Сосуд в святости и чести

Свт. Иоанн Златоуст
чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести
«Чтобы каждый из вас, – говорит, – умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» Следовательно, надобно учиться, и много, чтобы не предаваться нечистоте. Следовательно, когда сосуд чист, и пребывает в святости, мы владеем им; когда же нечист, тогда владеет им грех. И действительно, – потому что он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех.
Беседы на послание к Фессалоникийцам.
Свт. Амвросий Медиоланский
Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога
Итак, увещевай народ Господень, а также наблюдай, чтобы он изобиловал добрыми делами, отвергал непотребные дела, не разжигался пожаром пламени – и скажу: не только в субботу, но во всякое время – чтобы не сжечь свое тело. Блудодеяние и нечистота да не будут среди рабов Божиих, ибо мы служим непорочному Сыну Божию. Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом, чтобы ожидать должных плодов только от такого, который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт 3:18), но да скажет и он: Земля дала плод свой (Пс 84:13). И пусть некогда земля, тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей.
Послания.
Свт. Феофан Затворник
Ст. 4-5 и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы неведящии Бога
Смысл текста зависит от того, как понять слово: сосуд. И всякий человек бывает, по Писанию, или сосудом милости Божией, или сосудом гнева (Рим. 9, 22 — 23). И тело именуется скудельным сосудом (2 Кор. 4, 7). И жена есть сосуд немощнейший (1 Пет. 3, 7). Первое значение, очевидно, здесь неприложимо. Из двух последних, одни принимают одно, другие другое значение. И это еще со времени Феодорита, который пишет: «Свой сосуд иные толкуют так: свою супругу». Из древних понимал так слово сие блаженный Августин, указывая в словах Апостола урок — не только не касаться чужих жен, но и к своей относиться честно и свято. Исключая же его, все древние известные толкователи разумеют под сосудом — тело. Если потому решать разногласие большинством и весом согласных мнений, этому мнению должно дать преимущество. Но, и основываясь на букве, нельзя держаться того мнения, что здесь разумеется жена, ибо некоторые, употребленные здесь Апостолом речения, не совсем удобно прилагаются к жене. Блаженный Феодорит, сказавши, что некоторые под сосудом разумеют жену, прибавляет: «Но думаю, что Апостол сосудом называет тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве», «но и безбрачным и вдовствующим предлагает урок»,—дополняет Экумений. Та же мысль у святого Златоуста, Дамаскина и Феофилакта. Сосудом тело называется или как вместилище души и вместе с душою — благодатных даров (2 Кор. 4,7), или как орудие для заимствования нужного совне и для обнаружения внутреннего своего вовне. Да будет тело чисто как орудие, чтобы чисто совершать богоугодные дела; да будет оно чисто как вместилище, ибо нечистый сосуд и чистое вино портит. Да будет у христианина чисто все, от мыслей и чувств души до по-следних движений и раздражений тела, – и жизнь его,— телесно-душевно-духовная,— объединясь, да течет чисто, как чисто струится светло-прозрачная вода чистого источника, протекая по чистым местам.
Ведети — стяжавати. Стяжавать — себе присвоить, употреблять и просто иметь. Апостол внушает — владеть телом, употреблять его и содержать в святости и чистоте. Кто предается блуду, тот предает тело греху; кто прекращает этот грех, тот искупает его из сего плена, снова овладевает им и начинает употреблять его по своим целям, а не по влечению похоти. Святой Златоуст пишет: «Когда сосуд (тело) чист, мы владеем им и он пребывает в святости, когда же нечист, тогда владеет им грех. Ибо он делает тогда не то, чего мы хотим, но то, что повелевает грех». Такое владение телом требует труда, подвига, обучения тела. Почему Апостол пишет: ведети — стяжавати. Ведети, не в смысле теоретического знания, а в смысле деятельного опыта, — уметь владеть телом. «Следовательно, надобно учиться, и много, чтоб не предаваться нечистоте» (Златоуст). «Стало быть, целомудрие требует обучения и подвига» (Экумений). В этом — подвиг не для одних безбрачных, но и для живущих в супружестве. Страсть эта очень беспорядочна и бестактна.
