Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов thumbnail

Металлокомпозитные баллоны давления в авиации и космонавтике

На протяжении 15 лет специалистами ЗАКБ «САФИТ» (иногда нас неверно ищут в интернете как софит) велись работы по созданию металлокомпозитных баллонов (МКБ) высокого давления,
по своим характеристикам конкурирующих с лучшими отечественными и зарубежными образцами.

К настоящему времени создана и отработана технологическая цепочка серийного производства МКБ. Баллоны внедрены и поставляются в оборонную
промышленность и народно-хозяйственные отрасли.

Применение МКБ стало наиболее актуально в свете программы импортозамещения, когда предприятия-поставщики металлических балонов
высокого давления находятся за пределами России, а имеющийся парк воздушных судов гражданской авиации и военно космических сил снаряжен баллонами с
истекающими сроками эксплуатации.

Металлокомпозитные баллоны производства ЗАКБ «САФИТ» спроектированы и предназначены для хранения и транспортирования любых видов
газов
в авиации, космонавтике и для гражданского применения.

Конструкция металлокомпозитного баллона

Конструкция композитного кислородного баллона

Металлокомпозитный баллон (сосуд) высокого давления производства ЗАКБ «САФИТ» спроектирован и предназначен для хранения и транспортирования всех
видов газов на уровне мировых стандартов.

Главная конструктивная особенность и отличие от других композитных баллонов – это тонкостенный высокодеформативный лейнер из нержавеющей стали.

Благодаря использованию новых конструктивно-технологических решений и высокотехнологичному производительному оборудованию собственной разработки,
продукция способна конкурировать по цене c повсеместно используемыми металлическими аналогами.

Особенности МКБ САФИТ

  • Сверхтонкий лейнер толщиной 0,3…0,5 мм изготовлен методом микроплазменной сварки на инновационном оборудовании, не имеющем аналогов
  • Составные части лейнера получены пластическим деформированием заготовок
  • Лейнер и силовая оболочка раскреплены между собой
  • Силовой углеволоконный слой изготовлен методом намотки. Профиль слоя, углы армирования близки к оптимальным

Преимущества МКБ САФИТ

  • Возможность проектирования МКБ с заданными эксплуатационными характеристиками
  • Оптимальные форма лейнера и схема армирования
  • Высокая весовая эффективность
  • Безопасный характер разрушения
  • Повышенная коррозионная стойкость
  • Увеличен срок службы баллонов и интервалы между поверками
  • Уменьшена стоимость за счет использования сварки

Композитные баллоны успешно применяются в различных отраслях

Нефте-газовая
отрасльСосуды давления из композиционных материалов

Хранение и транспортировка промышленных газов

Атомная
отрасльСосуды давления из композиционных материалов

Хранение жидких радиоактивных отходов

Медицина
и МЧССосуды давления из композиционных материалов

Кислородные баллоны

Авиация и
космонавтикаСосуды давления из композиционных материалов

Кислородные системы, системы пожаротушения, пневмоприводы

Автомобильный
транспортСосуды давления из композиционных материалов

Баллоны для сжиженного газа

Оборонная
отрасльСосуды давления из композиционных материалов

Хранение специальных газов

С расширением областей применения за 5 лет рынок МКБ в России вырос на 600% и составляет ~ 4 млрд. руб.

Металлокомпозитные баллоны – продукт эволюции металлических

Металлические баллоны давления

Сосуды давления из композиционных материалов

  • Стальные
  • Алюминиевые
  • Титановые

Композитные баллоны давления

Сосуды давления из композиционных материалов

  • Стальные со стеклопластиковой подмоткой
  • Стеклопластиковые с полимерным или композитным лейнером

Металлокомпозитные с металлическим лейнером

Сосуды давления из композиционных материалов

  • Алюминиевые раскатные лейнеры
  • Алюминиевые и титановые сварные лейнеры

Металлокомпозитные со сверхлёгким лейнером

Сосуды давления из композиционных материалов

  • Тонколистовой стальной сварной лейнер

МКБ превосходят металлические баллоны по всем параметрам

По весовой эффективности МКБ «САФИТ» сопоставимы с зарубежными и в разы превосходят отечественные баллоны давления

Сферические баллоны

Цилиндрические баллоны

Тенденции и экономический эффект от использования МКБ

Сосуды давления из композиционных материалов

Массовая доля ПКМ в ВС за 30 лет выросла в 50 раз и составляет 50% (В-787), объемная доля достигла 80%

Сосуды давления из композиционных материалов

Фюзеляж В-787 полностью выполнен из КМ и состоит из четырех состыкованных между собой отсеков, в конструкции применяются различные
типы ПКМ, вытесняющих алюминий с 80% (В-737) до 20%

Источник: отчет НИР по теме «Анализ тенденций и прогноз перспектив применения композиционных материалов в конструкциях
воздушных судов гражданской авиации», М, ФГУП ГосНИИ ГА, 2014, с. 313

Авиация: замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД

Композитные баллоны имеют ту же форму и характеристики при меньшем весе. Замена металлических баллонов на металлокомпозитные
аналоги не требует конструктивных доработок! Размещение кислородных баллонов позволяет легко производить их замену.

Штатные баллоны

Сосуды давления из композиционных материалов

УБШ-25/150

Р раб = 170 бар
V = 25 л
m = 15,8 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 94,8 кг

Сосуды давления из композиционных материалов

КБ-2

Р раб = 30 бар
V = 7,8 л
m = 12 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 24 кг

Металлокомпозитный аналог

Сосуды давления из композиционных материалов

Аналог УБШ-25/150

Р раб = 170…340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 37,2 кг

Сосуды давления из композиционных материалов

Аналог КБ-2

Р раб = 30…60 бар
V = 7,8 л
m = 4,8 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 9,6 кг

Читайте также:  Близкое расположение сосудов глаза

Суммарный выигрыш в весе: 94,8 + 24 – 37,2 – 9,6 = 72 кг

Сосуды давления из композиционных материалов

Уменьшение массы самолета на 1 кг приводит к уменьшению расхода топлива на 40 г в час.
При среднем годовом налете самолета в 2500 часов уменьшение массы на 72 кг приводит к уменьшению расхода топлива на:
72 кг x 0.04 кг/час x 2500 час = 7 200 кг

Замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД уменьшает массу самолета на 72 кг, что приводит к уменьшению годового расхода топлива
на 7,2 тонны и снижению выбросов СО2 на 21 тонну!

Примечание: по экспертным оценкам замена МБ на МКБ по всем системам на пассажирском самолете
может привести к 10-кратному увеличению эффективности.

Космонавтика: применение МКБ в разгонном блоке «ФРЕГАТ»

Проведено три успешных пуска ракет с космодрома Куру для вывода спутников навигационной системы ГАЛИЛЕО по заказу Европейского Космического Агентства
с МКБ «САФИТ», установленными на разгонном блоке «ФРЕГАТ». РБ «ФРЕГАТ» разработан в НПО им. С.А. Лавочкина для выведения космических аппаратов в составе
ракет типа Р-7А3.

Применение МКБ увеличило коммерческую загрузку РБ на 44 кг с экономическим эффектом 53 млн. руб.

Сосуды давления из композиционных материалов

Применение МКБ позволило увеличить давление заправки гелием до 340 бар.
Это дало возможность заменить шесть титановых баллонов
на пять металлокомпозитных.

Суммарная масса МКБ: 6.2 кг х 5 шт. = 31 кг
Суммарная масса МБ: 12.5 кг х 6 шт. = 75 кг
Выигрыш в массе: 75 – 31 = 44 кг
Выведение 1 кг груза на геостационарную орбиту: 1.2 млн. руб.

Экономический эффект: 1.2 млн.руб. х 44 кг = 52.8 млн. руб.

Сосуды давления из композиционных материалов

Металлокомпозитный баллон для разгонного блока «ФРЕГАТ»

Технические характеристики

Р раб = 340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг

МАКС-2017: Продукция ЗАКБ САФИТ, металлокомпозитные баллоны давления в изделиях Российского Космического Агентства

Технология изготовления Металлокомпозитного баллона давления

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Установка сварки лейнера запатентована и является инновационной

  • Сварочный аппарат имеет программное управление и полностью автоматизирован
  • Позволяет вести сварку тонких 0,3…0,5 мм элементов лейнера
  • Сварной шов не имеет дефектов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Установка для намотки силовой оболочки

В ЗАКБ «САФИТ» разработана методика оптимального выбора материалов и углов армирования лейнера

  • Формирование силовой оболочки производится методом «мокрой» намотки армирующего материала на лейнер
  • Намотка силовой оболочки формируется последовательной укладкой спиральных и кольцевых слоев пропитанного армирующего материала по заданной программе
  • Схема армирования и программа определяются результатами проектных расчетов
  • По окончании процесса намотки баллон нагружается внутренним давлением и подвергается термообработке. По завершении термообработки давление стравливается

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Металлокомпозитные баллоны ЗАКБ «САФИТ» прошли сертификационные испытания по международному стандарту ЕN 12245

Требование по взрывобезопасности (пункт 5.2.5 EN 12245 : 2002)

Статическое нагружение

Требования стандарта

  • Разрушающее давление Pв должно быть больше двух предельных PH
  • Баллон не должен давать утечки при Р Баллон и лейнер должны разрушаться не более чем на три части.
  • В зачет идут только куски лейнера, выбитые из оболочки баллона.

Условия

  • Тип баллона – БMK 9 -165- 250
  • Среда испытаний – вода
  • Температура среды – 23 °C
  • Температура поверхности – 22°C
  • Скорость наддува 25 – 30 bar/s

Результаты

  • Безосколочное разрушение (удовлетворяет требованиям стандарта)

Иллюстрация

Сосуды давления из композиционных материалов

Огнестойкость

Требования стандарта

  • Баллоны не должны разрушаться катастрофически во время огненного испытания. Испытательная среда может протекать через стенки баллона

Условия

  • Тип баллона – БMK 9 -165- 250
  • Среда испытаний – воздух
  • Давление испытаний 250 бар
  • Температура среды – 20°C
  • Тип устройства для сброса давления – Valve A 232 (manufacturer Rotarex)

Результаты

  • Баллон начал течь через 14 минут и 40 секунд после начала испытания на огнестойкость через стенки цилиндра и штуцер
  • В ходе испытания баллон не разрушился (удовлетворяет требованиям стандарта)

Иллюстрация

Сосуды давления из композиционных материалов

Пулевой прострел

Требования стандарта

  • Тестируемый баллон не должен разрушиться на осколки независимо от проникновения в него пули

Условия

  • Тип баллона – БMK 9 -165- 250
  • Среда испытаний – воздух
  • Температура среды – меньше 50°C
  • Давление испытания – 250 бар
  • Скорость пули – 850 м/сек
  • Размер пули – 7,62 мм
  • Баллон опрессован воздухом до 300 баров и испытан методом «аквариума»
  • Баллон является герметичным
Читайте также:  Как быстро и эффективно почистить сосуды

Результаты

  • Баллон получил входное и выходное отверстие диаметром 50 мм
  • После удара пули в баллоне не оказалось осколочного разрушения (удовлетворяет требованиям стандарта)

Иллюстрация

Сосуды давления из композиционных материалов

Обработана статистика повреждений МКБ и даны рекомендации по оценкам живучести

Наибольшее число повреждений связано с появлением микротрещин (44%), истиранием и царапинами (16%), случайными ударами (14%).

Сосуды давления из композиционных материалов

Примеры эксплуатационных повреждений и их влияние на работоспособность МКБ

Высокая температура и огонь

О Компании

ЗАКБ САФИТ

С 1993 года компания САФИТ (иногда нас ищут как софит) работает в сфере разработки и производства стеклопластиковых изделий на основе эпоксидных и полиэфирных смол.
Конструкторские разработки осуществляются при участии специалистов ФНПЦ ОАО ЦНИИСМ – ведущего института России по созданию изделий из
композиционных материалов для ракетно-космической техники, а производственные мощности компании состоят из современного высокопроизводительного
оборудования, позволяющего производить широкий спектр высококачественных изделий, соответствующих международным стандартам ASTM, AWWA.

В настоящее время компанией выпускается широкий ассортимент изделий из стеклопластика: артезианские и нефтеперегонные
трубы, химически стойкие шламо-, соле-, кислотопроводы, трубопроводы быстрого развертывания, футляры защитные для газопроводов, опоры освещения,
токоразмыкатели и электроизоляторы, электро-подогреваемые трубы, антенные системы и радиопрозрачные колпаки.

Источник

Баллоны и резервуары (рис.1.6.) из композиционных материалов, изготовленные методом непрерывной намотки и предназначенные для хранения и транспортировки газов и жидкостей; обеспечивают по сравнению со стальными прототипами снижение массы в 2 раза; повышение коррозионной стойкости, долговечности эксплуатации.

Основным материалом является композит на основе стеклянных и арамидных волокон.

Сосуды давления из композиционных материалов

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис. 1.6. Сосуды и баллоны из композиционных материалов

Техническая характеристика: Объем баллона, от 10 до 220 л; Рабочее давление, от 0,3 до 2,0 МПа; Разрушающее давление, от 1,0 до 6,0 МПа.

Защитные покрытия

Использование металлов и их сплавов дорого. Поэтому большое распространение получил способ защиты аппаратов от разрушающего действия перерабатываемых в аппарате веществ. Подобные защитные покрытия могут быть металлическими и неметаллическими.

Различают три способа нанесения металлических покрытий: обкладка, термодиффузионный способ и плакирование.

Обкладка заключается в наложении на стенки аппарата свинца, меди или легированной стали. Наиболее эффективно гомогенное покрытие, которое осуществляется направлением металла на луженную поверхность аппарата.

При термодиффузионном способе металл в виде порошка при высокой температуре наносят на защищаемую поверхность. В зависимости от вида наносимого металла различают термохромирование (Cr), алитирование (Al) и силицирование (Si).

Плакирование – совместная прокатка или горячее прессование защищаемого металла с металлическим защитным покрытием. Толщина защитного слоя составляет 10-20% толщины основного металла.

Неметаллические покрытия классифицируют как по характеру используемого материала, так и по способам их нанесения. К последним относятся: эмалирование, футеровка, гуммирование и защита пластмассами.

Эмалирование – заключается в покрытии металла стеклообразной массой – эмалью, которая получается на основе кварцевого песка, поташа, буры, селитры, и других материалов.

Футеровка может производиться как силикатными, так и графитовыми материалами, что обеспечивает наилучшую защиту от действия разнообразных агрессивных сред при высоких температурах.

Для футеровки подготовленную металлическую поверхность промазывают в несколько слоев замазкой и затем укладывают плитки в два-три слоя таким образом, чтобы швы нижнего слоя были перекрыты плитками верхнего слоя (рис.1.7.). Затем снова покрывают слоем замазки и производят «окисловку», которая заключается в обработке поверхности покрытия кислотой.

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис. 1.7. Последовательность укладки плиток при футеровке

Так же в промышленности применяют комбинированные двух- и трехслойные покрытия (рис. 1.8.).

Сосуды давления из композиционных материалов
Рис. 1.8. Схема трехслойного покрытия: 1 – металлический корпус аппарата;
2 – полиизобутиленовый слой; 3 – диабазовые плитки;
4 – кислотоупорный кирпич
 

Гуммирование заключается в покрытии металла слоем резины как внутри, так и снаружи. Достоинством такого покрытия является хорошая стойкость к агрессивным воздействиям, абразивному износу, кавитационным воздействиям, знакопеременным деформациям и резким колебаниям температуры. Гуммировать аппаратуру можно жидкими каучуками. Перспективными методами нанесения полимерных покрытий является покрытие герметиками, защита латексами, метод газопламенного напыления.

Читайте также:  Как лучше удалить сосуды

В качестве материалов для защиты аппаратуры широко используются винипласт, полиэтилен, полипропилен, фаолит, асбовинил, синтетические лаки.

Тепловая изоляция

Аппараты и трубопроводы, работающие в условиях высоких или низких температур, покрывают тепловой изоляцией с целью уменьшения теплопотерь и удобства работы персонала.

Теплоизоляция должна отвечать следующим требованиям: обладать минимальными коэффициентом теплопроводности, объёмной плотностью, быть механически прочной, химически стойкой, инертной по отношению к изолируемой аппаратуре, стойкой к температуре стенки и колебаниям температур, должна легко устанавливаться и монтироваться. Материалы тепловой изоляции имеют пористое строение и классифицируются по конструкции изделия, структуре, форме, виду сырья, объёмной массе, сжимаемости и теплопроводности.

