Сосуд заполненный азотом имеет
Класс
Задача10-1(11 баллов).Сосуд, заполненный азотом, имеет массу 80,84 г; тот же сосуд, заполненный алкеном, имеет массу 81, 33 г. (газы в сосуде находятся при нормальных условиях). Определите структурную формулу алкена и назовите его, если известно, что он имеет одно ответвление от главной цепи. Учтите, что масса сосудов без газов равна 80,35 г.
Задача10-1(11 баллов).Дано: m (c) = 80,35 (c – сосуд); m (с +N2) = 80,84 г; m (с +а) = 81,33 г; (а – алкен). Определить: х – формулу алкена.
Решение. 1. Определяем массу и количество вещества азота, находящегося в сосуде
m(N2) = m(c +N2) – m(c); m(N2) = 80,84 г – 80,35г = 0,49 г
n(N2) = ; n(N2) = = 0,0175 моль (2 балла)
2. Представим молярную массу в виде М(Сх Н2х) = хМ(С) + 2хМ(Н) (2 балла);
М(Сх Н2х) = 14х г/моль. Вычисляем массу и количество вещества алкена в смеси:
m(a) = m(c + a) – m(c); m(a) = 81,33 г – 80,35г = 0,98 г
n(a) = ; n(a) = = моль (2 балла)
СН2 = С – СН3
СН3 (2 балла)
3. Из закона Авогадро следует: n(N2) = n(a); 0,0175 = ; х = 4. Эмпирическая формула алкена С4Н8 (3 балла). Учитывая, что алкен имеет одно ответвление от главной цепи, напишем его формулу:
Задача 10 – 2(9 баллов).На нейтрализацию предельной одноосновной кислоты массой 7,4 г затрачен раствор с массовой долей гидроксида калия 40% объемом 10 мл и плотностью 1,4 г/мл. Определите формулу кислоты.
Задача 10 – 2(9 баллов).Дано: m(ПК) = 7,4 г (ПК предельная одноосновная кислота) Сх Н2х+1СООН; V = 10 мл; ρ = 1,4 г/мл; w(КОН) =40%. Определить:х – формулу кислоты.
Решение.1. Вычисляем массу и количество вещества КОН, который содержится в растворе: m = V ∙ ρ; m =10 мл∙1,4 г/мл =14г (1 балл)
m (КОН) = ; m (КОН) = = 5,6 г; n(КОН) = n(КОН) = = 0,1 моль (2 балла).
2.Расчитываем количество вещества кислоты, взятой для реакции.
М(ПК) = хМ(С) +(2х +1)М(Н)+М(С) +2М(О) +М(Н); М(ПК)=(14х + 46) г/моль
n(ПК) = n(ПК) = (3 балл).
3.Составляем уравнение реакций: СxH2x+1COOH +КОН → СxH2x+1COOК + Н2О (1 балл)
4.Из уравнения реакции следует: n(ПК) = n(КОН); = 0,1(1 балл)
5.Отсюда следует, что х =2. Формула кислоты С2Н5СООН. Это пропионовая кислота (1 балл).
Задача 10 – 3.(12 баллов).Химические свойства хлора и йода отличаются во многих деталях. Приведите примеры, в которых хлор и йод реагируют по-разному.
Задача 10 – 3.(12 баллов).Решение. 1. С металлической медью или железом при нагревании: 2Сu + I2 =2CuI; Cu + Cl2 = CuCl2; Fe + I2 → Fe I2; 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl 3(4 балла)..
2. Со фтором: I2 + 5F2 → 2IF5; Cl2 + 3F2 → 2ClF3 (2 балла).
3. С раствором щелочи на холоде: 2NaOH + Cl2 → NaCl + NaOCl + H2O;
6NaOH + 3I2 → 5NaI + NaIO3 + 3H2O (2 балла).