Во святыни и чести. Святыня здесь то же, что выше святость, то есть чистота. Но если взять во внимание слова Апостола о теле в других местах, то можно здесь видеть урок – держать тело, как святилище Духа Божия, благоговейно относиться к нему, как ко храму Божию. Не весте ли,- пишет он к коринфянам,— яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1 Кор. 6, 19). И еще: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Вследствие чего и предписывает им, как церквам Бога жива, нечистоте не прикасаться (2 Кор. 6, 16 — 17), угрожая, что, кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). К этому будет подходить и значение слова — в чести. В чести содержит тело тот, кто не позволяет себе падать в страсти бесчестия (Рим. 1, 26). Блудные дела суть по преимуществу дела срамные. Кто предается им, стыдом покрывает чело свое.
А не в страсти похотней. Надобно различать проявления незаконности в сей страсти. Плотские движения естественны в теле и в них нет греха. Грех в том, как относится к ним человек с своею свободою и совестию. Кто услаждается сими движениями, произвольно возбуждает их и готов удовлетворять им, тот похотствует. Кто частым удовлетворением сей похоти образует в себе склонность к услаждениям ее, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.
В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает жизнь свою проводить только среди таких порядков, какие могут питать и услаждать ее. Ради сласти, доставляемой удовлетворением. Апостол Павел в своих наставлениях осуждает всю область сей страсти, начиная с первых услаждений движениями плоти и обнимая все пространство дел, навыков и порядков, в которых она властвует. Святой Златоуст пишет: «Здесь показывает Апостол и способ, как должно уцеломудряться, именно, отсекая страсти похотные», то есть первые движения ее, позывы и влечения. Блаженный Феофилакт прибавляет: «Страстию похотною называет Апостол все то, что разжигает похоть: утехи, развлечения, праздность, пышность и прочее. И от этого всего, разжигающего похоть, надобно воздерживаться, если желаешь целомудрствовать». По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть сия у Апостола есть похоть злая (Кол. 3, 5), а по унижению ею разумной твари страсть безчестия (Рим. 1, 26).
Якоже и языцы, неведящии Бога. Достоверно известно, что в те времена римляне и греки предавались открыто всей необузданности сей страсти. И ныне лица и народы, возвращающиеся к языческим воззрениям на жизнь, преимущественно рабствуют сей страсти. В объяснение, почему язычники и все подражающие им таковы, Апостол указывает на неведение Бога. Неведение Бога здесь разумеется не умовое, а преимущественно сердечное и совестное. В последнем случае и при хорошем познании теоретическом страх Божий отходит от сердца, а с ним и единственно сильный страж чистоты. От такого чего ожидать доброго? Кто не помнит Бога и страха Божия не имеет, тот уже без удержи предается срамным делам, «язычники таковы потому, что не предполагают будущего наказания» (Златоуст). «Не зная Бога, они не чают и должного воздаяния за дела, и все делают только в свое удовольствие» (Экумений).
Ставя поблажающих похотной страсти наряду с незнающими Бога язычниками, Апостол дает сильное побуждение к воздержанию христианам, которые возлюбили христианство и познали великую его цену. Христиане, с минуты уверования, отособлялись от язычников и в своих понятиях, и в своем поведении. Они в честь себе ставили то, что стали не то, что были прежде. Опасность возвращения на старое сильно возбуждала в них энергию устраняться таких дел и случаев. Это и ставит им на вид Апостол. «Сильно и это отвратить от блуда, что блудящий ставится в ряду с неведящими Бога» (Дамаскин). «Апостол говорит как бы: освободились вы от заблуждения, познали сущего Бога, не подражайте же живущим во тьме неведения и не порабощайтесь страсти похотения» (Феодорит).
