Сосуд в руке анастасии узорешительницы

Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Современная икона. Фото с сайта liveinternet.ru
Замуж против воли
Святая Анастасия (+304) росла во времена императора
Диоклетиана, известного всем, знакомым с историей,
жестокими гонениями на христиан. В ее семье исполнились
слова Христа, когда самых близких людей разделят их
взгляды: восстанет сын на отца и брат на брата. У святой
Анастасии была нежная мать, воспитавшая дочь в
христианской вере. И отец – властный и гордый
сенатор-язычник, слышать не хотевший ни о каких
христианах, тем более что их странная вера не одобрялась
государственной властью. Не одобрялась вплоть до смертной
казни через поедание львами.
Когда мать-защитница умерла, отец отдал свою красивую дочь
в жены богачу Помплию. Но Анастасию не привлекал брак с
человеком, которому враждебно то, что так дорого ей. Она
хотела хранить девство. И это ей удавалось: при каждой
попытке мужа подступиться к ней она говорила, что болеет
неизлечимым заболеванием и избегала его.
Сильнее страха
Все тюрьмы Рима того времени были полны христианами.
Узников почти не навещали – сочувствовать и словом,
тем более делом было опасно. Многие христиане после
жестоких побоев заживо гнили, умирая от ран в нестерпимой
боли, другие, не дождавшись казни, умирали от болезней и
истощения.
Анастасия знает об этом и находит способ помочь.
Переодевшись в нищенку и подкупив стражников (деньги
были), она передает в тюрьму еду, воду, лекарства, одежду,
и сама приходит и перевязывает раны мучеников.
Такое бесстрашие совсем юной девушки, посреди всеобщих
ужасов, для людей в шаге от гибели становится
свидетельством: да, любовь, о которой говорил Христос,
есть, и она и вправду такая: утешающая, всепобеждающая,
все терпящая любовь, и она сильнее страха.
Тьма перед светом
Иллюстрация Н. Климовой с сайта blogs.pravostok.ru
Вскоре муж Помплий узнал о том, куда так часто уходит
жена. Он избил ее и запер в покоях, приставив стражу. В
это время умирает отец Анастасии и к ней переходит все его
состояние. Помплий начинает избивать Анастасию регулярно,
надеясь, что та умрет и деньги перейдут к нему.
Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная
переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей
удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из
писем святая писала: «Муж мой… томит меня как
противницу его языческой веры в столь тяжком заключении,
что мне ничего не остается, как только, предав дух
Господу, упасть мертвою».
Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету
всегда предшествует тьма, и после болезни часто
возвращается здоровье, и после смерти обещана нам
жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия
освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание
сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но
корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул.
Узорешительница
Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело.
Богатое наследство позволяло не ограничиваться в
средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд
под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за
наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по
прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что
скоро мученически погибнут три молодых христианки —
Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить
перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц
и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее
глазах, Анастасия сама похоронила их.
Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но
и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и
утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а
унывающие могли преодолеть смертный ужас.
Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она
избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от
душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих
страданиях и сохранить верность Богу.
Радость дружбы
У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее
жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба,
объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу
– зачем, зачем так рисковать и вообще все это
делать, — приносила в их жизнь взаимное утешение.
Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и
казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть
свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось
увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера
во встречу на Небе укрепляла в те минуты.
Святые великомученицы Анастасия и Василиса. Фото с сайта wikiwand.com
В застенке
А вскоре взяли и Анастасию. Император Диоклетиан, которому
донесли, что богатая вдова тратит свое имение на помощь
«презренным христианам», пришел в ярость.
Особенно его возмутил факт, что она переплавляла на деньги
домашних языческих идолов, сделанных из драгоценных
металлов, и тратила деньги «на преступников».
Учитывая знатное происхождение Анастасии, император
оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец
Ульпиан должен был убедить Анастасию
«одуматься» и принести жертву языческим богам.
В противном случае святую ждали муки и смерть.
Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям,
но не преуспел. Тогда так разъярился, что хотел напоследок
надругаться над хранившей девство Анастасией прежде, чем
отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась
святой, жреца ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам
за помощью, он упал замертво.