4. С раствором тиосульфата натрия: Na2S2O3 + 4Cl2 + 5H2O → Na2SO4 + H2SO4 + 8HCl;
Na2S2O3 + I2 → Na2S4O6 +2NaI (2 балла).
Задача 10 – 4(9 баллов). Определите массовые доли (в %) сульфата железа (II) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который
полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.
Задача 10 – 4(9 баллов). Решение. 1) Составлены уравнения реакций: Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S; CuSO4 + H2S = CuS +H2SO4(2 балла). 2) Рассчитано количество вещества сероводорода: n (CuSO4 ) = 960 ∙ 0,05 / 160 = 0,3 моль; n(H2S) = n(CuSO4) = 0,3 моль (2 балла). 3) Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминия и сульфата железа(II): n (Al2 S 3) = n (H 2S) = 0,1моль; m(Al2 S 3) = 0,1∙150 =15 г; m(FeSO4 ) = 25 -15 = 10 г (3 балла). 4) Определены массовые доли сульфата железа(II) и сульфида
алюминия в исходной смеси: ω(FeSO4) = 10 / 25 = 0,4, или 40%; ω (Al2S3) =15 / 25 = 0,6, или 60% (2 балла).
Задача 10-5(20 баллов). Однажды химик Юра Б., разбирая в своей лаборатории старый заброшенный сейф, обнаружил в нём неподписанную банку с белым кристаллическим веществом (сольX), окрашивающим пламя в фиолетовый цвет. «Что же там?» – подумал Юра.
И, взяв с соседней полки концентрированную серную кислоту, прилил её к навеске соли массой 7,35 г (реакция 1). При этом он наблюдал выделение бурого газа с удушающим запахом (газ A) с плотностью по водороду 33,75.
«Налью-ка я туда чего-нибудь другого», – решил Юра и добавил к аликвоте соли этой же массы концентрированную соляную кислоту (реакция 2). Каково было удивление химика, когда он обнаружил выделение жёлто-зелёного газа (газ B). Плотность газовой смеси по водороду составляла 35,5.
«Как опасно!», – воскликнул Юра и осторожно прибавил к навеске данной соли немного концентрированного раствора щавелевой кислоты (реакция 3). При этом он наблюдал бурное выделение из раствора смеси газов A и С(плотность смеси по водороду 29,83).
«Теперь мне всё ясно, надо её подальше убрать, а то мало ли что может случиться», – твёрдо сказал химик и спрятал банку с солью подальше в сейф.
Результаты опытов сведены в таблицу.
Реакция | Мольное соотношение газов | Плотность газовой смеси по водороду | Объём раствора KOH (ρ = 1,092 г/мл, ω = 10 %), пошедший на полное поглощение газовой смеси (t = 40 °C) |
A | B | C | |
– | – | 33,75 | 20,51 мл |
– | – | 35,50 | 184,62 мл |
– | 29,83 | 61,53 мл |
Вопросы:
1.Расшифруйте формулы газов А, B, C. Ответ подтвердите расчётами.
2.Напишите уравнения реакций поглощения газов А, В, С раствором KOH.
3.Какую соль обнаружил Юра у себя в сейфе? Приведите необходимые расчёты.
4.Напишите уравнения реакций 1–3.
5.Напишите уравнения разложения соли X при 400 °C в присутствии катализатора (MnO2) и без него.
6.Объясните, чего опасался Юра? Где применяется соль X? Дайте её тривиальное название.
Задача 10-5 (автор – К. А.Куриленко). Решение. 1. Рассчитываем молярную массу газа В (г/моль), учитывая, что этот газ получен при взаимодействии соли X c соляной кислотой, им может быть хлор. B – Cl2.
Рассчитаем молярную массу газа А. (г/моль)
Исходя из дробной молярной массы A, его бурой окраски и удушающего запаха, можно предположить, что данный газ содержит хлор, тогда на оставшиеся элементы приходится 67,5 – 35,5 = 32 г/моль. Это соответствует 2 атомам кислорода, тогда возможная формула A– ClO2.
Зная молярную массу A и мольное соотношение, можно определить газ С.
г/моль. Газом с такой молярной массой, выделяющимся из раствора щавелевой кислоты, может быть лишь CO2. C – CO2.
A– ClO2
B – Cl2
C – CO2.
2. Уравнения реакций взаимодействия газов со щёлочью в соответствии с условием задачи:
2ClO2 + 2KOH = KClO2 + KClO3 + H2O (1)
3Cl2 + 6KOH = KClO3 + 5KCl + 3H2O (2)
Cl2 + 2KOH = KCl + KOCl + H2O (2а)
CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O (3)
3. По окраске пламени и выделении двуокиси хлора при взаимодействии соли X с концентрированной H2SO4 можно судить о наличии в её составе калия и хлора. По реакции 1 рассчитаем молярную массу X.
, по уравнению реакции
Составим таблицу
Из таблицы видно, что единственной солью с данной молярной массой, в которой присутствуют хлор и калий, может являться хлорат калия.
X– KClO3
4. Уравнения взаимодействия KClO3 c кислотами.
3KClO3 + 3H2SO4 → 3KHSO4 + HClO4 + 2ClO2 + H2O
KClO3 + 6HCl → KCl + 3Cl2 + 3H2O
2KClO3 + H2C2O4 → K2CO3 + CO2 + 2ClO2 + H2O
5. Разложение KClO3 начинается уже при 400 °C. Так, в присутствии катализатора (MnO2 и др.) разложение преимущественно идёт по следующей реакции:
2KClO3 → 2KCl + 3O2
В отсутствие катализатора образуются хлорид и перхлорат калия:
4KClO3 → 3KClO4 + KCl
6) Тривиальное название соли X – бертолетова соль. Она применяется в спичечном производстве, при изготовлении взрывчатых веществ и сигнальных ракет. Смеси этой соли с восстановителями (серой, фосфором и др.) легко взрываются от удара (видимо, это вызвало опасения Юры, и он аккуратно убрал банку с бертолетовой солью глубоко в сейф).
Система оценивания:
1. 3 газа + 3 расчёта = 3∙2 балла + 3∙0,5 балла 7,5 баллов
2. 3 уравнения по 1 баллу 3 балла
3. соль + расчёт = 2 балла + 0,5 балла 2,5 балла
4. 3 уравнения по 1 баллу 3 балла
5. 2 уравнения по 1 баллу 2 балла
6. Объяснение опасений Юры + применение 2∙0,5 балла
+ название 1 балл 2 балла
ИТОГО 20 баллов
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 6713323
более месяца назад
Просмотров : 12
Ответов : 1
Лучший ответ:
comment
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи за : неделю месяц все время
Другие вопросы:
Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда» Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 9
Ответов : 1
В чем особенности изображения народа на картине В. Серова? В чем особенности изображения народа на картине В. Серова?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 5
Ответов : 1
Какую роль на картине Г. Семирадского играют детали? Какую роль на картине Г. Семирадского играют детали?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 4
Ответов : 1
Какая картина могла бы стать эскизом скульптурного изображения Александра Невского? Какая картина могла бы стать эскизом скульптурного изображения Александра Невского?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 4
Ответов : 1
Каковы жанровые особенности «Жития… Александра Невского»? Каковы жанровые особенности «Жития… Александра Невского»?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 12
Ответов : 1
Источник
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)
Задания 8 класс
Задача 1.
Главная роль элемента «А» в организме определяется тем, что оно отвечает за уровень гемоглобина в крови, а также входит в состав сотни ферментов, тем самым выполняя множество важных функций. Дефицит этого элемента в организме может привести к развитию серьезных заболеваний. Если ощущаете хроническую усталость, кожные покровы бледные, есть апатия и сонливость, появились судороги, обязательно проверьте уровень гемоглобина.
В 100 г яблок содержится 2,8 мг элемента «А».
- О каком элементе идет речь?
- Рассчитайте число атомов этого элемента в яблоке массой 200 г.
- Сколько яблок массой 200 г надо съесть человеку, чтобы в организм попало 3,01 · 1020 атомов этого элемента?
Задача 2.
В лаборатории имеются образцы различных металлов. Данные об этих металлах приведены в таблице.
Вещество | Число частиц N | Масса m, г | Молярная масса М г/моль | Количество вещества n, моль | Плотность ρ, г/см3 | Объем V, cм3 |
? | 37,7 · 1023 | ? | ? | ? | 7,9 | 44,24 |
? | ? | 192 | ? | 3 | 9 | ? |
? | 3,01· 1023 | ? | ? | ? | 2,7 | 5 |
- Определите какие это металлы.
- Расположите, образцы этих металлов, по возрастанию числа атомов в них, если предположить, что они взяты одинаковым объемом.
Задача 3.
Говоря на химическом языке, химик должен правильно употреблять и специальные химические понятия. Постарайтесь восстановить абзац текста, вставив вместо каждого пробела одно из предложенных понятий (слово можно изменять, вставляя в нужном падеже и числе). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Напишите в ответе полученный текст, подчеркните вставленные слова.
Морская вода это…(1) веществ: хлорид магния, хлорид натрия, хлорид калия и другие. Каждое из этих веществ имеет …(2) строение, которые в свою очередь состоят из …(3) разных химических …(4). Так, в составе этих веществ присутствуют …(5) хлора. Также в морской воде есть …(6) – вещество, необходимое для дыхания рыб. Его …(7) состоит из двух …(8). В воздухе этого …(9) содержится 21% по объему. Человеку и животным для дыхания необходим …(10)
Список понятий: вещество, немолекулярное, смесь, ион, простое, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, грязное, азот, кислород.
Задача 4.
Определите простое вещество «А» в уравнениях реакций, проставьте коэффициенты.
1) А + О2 = ZnO 2) A + S = ZnS 3) A + HBr = ZnBr2 + H2
4) A + CuSO4 = ZnSO4 + Cu 5) A + NaOH + H2O = Na2 [Zn(OH)4] + H2
Задача 5
Соедините линиями различные названия одного вещества.
| А. Оксид азота (IV) | |
| Б. Оксид водорода | |
| В. Оксид углерода (IV) тв. | |
| Г. Карбонат натрия | |
| Д. Гидрокарбонат натрия | |
| Е. Оксид кремния (IV) | |
| Ж. Оксид алюминия | |
| З. Пероксид водорода | |
| И. Углерод | |
| К. Карбонат кальция |
1.Запишите: номера и буквы соответствующих названий;
2. Выпишите: названия оксидов и составьте их формулы
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)
Задания 9 класс
Задание 1
Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнении окислительно – восстановительной реакции. Укажите окислитель и востановитель.
КI + H2SO4(конц) = I2 + S + K2SO4 + H2O
Задание 2
При действии на твердое вещество А соляной кислотой образуется газ Б со специфическим запахом. На воздухе он сгорает образованием нового бесцветного газа В с резким запахом. Если через раствор последнего пропустить газ Б, выпадает осадок простого вещества Г желтого цвета. Последнее может быть получено при неполном сгорании вещества Б. При нагревании смеси вещества Г с порошком двухвалентного металла (в оксиде которого массовая доля кислорода равна 19,75%) образуется исходное вещество А. Определите вещество А. Составьте уравнения всех описанных реакций.
Задача 3
Рассчитайте объем и радиус атома натрия, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара. Плотность натрия равна 0,968 г/см3. Объем шаров составляет 72,72% от общего объема.
