Сосуде смешиваются три химически

Сосуде смешиваются три химически thumbnail

                    
СВОЙСТВА  ВЕЩЕСТВ

Сосуде смешиваются три химически

Сосуде смешиваются три химически

                                  

  
С о д е р ж а н и е    к н и г и

    

1.
в В Е Д Е Н И Е.  

      2. Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Й   О Б З
О Р.

      3. Р Е Ш Е Н И Е   З А Д А Ч  Ч А С
Т и  1
ЕГЭ – 93  З А Д А Ч И.

            3-1. Т е п л о о б м е н.

            3-2. П р е в р а
щ е н и е   м е х а н и ч е с к о й   э н е р г
и и   в   т е п л о.

            3-3. ж и д к о с
т ь  и  п а р.

            3-4. т е п л о в
о е   р а с ш и р е н и е.

            3-5. п о в е р х
н о с т н о е   н а т я ж е н и е.

            3-6. м е х а н и
ч е с к и е   с в о й с т в а   т е л.

      4. Р Е Ш Е Н И Е   З А Д А Ч  Ч А С Т И   2 
ЕГЭ  –  56  З А Д А Ч.

            4-1. Т е п л о о б м е н.

            4-2. П р е в р а
щ е н и е   м е х а н и ч е с к о й   э н е р г
и и   в   т е п л о.

            4-3. ж и д к о с
т ь  и  п а р.

            4-4. т е п л о в
о е   р а с ш и р е н и е.

            4-5. п о в е р х
н о с т н о е   н а т я ж е н и е.

            4-6. м е х а н и
ч е с к и е   с в о й с т в а   т е л.

      5. зАДАЧИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  РЕШЕНИЯ –
52  з а д а ч И.

      6. т А Б Л И Ц Ы    С   Ф О Р М У Л А
М И.

      7.  С П Р А В О Ч Н И к.

  44  урока по физике
для абитуриентов Вы найдете в серии
книжек
  с  общим    названием
“САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР”
.
 
 

      В  КАЧЕСТВЕ 
ПРИМЕРА  НИЖЕ  ПРИВЕДЕНЫ  5  ЗАДАЧ  ИЗ 
149  ЗАДАЧ  ПО ТЕМЕ  “СВОЙСТВА 
ВЕЩЕСТВ”  С  ПОДРОБНЫМИ  РЕШЕНИЯМИ 

 

      Р Е Ш Е Н И Е  З А
Д А Ч   Ч А С Т и 
1  ЕГЭ

                                                                   

Задача № 1-9

         
В сосуде
смешиваются три химически не взаимодействующие жидкости,
имеющие массы

m1
= 1 кг,

m2

= 10 кг,

m3

= 5 кг и
температуры  

t1
= 6oС, 

t2
= 40oС, 

t3
= 60oС; 
их удельные теплоемкости  с1 = 2 кДж/(кгК),
 с2 = 4 кДж/(кгК), с3
= 2кДж/(кгК). Найти температуру

Θ
смеси.

         Дано:  m1
= 1 кг, 

m2

= 10 кг, 

m3

= 5 кг,

t1
= 6oС,

t2
=  40oС, 

t3
= 60oС,
 с1 = 2 кДж/(кгК),   с2
= 4 кДж/(кгК), с3
= 2кДж/(кгК).  Определить

Θ
– ?

         Запишем уравнения теплового
баланса для смешиваемых жидкостей 

                                                                 
Q1 +
Q2 + Q3
= 0   
 (1),

где
Q1 = с1

m1(Θ

t1)

 количество
теплоты первой жидкости; Q2 = с2

m2(Θ

t2)

количество
теплоты второй жидкости; Q3 = с3

m3(Θ

t3)

количество теплоты третьей жидкости.

         Подставим выражения для Q1, 
Q2  
и  Q3 в
уравнение (1): получим


                            
  с1

m1(Θ

t1)
+ с2

m2(Θ

t2)
+ с3

m3(Θ

t3)
=

или, раскрыв собки


                                
с1m1Θ
– с1m1t1

+ с2

m2Θ
– с2

m2

t2+
с3m3Θ
– с3m3

t3
=

0,  откуда

                           
   


     
                                                             
 
Задача № 1-18


Железная линейка при температуре t1= 15°С имеет длину L1 = 1 м. На
сколько изменится длина линейки при охлаждении её до
температуры t2  = – 35°С?


Дано: t1=
15°С, L1 = 1 м, t2
 = – 35°С.  Определить  ΔL – ?

