Сосуд в виде фигур

Сосуд в виде фигур thumbnail

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник

Амфора — еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора — это человек. Мало того, греки считали, что амфора — это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом — «кормили» покойников. Так что амфора — это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом — пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.

Читайте также:  Капли расширяющие сосуды на глазном дне

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 1

Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 2

Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 3

Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 — 570 гг. до н. э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 4

Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 5

«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 6

Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 7

Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 8

Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 9

Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 10

Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 11

Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 12

Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 13

Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 14

Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 15

Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 16

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 17

Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции, фото № 18

Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи

* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 — 530 гг. до н. э.

***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.

При копировании указывайте источник.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Основные формы[править | править код]

ФормаНазначениеПримечанияПример
АлабастронДля масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл
Амисурна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды
ГуттусДля благовоний и культовых обрядов
ДиносДля питьяРазновидность кратера
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов
Канфар (Κάνθαρος)Для питья
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов
КиафЧерпак для вина и воды
КиликДля питьяДругое название — каликс.
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла
ЛопасСтоловый сосуд
ЛутерионСтоловый сосуд
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)Для благовоний
ЛампаДля освещения
МастосДля питья вина
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды
ОльпаДля разлива вина и воды
ПатераДля культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.
ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса
РитонДля питья
СитулаВедро
Скифос (Σκύφος)Для питья
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название — омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка
ЭкселиптраДля благовонийДругое название — племохойя или клотон
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний
Читайте также:  Имбирь чеснок лимон для сосудов

Литература[править | править код]

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

                                        “Они пленительны и нежны,
                                        Они изысканно – небрежны,
                                        То гармонически – размерны,
                                        То соблазнительно – неверны,
                                         Всегда законченны и цельны…”
                                                                             В. Брюсов    

           
  Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой культуры. Эллада  вышла за пределы своих границ,  создав искусство, которое было понятно другим народам. Это искусство выросло из крито-микенских корней и на пути своего развития прошло несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII вв. до н.э.); архаику (VII-VI вв. до н.э); классику, которая в свою очередь делится на: раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450–400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323гг. до н. э.).
Керамика стала связующим звеном для передачи традиций между прошлым (крито-микенским) и неизвестным будущем. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, черную, белую, синюю краски. Композиции включали в себя как геометрические формы, так и образы живой природы. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название – вазы “камарес”.

Ваза “камарес”. Окло 1900-1700 гг. до н.э. Археологический музей, Гераклион.

Ваза камарес.Старый дворец в Фесте. Около 1850-1700 гг. до н.э. Археологийческий музей, Гераклион..

Микенская псевдоамфора, 1200-1100 гг до н.э.,.Метрополитен музей. Нью-Йорк.
(Псевдоамфора — шарообразный сосуд для хранения вина с длинным узким горлышком и небольшой базой)

Конец Микенского мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII-X вв. до н.э), сменился протогеометрическим (X-IX вв. до н.э.), а затем  и геометрическим (IX-VIII вв. до н.э)

Эпоха геометрики долгое время  было недооцененной.  В Греции в это время не было ни развитых архистилей, ни монументальных скульптур, ни картин. Основой геометрического искусства стали  схематические статуэтки и большие расписные сосуды.В вазописи сложился геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появился излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так  и возник меандр, а затем и волнообразный орнамент. 
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. Изделия были большие и стройные.  Каждая часть сосуда отделена одна от другой, есть тулово – основная часть, есть горло, шейка, венчик, ручки, ножки.

В росписи сосуда, в его форме  была закодирована информация о мире. Форма ваз и  характер росписей становился все строже и монументальнее, а их декор от схематичной горизонтали (образ первостихии-воды) перешел к сложным, строго выстроенным образам. Мастера геометрической эпохи опирались на две главные традиции – минойскую силу чувств и микенскую логику. Стиль эпохи передает человекоподобная амфора высотой 1,5 метра , которая была надгробием.

      
Амфора, VIII в. до н.э., Национальный музей, Афины

Впервые у греков сосуд был связан с захоронением. Две огромные вазы устанавливались по одной оси, одна над другой. Одна была над землей как памятник, другая – в земле, в ней хранили пепел усопшего. Загробный мир был четко отделен от земного. Ничего подобного не было в критомикенскую эпоху, да и у других народов. На амфоре есть фигурная сцена, выполненная схематично. Это оплакивание человека. Оплакивание – важнейший ритуал, который исполнялся после смерти, для возвращения человека к жизни. Идея “вечного возвращения” выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание и траурный выезд к некрополю.

Гидрия. 750-700 гг. до н.э. Лувр, Париж.

Кратер, около  750 -735 гг. до н.э, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Ойнохоя, около 800 г. д.э., Лувр, Париж
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Главное в геометрических сосудах – из необычайная устойчивость, т.е. чувство внутренней весомости, опоры, то, что называют тектоникой.  Именно это качество стало неотъемлемым свойством зарождающейся архитектуры архаики.

