного напитка отнюдь не отвращают от него представительниц прекрасного пола, которых, кстати, в Греции частенько обвиняли в пьянстве:
Клеоника
По цвету и по виду кровь отличная!
Лампито
И пахнет сладко, боги мне свидетели!
Миррина
Подружки, присягнуть мне дайте первою!
Мужчины тоже отдавали должное незамутненной лозе:
Чистого выпьем вина Дионисова! Утро коротко.
Станем ли лампы мы ждать, вестницы скорого сна? –
восклицает Асклепиад.
Чистое пей, ты страдалец в любви, и к отрокам пламя,
Бромий, забвенье даря, пусть успокоит в тебе;
Чистое пей! Осушив до краёв наполненный кубок,
Горечь страдания прочь ты из души изгони, –
Вторит ему поэт Дионисий.
Но вот появляются и жертвы пагубной привычки:
Пьяницу Эраксиксена винные чаши сгубили:
Выпил несмешанным он сразу две чаши вина.
(Каллимах)
Однако удалые пьяницы не переводятся на белом свете, и уже римлянин Катулл отгоняет воду от своей чаши с фалернским:
Ты ж, вода, беги, вина погибель,
и к другим, кто нравом строг, отсюда
убирайся: чистый здесь Фионец!
Нетрудно заметить, что питие чистого вина – своеобразный маркер, указывающий либо на бесшабашность и брутальный нрав персонажа, либо на переживаемый им душевный кризис. Но главный вывод: неразбавленное вино на протяжении античности вполне можно было пить, и получать от этого удовольствие. Стало быть, правильно поставленный вопрос звучит так: почему древние греки и римляне в массе своей не хотели пить неразбавленное вино?
Что же заставляло древних разбавлять вина?
«Если, например, кто-нибудь пил несмешанное вино, ты огорчался» – говорит, обращаясь к Демосфену, оратор Гиперид (Афиней, 424d). Почему же?
Сами же греки и отвечали на этот вопрос вполне определенно и без обиняков:
Принеси мне чашу, отрок, – осушу ее я разом!
Ты воды ковшей с десяток в чашу влей, пять – хмельной браги,
И тогда, объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно.
Ведь пирушку мы наладим не по-скифски: не допустим
Мы ни гомона, ни криков, но под звуки дивной песни
Отпивать из чаши будем.
(Анакреонт)
Непристойное поведение на пиру приписывалось варварам. Ксенофонт в уже упомянутой «Киропедии» так излагает беседу царя Астиага с маленьким Киром, только что подменившем на пиру царского виночерпия Сака:
«- Почему же, Кир, ты, во всем прочем подражая Саку, не отпил вина из чаши?
– А потому, – отвечал Кир, – что я, клянусь Зевсом, побоялся, как бы в кратере с вином не оказался яд. Ведь когда ты угощал своих друзей, празднуя день рождения, я точно заметил, что он подлил яду всем вам.
– Как же ты, мой мальчик, заметил это?
– Я заметил это, клянусь Зевсом, по тому весьма расстроенному состоянию, в каком оказались и тела ваши и души. Прежде всего, вы делали все то, что запрещаете делать нам, детям. Вы хором кричали, не понимая друг друга, очень смешно пели; не слыша поющего, уверяли, что он поет необыкновенно хорошо. Каждый из вас хвастал своей силой, но когда вы хотели подняться, чтобы пуститься в пляс, вы не только танцевать под музыку, но даже встать не могли. И ты совершенно забыл о том, что ты царь, а другие – что ты над ними господин. Тут-то я впервые понял, что это и есть свобода слова – то, чем вы тогда занимались. Ведь вы говорили, не умолкая.
Тогда Астиаг спросил:
– А твой отец разве не бывает пьян?
– Нет, клянусь Зевсом!
– Но что же с ним в подобном случае происходит?
– Он лишь утоляет жажду и ничего дурного с ним не случается. Как я полагаю, дедушка, это происходит оттого, что не Сак служит у него виночерпием» (Киропедия, I, 3, 23-24).
Буйство, невоздержанность, невозможность контролировать свое поведение – эти качества, присущие опьяненному человеку, категорически осуждались. Традиционные в древности легкие закуски, состоявшие из растительной пищи и сыров, преимущественно теплый климат способствовали быстрому, а главное – неожиданно наступающему опьянению. Непредсказуемый в своем поведении человек не мог найти себе места в полисном социуме. Об этом нередко напоминали даже росписи на сосудах для вина, наглядно демонстрирующие последствия пьянства: драки, поножовщина и тошнота в явно неподходящий момент. Разбавленное же вино во многом снимало опасность внезапно перестать владеть собой. Оно позволяло вдоволь утолять жажду и одновременно контролировать степень опьянения, очень точно дозируя количество алкоголя. Пьющий довольно быстро приходил в состояние душевного подъема, той легкой эйфории, когда язык развязывается, друзья становятся душевнее, а все проблемы оказываются мелкими и несущественными. Смешанное вино легко позволяло не перешагивать эту стадию, и долго поддерживать себя в таком приятном состоянии. Такова самая важная – социальная составляющая традиции. Кроме того, были и сопутствующие выгоды, например, это было гораздо экономнее, чем пить цельное вино.
Некоторые полагают, что степень воздействия вина на организм прямо пропорционален градусности, и если, к примеру, вино крепостью 12% об. разбавить 1:3, то получившийся напиток окажется не крепче кваса. Не возьмемся подводить токсикологическую базу, но заметим, что на практике опьяняющий эффект такого вина оказывается значительно выше, нежели ожидалось.
Итак, мы беремся утверждать, что в основание традиции клался исключительно нравственный императив, а вовсе не физическая невозможность пить вино неразбавленным.
Источник