Сосуды для благовоний в египте

Сосуды для благовоний в египте thumbnail

В глубокую древность уносит нас история создания первых благовоний. Археологические находки позволяют приоткрыть завесу, за которой прячется тайна искусства создания ароматов древнеиндийской, вавилонской и египетской цивилизаций. Все они связаны между собой нитью заимствования друг у друга знаний и опыта в получении эфирных масел. Ведь на протяжении многих веков человек стремился открыть секрет аромата, извлечь его, найти способы использовать его волшебную силу для лечения заболеваний.

В Древнем Египте ароматы играли особую роль, они сопровождали человека, живущего на земле, и ушедшего в иной мир. Именно здесь, в Египте, следует искать тайны создания первых благовоний. Эфирные масла были неотъемлемой частью ритуалов – воздавались почести божествам, омовения душистыми благовониями во время молитвы. А использование ароматов мирры, ладана, терпентиновой смолы считались лучшими средствами для возвышения души.

Парфюмерия в Древнем Египте

В храмах Древнего Египта особенно почитались ароматы мирры, ладана, кедра и кипариса, которые выставлялись в сосудах на четыре стороны света и символизировали исцеление, божественность, защиту от врагов и мужественность. Для ароматизации воздуха использовали благоухающие смолы, дерево, фрукты, растения, пряности в виде шариков, которые помещались над источником огня.

В городе Солнца Гелиотропе совершались ритуалы, посвящённые божеству Ра, – три раза в день использовали разные благовония – на рассвете – янтарную смолу, в полдень – мирру, на закате – смесь из 16 компонентов, которая называлась «куфи», что в переводе с древнеегипетского означало – «добро пожаловать к богам». Среди этих 16 компонентов были мирра, шафран, можжевельник, дрок, фисташки и семена пажитника и другие благовония.

Сырье для изготовления парфюмерии

Многие рецепты не дошли до нас в своём первоначальном содержании. Но все эти благовония использовались не только в религиозных ритуалах, но и в целях излечения от разных недугов. Например, считалось, что благовонная смесь куфи улучшает сон, успокаивает, снимает тревогу. «Масло – лекарство для тела» – писал фараон Аменхотеп III(1405 – 1367 до н. э.). Запах мирры явственно ощущался во вскрытой гробнице Тутанхамона.

Парфюмерия в Древнем Египте

Почему древние египтяне бальзамировали тела умерших фараонов или других знатных людей, сумевших при жизни построить себе гробницу? Они, считали, что тело надо сохранить в наилучшем состоянии и при переходе в иной мир, ведь душа остаётся, и она должна жить в сохранившемся теле, неподверженном гниению.

Поэтому погребение тела сопровождалось обилием ароматических веществ, это подтверждают найденные остатки затвердевших душистых экстрактов в пирамидах фараонов, причём у каждого из них был свой индивидуальный аромат. Точные рецепты ароматических средств и способ бальзамирования, несмотря на подробные описания Геродота (490-480 – 425 до н.э.), не сохранились.

Парфюмерия в Древнем Египте

Основным методом добывания пахучих веществ было прессование. Древние египтяне имели лаборатории, в которых проводили выжимку , экстракцию и горячую мацерацию. При этом использовали оливковое, кунжутное и миндальное масла. Пользовались египтяне и такими маслами как касторовое, изготавливаемое из клещевины, в котором содержится яд рицин, бегеновое (из семян растений моринговых), масло из семян сафлора.

Масло использовалось и для защиты от жарких солнечных лучей. Самыми изысканными считались масла лотоса, лилии и ириса. Все рецепты хранились в тайне, но архелогические находки подтверждают, что иногда рецепты с точным содержанием компонентов и последовательностью всех процедур высекались на стенах «лабораторий», где проводилось создание ароматов.

Большую часть ароматических веществ приходилось ввозить в Египет, ведь в жарком, иссушающим почву климате, мало было растений. Так, например, мирру и ладан ввозили из Аравии, сандаловое дерево и древесину агаро – из Индии или с острова Цейлон (Шри-Ланка), сосновые, оливковые масла, корицу и ваниль – из Ливии, Аравии и Ближнего Востока. Пряностями торговали арабские мореплаватели. Это были корица, чёрный перец, мускатный орех, корень имбиря.

Парфюмерия в Древнем Египте

Где хранили древние египтяне свои благовония? Это были специальные вазочки, изготовленные из мраморного оникса, который добывался в Фивах. Размеры и формы их были самые разнообразные. Для текучих эфирных масел использовались маленькие сосудики из алебастра, а притирания хранились в маленьких каменных или керамических бутылочках, которые были сделаны в виде фигурок животных.

Но ароматы ещё ценились и за то, что обладали эротизирующими свойствами. Ведь ароматами пользовались не только в целях исцеления от недугов или проведения ритуалов, ими наслаждались, с ними испытывали блаженство, чувство любви, радости, они обольщали, очаровывали и возбуждали. Но желание нравиться обходилось дорого. Один грамм мирры по стоимости был равен такому же количеству золотого песка.

Древнеегипетские духи представляли собой смеси затвердевшего жира и эфирных масел, их помещали на парик в начале дня. Под жаркими солнечными лучами жир постепенно таял, и эфирные масла испарялись. Благовониями натирали тело, царица Клеопатра была всегда окутана ароматами. Она сама с большим умением составляла пахучие смеси и косметические средства. Когда Клеопатра прибыла в Тарс на своём корабле, алые паруса которого были пропитаны благовониями, Антоний был повержен.