Изменение длины линейки определим по
формуле ΔL = L1 – L2,
где, по закону линейного расширения,

                                 L1
= Lо(1 + αt1) 
  (1)
 
и  L2 = Lо(1 + αt2)    
(2)
.

В этих формулах – длина
линейки при 0оС, L2 –
 длина линейки после ее охлаждения до температуры
t2 ,
α = 1,2·10-5
К-1
коэффициент линейного
расширения железа.

Изменение длины линейки можно записать в
виде:

                 

ΔL =
L1
–  L2 = Lо(1 + αt1)
– Lо(1 + αt2)
  
=>    ΔL = Lоα(t1  – t2) 
(3).

Из уравнения (1) найдем
Lо =
 L1/(1 + αt1)  и подставим в
выражение (3), получим 

Читайте также:  При повышенном ад сосуды

                          

               
 

Учитывая, что αt1 <<
1
, выражение (4) можно приближенно записать в
виде:


                        
 ΔL ≈  L1 α(t1  – t2
)·(1 – αt1) ≈   L1 α(t1
 – t2 ) =

6·10-4
м.

                   

 

Задача № 1-32


В сосуде объемом V
= 100 л при температуре t = 27°С находится воздух
с относительной влажностью В1 = 30%.
Чему будет равна относительная влажность В2,
если в сосуд внести m = 1 г воды? Давление
насыщенного пара при  t = 27°С  рн
= 3,55 кПа.

         Дано: V =
0,1 м3, t = 27°С, В1 = 30%,
m
= 0,001 кг, рн = 3,55·103
Па.  Определить В2– ?

Из уравнения Клапейрона – Менделеева
определим плотность водяного пара в сосуде с воздухом
при влажности В1ρ1
= p1μ/RT,
где р1 = В1рн
– парциальное давления водяного пара в сосуде
(абсолютная влажность), тогда
ρ1 = В1pнμ/RT.

         При испарении в сосуде воды
плотность водяного пара увеличится на Δρ = m/V
тогда  плотность пара будет

                                              
ρ2
=
 ρ1 + Δρ = В1pнμ/RT
+ m/V
.

        
По известному значению плотности определим парциальное давление пара:

                                
   
Сосуде смешиваются три химически

             Р Е Ш Е Н И Е  З А Д А Ч   Ч А С Т И 

ЕГЭ

                 

                                                  

Задача
№ 2-7

        
В сосуде содержится смесь из воды массой

m1
= 200 г и льда массой

m2
= 130 г при температуре

t
= 0oС.
Какой будет окончательная температура

Θ,
если в сосуд ввести пар массой

m3
=
25г при температуре

t1

= 100oС?
Удельная теплота испарения воды при этой температуре

r

= 2,48·106 Дж/кг, 
удельная теплота плавления воды λ = 335·103
Дж/кг.

        
Дано:

m1
= 0,200 кг,

m2
= 0,130 кг,

t
= 0oС,

m3
=
0,025 кг,

t1

= 100oС. 
Определить 

Θ
-?

        
Попробуем первоначально выяснить, какая может  быть
температура смеси. Для этого определим количества
теплоты, требуемое для расплавления льда – Q2
и отдаваемое паром при конденсации – Q4
.

          Тепло, отдаваемое паром Q4 = m3r
= 0,025 · 2,3·106 = 57,5·103
Дж.

         Тепло, необходимое для расплавления льда Q2
= m2λ
= 0,130 · 330
·103
= 42,9
·103 Дж.

         Так как Q4
> Q2
, то конечная температура 
0оС <

Θ
< 100оС.

Запишем выражения количества теплоты для
каждого участника теплообмена.


Q1 = cm1(
Θ

t)

– количество теплоты, затраченное на нагревание воды от
температуры t до температуры

Θ.


Q2 = m2λ –

количества теплоты, требуемое для расплавления льда.


Q3 = c m2(
Θ

t) –

количество
теплоты, затраченное на нагревание воды, получившейся
из-за таяния льда, от температуры t до температуры

Θ.


Q4 = – m3r  –

количество теплоты, отдаваемое паром при
конденсации.


Q5 = cm3(
Θ
– t1)

количество
теплоты, отдаваемое водой, получившейся при конденсации
пара, при её охлаждении от температуры t1
 до температуры

Θ.