Друзья познаются в беде
Два месяца той, которая кормила голодных, не давали даже
хлеба. Это испытание Бог попустил, чтобы утешившую не один
десяток мучеников утешили друзья.
По ночам к Анастасии приходила ее подруга, святая мученица
Феодотия, казненная на ее глазах, и укрепляла святую
чудесным образом. И Анастасия пережила двухмесячный голод.
Тогда Анастасию вместе с другими осужденными попытались
утопить на корабле, которому пробили дно, когда он был на
большом расстоянии от берега. Как только судно начало
утопать, узникам опять явилась святая Феодотия и помогла
добраться кораблю до пристани. 120 чудом выживших
осужденных поверили в Бога христиан и тут же, на спасенном
корабле, были крещены Анастасией.
Все новокрещеные вскоре были казнены, и приняли смерть как
мученики. Великомученицу Анастасию привязали к четырем
столбам и разожгли под ней огонь: но пламя не коснулось ее
тела, а дух вознесся к Богу. Великомученицу похоронила
христианка Аполлинария, а позже построила храм над местом
ее погребения.
Святой великомученице Анастасии христиане молятся в самых
разных тяжелых обстоятельствах, внешних или внутренних, с
просьбой о терпении и понимании смысла переносимых
страданий, об утешении и избавлении от них.
Источник
Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.
Иконографических особенностей в изображении различных святых с именем Анастасия не существует. Точная идентификация образа возможна только при наличии сопроводительной надписи, что и в византийском и древнерусском искусстве встречается достаточно редко и только у Анастасии Узорешительницы и прмц. Анастасии Римляныни.
Наименование «Фармаколитрия» имеется:
в Минологии Василия II;
в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;
в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;
в Минологии XI–XII вв.;
в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;
в Минологии 1327–1340 гг.;
в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;
в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;
в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).
в Минологии Василия II;
в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;
в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;
в Минологии XI–XII вв.;
в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;
в Минологии 1327–1340 гг.;
в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;
в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;
в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).
в минологии Служебного Евангелия 3-й четверти XI в.;
в церкви Святых врачей в Кастории (Греция), нач. XII в.;
в Минологии XI–XII вв.;
в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.;
в Минологии 1327–1340 гг.;
в церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.;
в росписи монастыря Поганово (Болгария), ок. 1499 г.;
в греко-грузинской рукописи XV в. (РНБ).
Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке — маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению некоторых исследователей, сосуд в руках присущ образу Анастасии Узорешительницы, почитавшейся как целительница.
Иногда св. Анастасия представлена:
в богатых одеяниях римской патриции в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.;
с венцом на голове в церкви вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.
Изображения св. Анастасии присутствуют:
в росписях каппадокийских церквей:
Трех крестов (№ 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.;
св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.;
св. Апостолов в Синасосе, 1-я четверть X в.;
в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я половина X в.;
Мазыкёй, около Ургюпа, сер. X в.;
в Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.;
св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.;
Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.;
а также в мозаиках:
нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.;
на фреске собора Св. Софии в Киеве, после 1037 г.;
в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в.;
в церкви Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.;
на фреске в северной апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г.
С сосудом в руке Анастасия Узорешительница представлена в церквах:
Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310–1113 гг.;
Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330–1337 гг.;
Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я половина XIV в.;
вмч. Георгия в Речани, 1360–1370 гг.;
Богоматери в Нова-Павлица,1381–1388 гг.;
на фреске параклессиона церкви святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.;
на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ).
Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерусском искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ).
Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV–XVII вв., особенно на новгородских и северных иконах среди избранных святых, как, например:
«Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);
«Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ);
на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ);
на псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ).
Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на северном склоне западной арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г.
Ее изображение с сосудом в руке имеется, например, на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.— 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ).
Очевидно, Анастасия Узорешительница представлена в Минеях на декабрь:
1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (ГРМ);
кон. XVI в. (ВГИАХМЗ);
а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны.
Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии:
обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся;
иногда, как св. Параскева, в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ);
тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ));
существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК));
в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)).