Наиболее распространена классификация по конструкции изделия. Согласно этой классификации различают следующие материалы:

1) мастичные, выполняющиеся преимущественно из порошкообразных материалов (при замешивании их с водой образуется пластичная масса – изоляционная мастика);

2) засыпные материалы, которые в виде волокнистой или зернистой массы засыпаются в заранее уготованные кожухи;

3) формованные, изготавливающиеся из жёстких формованных изделий: кирпичей, плит, сегментов и т. п.;

4) сборно-блочные, которые выполняются из отдельных блоков, и сборных конструкций заводской готовности, изготавливаемых из различных теплоизоляционных элементов (рис. 1.9., 1.10.).

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис. 1.9. Последовательность монтажа комплектной теплоизоляционной конструкции: а – установка утеплителя и покрытия; б – затяжка и сверловка; в – завертка самонарезающих шурупов

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис. 1.10. Изоляция формованными изделиями трубопроводов (а) и аппаратов (б) и монтаж изоляции трубопроводов сегментами (в): 1 – сегменты; 2 – каркасы; 3 – штукатурка;

4 – слои грунта; 5 – слои краски; 6 – шипы; 7 – проволоки;

8 – резиновый жгут

За последние годы резко возрос интерес специалистов к сокращению тепловых потерь и в первую очередь путем применения высокоэффективной теплоизоляции. Известно, что потери тепловой энергии в трубопроводах систем центрального теплоснабжения составляют до 60% общих “ненормативных” тепловых потерь. В настоящее время во всем мире широко используется для теплоизоляции труб тепловых сетей пенополиуретан (ППУ). ППУ – эффективен для теплоизоляции труб, в которых циркулирует хладоагент с температурой до -200°С и теплоноситель до +160°С. При сочетании пенополиуретана с другими материалами и сопутствующем конструктивном решении возможна теплоизоляция трубопроводов с температурой теплоносителя до 500-600°С.

Существует несколько способов получения трубной теплоизоляции из пенополиуретана:

– “труба в трубе”. Смесь, несущая в себе пенополиуретан заливается в объём между основной трубой и поверхностной полиэтиленовой или металлической трубой (методом заливки «труба в трубе»). Такая теплоизоляция трубопроводов используются для проведения тепловых коммуникаций, при проведении нефтепроводов и газопроводов (рис.1.11.).

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис. 1.11. Принципиальная схема изоляции трубы пенополиуретаном

– напыление на трассе и в стационарных условиях. Метод напыления: как правило используется в случае если труба имеет большой диаметр. Срок службы – более 20 лет и широкий температурный диапазон нормального функционирования от -80 до +130 °С.

– изготовление скорлуп ППУ с последующей сборкой. ППУ также используется как теплоизоляция трубопроводов, находящихся на открытом воздухе (теплоизоляция наружных трубопроводов), путём создания так называемых теплоизоляционных скорлуп ППУ. Размеры скорлуп ППУ – длиной 1000 мм, толщиной 20 – 100 мм и плотностью 40 – 65 кг/м2 сохраняют высокую прочность, термостабильность в широком диапазоне температур. Скорлупы из пенополиуретана достаточно эффективны при теплоизоляции трубопроводов, с температурой носителя от -180°С и до +120°С (рис.1.12.).

Сосуды давления из композиционных материалов

Рис.1.12. Скорлупа ППУ пенополиуретановая для теплоизоляции трубопроводов

Использование пенополиуретана при теплоизоляции трубопровода позволяет экономить до 75000 руб. в год на 1 км теплопровода диаметром 300 мм. Главным достоинством теплоизоляции из пенополиуретана является, то, что он сохраняет свои теплоизоляционные качества и не снижает их в течение всего срока эксплуатации (25 – 30 лет). Это делает пенополиуретан намного выгоднее теплоизоляции их волокнистых утеплителей с их сроками эксплуатации в 5 – 7 лет. Экономические расчеты показывают, что затраты, пошедшие на смену старой теплоизоляции на теплоизоляцию из пенополиуретана окупаются уже на 2 отопительном сезоне.

Трубопроводы

Трубопроводы включают в себя: трубы и их фитинги (фасонные части), компенсаторы температурных удлинений, детали для соединения и крепления трубопроводов, опоры трубопроводов.

Источник