Составим уравнение теплового баланса для
данного процесса теплообмена:

                                         
Q1 + Q2 + Q3
+ Q4 + Q5
= 0     
(1)

          
С учетом представленных выше выражений для Q1 
–   Q5

перепишем уравнение
(1):


       cm1(
Θ

t) + m2λ +  c m2(
Θ

t) –  m3r +  cm3(
Θ
– t1)
=

0       

=>

=>    

cm1Θ

cm1t
+

m2λ
+  c
m2
Θ
c
m2t  –  m3r +  cm3
Θ

cm3 t1 =

0, 

откуда

        
   


                                                                   

Задача № 2-20


Разность длин
алюминиевого и медного стержней при любой температуре
составляет ΔL = 15 см. Какую длину при = 0°С  будут иметь эти стержни? Коэффициенты
линейного расширения алюминия αа =
2,40·10-5 К-1, меди αм
=
 1,70·10-5 К-1.

Дано: ΔL = 0,15 м, = 0°С.  Определить 

Lоа
– ?   Lом – ?

По закону линейного расширения длины
стержней при любой температуре t равны:


                               
Lа = Lоа(1 + αаt
)   

(1) 

и   Lм = Lом(1
+ αмt )  
 
(2), 

где
αа 
и  αм
коэффициенты линейного расширения алюминия и меди.

По
условию задачи  разности  ΔL
=

Lом
–  Lоа
= Lм –  Lа

 при любой температуре стержней равны.
Следовательно, можно записать
уравнение:


                                                         

ΔL = 

Lом
–  Lоа


 

 (3).

Вычтем почленно из уравнения (1)
уравнение (2):


                                           
Lа –  Lм = Lоа
– Lом + Lоа αаt – Lом
αмt ,

учитывая (3) получим 

                           

ΔL= –
ΔL+ Lоа
αаt – Lом αмt ,

  откуда  Lоа αа
=  Lом αм  
 (4).

Уравнения (3) и (4)  образуют
систему уравнений с двумя неизвестными Lом
 и  Lоа . Для решения
системы выразим из уравнения (3):

                                   
Lоа

LомΔL
  (5)  и подставим Lоа  в
уравнение (4),

                                           
  Lом
αа – ΔL αа = Lом
αм ,
откуда

 

           
               

Сосуде смешиваются три химически

      

              

                  

             

                            
 

                                         
телефон:  
+79175649529,  почта: 
gaegoralev@mail.ru

Источник

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Читайте также:  Для укрепления сосудов что попить

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

booksshare.net -> Добавить материал -> Физика
-> Гомонова А.И.
-> “Физика. Примеры решения задач, теория ” -> 42

Гомонова А.И. Физика. Примеры решения задач, теория — АСТ, 1998. — 446 c.
Скачать (прямая ссылка): fizikaprimeriresheniya1998.pdf

Предыдущая 1 .. 36 37 38 39 40 41 42 > 43 44 45 46 47 48 .. 78 >> Следующая

Читайте также:  Сколько сосудов у человека

п раз, давление воздуха увеличится в п раз, т. е.

Р’в = пРв > или Р’в = ™(Ро ” ^Рн ) •

Так как на стенках цилиндра появились капельки воды, то пар стал

насыщенным. Поэтому новое давление влажного воздуха в цилиндре

Р = Р’в+Рн = (Ро ” <PPnh + Рн = 892мм рт.ст.

В задаче не учтен тот факт, что сконденсированные пары тоже могут

занимать некоторый объем. Этим объемом мы пренебрегли, однако его можно

оценить. Масса пара в цилиндре определяется из объединенного газового

закона.

Объем всех сконденсированных паров

V=(tm)= о1Ь,,, = 011смз

рп (273 + t)Rp

233

По сравнению с V – — – 1л это пренебрежимо малый объем.

Задача VI.27 В сосуде смешиваются три химически не взаимодействующие

жидкости, имеющие массы т = 1 кг, ш2 = 10 кг, т3 = 5 кг; температуры tx

=6°С, t2 = -40°С, t3 = 60°С и удельные теплоемкости = 2 кДж/кг • К, с2 =

4 кДж/кг • К,

с3 = 2 кДж/кг • К соответственно. Определить температуру смеси и

количество теплоты, необходимое для последующего нагревания смеси до

t=6’C.

Решение. В сосуде жидкости, нагреваясь, остаются в том же агрегатном

состоянии, поэтому легко записать для них уравнение теплового баланса:

AQi = 0, т. е. AQ, + AQ2 + AQ3 = 0, или с^АТ, + с2т2ДТ2 + с3т3АТ3 = 0.

ci^i((c) – О + с2тг(0 – *г) + сз(tm)з(0 – *з) = 0 > где 0 – температура смеси,

@ = Cjm^ + c2m2t2 + c3m3t3 =

Cj-rnj + c2m2 + c3m3

– 2 ‘ 1 • 6 + 4 • 10 • (-40) + 2-5-60 _ -1900 _ _

2-1 + 4-10 + 2-5 100

Таким образом, температура смеси 0 равна

– 19° С. Далее эту смесь нужно нагреть до t = 6°С.