В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. под 22 дек. образ Анастасии Узорешительницы с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]».
Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на которых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры, по-видимому, в сер.— 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии:
на иконе северных писем «Свт. Никола Зарайский, с деисусом и избранными святыми», XVI в. (АМИИ),
и вологодской иконе св. Анастасии, кон. XVI в. (ЦМиАР).
На вологодской иконе «Двухрядница, с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ),
псковской иконе «Походная церковь», между 1588 и 1590 гг. (ТКГ),
иконе «Избранные святые», нач. XVII в. (ГИМ), в руке у святой свернутый свиток;
на единоличной иконе нач. XVII в. (ЦМиАР) надпись на свитке посвящена теме мученического подвига святой.
Образ св. Анастасии встречается и в русском искусстве XVIII — нач. XX в.
(эскиз М. В. Нестерова к росписи церкви во имя св. Александра Невского в Абастумани, 1899–1904 гг. (ГРМ)),
например, на иконах святых, соименных царской семье, в связи с тезоименитством Анастасии Узорешительницы мц. вел. кнж. Анастасии Николаевны («Избранные святые», нач. 10-х гг. XX в. (ГЭ)).
На основании значения имени образ св. Анастасии связывался с праздником Воскресения Христова, а также с почитанием святых Параскевы и Кириаки. Вероятно, как аллюзия на Воскресение фигура святой помещалась в храмовых росписях рядом с изображением Страшного Суда:
фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде, ок. 1199
и Сошествия во ад Капелла № 9 в Гёреме;
и мозаика собора Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130.
В 1417 г. в Новгороде была поставлена деревянная церковь во имя св. Анастасии (за один день (обыденная) в благодарность за избавление от чумы);
в 1458 г.— в центре Москвы на Охотном ряду (снесена в 1793);
в память дня рождения вел. кнж. Анастасии Николаевны в Москве в 1902 г;
Сергиево-Пантелеимоновским братством хоругвеносцев была возведена деревянная церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в нач. 30-х гг. XX в.).
Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).
В июле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на российскую космическую станцию «Мир» были доставлены 2 иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа Иоанн Павел II), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада.
В книге Петра Чахотина «Святая Великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе» отдельный раздел посвящен изображениям св вмц Анастасии.
Источники:
Текст в сокращении с сайта «Электронная версия Православной Энциклопедии».
Часть изображений с сайта «Православные мастерские. Русская икона» (www.ruicon.ru).
Источник
В старину в народе праздник Анастасии Узорешительницы называли Настенькиным днем. Имя святой на Руси стоит в одном ряду с великомученицами Екатериной, Варварой, святителем Николаем. Узорешительницей святую нарекли за ее помощь, которую она оказывала заключенным в темницу христианам благим словом и делом.
Краткое жизнеописание великомученицы
Краткое описание жизни святой великомученицы составил святитель Дмитрий Ростовский. Родилась она в Риме. Все годы ее тяжелой, но святой жизни пришлись на последние годы III века.
Происхождение и житие
Богатый сенатор Претекстат — отец Анастасии, яро исповедовал языческую веру, вместе с императором Диоклетианом он жестоко преследовал христиан. Мать Анастасии носила имя Фавста. Она была тайной христианкой. В учителя для дочери она выбрала христианина Хрисогона, известного своей великой ученостью и благочестием.
Анастасия была прилежной ученицей. Она изучала христианские книги, каждый день утверждала в своем сердце любовь к Господу. К концу учения она стала истинной христианкой. Узнав об этом, отец отдал дочь в жены богатому язычнику Помплию, ее учителя заточил в тюрьму. В супружеские отношения Анастасия не вступила. Она хранила девственность, считала себя невестой Христа. Близость с мужем она отвергала, притворяясь неизлечимо больной. От посягательств похотливого мужа ее спасал ангел-хранитель. Все свои силы она отдавала обездоленным и нищим. Ночью, переодевшись в тряпье, знатная римлянка шла в темницы, за деньги ее пускали к заключенным. Она усердно служила им:
- омывала руки, ноги;
- расчесывала волосы;
- перевязывала и лечила раны;
- поила и кормила.
