Сосуд жизни притча презентация
1
2
3
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что сосуд полон.
4
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили: «Да, учитель, он полон».
5
И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок заполнил последние промежутки в сосуде. – Теперь, – обратился мудрец к ученикам,- я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети. Мелкие камушки представляют менее важные вещи. Например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
6
Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное – лишь песок.
7
8
9
10
КНИГА ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛУШНЫМ ДЕТЯМ ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: “Умывайтесь по утрам” – они берут и не умываются. Им говорят: “Здоровайтесь друг с другом” – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
11
Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова.
12
Когда тебя родная мать Ведет к зубным врачам, Не жди пощады от нее, Напрасных слез не лей. Молчи, как пленный партизан, И стисни зубы так, Чтоб не сумела их разжать Толпа зубных врачей.
13
Если твой сосед по парте Стал источником заразы, Обними его – и в школу Две недели не придешь.
14
Никогда не разрешайте Ставить градусник себе, И таблеток не глотайте, И не ешьте порошков. Пусть болят живот и зубы, Горло, уши, голова, Все равно лекарств не пейте, И не слушайте врача. Перестанет биться сердце, Но зато наверняка Не прилепят вам горчичник И не сделают укол. Если ты попал в больницу И не хочешь там валяться, Жди, когда к тебе в палату Самый главный врач придет. Укуси его – и сразу Кончится твое леченье, В тот же вечер из больницы Заберут тебя домой.
15
Повторите движения человечка на картинке, Во время движения по очереди называем слова из тематической группы «спорт»
16
А теперь попробуйте сделать такое движение! Повторяя движение, по очереди произнесите слова из тематической группы «здоровье»
17
Притча о табаке. В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару, и увидел толпу возле торговца табаком. Он подошел к ним и сказал: у табака есть три полезных свойства. Торговец рад был услышать похвалу своему товару и попросил его рассказать об этих свойствах. Мудрец сказал: курящего никогда собака неукусит. Вор ночью к нему не заберется. А он сам ни когда не будет старым. У курильщика рано начинают болеть ноги он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости. Люди послушав мудреца стали в задумчивости расходится.
18
Притча о табаке. В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару (!) и увидел толпу возле торговца табаком. Он подошел к ним и сказал: « У табака есть три полезных свойства». Торговец рад был услышать похвалу своему товару и попросил его рассказать об этих свойствах. Мудрец сказал: «Курящего никогда собака не(!)укусит». Вор ночью к нему не заберется. А он сам никогда не будет старым. У курильщика рано начинают болеть ноги,(!) он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости. Люди,(!) послушав мудреца,(!) стали в задумчивости расходиться.
19
Более тысячи лет назад (около ) в Бухаре жил Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, он был гениальным человеком и в наше время известен чаще как Авиценна. Ибн Сина оставил следы в сферах медицины, астрономии, математики, литературы, музыки и философии. Первые знания мальчик получил от своего отца, который был чиновником, и к 10 годам уже знал Коран, а также освоил грамматику, литературу и историю. Уже в 17 лет он был известным врачом. В благодарность за излечение правителя от тяжелой болезни ему разрешили пользоваться библиотекой при дворе, которая была самая богатая во всем Ближнем Востоке. Он очень успешно расширил свои знания. Но через 100 лет после его смерти все его труды было решено сжечь. Он был в заточениях, вел государственные дела, но продолжал изучать различные научные сферы и писать.
20
1.Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. 2.Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее. 3.Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни. 4.Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений. 5.Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях. 6.Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью. 7.Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.
21
Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее. Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях.
22
Источник
Тема: Жизнь священна
Цели: – дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;
– учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
Личностные результаты:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Ход урока
Орг. момент. Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний
– Что такое этика?
– Золотое правило этики?
– Что мы называем общечеловеческими ценностями?
– Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?
III. Самоопределение к деятельности
Уч.с.81 Слайд №1
Работа по теме урока
1.Работа в тетрадях. Слайд №2
Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?
Почему?
Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.
(После высказываний уч-ся учитель делает обобщение)
– Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
Слайд №3 ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
2.Знакомство с видами потребностей. Слайд №4-5
Посмотрите на слайды и скажите, что изображено. Для чего они нужны человеку? Почему сохраняем?
Вывод: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.
Приведите свои примеры.
Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?
3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША – ДУХОВНОСТЬ
– Прочитайте слова. Близкие понятия?
– Обратимся к словарям. Слайд №6
Толковый словарь Ушакова
Дух-бодрость, моральная сила, готовностьк действию.
Душа – совокупностьпсихических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Духовность – отрешенность от низменных, грубочувственных интересов, стремлениек внутреннему совершенствованию, высоте духа
Словарь Ожегова
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
Дух – внутренняя, моральная сила
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
– Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.
– Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?
-Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?
4. Притча «Сосуд жизни» .Слайд № 7
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
– Теперь, – обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
-Так в чём же истина?
Слайд № 8 Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.
– Что же может стать для человека главным и высоким?
– Каков главный смысл понятия жизнь?
– К чему стремится человек? ( к созидательству)
– Назовите противоположное значение. (Разрушение) Слайд №9
Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?
– Какая же простая нравственная истина становится главной?
Слайд №10 – ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.
–Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема )
6.Работа с высказываниями. Слайд №11
ЖИЗНЬ – ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям
– Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт
V. Рефлексия. Подведение итогов.
-Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Что для вас жизнь?
Слайд №12
Д/з: Уч.с.82-85; д/з (пословицы и поговорки о значимости жизни человек
Источник
Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления. Огромное значение в духовно- нравственном становлении личности имеют притчи.
Они преподают нам простые уроки здравого смысла. Этот древнейший жанр словесности щедро представлен в Священном Писании и Святом Предании.
Слайд 2. Слово «притча» происходит от греческого «параболи», означающего сравнение, уподобление, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной жизни.
Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» (-тча-) обозначает «теча», «теку» («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове «предтеча». В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, «мия»- путь значит «припутное», «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.
Слайд 3.Притчи учат нас самому главному: формированию духовно- нравственных ценностей: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.
Слайд 4.Целостное приобщение осуществляется в процессе решения задач:
Обучающие: знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи;
Развивающие: развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков.
Слайд5. Притча- это не просто текст или рассказ. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор. В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
И не важно, где и когда это было, важно то, что мы сердцем принимаем скрытую между строк мудрость, задумываемся о цели, смысле и исправлении своей жизни и учимся быть лучше и добрее.
Так что же такое притча и в чем ее предназначение?
Как отмечается в Библейской энциклопедии, «притчи ставят человека перед нравственным и духовным выбором. Они – нечто большее, чем просто литературное произведение дидактического характера, богатого аллегориями, афоризмами и пословицами. Притчи – это своеобразный жанр, задачу которого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». По толкованию святителя Афанасия Великого, это учение, написанное для исправления «ходящих по дороге жизни»
Слайд 6. Дидактическое и воспитательное значение притчи.
В притчах используются образы, взятые из повседневной жизни, или намекающие на события, актуальные в данный момент. Посредством притч можно получить доступ к знаниям, к духовным ценностям. А лаконичность и краткость наряду с образностью лучше всего воздействует на ум и сердце. Т. о. дидактический и воспитательный потенциал притчи заключается в том, что она предполагает самостоятельную деятельность, подводит к самоанализу и самостоятельному выводу, заставляет решать проблемы, усиливает интерес к религиозному знанию. Этот учебный материал непременно поможет путешествовать по миру осознанно и радостно.
Опираясь на выше сказанное, мы можем сформулировать определение.
Слайд 7-8. ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
ПРИТЧА – короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.
ПРИТЧА – «поучение в примере» (из словаря В.И. Даль).
Когда ученики Христа спросили Его, почему Он говорит притчами, Учитель ответил: «…для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Поэтому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13: 10-13).
Слайд 9. Особенности притчи.
1. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
2. нет показа событий в развитии
3. время, часто и место действия неконкретны
4. притча не изображает, а сообщает
5. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны
6. в притчах нет прямого поучения
7. в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
Методические приемы
Можно использовать разные приемы. Но анализ и разбор основной методический прием при изучении притч.
Слайд 10. При работе с притчей надо учитывать ряд рекомендаций:
1.Необходимо воссоздать исторический и социокультурный контекст притчи (если есть), т.е. исторический, культурный, географический, археологический и др. аспекты (притча о милосердном самарянине).
2.Образы и ситуации в притчах следует рассматривать, прежде всего, как систему символов, которую необходимо раскрыть. (притча о человеке, построившем дом; символы: дом- семья, жизнь, камни- правила, законы, пламя- войны, беды; ценности: дом, семья, милосердие, превосходство мира духовного над материальным; основная мысль: человек, который живет для себя, остается одиноким в этом мире.
3.За красочными образами, аллегорическими и символическими понятиями важно увидеть духовный смысл, т.е. ценности, которые утверждает притча.
4. Между притчей и читателем происходит диалог: читатель что-то спрашивает у притчи, она отвечает и, в свою очередь, обращается к читателю. Задача читателя – «услышать» это главное, т.е. основную мысль.
Слайд 11- 12. Давайте попробуем провести анализ на примере притчи о двух волках.
Слайд 13. Проведем анализ притчи (методический прием):
1.Исторического и географического контекста нет.
2.Символы: белый и черный волки; добро и зло.
3.Ценности: добро, мир, торжество добра.
Слайд 14.Добро и зло! Это особые слова
Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
4.Основная мысль: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы поняли слова притчи?
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
Каким он захочет стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет злым
Будет нести добро – станет добрым
Итак, сегодня мы говорим о том,
что притчи содержат поучение, мораль на примере притчи о двух волках.
Попробуйте сформулировать нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.
Нравственные уроки притчи.
Учат видеть в себе движение к Добру и злу и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу добра
Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Изучая притчи, мы не забыть и хорошо знакомый для детей материал, народную мудрость – пословицы. Давайте вспомним несколько пословиц, которые дополнят наш материал.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Добрый человек придёт, словно свету принесёт.
А теперь перейдем к практической части. Вы посмотрите занятие в двух частях. 1. Знакомство с притчей монаха Варнавы «Незабудка». Опираясь на рекомендации использовала прием: анализ и разбор, но не в полном объеме, а частично, исходя из возрастных особенностей детей четырех лет.
В притче монаха Паисия «Пчела и муха» задействовали ролевую позицию т.е. театрализованное представление.
Источник