234

Для этого ей необходимо сообщить количество тепла

A Q = Cj-mjAT + с2т2ЛТ + с3т3АТ =

= АТ^т-! + с 2m2 + с3т3) = 1300 кДж

(при этом считается, что теплоемкости жидкостей при изменении температуры

не меняются).

Задача VI.28 В калориметре находится mj = =500 г воды при температуре ^ =

5°С- К ней долили еще т2 = 200 г воды при температуре t2 = 10° С и

положили т3 = 400 г льда при температуре t3 = -60° С. Какая температура

установит-

кал кал

ся в калориметре? св = 1———; сл – 0,5——;

г* град г-град

кал

удельная теплота плавления льда А = 80

г

Решение. Записать уравнение теплового баланса в этой задаче трудно, так

как неизвестно, сколько льда растает и будет ли он таять вообще. Поэтому

необходимо сделать предварительные оценки. Оценки проведем в системе СГС,

так как в молекулярной физике это делать удобнее, поскольку удельные

теплоемкости выражаются однозначными цифрами (а не четырехзначными!).

Лед находится при t3 = -60°С, поэтому при наличии воды с плюсовой

Температурой он будет

235

нагреваться. Но для того чтобы его нагреть до нуля градусов, ему нужно

сообщить

Qi = слгалAt = 0,5 • 400 • 60 кал = 12500 кал.

Это тепло лед может получить за счет остывания воды. Вода же, остывая до

0°С, может выделить тепла

Q2 = cBmlAt1 + cBm2At2 = (500 • 5 + 200 • 10)кал = = 4500 кал.

Но этого количества тепла мало для нагревания льда до 0°С, поэтому часть

воды еще замерзнет и при этом выделит количество тепла

Q3 = тохЯ,

где тх количество воды, которое должно замерзнуть, чтобы лед довести до

нуля градусов.

Теперь можно записать уравнение теплового баланса:

Qi = Q2 + Q3, или Q3 = гахА = Q{ – Qz = 8000 кал.

Таким образом, замерзнуть должно гах граммов воды

Qi-Qz 8000 кал

771 = ——1 = ——– = 100г.

Я 80кал/г

После того как в калориметре установится температура 0°С, все процессы

прекратятся. Следовательно, в калориметре будет смесь льда и воды при

температуре t = 0°С, при этом льда будет

тл =400 г + 100 г = 500 г,

а воды

236

тв =500 г + 200 г – 100 г = 600 г.

Задача VI.29 В калориметре с теплоемкостью С = бООДж/град находится т =

1кг льда. Какое количество тепла Q, и Q2 нужно сообщить калориметру со

льдом, чтобы нагреть его на 2 градуса: а) от температуры Т, = 270К до Т2

= 272К;

б) от температуры Т, = 272К до температуры Т2 = 274К? Удельная

теплоемкость воды

. ” кДж ” ч кДж

св = 4,2——-, а льда сл = 2,1——-. Удель-

Решепие. Если внимательно прочитать условие задачи, то можно заметить,

что в первом случае лед в калориметре нагревается от tj = -3°С до t, = –

ГС, т. е. он пребывает еще в твердом состоянии. В этом случае необходимо

сообщить количество теплоты для нагревания калориметра и льда:

Qj = CAT + тпслАТ = ДТ(С + тпсл) = 2(0,6 + 1 ¦ 2,1) кДж = = 5,4 кДж.

Во втором случае лед в калориметре нагревается от ^ = -1°С до t2 = +2°С,

а это значит, что тепло должно сообщаться: на нагревание калориметра на 2

градуса, на нагревание льда сначала на 1 градус, затем на таяние льда, а

затем на нагревание растаявшей воды еще на 1 градус, т. е.

кг* град

кг •град

:——= 337,5 кДж.

в 2

237

Как видно, во втором случае приходится тратить тепла существенно больше.

Задача VI.30 Гелий массой т, заключенный в цилиндр под поршень, очень

медленно переводится из состояния 1 с объемом V2 и давлением р,

в состояние 2 с объемом

V, и давлением р2 (рис.

VI. 15, а). Какая максимальная температура будет у газа при этом

процессе, если на гра-

(а) фике зависимости давления от объема процесс У изображен прямой 1-2?

Предыдущая 1 .. 36 37 38 39 40 41 42 > 43 44 45 46 47 48 .. 78 >> Следующая

Источник