В тюрьму ее сопровождала рабыня. Она и предала свою госпожу, поведав, куда ходит его супруга каждую ночь. Помплий до крови избил жену и запретил покидать дом, поставив у дверей покоев стражу. Анастасия страдала без своих привычных занятий. Ее не страшила физическая боль, она переживала о судьбе своего учителя Хрисогона и заключенных в темницу христиан.
Пытки и соблазны мученицы
После смерти отца жизнь стала совсем невозможной. Муж хотел завладеть ее наследством, поэтому избивал и мучил супругу, желая ей смерти. В этот период Анастасия вела тайную переписку со своим духовным учителем. Он поддерживал ее. В одном ответном письме Хрисогон предугадал скорую смерть Помплия.
Анастасия обрела свободу, когда корабль, на котором ее муж плыл в Персию, затонул. Она стала единственной владелицей богатств, которые тратила не на себя, а на помощь христианам, которые томились в неволе. Темницы стали источником христианской веры. Об этом узнал Диоклетиан. Он приказал умертвить всех узников христиан. Хрисогона уговаривали отречься от веры. Тот остался верен Богу, за что был казнен. Ему отрубили голову, а тело выбросили. Его нашел христианский священник Зоил. Анастасия посетила дом, где покоились мощи учителя.
Анастасия не прекращала служить ближним, помогать гонимым христианам. Ее арестовали по указу императора, отдали в руки главному жрецу Рима. Он был мастер допроса христиан, его арсенал:
- заманивание драгоценностями;
- запугивание страшными орудиями пыток.
Богатства не прельщали христианку. Вид раскаленных углей, дыб, скребков не пугал. Она оставалась верной Христу.
Помощь святой Феодотии
Во время странствий по Македонии Анастасия познакомилась с Феодотией. Она исповедовала христианство, одна воспитывала в вере троих сыновей. Муж у нее умер. Вместе они служили узникам, вели беседы о Боге. Власти узнали о деятельности христианок.
Блаженную Феодотию вместе с детьми сожгли, а Анастасию заточили в темницу, где святую мученицу морили голодом и жаждой. Она много молилась, и смерть над ней была не властна. Тогда ее решили подвергнуть другой казни. Анастасию посадили вместе с другими христианами в дырявую лодку и отправили в море. Осужденных на смерть спасла Феодотия. Она появилась, когда корабль начал тонуть. Святая мученица направила корабль к берегу. Спасенные узники уверовали во Христа и приняли крещение.
Сила веры
Своей жизнью святая показала силу настоящей веры во Христа, мужество Анастасии не поколебали гонения. Богатство не возымело над ней власть. Она потратила его на помощь братьям и сестрам по духу и на милосердные дела. С пути истинного ее не столкнули ни угрозы, ни сладкие увещевания.
Смерть
Узнав о спасении корабля, Игемон пришел в ярость. Казнили всех новообращенных. Святую Анастасию схватили и предали мученической смерти. Ее привязали к 4 столбам, внизу развели костер. Тело от огня не пострадало. Его забрала и предала земле благочестивая Апполинария.
Обретение мощей и канонизация
В V веке мощи святой мученицы перевезли в город Константинополь. В честь Анастасии Узорешительницы там построили храм. Позднее их перевезли в храм, расположенный рядом с горой Афон.
Значение в православии
Страдания не поколебали веру св. Анастасии Узорешительницы в Господа. Для христиан она символ мужества, настойчивости. Наперекор властям Рима Анастасия исповедовала Христа, помогала христианам, гонимым за веру. На деньги, что достались ей от отца язычника, она покупала лекарства, еду, одежду для заключенных в темницу христиан. Для верующих ее образ является символом мужества, непоколебимости, настойчивости.
Оценить значимость всех поступков Анастасии невозможно, так же, как посчитать количество ее добрых деяний.
О чем просят и в чем помогает
Всю свою земную жизнь святая мученица помогала узникам, страдающим в темнице за веру Христову, поэтому перед ее иконой молятся за тех, кто несправедливо осужден, находится в местах лишения свободы, за тех, кто находится под следствием. Молитву перед иконой может читать сам осужденный или его родственники.
