Сосуд в котором смешивали вино с водой

Сосуд в котором смешивали вино с водой thumbnail

У этого термина существуют и другие значения, см. кратер.

«Кратер воинов». Национальный археологический музей. Афины

Кра́тер (др.-греч. κεράννυμι – «смешиваю») – древнегреческий сосуд из металла или глины, реже – мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.

В античной керамике встречаются кратеры двух типов:

  • оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) – колоколообразные, с расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя горизонтальными ручками внизу;
  • сосуды с широким горлом, над устьем которого расположены вертикальные волютообразные ручки, внизу соединённые с туловом.

В Микенах найден так называемый «Кратер воинов» – глиняный кратер XII века до н. э. Кратер украшен изображениями идущих воинов, вслед которым смотрит женщина.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    1 691

    2 086

    44 943

  • ✪ Архаика: Смесительный сосуд с изображением Одиссея, спасающегося из пещеры циклопа

  • ✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер

  • ✪ Geometric: Dipylon Amphora

Привет. Я доктор Франческа Тронкин и собираюсь отсюда, из Виллы Гетти в Южной Калифорнии, рассказать вам о созданном в Древней Греции в период архаики кратере. О смесительном сосуде с изображением великого героя Одиссея, спасающегося из пещеры Полифема. Можно мне только спросить, что там смешивали? Хороший вопрос, но, к счастью, простой. Греки всегда смешивали вино с водой. Для нас это звучит странно, но греческое вино было, очевидно, очень плотным и густым. Некоторые вина даже смешивали с мёдом, приправами и травами и так далее. Греки считали, что только варвары пьют вино неразбавленным. Это про нас. Но, может быть, стоит начать с краткого рассказа о том, что именно изображено на сосуде? Хорошо. Этот сюжет взят из «Одиссеи» Гомера – – истории Одиссея, который сражался на стороне победителей троянской войны. Он был одним из великих греческих воинов, которым удалось её пережить, и хотел только одного – – вернуться домой на Итаку, остров у побережья Греции. К своей жене Пенелопе и сыну Телемаху. Совершенно верно. Однако на пути домой Одиссея ждало множество трудностей. Мягко говоря По Гомеру, этот путь занял у героя десять лет. Перед нами – маленький фрагмент эпизода, который произошёл после того, как Одиссей и его спутники провели ночь в пещере циклопа Полифема – – сына бога моря Посейдона. Циклоп – это великан, причём одноглазый. Великан заманил этих людей к себе в пещеру, чтобы их съесть. Верно? Он закусил несколькими. Как подобает варвару, Полифем пил неразбавленное вино. Он перепил, разъярился и начал хватать спутников Одиссея и поедать их, как орешки. Одиссей и другие выжившие придумали план, как спастись из пещеры. Так как Полифем был уже совсем пьяный и засыпал, Одиссей и его спутники взяли длинный ствол дерева, накалили и заострили его конец и, когда Полифем уснул, выкололи ему глаз. Здорово! Мой преподаватель латинского языка любил рассказывать эту историю. Знаете, история жуткая, но она очень многое говорит о греческом мировоззрении. Нельзя плохо обращаться с гостем. А ведь именно это сделал Полифем. Поэтому грекам нужно было спасаться, поэтому они ослепили Полифема гигантским колом. А затем Одиссей со спутниками привязали себя под овец и баранов, стадо которых было у Полифема. Когда овцы выходили из пещеры, Полифем ощупывал их спины и не понял, что люди спрятались у них под животами. Он стоял на страже у входа в пещеру. Именно. Чтобы не дать им убежать. Да. А когда Одиссей со своими спутниками убежали и готовились уплыть, Полифем сказал: «Хотя бы назови своё имя!». И Одиссей сказал ему по-гречески: «Меня зовут Никто». Полифем в ярости вскричал: «Никто ослепил меня и Никто украл моих овец!». Вот какой эпизод здесь