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Прп. Ефрем Сирин
чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести
См. Толкование на 1 Сол. 4:2
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога
Христианина оскверняет любой грех, особенно блуд, поэтому каждый христианин обязан соблюдать свое тело в чести и святости и не дать похоти возобладать над ним, что происходит с языческими народами, не знающими Бога. Но не зная Бога, безбожники, идолопоклонники не знают и человека! Они не знают, что есть человек и каково его предназначение в этом мире. Они не знают, ради чего существует душа и в чем состоит ее вечная цель. Они не знают, что есть тело и каково его вечное предназначение в этой и будущей жизни.
А христиане, ведающие единого истинного Бога и Господа, отличаются от идолопоклонников (безбожников в широком смысле) тем, что знают, ради чего существует человек, зачем он был создан, в чем состоит вечная цель человеческой жизни. Христианин знает, что его тело создано для бессмертия и вечной жизни и что оно воскреснет в день всеобщего Воскресения и вместе с душой примет свой вечный удел и окажется либо в Царствии Божием и вечном блаженстве, либо в царстве диавола и вечных муках. Поэтому христианин и телом и душой ведет святую жизнь. Его тело становится орудием света и правды. Посредством святых евангельских добродетелей он борется с каждым грехом, и не позволяет греху царствовать ни в душе, ни в теле, но делает все, чтобы в них царила правда Божия, любовь и святость, потому что с нами случается одно из двух: либо мы служим греху и смерти, либо добродетели и бессмертию; или Богу, или диаволу.
Мы знаем очень хорошо, что грехи ведут к смерти, а добродетели к бессмертию, ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Поэтому христиане убивают в себе всякий грех и оживляют всякую добродетель. Они мертвы для греха и живы для Бога посредством божественных сил, которые Господь дает за веру, любовь и молитву.
Тело свое ты соблюдаешь в святости и чести, когда не позволяешь его осквернять нечистым желаниям, лукавым мыслям и блудным похотениям. Стань на страже своего тела и мечом веры отсекай всякий блудный помысл, как только он появится. Огнем молитвы пожигай всякую нечистоту, копьем поста пронзай ее, как только она появится в твоем сердце. Когда бесы блуда нападают на вас со всех сторон, призывайте на помощь все святые силы и Таинства, а прежде всего – Таинства Святой Исповеди и Божественного Причастия. Распните себя постом, потрудитесь в молитве, умойтесь слезами и погасите пламень страстей. Обновите себя богомыслием и бдением, и тогда посетит вас Господь милостью Своею и освободит вас от страстей ради вашей искренней веры и горячего усердия к подвигам. Пусть огонь молитвы горит в душе вашей днем и ночью, и тогда все бесы блуда убегут от нее, а все блудные желания исчезнут. Так было со святым Симеоном, от которого даже во время сна исходило пламя благодатной молитвы, разгоняющее легионы нечистых духов со всеми их искушениями. Христиане по своему званию чисты, а поэтому должны стать настоящими святыми. Итак, блуд и нечистота не должны даже именоваться среди них, как прилично святым (Еф. 5:3).
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Блж. Августин
Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога
Но хотя есть похоти разных вещей, однако когда называется просто похоть и не прибавляется «похоть чего», уму обыкновенно представляется только та похоть, которою возбуждаются постыдные части тела. Похоть эта не только овладевает всем телом, и притом не только внешним, но и внутренним образом, но приводит в волнение и всего человека, соединяя и смешивая расположение душевное с требованием плоти, и сопровождается таким наслаждением, более которого нет между наслаждениями телесными, – так что в тот момент, когда оно достигает высшей степени своей силы, теряется почти всякая проницательность и бдительность мысли. Кто из любителей мудрости и святых радостей, проводящий жизнь супружескую, но умеющий, как увещевал апостол, соблюдать свой сосуд во святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога, – не пожелал бы лучше, если бы мог, рождать детей без этой похоти, так чтобы и в исполнении этого долга, насаждения потомства, созданные для этой цели члены служили уму так же, как и прочие члены?
О Граде Божием.
См. также Толкование на 1 Сол. 4:3
Блж. Феофилакт Болгарский
чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести
Сосудом называет тело. Когда мы воздержанны, – и тело бывает чисто, и мы владеем им; когда же оно нечисто, грех владеет им. Ибо, что он повелевает, то тело и делает, как раб. Собственно, тогда оно бывает в чести, когда бывает целомудренно. Таким образом грех – бесчестие. Обрати внимание на слово соблюдать. Оно показывает, что целомудрие требует обучения и подвига. Где же манихеи и маркиониты, жалующиеся на природу?