Успокоить страх
Икона Анастасии Узорешительницы вселяет уверенность, укрепляет веру в лучшее. К ней за помощью обращаются, когда жизнь полна проблем. К святой обращаются накануне судебного процесса, она придает силы, помогает избежать несправедливости. Великомученица помогает беременным справиться со страхом перед родами. Женщины обращаются к ней, когда хотят легких, скорых родов.
Не бояться унижений
Анастасия терпела много страданий и унижений от мужа, поэтому перед ее образом молятся жертвы притеснения и несправедливости.
Излечиться от болезней
Святая при земной жизни излечивала от разных недугов. Молитва перед иконой Великомученицы помогает при телесных болезнях.
Быстро затянуться ранам
Святая Узорешительница залечивала узникам раны, нанесенные во время пыток. К ней обращаются верующие, перенесшие тяжелую операцию, получившие травму.
Устранить душевные переживания
Обращаясь к образу с молитвой, можно просить об излечении от душевной болезни, освобождению от тяжелых мыслей, переживаний. Святая помогает справиться с негативом, укрепляет веру в Господа. К ней обращаются заключенные, если чувствуют, что силы на исходе.
День почитания
На Руси святую Великомученицу начали почитать в X веке. В месяцесловах древнейших Евангелий есть упоминание ее памяти. Тексты посвященных ей песнопений есть в Кондакаре (XI-XII вв.), в Стихираре (1156-1163 гг.).
В православной церкви День памяти Анастасии Узорешительницы отмечают 4 января. В этот день празднуют именины Насти, родившиеся в ближайший к этой дате день. В память святой Великомученицы верующие приходят в храмы, чтобы поставить свечку Анастасии, помолиться. Многие творят благодарственные молитвы дома.
Текст молитвы
«О многострадальная ս премудрая Великомученսца Христова Анастасսе! Ты душею на небесս у Престола Господня предстоսшս, на земли же, данною тебе благодатսю, различнаս совершаешս սсцеленսя: прսзрս убо мսлостսвно на предстояшսя людս ս молящսеся перед мощамս твоսмս, просящսя твоей помощս: простս ко Господу святыя молսтвы твоя о нас,ս սспроси на оставленսе согрешенսй наших, недужным սсцеление, скорбящսм ս бедствующսм скорую помощь: умолս Господа, да подаст всем нам хрսстսанскую кончսну ս добрый ответ на Страшном Суде Своем, да сподобսмся ս мы купно с тобою славսтս Отца ս Сына ս Святого Духа во веки веков. Амսнь».
Где можно найти мощи сегодня
Бюст-реликварий с мощами святой великомученицы находится в капелле святой Анастасии. Она расположена в северной части монастыря Бенедиктобоерн (Бавария). В реликварии хранится фрагмент лобной части.
Часть мощей великомученицы хранятся в городе Задар (Хорватия), часть правой ноги святой и глава находятся в царском патриаршем монастыре, он расположен недалеко от города Салоники. Есть частицы мощей в Москве (Благовещенский собор) и в греческом монастыре на горе Афон.
Иконография
Икона Великомученицы есть у многих православных. Анастасия Узорешительница изображена на ней с крестом в правой руке. В левой руке святая держит сосуд с елеем. Крест символизирует истинную веру и спасение. Елей, находящийся в сосуде, нужен для врачевания телесных болезней, заживления глубоких и мелких ран. В древности этим целебным маслом излечивали даже смертельные болезни.
Храмы
В России действует не менее 80 храмов имени святой великомученицы. Их много, потому что новые церкви открывают в местах лишения свободы. Анастасию Узорешительницу воспринимают как покровительницу заключенных. Они молятся лику великомученицы, прося скорейшего освобождения. Появление в России новых храмов вселяет надежду в души истинно верующих. Обращаясь в молитвах к великомученице, православные избавляются от греха, душевных и тюремных уз, лечат страдающую душу, находят силы жить, невзирая на разные обстоятельства.
Источник