 
В эпоху архаики  (от греческого архайос – древний) (VII-VI вв. до н.э.) одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов и киликов для вина, пиксид для женских украшений. Сложились основные типы ваз, каждый из которых имел свое строго определенное назначение и форму.
В первой половине VI в. до н.э. вазопись расцвела в Коринфе. Здесь были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические,  символы-знаки уступили место образам. Для коринфской керамики характерны фризы животных – львов, пантер, леопардов.  Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

Ойнохоя . 580-570 гг. до н.э., частная коллекция, Калифорния
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На светлом фоне глины были написаны фигуры черного цвета. Однако они резко не выделялись, т.к. их контуры были процарапаны, а силуэты подсвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны пятна-розетки. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром, отсюда

“ковровый стиль”.  Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. 

Арибалл. Корфская ваза. VIв. до н.э.. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
(Арибалл – округлый сосуд  с узким горлом для ароматических масел)

Читайте также:  Аттестация эксплуатация сосуды под давлением

Пиксида. Коринф, около 570 г. до н.э. Музей Поля Гетти, Лос-Анжелес.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики.)

Ойнохоя, около 640-630 гг. до н.э., Лувр, Париж

Ойнохоя , 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
(Ойнохоя – кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал

чернофигурный стиль: на  светлом (красном) фоне распологались черные изображения. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля в самом широком месте, который назывался “клеймом”. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. В моду вошел обычай,согласно которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазе. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” , изготовленная гончаром Эрготимом и расписана вазописцем Клитием (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

Ваза “Франсуа” (Кратер Клития), VI в. до н. э., Археологический национальный музей, Флоренция
(Кратер -большой сосуд для смешивания вина с водой)

Амфора , Ок. 575—550 гг. до н. э. , Лувр, Париж
(Амфора – сосуд с двумя ручками для вина и масла)

Амфора “Геракл и Герион” Ок. 540 г. до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен

Амфора, около 530 гг. до н.э., Метрополитен музей, Нбю-Йорк

Скифос, 525-475 гг. до н.э.. Кэмбриджский музей современного искусства, Массачусетс
(Скифос – глубокая чаша для вина с двумя ручками, на плоской подставке)

Около 30-х годов VIв. до н.э. многие вазописцы стали работать в

краснофигурном стиле. Фигуры стали светлыми, а фон – темным. Самыми вадающимися из них были Евфроний и Евтимид.

Амфора-билингва. около 520-510 гг. до н.э..,Государственное античное собрание, Мюнхен.
(Билингва – двусторонняя ваза, с одной стороны черные фигуры, с другой светлые)

Псиктер, Евфроний. 505-500 гг. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Псиктер -сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Ойнохоя.около 470 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 
Пелика, Евфроний, около 510 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика – сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля или ранней классики (490-450 гг. до н.э.). Эта эпоха борьбы Греции с Персидской державой, становления демократии. Эпоха правления тиранов уходила в прошлое. На первое место выходит независимый человек, гражданин. Для строгого стиля характерен накал борьбы. Образы строго стиля были строгие, серьезные. Так как людей изображали низкого роста, и отсутвовала динамика. Однако складки одежды стали более мягкие и пластичные.Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им.

Лекиф с белой облицовкой. Мастер Пана,. около 490 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

(Лекиф – сосуд для душистого масла)

Пиксида, около 470-460 гг. до н.э., Лувр, Париж.
(Пиксида – коробочка для хранения косметики)

Килик “Дионис и сатиры”, мастер  Бриг, около 480 г. до н.э., Лувр, Париж
(Килик –  чаша с двумя ручками для питья вина)

Кратер. “Смерть Сарпедона”, Евфроний, около 500 г до н.э., Метрополитен музей, НЬю-Йорк

Псиктер “Резвящиеся сатиры”, мастер Дурас, около 480 г. до н.э., Британский музей
(Псиктер – сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Вазописцев зрелой классики (450-400 гг. до н.э.) вдохновлял Парфенон и его скульптуры, что в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях более естественными, что придавало большую глубину изображению. Композиции изображений ещё более упростились. Художники особо ценили симметрию и гармонию. Ставшие опять более стройными человеческие образы излучали внутреннее, почти божественное спокойствие. Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой  классики — Гермонакс  и вазописец Ахилла, Мастер фиал,Полигнот, Клеофан и другие.

Амфора. Вазописец Ахилл, около 440-430 гг. до н.э., Государственное античное собрание. Мюнхен.

Гидрия-кальпида, около 440-430 гг. до н.э, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Гидрия-кальпида – сосуд для переноски воды с тремя ручками и шарообразным туловом)

В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) — начиная с последней четверти V в. до н. э. — в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к “роскошному стилю” в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, оттеняющие рельефные украшения, что стало первой попыткой создания на вазах трёхмерных изображений. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.

Гидрия, работы Мидия, 420-400 г г. до н.э., Британский музей, Лондон

(Гидрия- сосуд с  ручками для переноски воды)

Лекиф. около 410-400 гг. до н.э., Лувр, Париж
(Лекиф -сосуд для душистого масла)

Пелика. около 360 гю до н.э. , Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика -сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Лебет.Мастер Марсия, около 360 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Лебет – ваза с крышкой)

Кратер, около  350-340 гг до н.э., Лувр, Париж

Лутрофор, около 430-430 гг. до н.э, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
(Лутрофор – сосуд с длинным горлышком и ручками особой формы, церемониальная ваза для воды)

 К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.

                      “Античные вазы.”

Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны,
То гармонически – размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый