Сосудом для почетного или низкого употребления
Свт. Иоанн Златоуст
Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь
См. Толкование на Рим. 9:20
Свт. Кирилл Александрийский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
На это можно было бы возразить, что они не смогут сказать, будто смысл речения здесь указывает нам на различие природ, ведь Павел не говорит, что некоторые сотворены свирепыми и ожесточенными, или сосудами чести и бесчестия, и он совсем не приписывает им такой природы. Он скорее убеждает думать, что некоторые люди созданы, словно глиняные сосуды, одни для чести, а
другие – для бесчестия (см. 2 Тим. 2:20-21).
Фрагменты.
Свт. Феофан Затворник
Или не имать власти скудельник на брении от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь
«Сим Апостол не уничтожает свободного произволения, но показывает, как должно повиноваться Богу. Когда ты требуешь (придет тебе на то позыв), то представь себе, что ты не более как брение. И должен не только не противоречить, не предлагать вопросов, но даже не говорить, не мыслить, а уподобляться бездушной глине, которая покорна рукам горшечника и употребляется, на что он захочет. Для сего именно взят Апостолом такой пример не в образец жизни, но в урок преданного и безмолвного повиновения. Подобное правило наблюдать надо и везде — принимать примеры не в точном значении, а выбирать из них нужное, к чему они приведены, оставляя все прочее. Так и здесь надлежит понимать слова: глина, горшечник, сосуд. И когда Апостол присовокупляет и говорит: или не имать власти скудельник на брении и прочее, — не заключай из сего, что он изображает сим причины творения или необходимость определения; напротив, он выражает власть и различие в распоряжениях. Если же не в этом смысле принять слова его, то будут иметь место многие нелепые следствия. Ибо ежели идет здесь речь об определении, то выйдет, что Бог — Творец как добра, так и зла, а человек и в том и в другом весьма неповинен. Тогда окажется также, что и Павел, увенчавая везде свободное произволение, сам себе противоречит. Итак, Апостол хочет здесь достигнуть не иной цели, как убедить слушателя — во всем покорствовать Богу и ни в чем не требовать от Него отчета. Как горшечник, рассуждает он, из одной и той же глыбы делает, что ему угодно, и никто ему не противоречит: так и ты не спрашивай и не допытывайся у Бога, почему людей, хотя они одного и того же рода, одних наказывает, а других награждает; напротив, благоговей пред Ним и подражай глине. Как она покорна рукам горшечника, так и ты покорствуй определению Распорядителя вселенной. Он действует не без намерения и не как случилось, хотя ты и не постигаешь тайн премудрости. Ты позволяешь горшечнику из одной и той же глыбы приготовить разные изделия и не винишь его за это, а у Бога требуешь отчета в распределении наказаний и почестей, а не предоставляешь Ему знать, кто достоин и кто не достоин. Но поелику в том же составе та же и сущность, то предполагаешь, что те же и произведения. Какая неосновательность! Не от горшечника зависит, что из той же глыбы иное выходит на почетное, а другое на низкое употребление, напротив, от употребления (произвольного) пользующихся изделием. Так и здесь дело зависит от свободного произволения. Притом, как заметил я, пример должно брать в том одном отношении, что человек обязан не противоречить Богу, а предоставлять всё Его неисследимой премудрости. Пример должен быть обширнее того предмета, в объяснение которого приводится, дабы мог сильнее подействовать на слушателей. Если бы оный не был обширнее и не заключал в себе многих понятий, не мог бы тронуть и пристыдить возражающего, сколько нужно» (святой Златоуст).
Святой Златоуст, как видно само собою, все внимание обратил на то, чтоб отклонить ту мысль, которая первою навязывается уму при чтении сих слов Апостола, именно — если всё от Бога, то нет свободы и мы не виноваты. И опровергает ее отвлеченно, не соображая с течением речи, как и сами слова таковы. Он говорит, что Апостол сим примером учит нас только совершенной и молчаливой покорности Божеским распоряжениям. О самих же распоряжениях Божиих общеизвестно, что они делаются совершенно согласно как с Божиею правдою, милостию и премудростию, так и с достоинством и недостоинством людей или употреблением ими своего свободного произволения. Как ни того, ни другого недальновидность наша не дает нам видеть как следует, а они есть несомненно во всех делах Божиих, то неразумно возражать, смущаться и делать нелепые выводы из того, в роде таких: чесо ради еще и укаряет? Самое разумное, при порождении таких недоумений, восставив веру в Божескую правду и благо-попечительность, смиренно и молчаливо покорствовать Божиим распоряжениям, прогоняя всякое помышление, будто от Бога исходит что-либо неправедное и немилосердое, и совершенно успокоиваясь в преданности Ему.