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Тертуллиан
Ст. 4-5 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога
Мне кажется, что я дал удовлетворительный ответ по сему предмету, хотя, впрочем, пример, приведенный противниками нашими, неправилен по причине разности вещей. Всякий сосуд, всякое орудие берется для потребления извне, будучи существом, совершенно чуждым человеческой сущности. Но плоть, зачатая, образовавшаяся и родившаяся вместе с душой в утробе матерней, вмешивается в каждое действие души без исключения. Правда, что апостол советует каждому сосуд свой, то есть плоть соблюдать в святости и чести, но в другом месте именует он ее внешним человеком (2 Кор 4:16), то есть перстью, которая первая удостоилась звания человека, но не звания чаши, меча или какого бы то ни было сосуда.
О воскресении мертвых.
Лопухин А.П.
чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести
См. Толкование на 1 Сол. 4:3
Источник
Сегодня поговорим о нравственной чистоте, то есть о целомудрии, о том, как нужно хранить себя, чтобы быть приятным для Бога и пользоваться благословениями, которые Он бережёт для всех любящих Его.
Как будущие труженики на ниве Божьей, юноши и девушки должны остерегаться всего, что угрожает их нравственной чистоте и может лишить права на благословенную жизнь и служение. Самая большая опасность, подстерегающая каждого подростка, юношу и девушку – это нарушение целомудрия. И если Господь требует от нас святости и чистоты, то дьявол, будучи заинтересованным в гибели человека, старается еще в раннем возрасте поразить нас каким-либо тайным пороком или грехом. Если дьяволу удается это сделать (а прилагает он все усилия!), то вполне возможно, что в будущем мальчик не сможет быть ни проповедником, ни служителем, ни даже отцом, также и девочка может оказаться непригодной и для труда в церкви, и для семьи.
Как ты сейчас отнесешься к этим истинам, так и пойдет твоя жизнь. Примешь совет, обратишь внимание – найдёшь благословение, отмахнешься – сеть зла опутает тебя и погрязнешь в пороках. Один брат, когда ему было уже за двадцать, горько сожалел: “Если бы я, будучи подростком, узнал об этом, то избежал бы многих пороков! О, если бы кто-нибудь сказал мне об этом раньше!”
Библия конкретно говорит о том, что Бог хочет видеть нас нравственно чистыми, то есть целомудренными. “Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога” (1 Фес. 4, 3-5).
Твое тело – это сосуд, который по повелению Божьему необходимо соблюдать в святости и чести. Каким образом это делается? Еще в древности люди задавались вопросом: “Как юноше содержать в чистоте путь свой?” И ответ был однозначным: “Хранением себя по слову Божьему”. Другими словами, чтобы быть чистым, надо думать, говорить и поступать так, как этому учит Библия. А она говорит, что тело наше – это не только сосуд, а еще и храм, в котором живет Дух Святой. Хранить этот храм чистым внутри и снаружи – значит жить целомудренно.
Все мы обладаем чувствами и с раннего детства знаем, что такое обида, зависть, ненависть, уважение, любовь. Бог так создал человека, что где-то к двенадцати годам жизни у него начинается половое созревание и пробуждается влечение к противоположному полу. Целомудрие относится именно к этой области. Оно устанавливает определенные границы и законы, как человек должен думать и поступать, чтобы нравственно оставаться чистым.
Мир чувств в отрочестве очень неустойчив, поэтому мальчики и девочки в это время легко увлекаются друг другом, не придавая значения тому, что сегодня им нравится один, через неделю – другой, и так далее. Тебе нужно хорошо усвоить, что влечение к противоположному полу Бог вкладывает в человека с определенной целью: чтобы мужчина и женщина могли жить вместе и рождать детей. В свое время это влечение будет очень нужным тебе, ценным и негреховным. Но это в свое время! Это не сейчас!