Читайте также:  Вреден ли картофельный крахмал для сосудов

Новая страница истории парфюмерии была открыта уже в Античном мире – в Древней Греции.

Сосуды для благовоний в египте

Источник

И. А. Леенсон

«Химия и жизнь» №3, 2013

Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии. На Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и мазями пользовались не только высшие слои общества. «Масло – лекарство для тела», – писал фараон Аменхотеп III (1411-1375 до н. э.), фараон Сети I (1313-1292 до н. э.) специальным указом увеличил снабжение косметическими маслами своих воинов. Из-за нехватки косметических средств случались забастовки – во времена Рамзеса III (1198-1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», – гласит клинопись.

Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350& г. до н.э.)

Потребность в косметических средствах стимулировала изготовление в большом количестве каменных ваз и других сосудов, которые можно увидеть в современных музеях.

В 26-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Здесь «алавастр» – это так называемый египетский алебастр (другое название – мраморный оникс), полосчатый камень, добывавшийся в древних каменоломнях Фив. Из него изготовляли вазы для благовоний. Каменные сосуды для благовоний были дороги, со временем для этой цели стали использовать стеклянные бутыли; некоторые археологи полагают, что само изобретение стеклянной посуды было вызвано необходимостью хранить парфюмерную продукцию.

Тысячи лет благовония были важной частью религиозного культа. Важнейшим из них считалось миро – специальный состав из благовонных веществ, который использовался в иудейском и христианском обрядах. Миро использовали для так называемого священного помазания царей и пророков: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Миром были помазаны на царствование и российские цари. «Масть и курение радуют сердце» – читаем мы в 27-й главе «Притчей Соломоновых». Сравнение этого текста, цитируемого по синодальному изданию, с английским переводом Библии (Ointment and Perfume Rejoce the Heart) показывает, что «масть» (англ. ointment) – это мазь, помада, притирание, а наша «парфюмерия» (англ. perfume – благоухание, аромат, запах, духи) восходит к латинскому per fumus – при помощи, посредством дыма (то есть воскурения).

В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.) упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических, религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы, вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также резина), и гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).

Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и касторовое масла – особенно беднейшие слои населения. Распространены были также бегеновое масло – из крупных семян растений семейства моринговых, масло из колоквинта – растения семейства тыквенных, масло из семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны, корневища ириса, мед, вино и многое другое.

Читайте также:  Вода с медом и лимоном для сосудов

Торговцы смешивают разные масла. Рисунок из древнеегипетского захоронения в Саккаре, около 2400 г. до н.э. (из книги «A History of Technology», Oxford: Clarendon Press, 1956)

В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии получения душистых веществ, – до понятия «маршрутная карта» оставались десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные стороны. Во времена III Династии (около 2670-2600 гг. до н.э.) пресс был усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех фунтов семян отжимали один фунт масла.

Эфирные масла извлекали с помощью мацерации: душистые растения настаивали в теплом растительном масле в течение двух дней, затем теплое масло фильтровали. Применялось и холодное абсорбирование – лепестки нежных растений помещали на несколько недель в закрытые емкости, а рядом располагали слои жира, которые поглощали пахучие выделения. Перегонки и экстракции растворителями в Древнем мире не знали. В чистом виде эфирные масла использовались редко, они были дороги. Обычно их смешивали с дешевыми маслами, не имеющими собственного запаха.

Художник Н. Колпакова

В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры – буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю – кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.

Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти приемы, а иногда и целое производство.

На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.

В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки, раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb. Дело в том, что один из ее минералов, черную модификацию сульфида Sb2S3, в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М. Цветаева). Русское название элемента – от турецкого сюрме – натирание или чернение бровей. Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный минерал – галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в зеленый цвет. Малахит – основной карбонат меди, а медь, как известно, обладает бактерицидными свойствами.

В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок, пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда недалеко и до современного значения.

Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в небольшой круглой чашечке.

Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой – природной смесью оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду – камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.

Источник

Алабастрон

(лат. Alabastron) – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.

Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.

Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900-1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Читайте также:  Лечить сосуды и суставы

Стеклянный алабастрон. II-I вв. до н. э.

_________________________________________________

Амфориск

(лат. Amphoriskos) – древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425-400 гг. до н. э. Лувр.

__________________________________________________

Арибал

(др.-греч. αρύβαλλος) – древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.

У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.

Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.

Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.

__________________________________________________

Лебес Гамикос

(лат. Lebes Gamikos – «свадебный лебес») – древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.

___________________________________________________

Лагинос

(лат. Lagynos) – древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150-100 гг. до н. э. Лувр.

____________________________________________________

Лидион

– сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н.э. Лувр.

____________________________________________________

Ольпа

(лат. Olpa) – древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Ольпа, гончар – Амасис, вазопись – Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550-530 гг. до н. э., Лувр.

____________________________________________________

Племохойя

– небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.

Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550-525 до н. э. Лувр.

_____________________________________________________

Пиксида

(лат. Pyxis) – древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» – pýxos, из которого они изначально вытачивались.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид – на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470-460 гг. до н. э.

_____________________________________________________

Эпихизис

(лат. Epychisis) – античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.

По материалам Википедии.

Источник