Сюда же, то есть на отвержение той мысли, будто сими словами уничтожается свобода воли, направляет речь и блаженный Феодорит, только другою дорогою. Он берет при сем в доказательство свободы самое действие возражения. Если, говорит, ты возражаешь, значит, ты свободен. Если б не был свободен, не возражал бы, а молча покорствовал, как глина скудельнику. Он говорит: «если бы не был ты свободен и не по своему изволению избирал, что тебе делать, но по необходимости рабски следовал бы Божией воле; то молчал бы, подобно неодушевленным тварям, любя совершающееся по Божию домостроительству. Но поелику почтен ты разумом, то и говоришь, и делаешь, что тебе удобно, и не любишь совершающегося, но доискиваешься причин Божиим домостроительствам. Посмотри на брение у скудельника; оно, как не имеющее разумной рассудительности, не противоречит работающему, но, если назначено на выделку сосуда и нечестного, в молчании принимает то, что делается с ним. А ты противишься и прекословишь. Значит, не связан ты естественною необходимостию, не против воли преступаешь закон, но произвольно любишь лукавство и по своей воле принимаешь на себя труды добродетели. Посему прав и справедлив приговор Бога всяческих, законно наказывает Он согрешающих, как произвольно отваживающихся делать зло. Есть справедливость и в человеколюбии; потому что, от нас заимствуя повод, оказывает Бог милость». Подобную мысль высказывает и Экумений.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
См. Толкование на Рим. 9:20
Прп. Нил Синайский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Сказано, что есть сосуды «не в честь» (Рим. 9:21). Это живущие блудно, мытари и, одним словом сказать, занимающиеся всяким нечистым делом. Однако же и они, переменив худой нрав на добрый, могут соделаться сосудами «в честь» и благопотребными Царю веков.
Письма на разные темы. Купцу Василию.
Блаж. Августин
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Доколе вы – сосуды глиняные, вы сначала должны быть разбиты тем
жезлом железным, о котором сказано: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс. 2:9). Тогда, когда внешний человек будет разрушен, а внутренний обновлен, вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3:18-19). Потому как из одной и той же глины Бог
создал одни сосуды для почетного употребления, а другие – для низкого, то не вам об этом судить, кем бы вы ни были, все еще живя, как эта глина, то есть земным чувством и плотской мудростью.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Сначала производится сосуд для низкого употребления, затем другой – для почетного. Подобно и в человеке, как я сказал, сначала дурное, с чего нам должно начинать и где мы не должны оставаться; затем – доброе, к чему мы стремимся и, достигнув, должны в нем пребывать. Но не каждый плохой человек станет хорошим, как не будет хорошим тот, кто не был плохим. И чем скорее человек изменится к лучшему, тем быстрее он по праву станет именоваться таким, каким он стал.
О граде Божием.
Принимая во внимание, что природа наша согрешила в раю, мы теперь образуем поколение смертных по тому же самому провидению Бога, но не по небесному, а по земному, то есть не по духу, а по плоти. Все мы стали одной глиняной массой, то есть массой греха.
О различных вопросах.
Если бы эта глина была столь незначительной, что не заслуживала бы ничего доброго, как и ничего плохого, было бы оправданно считать несправедливым использование ее на сосуды низкого употребления. Но когда по свободной воле первочеловека осуждение распространилось на всю глину, то не осталось сомнения, что, если из нее производятся сосуды для почетного употребления, это уже не вопрос справедливости, которая не действует без благодати, но Божией милости. Когда же, однако, сосуды делаются для низкого употребления, то это относится к суду Божиему, но не к несправедливости, которой у Бога быть
не может…
Могло бы показаться несправедливым, что сосуды гнева производятся на погибель, если бы вся глина не была осуждена в Адаме. Что люди становятся сосудами гнева при рождении, относится к наказанию, которого они заслуживают; а что, возрождаясь, они становятся сосудами милосердия, относится к незаслуженной благодати.