Представь себе зеленую сливу. У нее еще и косточки нет – просто белое семечко внутри, ее еще и есть невозможно – она горькая, и все-таки это слива. Если ты ее сорвешь и надкусишь, тебе придется выплюнуть, потому что еще не время есть этот плод. А когда слива созреет, она будет вкусная и из косточки можно вырастить деревце. Так точно обстоит дело и с твоими чувствами. Дай им время созреть! Не расплескивай их на случайных знакомых! Сбереги, сохрани их чистыми, неприкосновенными для того единственного или единственной, кого в свое время даст тебе Господь!
Счастлив тот, кто сохранил свои чувства чистыми. От этого зависит и благословение в семейной жизни, и возможность совершать служение, и в целом взаимоотношения с Богом и ближними. Помни, что Бог ценит чистоту нравов, Он ждет и требует от нас этой чистоты. По-другому общение с Богом немыслимо.
Тебе, наверно, знаком Иов. Это был “человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла” (Иов. 1, 8). И знаешь, что говорил этот праведный человек в отношении своих глаз? – “Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице” (Иов. 31, 1).
Мы не можем ходить с закрытыми глазами и волей-неволей видим непристойные рекламы в городском транспорте, в магазинах, видим полуобнаженных людей. За этот, как бы случайный, взгляд мы не несем ответственности, иначе нужно было бы покинуть этот грешный мир, чтобы не видеть окружающего. Но вся беда в том, что наши глаза, увидев один раз, хотят смотреть еще и еще, чтобы удовлетворить любопытство плоти, ее похоти. А за взглядом следуют мысли, воображение, чувства. Это уже грех. Иисус Христос сказал: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”. Не просто смотрит, а смотрит с вожделением, то есть с сильным чувственным влечением. При случайном взгляде оно не появляется, а рассматривание пробуждает страстное желание обладать тем, кто не принадлежит тебе. Это уже прелюбодейство.
Праведный Иов решил в сердце своем никогда не смотреть на девушку так, чтобы думать о ней как о своей жене.
Если ты заключишь договор со своими глазами, то есть решишь не оскверняться, тебе легче будет отводить взгляд от всего непристойного. Если же дашь свободу глазам, разрешишь себе посмотреть еще и еще – не миновать греха! Конечно, это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Смотреть на мальчика с вожделением – значит воображать любовные отношения с ним. Это великая мерзость в глазах Бога, это грех.
На чистоту нашего мышления и взгляда влияет буквально все: и друзья, и образ жизни, и пища, и одежда, и личные стремления.
До грехопадения Адам и Ева жили в раю, совершенно не нуждаясь в одежде. Но как только грех вошел в их сердце, они сшили себе опоясания. Конечно, опоясание понадобилось не потому, что в раю стало холодно или сыро, а потому, что у Адама и Евы появился стыд. Тогда Бог сделал им кожаные одежды, чтобы прикрыть наготу, чтобы глаз человека, познавшего грех, не вызывал похотливую страсть. Это была вполне приличная, хорошая одежда, совсем не похожая на опоясание из смоковных листьев. И цель ее – сохранить человека в нравственной чистоте.
Одежда почти всегда является выражением нашей сущности. Цель мирской, нецеломудренной одежды – возбудить похоть, поэтому в твоем гардеробе ей не должно быть места. Слово Божье учит нас одеваться со стыдливостью и целомудрием. Девочки и мальчики должны заботиться о том, чтобы одежда не только прикрывала наготу, но и была скромной, приличной святым. Так мальчикам неприлично ходить в шортах или трусах, в туго облегающих джинсах и майках, что очень модно в наше время. А девочки особенно должны следить за своей внешностью, чтобы никого не соблазнять ко греху. Вырез на платье, рукав, длина и ширина юбки должны говорить о том, что девочка – христианка, что она стремится в небо, потому и внешний вид у нее не мирской. Плотно облегающая, просвечивающаяся одежда говорит о нечистом сердце, о желании показать себя, вызвать в ком-то похотливые взгляды, а то и действия.
Человека можно определить по внешности – благочестивый он или нет. Некоторые склонны рассуждать так: “Зачем обращать внимание на внешность? Самое главное – чтобы сердце было чистое”. Например, идет по улице современная полураздетая женщина. А рядом с ней идет христианка, по виду почти такая же. Многие мужчины обращают на них внимание, некоторые оглядываются. Замечая похотливые взгляды прохожих, христианка оправдывается: “Не смотрите на мою внешность, посмотрите на мое христианское сердце!” Это абсурд, правда? Внешность человека отражает его внутреннее состояние и говорит о его мечтах, целях и стремлениях.
Желание показать себя, чем-то выделиться – присуще и подросткам, и молодёжи, вернее, присуще плоти, нашему гордому, самолюбивому “я”. Стремление понравиться, привлечь к себе внимание внешностью или манерами – это скверна духа. Она накладывает свой мерзкий отпечаток на душу и тело. И если желание показать себя не проявляется внешне, оно все же остается скверной и не может принести счастья в браке и вообще в жизни. Бог обильно вознаградит тех, кто от юности старается сохранить мир своих чувств неповрежденным, всецело предаваясь чистому и святому. Благословение в семейной жизни во многом зависит от чистоты проведенной юности.
Прическа девочки имеет прямое отношение к целомудрию. Распущенные волосы – признак распущенной женщины. Короткие, то есть подрезанные, волосы Бог не одобряет. Библия говорит, что женщине прилично растить волосы, для нее это честь. Подражание моде в причёске также неприятно в глазах Бога, как и подражание в одежде или поведении. Кто хочет нравиться Богу больше, чем мальчикам, тот, конечно, будет скромен и целомудрен не только в одежде, но и в причёске.
Дома, как и в обществе, наше поведение тоже должно быть целомудренным. Недопустимо ходить полураздетым на виду у домашних, переодеваться в присутствии лиц противоположного пола. Мальчики и девочки не должны спать в одной комнате, а также входить в спальни друг ко другу без стука, без разрешения. Эти нехитрые правила помогают нам хранить чистоту в своем внутреннем мире. Конечно, только помогают. Видимого исполнения этих правил недостаточно, чтобы сохранить целомудрие, потому что чистота сердца и святость зависит от образа мышления. Так учит Слово Божье: “Каковы мысли в душе его, таков и он” (Притч. 23, 7). Если мысли наши чисты, то и сердце будет чисто, если же мысли осквернены – наше существо чистым не будет. Человек способен скрывать свои мысли от других, но от Бога скрыть их невозможно.
Всякий грех начинается с мысли. Бесполезно стараться избавиться от какого-либо порока, не расставшись с ним прежде всего в мыслях. Греховная мысль может прийти от случайного взгляда, от собственной плоти, а то и от дьявола. Но дать место этой мысли в своем сердце или не дать – твое право. Пригреешь ее, она перерастет в похоть, а потом и в греховное дело. Отвергнешь – значит останешься чистым, значит победишь.
Мальчиками может овладевать греховный интерес посмотреть на женщин или на девочек, когда они переодеваются. Если тебя постигнет такое искушение, гони эти мысли прочь! Противостань им, проси для этого помощи у Господа, скажи Ему, что ты не хочешь оскверняться, и Он поможет тебе победить!
Страстями человека, то есть его сильным чувственным влечением, управляет рассудок. Следовательно, это влечение можно остановить, предотвратить, если проверять свои мысли, то есть накладывать запрет на греховные и давать простор и свободу добрым, благочестивым. Бог дал нам возможность разумно подходить к сортировке наших мыслей. Апостол Петр справедливо обвиняет Ананию: “Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль?” Обращаясь к Каину, Бог предупреждает его: “У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”. Бог знал, что у Каина появилась неприязнь к брату, которая росла, росла и выросла до убийства. Этот страшный грех не случился вдруг, он не был неожиданностью. Каин долго вынашивал в себе эту ненависть, не господствовал над мыслями и чувствами, поддался им и согрешил, хотя у него была возможность остановиться. Услышав Божье предостережение, он мог отвергнуть появившуюся греховную мысль.
Наблюдай за своими мыслями, контролируй их, и как только появилась какая подозрительная идея, недоброе желание, беги к Господу, ищи у Него защиты: “Боже, я не хочу грешить, сохрани меня!” А Он видит твое сердце, знает, лицемеришь ты или действительно боишься греха, и обязательно поможет при искреннем желании. Когда у тебя появляются какие-то опустошающие душу мысли, которые ты не в состоянии преодолеть,- усиль молитву, назначь пост. Отказ от пищи говорит о том, что твое желание победить грех больше, чем желание покушать. Богу нравится такое состояние души. Он называет это смирением и благоволит к тем, кто смиряется. В юности бороться с мыслями легче, поэтому учись побеждать уже сейчас, приобретай духовный опыт, чтобы преодолевать себя и в будущем.
В одном из своих посланий Апостол Павел пишет: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа- (1 Фес. 5, 23). Порочность – это неполноценность. Дух, как и тело, тоже может быть порочным. Если ты исполнен зависти, раздражения, если похотлив на злое, мечтаешь о том, что греховно, – значит твой дух поражен, то есть порочен.
В настоящее время среди мальчиков и девочек встречается такой грех, как онанизм, или рукоблудие. Этот страшный грех оскверняет тело, душу и дух и закрывает вход в Небесное Царство. Заключается он в том, что человек возбуждает себя, разжигая свои греховные желания. Этот ужасный грех может порабощать мальчиков и девочек в раннем возрасте, и многие не могут от него избавиться даже когда создают семью. Подвергнуться этому греху можно даже из-за тесного белья и неряшливого отношения к личной гигиене.
Опасность онанизма, или малакии, грозит особенно тем, кто дает волю своим мыслям, воображению, кто позволяет себе, да, именно позволяет, мыслить о грехе. Воображение любовных отношений, рассматривание картинок с изображением нагих мужчин и женщин, видеофильмы и телепередачи – все это не проходит бесследно, не остается только в мыслях. Оно требует удовлетворения закипающих внутри страстей и приводит к блуду или же онанизму.
Некоторые самоуверенные мальчики и девочки говорят, рассматривая непристойные картины: “Ничего страшного! Я никогда не буду этим заниматься, просто посмотрю, и все”. Нет, это еще не все! Похоть плоти настолько сильна, что с ней нелегко бороться, а если еще и подкармливать ее (все перечисленное выше – очень хорошая пища для страстей), она возьмет верх и толкнет на самые страшные преступления против заповеди целомудрия.
В мире существует множество источников осквернения, и все они источают свой приятный, но ядовитый аромат. Литература, в которой описывается всевозможный разврат, интимные отношения погрязших в похотях людей, так привлекательна, так липка, что, прочитав страницу, трудно отложить книгу, не дочитав ее до конца. А прочитанное не только оседает в памяти на многие годы, но и рисует перед мысленным взором нечистые картины, оскверняет и уродует дух.
К скверной литературе относятся также каталоги, где демонстрируется модная одежда, женское и мужское нижнее белье. Эти рисунки влияют на дух так же пагубно, как и непристойные картины в газетах, журналах и на календарях.
Источником грязной информации могут быть и твои одноклассники. Они захотят рассказать тебе о своих похождениях, о том, что видели по телевизору, принесут порнографические картинки, чтобы привлечь твое внимание и осквернить твои чувства. В такие моменты вспоминай трагедию Дины, дочери Иакова. Она пошла посмотреть на языческих дочерей, а встретила молодого человека, который нашел путь к ее сердцу и говорил такие приятные вещи, что она не устояла против греха. Он изнасиловал Дину, осквернив не только тело, но и душу позором на всю жизнь. Любопытство Дины привело к непоправимой беде. Обрати внимание, она пошла посмотреть не сыновей, а дочерей! Это, кажется невинное, “посмотреть” лишило ее девичьей чести.
Желание посмотреть, чем и как живет этот мир, не проходит бесследно. Поддавшись соблазну, ты удовлетворишь любопытство, посмотришь картинки, но они осквернят твои чувства, а потом Духу Святому будет неуютно в твоем сердце. У тебя пропадет желание читать Слово Божье, молиться, участвовать в служении Богу.
Как же быть в трудных ситуациях, когда кто-то склоняет ко греху? По этому поводу есть конкретное повеление в Слове Божьем: “Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся” (Притч. 1, 10). Честь для тебя – убежать от греха, рассказать об этом старшим, помолиться вместе. А к нечестивым людям вообще не подходи близко и не сообщайся с ними!
Человек устроен так, что однажды увиденное может сохраняться в памяти всю жизнь и по-своему влиять на мышление и поведение. И если грязная литература – плохо, то картинки и кино – весьма плохо. Стоит один раз посмотреть эротический фильм, и он пожизненно не отвяжется от твоих мыслей. Это очень серьезно! Опасность здесь еще и в том, что похоть плоти ищет себе пищу и властно требует: посмотри, почитай, потрогай, попробуй! Зная эту способность плоти, Библия говорит: “Юношеских похотей убегай”. Слышишь, не просто сторонись, не борись с ними, не смиряйся, а убегай! Только так можно сохранить себя в чистоте.
В последнее время телевидение настолько захлестнуло мир, что находит место даже в христианских домах. Это отравленная пища, и если тебе хочется посмотреть фильм, имей в виду, что цель всех этих передач – развратить. Постарайся сохранить свою христианскую честь, и этот труд сторицей вознаградит тебя и в этой жизни, и в вечности!
Как ни странно, но оскверниться можно и в городском транспорте. Это может произойти из-за тесноты, когда люди стоят плотно друг ко другу. Когда ты едешь в автобусе, трамвае, троллейбусе или метро, старайся занять такое положение, чтобы твое целомудрие не пострадало. Девочкам нужно пробраться туда, где стоят женщины, а мальчикам никогда не надо останавливаться среди женщин. При этом всегда помни, что нужно хранить свой дух и тело, проси у Бога на это мудрости, и будет успех!
Пляж – особо сильный источник осквернения. Остаться там чистым просто невозможно. Это место, где ты свое тело будешь предоставлять порой наглым взглядам окружающих, а также осквернишься сам, глядя на других. Нам нужно избегать таких мест отдыха. Конечно, это не говорит о том, что купание недопустимо. Само по себе это занятие не греховное, только нужно выбирать места, где можно купаться, причем мальчикам и девочкам отдельно. И если такой возможности нет, то лучше вообще лишить себя такого удовольствия, отказать себе в этом, но сохранить дух чистым, пригодным для Царства Небесного.
Если у тебя всё же где-то не хватило сил противостать, победить искушение, или по незнанию ты сделал грех и душа осквернилась, тебе нужно побеседовать с родителями или со служителем. Расскажи обо всём, что тебя беспокоит. Без исповедания освобождение от греха невозможно. Дьявол нередко старается внушить нам, что достаточно самому помолиться, попросить у Бога прощения, и всё будет хорошо. Но это неправда. От таких тяжких грехов, как нарушение целомудрия, освобождение приходит через исповедание. А исповедать – значит рассказать другому. Библия говорит: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”.
Исповедание перед служителем полезно еще и тем, что он даст правильный совет на будущее, поддержит в молитве.
Во всякое время и на всяком месте предостеречь от греха может Слово Божье. И от того, как ты относишься к Библии, зависит чистота твоего сердца. В зависимости от того, как ты любишь заповеди Божьи, ты будешь благословен, богат верой или же несчастен и беден, как не знающий истины грешник.
Согрешить очень легко, а подняться, освободиться от греха намного сложнее. Поэтому храни себя в чистоте и святости, чтобы тело и душа, мысли и желания – все было пригодным для Господа. Каждый день питай свой дух здоровой духовной пищей. Христос сказал: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан. 6, 63). Потому утром первым делом почитай Библию, помолись, попроси Господа, чтобы Он помог тебе исполнять написанное. У Слова Божьего есть сила сохранить тебя, наставить и защитить везде, где бы ты ни был!
Порядок вывода комментариев:
Источник