представлен. На самом деле, это лишь маленький фрагмент истории, однако стоит иметь в виду, что греки моментально понимали, о чём идет речь. Одной сцены вполне хватало, чтобы напомнить всю историю. Кажется, есть дополнительный юмор в том, что этот эпизод изображён на сосуде для подачи вина. Просто замечательно подходит к такому случаю. О, конечно. Я думаю, что на многих греческих вазах, созданных для подачи вина, изображены такого рода поучительные истории, если можно так выразиться. И, конечно, эта – одна из них. Посмотрев на маленький кадр из истории Одиссея, вспоминаешь Полифема и то, что не стоит слишком много пить. Я надеюсь. А как это написано? Когда речь идёт о керамике, мы вспоминаем о глазурях. Этот сосуд в некоторых местах очень блестит. Однако у греков не было глазурей в том смысле, как это слово понимаем мы. Совершенно верно. Для росписи ваз греки брали не глазурь в современном смысле и даже не краску. Они использовали поливную глазурь – – то есть очень сильно разведённую водой глину. Это говорит нам о том, что вазопись была чрезвычайно трудным делом. После того, как гончар снимал сосуд с гончарного круга, он мог расписать его сам или передать кому-то, кто занимался только вазописью. Затем осуществлялась роспись. А писать разведённой глиной на глиняном сосуде – – почти то же самое, что писать чёрной краской на чёрном холсте. Многие участки росписи было просто трудно разглядеть. Но сейчас мы видим всю роспись. Что же сделало её видимой? Это произошло благодаря волшебству обжига глины. И кислороду, попадающему в горн? Да. Греки очень рано разработали способ обжига подобных сосудов, позволяющий в ходе него в нужные моменты впускать воздух в горн и убирать его оттуда. Поэтому участки, не покрытые росписью, оставались глиняно-красного цвета – – терракотового, красновато-оранжевого. А те, которые были расписаны, – – по которым прошлась кисть, – – становились чёрными вследствие окисления. А затем брался за работу художник, который маленьким стилусом гравировал узоры по чёрным участкам. Это происходило после обжига? Да, после обжига. Так что детали, которые вы видите, – например, рука Одиссея, обнимающая бок барана, или верёвки, которыми Одиссей привязан к барану, а также глаз барана, – все они выгравированы, как Вы сказали, стилусом. Здесь использована ещё одна техника – добавление цвета. Большие белые участки имеются в двух больших белых глазах, которые изображены по обе стороны сосуда. Их значение совершенно загадочно. Полагаю, никто так и не выяснил, что означают эти гигантские глаза. Кроме того, белый цвет добавлен на животе барана и его рогах. О, да! Белый цвет добавили после процесса обжига. Это объясняет, почему соответствующий краситель так осыпался. Мне очень интересно смотреть на лицо Одиссея. Посмотрите только на него. Нескольких его спутников съели. Он в прямом смысле убегает от смертельной опасности. Но он же герой. . И выглядит так спокойно. Он так красив. Его лицо так решительно. Думаю, можно сказать, что для греческого искусства архаического и классического периодов вообще характерны непроницаемые выражения лиц даже в очень жестоких сценах. Например, вспомним, на фронтоне храма Зевса изображено нападение кентавров на греческих мужчин и женщин. И даже там у всех совершенно спокойные лица. Почему они так делали? Это связано с идеей, что нужно быть выше всего земного? Или дело просто в том, что спокойствие считали проявлением благородства? Как и вы, я могу только догадываться. Это пример чёрнофигурной керамики? Да. Чёрнофигурная роспись – – самая ранняя форма вазописи. Она заключается в закрашивании позитивных участков – – то есть того, что видит зритель. Дерево, овца и так далее. А в краснофигурной росписи соответствующие участки оставляли нетронутыми, закрашивали только фон. Так что это силуэты – своего рода резервные линии. Да.

Читайте также:  Сосуды что это признаки

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кратер

Источник

Не раз и не два нам задавали этот вопрос: можно ли добавлять воду в вино и что это дает? Один из главных аргументов в пользу этого звучит всегда примерно одинаково: но в Древней Греции и Риме ведь так делали.

Давайте разберемся, что и зачем там делали.

Сразу стоит оговориться, что технически не воду добавляли в вино, а наоборот, вином разбавляли воду. В те времена вино использовалось для дезинфекции и улучшения вкуса воды, мягко говоря, не самого высокого качества.

Насколько сильно разбавляли? В «Одиссее» Гомера упоминается соотношение 20 частей воды на одну часть вина (Песнь 9: «…Если кто, пить собираясь, один наполнял только кубок красным вином этим сладким и двадцать примешивал кубков с чистой водою к вину…»). По другим данным, это отношение ближе к трем или четырем частям воды на одну часть вина.

Также существуют сведения о разбавлении вина лимоном, специями, смолой и даже морской водой.

Кроме того, среди древних римлян был популярен винный коктейль Мульсум (смесь мёда и вина) с соотношением 1:4 или даже 1:10. После смешивания этот напиток «кипятили» и разбавляли водой примерно пополам, так как иначе это было приторно сладко.

Звучит мерзковато, но тогда это пользовалось популярностью. Сегодня качество вина (да и воды) многократно выросло, поэтому слепо переносить древние традиции на современные реалии все равно, что искать преимущества лопуха и канавы перед санузлом с туалетной бумагой.

Есть еще несколько причин, почему кто-то так делает:

– Алкоголь приводит к обезвоживанию организма. Добавь в вино воды – и на утро не будет болеть голова. Логика железная, основанная на достоверном факте. Но ведь можно воду пить отдельно, правда?

– Некоторые просто не могут пить конкретное вино не по причине того, что оно плохое, а просто потому что слишком терпко, слишком мощно, кислотно, да что угодно еще «слишком». И возникает желание такое вино разбавить водой.

Опять же, какая-то логика в этом есть. Но разве не логичнее выбирать сразу такие вина, которые не будут для вас «слишком»?

Если мы говорим про улучшение КАЧЕСТВА, то тут хочется быть однозначными. Добавление воды не улучшает вино. Это путь упрощения. В лучшем случае, мы сделаем отличное вино простым, танинное – чуть менее танинным. В большинстве же ситуаций (а мы пробовали), добавление воды (даже небольшого количества) нарушает баланс и делает вино весьма неприятным для употребления.

Не надо добавлять в вино воду за исключением тех случаев, когда винодел нас сам об этом просит. Примером могут служить некоторые игристые, дань клубам и тусовкам, на которых так и написано – ICE. Например, Ice Impérial Rosé от Moët & Chandon, Crémant ICE Rosé by Bestheim и т. д.

«Добавь льда в наше слегка приторное вино и кайфани» – посыл примерно такой.

Есть, правда, нюанс, связанный с крепкими напитками и добавлением чайной ложки воды в них. Спирты, вероятно, связывают часть летучих ароматических соединений, не давая им баловать нас. Добавление воды «высвобождает» эти самые соединения и частично усиливает ароматическую палитру.

Что хочется сказать напоследок? Если вы продолжаете так делать потому, что просто вам вкусно – делайте ???? Как говорится, чем бы «дитя» не тешилось, лишь бы вино любило.

Хороших посиделок дома. Не болейте и спасибо, что дочитали!

А если еще не подписаны – исправляйтесь. А заодно и на Инсту!

Источник

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.

«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

VII-V тыс. до н. э.

Из праха вышел

Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.

Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

IV-II тыс. до н. э., Древний Египет

Откуда ни возьмись

Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.

Читайте также:  Сосуды чеснок и лемон

II тыс. до н.э., Китай

А в это время на Востоке

В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600-1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701-762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».

III-I тыс. до н. э., Древняя Греция

Геометрия пития

Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.

V-I вв. до н. э., Древний Рим

Сплав культур

Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.

«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

I-IV вв., Древний Рим

Победа стекла

Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.

V-VIII вв., Европа

В когтях кризиса

Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.

VIII-XII вв., Византия

Дефицит – двигатель прогресса

Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.

XII-XIV вв., Ближний Восток

Не для питья, так для продажи

Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.

«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

XII в., Константинополь. Венеция

Крестовый поход за бокалом

Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.

Секрет сплава не покидал острова Мурано.

XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано

Чудеса с острова

В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.

Начало XVII в., Богемия

Лесной бокал

В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.

Читайте также:  Высокое сопротивление периферических сосудов что это

«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

Середина XVII в., Англия

Дефицит дров

Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.

Конец XVII в., Англия

Крылышки и защипы

В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.

Начало XVIII в., Англия

Очарование простоты

Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.

Грани мешали наслаждаться видом вина.

Середина XVIII в., Англия

Невесомость в цене

В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.

Конец XVIII в., Англия

Почти алмаз

В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.

«Завтрак гребцов», 1880-1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

«Завтрак гребцов», 1880-1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

Конец XVIII – начало XIX вв., Франция

Империя и размеры

На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).

XIX в., Европа

Хор форм

XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».

Конец XIX – начало XX вв., Европа

Жертвы ар-нуво

Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.

Баухаус передал бокалу функциональность.

60-е гг. XX в., Австрия

Бокальный баухаус

Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.

Настоящее время.

Австрия и Германия

Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.

Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.

Источник