Задача 4
В четырех склянках без этикеток находятся растворы следующих солей: нитрат бария, нитрат свинца, иодид калия, карбонат натрия. Используя реактивы: гидроксид натрия, серную кислоту, нитрат серебра, определите какое вещество находится в той или иной склянке.
1. Составьте уравнения всех реакций.
2. Укажите признаки каждой реакции.
Задача 5.
Составьте уравнения реакций по схемам.
Назовите вещества А, В. С и Д если известно, что вещество А входит в состав воздух (массовая доля 78%)
А + О2 = В
В + О2 = С
С + Н2О = В + Д
Д + Сu = В + …
С + Сu = В + ….
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)
Задания 10 класс
Задание 1
Химический элемент состоит из двух изотопов, находящихся в атомном
отношении 16:9. Ядро первого изотопа содержит 38 нейтронов и 31 протон. Ядро второго изотопа содержит на 2 нейтрона больше. Назовите элемент и вычислите его среднюю относительную атомную массу.
(5 баллов)
Задание 2
Напишите уравнения протекающих реакций, соответствующих следующей последовательности превращений (вещества А и С – гомологи).
3 2 1 4 5 6
С2H7NO2 B A CxHy CH3Br C C3H6O
Укажите структурные формулы веществ и условия протекания
реакций (12 баллов)
Задание 3
При добавлении к 1 л бутана (200С, 1 атм) неизвестного газа объем газовой смеси увеличился в 3 раза, а ее плотность составила 1,276 г/л. Определите неизвестный газ. Как изменится плотность газовой смеси при добавлении к ней 2 л хлороводорода.
(8 баллов)
Задание 4
Смесь калия и алюминия массой 15,87 г залили 25 мл воды. В исходной смеси количество калия превышает количество алюминия в 40 раза. Рассчитайте массовые доли металлов в исходной смеси и объем газа (н.у.), который выделится после полного протекания реакций. Какой объем 0,6 М раствора соляной кислоты потребуется добавить к полученному раствору, чтобы масса выпавшего осадка максимальной. Рассчитайте массу осадка.
(10 баллов)
Задание 5
Углеводород «А», подвергаясь одновременному дегидрированию и
циклизации, превращается в соединение «Б», которое способно при нитровании образовывать взрывчатое вещество «В». При окислении вещества «Б» образуется карбоновая кислота «Г», входящая в состав сока брусники и обладающая консервирующими свойствами. Дайте названия и составьте структурные формулы всех веществ. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии
(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)
Задания 11 класс
Задание 1
При частичном термическом разложении хлората калия в присутствии катализатора. в результате чего выделился кислород объемом 6,72 л (в пересчете на н. у.) и образовался твердый остаток. Этот остаток прореагировал с 30 %-ным раствором нитрата серебра. При этом образовалось 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10 %. Определите массу исходного образца хлората калия. (10баллов)
Задание 2
Приведите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме (все известные вещества содержат хлор). Расшифруйте неизвестные вещества, укажите условия протекания реакций.
H2SO4(20%) Fe t0 Na2S H2O
HCl Cl2 CaOCl2 X1 X2 X3 NaClO3
(12 баллов)
Задание 3
Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при разложении перманганата калия, если в результате реакции образовалось 64 г кислорода. Теплоты образования КMnO4, K2MnO4 и MnO2 равны 829, 1184, 521 кДж/моль соответственно. (5 баллов)
Задание 4
Металл массой 19,5 г растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом кислота восстановилась до оксида азота (II) и было получено 250 мл 1,2 М раствора соли. Определите неизвестный металл и запишите уравнение вышеупомянутой реакции. Напишите уравнение реакции металла с концентрированной серной кислотой.
(8 баллов)
Задание 5
Вычислить концентрацию формиат – ионов в растворе, 1 л которого содержит 0,1 моль муравьиной кислоты и 0,01 моль хлороводородной кислоты, считая диссоциацию последней полной. Кд = 1,8 ·10−4
(15 баллов)
Источник