Послания.
Блаж. Феодорит Кирский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Посмотри на глину горшечника, как она, лишенная разумного различения, не возражает вылепляющему ее, но, даже если ее определяют для изготовления низменного сосуда, молча принимает происходящее. Ибо об этом Павел писал и к Тимофею: Итак, кто будет чист от сего [отступления от истины], тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21).
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
См. Толкование на Рим. 9:20
Ориген
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
И у пророка Иеремии мы читаем нечто подобное, когда Господь приказывает ему войти в дом горшечника и посмотреть на то, как тот лепит, а особенно на то, как горшечник, собрав выпавший из рук сосуд, вновь вылепил его по своему желанию. И было, как сказано, слово Господне к нему, не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему (Иер. 18:6)? И мудрость говорит: «Сосуды горшечника испытует печь, и людей праведных – искушение» (пер. Сирах. 27:6 из Вульгаты). Итак, Бог властен над нами, как и горшечник над глиной, чтобы делать из того же замеса сосуды для чести и сосуды для бесчестия. Посему тебе, раз ты безрассудно отвечаешь Богу, достаточно выслушать это…
Итак, получается, что кто не очистил себя и не смыл покаянием греховную скверну, тот есть сосуд бесчестия. А если он увеличит свою злобу и отверделым разумом и нераскаянным сердцем совершенно презрит обращение, то он будет уже не только сосудом бесчестия, но и сосудом гнева.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Тем, кто говорит о множественности душевных природ и привлекает в подтверждение своих учений эти речи апостола, надлежит ответить следующим образом. Если и они признают, что из той же смеси сделаны, по слову апостола, и предназначенные к чести, и предназначенные к осуждению – что они называют природами, назначенными к спасению, и природами, назначенными к гибели, – то это будут уже не две разные душевные природы, но одна природа на всех.
О началах.
Тертуллиан
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Если апостол говорит о глиняных сосудах, то и человек – глина, поскольку раньше был ею, и плоть – глиняный сосуд, так как возникла из глины жаром Божественного дыхания (см. Быт. 2:7). Потом она была одета в глиняные туники, то есть обтянута кожей.
О воскресении мертвых.
Амвросиаст
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Одна и та же смесь, но воля горшечника разная. Подобно и Бог создал нас всех из одной субстанции, и все мы стали грешниками, но одних Он милует, а других отвергает, и не без справедливости. В творении есть только воля, у Бога же – воля со справедливостью, ибо Он ведает, кого миловать, как я упоминал выше.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого
Еще сравнение, разъясняющее права Бога Творца в отношении к творению. Смысл этого сравнения такой. Как горшечник имеет полное право давать каждому, им приготовленному, сосуду свое назначение, так вправе делать то же и Творец по отношению к твари, хотя бы через это одно творение оказалось в большей чести, чем другое. Но как Творец пользуется Своими правами в действительности, об этом здесь Апостол еще не говорит. Ему нужно только опровергнуть поставленное в 19-м стихе возражение против свободы Божией, о которой Апостол сказал в 18-м ст.
См. также Толкование на Рим. 9:14
Источник
Переход от предыдущего отрывка к настоящему представляет большой интерес. Павел только что дал великую характеристику Церкви, заявив, что она состоит из людей принадлежащих Богу и шествующих путем праведности. На это, однако, вполне могут возразить: как же вы тогда объясняете наличие в Церкви еретиков-пустословов? Как вы объясняете наличие таких как Именей и Филит? На что Павел и отвечает, что в каждом большом доме разная посуда и утварь, не только из драгоценных металлов, но и из простого, неблагородного металла; одни вещи предназначены для парадного, почетного употребления, а другие – для будничного, обычного употребления. Так же и в Церкви. Коль скоро это земная организация людей, она тоже представляет из себя смешение разных типов людей. Коль скоро она состоит из мужчин и из женщин, она представляет из себя человечество в миниатюре. Точно так же, как в мире существуют разные, так и в Церкви существуют разные люди.
Эту практическую истину еще задолго до того высказал Иисус в притче о пшенице и плевелах (Мат. 13,24-30.36-43). Главный смысл притчи в том и заключается, что пшеница и плевелы растут вместе, и на ранних порах так похожи друг на друга, что их просто невозможно различить. Эта же мысль еще раз выражена в притче о неводе (Мат. 13,47-48). Невод собирает рыб всякого рода. В обеих притчах Иисус учит о том, что Церковь неизбежно должна представлять собой разнородную смесь и что человеческое суждение должно быть отложено, но что Божий суд в конечном счете произведет разделение.
Люди, критикующие Церковь за то, что в ней есть и несовершенные люди, могут критиковать ее, потому что Церковь состоит из мужчин и женщин. Нам не дано судить, суд вершит Бог.
Но христианин обязан предохраняться от нечестивого влияния. И если он делает это – вознаграждением ему будут не особая честь и не особые привилегии, а особое служение.
И в этом сама суть христианской веры. Подлинно хороший человек не видит в своей добродетели право на особые почести, его единственное желание – делать как можно больше, ибо это служение и будет для него его главной привилегией. Если он добродетелен, он меньше всего будет стремиться чуждаться своих собратьев и сограждан. Он скорее будет стремиться находиться среди них, даже когда они очень плохие, служа Богу и служа этим людям. Славу свою он будет видеть не в освобождении от служения; он будет видеть ее во все большем служении. Христианин не должен думать о том, достоин ли он почести, а о том – достоин ли он служения.
22-26
Совет христианскому руководителю (2 Тим. 2,22-26)
Этот отрывок – отличный практический совет христианскому руководителю и учителю.
Он должен избегать юношеский похотей, вожделений. Многие комментаторы Библии пытались установить, что же следует понимать под юношескими вожделениями. Сюда относятся не только плотские страсти; сюда относятся также нетерпение, которое не научилось еще “поторапливаться неспешно” и узнать, что слишком большая спешка может принести больше вреда, чем добра; самоуверенность и самонадеянность, ведущие к нетерпеливости и надменности при отстаивании своих мнений и не научившиеся распознавать хорошие стороны во мнениях других людей; страсть к рассуждениям,ведущая к длинным спорам и ничтожным действиям, и готовая рассуждать ночь напролет, довольствуясь в результате лишь кучкой неразрешенных проблем; любовь к новизне, выливающаяся в пренебрежительное отношение к одному, лишь потому, что оно старо и вожделение к другому, лишь потому, что оно ново; недооценивающая значение опыта. Но нужно отметить вот что: ошибки эти – это ошибки идеализма. Собственно свежесть и силы чувств толкает юность на такие ошибки. Такие ошибки следует не сурово осуждать, а сочувственно помочь исправить, ибо в основе каждой из них – какое-нибудь достоинство.
Христианских учитель и руководитель должны держаться правды [у Баркли: праведности], то есть отдавать людям и Богу должное; веры, то есть быть верными и надежными: то и другое есть результат веры в Бога; любви, то есть никогда не желать ничего кроме высшего блага своим собратьям и согражданам, независимо от того, что они причиняют нам, и навсегда забыть горечь и чувство мести; мира, то есть пребывать в отношениях подлинной дружбы с Богом и с людьми. Стремиться ко всему этому они должны вместе со всеми призывающими имя Божие. Христианин никогда не должен стараться жить отдельно от людей и изолированно от них. В христианском братстве должен он искать и находить силу и радости. Как сказал Джон Уэсли: “У человека должны быть друзья, или он должен найти их, потому что еще никто никогда не попадал на небеса одиночкой”.
Христианский руководитель и учитель должен уклоняться от глупых и невежественных словесных состязаний, которые являются бичом Церкви. Христианские споры в современной Церкви вдвойне бессмысленны, потому что они редко затрагивают глубокие проблемы жизни, вероучения и веры, и почти всегда касаются незначительных предметов и вопросов. Христианский руководитель позволивший втянуть себя в бессмысленные и нехристианские распри, теряет всякое право оставаться им.
Христианский руководитель должен быть приветливым ко всем даже тогда, когда он должен указывать на совершенные проступки и порицать за них; это следует делать мягко, без всякого желания обидеть и оскорбить. Руководитель должен, далее, быть учителей, способным учить слову Божию; он не просто должен знать истину, но и уметь передать ее другим, и делать это не столько говоря о Христе, сколько своею жизнью показывая Его людям. Он должен быть также незлобивым [у Баркли: терпеливым, снисходительным]; как и Его Господин, если его оскорбят, он не должен оскорблять в ответ, он должен переносить оскорбления и обиды, неуважение и унижения, как принимал и переносил их Иисус. Есть более тяжелые грехи, чем обидчивость, но она причиняет самый большой вред христианской Церкви. Руководитель и учитель должен любовью, а не суровой критикой пробуждать людей к покорности истине.
Последнее предложение написано очень сложным греческим языком, но кажется, Павел выражает надежду, что Бог пробудит раскаяние и стремление к истине в сердцах людей, чтобы запутавшиеся в сетях дьявола могли быть спасены, если души их еще живы, и трудами и служением слуг Божиих приведены были бы в повиновение Его воле. Бог побуждает людей к раскаянию, а христианский руководитель открывает двери Церкви перед раскаявшейся душой.
Глава 3
Время ужаса (2 Тим. 3,1)
Раннехристианская Церковь жила под впечатлением, что время истекает и что конец мира близок: христиане ждали, что второе пришествие может произойти в любой момент.
В эти последние времена, говорит он, наступят тяжелые, тяжкие, по выражению Павла, времена. В греческом это халепос. Его обычное значение –трудный, тяжелый, но оно употребляется в разных специфических выражениях, которые и раскрывают его значение в данном контексте. Это слово употреблено в Мат. 8,28 для характеристики двух бесноватых в стране Гергесинской, встретивших Иисуса среди гробниц: они были весьма свирепые. Плутарх употребил это слово в выражении, которое мы бы перевели как страшная, опасная рана. Древние авторы-астрологи употребляли это слово для описания неблагоприятного, угрожающего сочетания небесных тел. В этом слове заключена идея опасности и угрозы. В последние дни настанут времена, которые будут угрожать самому существованию христианской Церкви и добродетели вообще, это будет своего рода последний ужасный штурм зла перед его окончательным поражением.
Иудеи как раз так и представляли себе эти последние ужасные времена, как это представлено здесь. Зло распустится ужасными цветами в эпоху, когда, кажется, поколеблены все моральные основы. В завете Иссахара, книге, написанной в эпоху между Ветхим и Новым Заветом, мы находим такую картину:
“Я знаю, дети мои, что в последние дни
Ваши сыновья откажутся от искренности.
И предадутся ненасытным желаниям;
И, оставив бесхитростность, впадут в злобу;
И отрекутся от заповедей Божиих
Они предадутся дьяволу
И, оставив хлебоношество,
Они предадутся своим гнусным порокам
Будут рассеяны среди язычников
И будут служить своим врагам” (Заповедь Иссахара 6,1.2).
В 2 Вар. мы имеем даже более яркую картину морального хаоса этих последних дней.
“И слава будет обращена в стыд,
И сила будет унижена в презрение,
И честность уничтожена,
И красота станет уродством…
И зависть поднимется в тех, кто не думал вовсе о себе,
И страсти охватят того, кто спокоен,
И во многих поднимется гнев, чтобы обидеть многих.
И в конце они погибнут вместе с теми” (2 Вар. 27)
В нарисованной картине Павел мыслит в знакомых иудеям выражениях: в конце мира – силы зла должны раскрыться в полной мере.
Нынче мы должны вновь нарисовать эти старые картины, но в современных выражениях. Люди всегда относились к этим картинам всего лишь как к видениям. Мы попросту насилуем и извращаем иудейское и раннехристианское мировоззрение, толкуя эти картины буквально. Но оно включает в себя и отражает непреходящую истину, что однажды должно настать такое завершение, такой конец, когда зло вступит в прямое столкновение с Богом и наступит конечное торжество Бога.
2-5
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник