Сосуды для духов как называется
(5 из 5 на основе 2 оценок)
История парфюмерного флакона началась одновременно с появлением первых ароматических субстанций и благовоний. Самой древней и единственно возможной формой флакона долгое время оставалась конфигурация splash (сплэш). Современная парфюмерия чаще разливается во флаконы со спреем. Но обо всем по порядку.
Содержание:
- От древности до современности
- Средневековые традиции
- Новая эра
- Флаконы «splash»
- Во имя целостности аромата
- Оставаясь в прошлом
- Флаконы «spray»
- Абсолютные фавориты
- Как это работает?
- Флаконы roll-on
- Ноу-хау в парфюмерном дизайне
От древности до современности
Античность по праву славиться находчивыми мастерами, которые сумели создать емкости для бережного хранения жидкости. В то время, как до изобретения пластика и стекла оставались целые столетия, люди с легкостью нашли выход из сложившейся ситуации, чтобы бережно хранить жидкости. Сосуды делали из:
- Глины;
- Камня;
- Рога;
- Слоновой кости;
- Кости бегемота.
Их умели изготавливать еще древние египтяне и ханаанеи (древние семитские племена). Для закрывания и герметизации емкостей по верхнему краю изделия делали сужение, закрывали его кожей или тканью, и туго стягивали ремешком. На Древнем Востоке сосуды для ароматических жидкостей делали с таким узким горлышком, что даже при их переворачивании оттуда выливалось по капельке.
Средневековые флаконы
Средневековые традиции
На протяжении многих веков флаконы представляли собой универсальную емкость для духов. Парфюмеры разливали благоуханную продукцию в простенькую тару, а покупатели уже самостоятельно переливали содержимое в собственные стеклянные, хрустальные, керамические или фарфоровые бутылочки с винтовым колпачком или пробкой.
Новая эра
Лишь в начале XX века аромат, название и флакон, объединенные одной идеей, стали неразлучны. Все флаконы, независимо от материала, из которого были изготовлены, имели крышку со сплошной поверхностью, которая оберегала ароматную жидкость от испарения. Самыми известными на сегодня типами флаконов для парфюмерных композиций являются splash, spray, roll-on : расскажем о них подробней.
Флаконы «splash»
Splash (сплэш) в переводе с французского означает «всплеск», что полностью объясняет название флаконов такого типа. Это емкости с притертой стеклянной пробкой, стоппером или винтовой крышкой, которые предоставляют пользователю непосредственный доступ к парфюмерной жидкости.
Все винтажные духи продаются именно в такой посуде. Если флакон сплэш опрокинуть, из него могут вылиться духи (исключение составляют флаконы с завинчивающей крышечкой). Флаконы сплэш используются преимущественно для концентрированных композиций: духов, парфюмированной воды, а также для больших объемов селективов (от 250 мл), как у Creed.
Флаконы «splash»
Во имя целостности аромата
В современном варианте под стеклянной пробкой можно обнаружить пластиковую прокладку-«гармошку». В целях особой герметичности и препятствования испарению ценной влаги стеклянные стопперы покрывают пластиковой оболочкой, а винтовые колпачки изнутри обклеивают тонкой бычьей кожей. Бывают сплэши со стеклянной палочкой-стоппером внутри флакона: ей очень удобно наносить парфюм.
Оставаясь в прошлом
Этот формат сейчас уже не пользуются популярностью, поскольку современный ритм жизни не оставляет времени на длительный ритуал облачения в аромат. Кроме того, считается, что духи во флаконах сплэш плохо хранятся, так как окисляются от контакта с воздухом, а вовнутрь попадают частички пыли и кожи после нанесения аромата намазом.
Флаконы «spray»
Гениальным изобретением в парфюмерии считается пульверизатор, появившийся в 1870 году. Сначала распылительное устройство представляло собой выведенную наружу эластичную трубку с «грушей»-помпой на конце, которая крепилась к колпачку флакона. Постепенно жутко неудобная конструкция совершенствовалась и, в конце концов, превратилась в очень компактный механизм.
Флаконы «spray»
Абсолютные фавориты
Справедливости ради, нужно отметить, что современные флаконы с пульверизатором-помпой скорее несут декоративную функцию и крайне непрактичны в сохранности парфюма. Сегодня самыми распространенными, удобными и востребованными являются флаконы спрей, которые по своей структуре и принципу работы подобны пульверизаторам.
Как это работает?
Флаконы spray запаянного или разборного типа заполнены газом под давлением, вследствие чего после нажатия на клавишу и происходит распыление аромата. Они идеальны для парфюмерных композиций невысокой концентрации. Их главное преимущество — возможность длительного хранения парфюма. Только не забудьте сделать воздушную пробку в трубочке пульверизатора, перевернув флакон и сделав несколько «пшиков».
Флаконы roll-on
Третий, наименее популярный, тип флаконов — roll-on. Часто используется для маслянистых духов. В горлышко флакона вмонтирован специальный пластиковый или металлический шарик, который вращается по принципу роликового дезодоранта. Из-за того, что шарик попеременно соприкасается с парфюмом и кожей, духи в таких флаконах долго не хранятся, хоть и расходуются экономно.
Ноу-хау в парфюмерном дизайне
Технологии дизайна флаконов и нанесения парфюмов не стоят на месте и постоянно развиваются. Вот всего лишь несколько примеров инновационных подходов в деле создания пузырьков:
- Для флаконов с шикарными старомодными помпами, которые изрядно подтекали, французская компания Aptar разработала механизм Eternelle, решающий проблему испарения духов закрытием спрея с помощью поворота на 90 градусов.
- Устройство Precious, позволяющее распылять парфюм ленточным способом в три раза дольше, чем обычным спреем.
- Невидимый спрей внутри флакона, как у Chanel Gabrielle.
- Для флаконов с ароматными маслами придумали винтовые крышки со встроенными капельницами или пипетками, как, например, у Christian Dior J`Adore Touche de Parfum.
Флакон с винтовой крышкой
Казалось бы, ничего нового в дизайне парфюмерных флаконов изобрести уже невозможно, однако разработчики не перестают нас удивлять…А какой формат наиболее комфортен для вас? Имеет ли столь важное значение наличие удобного пульверизатора, или изящные крышки привлекают вас больше?
SpellSmell
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 августа 2020; проверки требуют 4 правки.
Флакон (от лат. flasco — «бутылка для вина») — специальная тара для хранения жидкостей, сыпучих и таблетированных веществ. Используется в парфюмерной, пищевой и фармацевтической промышленности, а также иногда для сохранения предметов религиозного культа (святой воды, лампадного масла и т. п.). В странах Азии специальные флаконы используются для сохранения нюхательного табака. История флакона неразрывно связана с историей косметики, парфюмерии и духов.
Флакон является важной частью имиджа парфюмерного изделия. Антикварные и винтажные флаконы для духов и масел — популярный предмет коллекционирования. Стоимость редких старинных флаконов от духов на аукционах доходит до нескольких десятков тысяч долларов США.
Материалы и особенности[править | править код]
Флаконы изготавливают из полимерных материалов либо стекла, горного хрусталя, а также керамики, металла, полудрагоценных камней, иногда дерева. Оформление флаконов отличается огромным разнообразием — используется окрашенный или натуральный материал, различные техники декорирования (инкрустация, чеканка, резьба по камню и стеклу, роспись, фольгирование, печать, объемные детали из стекла, металла, фарфора или пластмассы). Форма флакона также может быть любой — встречаются флаконы в форме животных, растений, предметов обихода, цветов, фигурок людей, флаконы абстрактных очертаний и т. п. Флакон может быть двойным — содержать в себе два вместилища для жидкостей или сыпучих веществ, а также являться частью либо центральной деталью подсвечника, лампы, ювелирного украшения.
Флакон всегда имеет не перфорированную крышку, препятствующую испарению жидкости — корковую пробку, притертую стеклянную крышку, стеклянный стоппер с пластиковой прокладкой-«гармошкой», крышку со встроенным спреем и помпой-«грушей». Крышка может располагаться как наверху флакона, так и сбоку или внизу. В современных флаконах для духов, туалетной воды и других косметических субстанций, изготавливаемых промышленным способом, используются винтовые крышки или крышки со встроенным спреем (флаконы-атомайзеры). Стеклянные флаконы ручной работы, изготавливаемые в технике фьюзинг, имеют стеклянные притертые крышки. Флаконы для масляных жидкостей используют винтовые крышки со встроенными пипетками или капельницами.
Флаконы для духов с помпой и “спреем” (аэрозольным распылителем) – пульверизатором
Флакон резного стекла
Античный флакон в форме человеческой фигуры
Флакон с притертой стеклянной крышкой
Флакон с духами
Керамический флакон, Иран
Флакон со стеклянным стоппером с пластиковой прокладкой-гармошкой
Флакон синего стекла с металлической винтовой крышечкой
Основные типы[править | править код]
Флаконы принято делить на три основных типа:
«Splash» — в переводе с французского означает «всплеск». Это емкости для хранения парфюмерных жидкостей с винтовой крышкой или простой стеклянной пробкой. Особенностью такого флакона является то, что он достаточно уязвим, т.к. пробка может случайно открыться.
«Spray» — флаконы, оснащенные пульверизатором (устройство для распыления жидкостей). Пульверизатор был изобретен в конце XIX века и вначале представлял из себя выведенную наружу эластичную трубку с «грушей»-помпой на конце, которая крепилась к колпачку флакона. В современном мире флаконы типа «Spray» были существенно усовершенствованы. Их принцип работы заключается в том, что флакон заполняют специальным газом под давлением, который и служит для “распыливания” жидкости после нажатия на пульверизатор.
«Roll-on» — наименее популярный тип флакона. В основе его конструкции лежит шарик, который вмонтирован в горлышко флакона. Шарик попеременно соприкасается с парфюмом внутри флакона и кожей человека, тем самым нанося парфюм на тело. Минус такого флакона в том, что духи долго не хранятся и выветриваются из-за негерметичности конструкции.
См. также[править | править код]
- Духи
- Фиал
- Бутылка
Литература[править | править код]
на русском языке
- Флаконы туалетные // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 64—66
- Ф. Павья. Чарующий мир духов. — Внешсигма, 1997. — 144 с. — ISBN 5-8629-19-77 (ошибоч.), ISBN 2-263-02287-2
На других языках
- Meininghaus, H., Habrich, C., Volz, T.: Duefte und edle Falcons. — Arnoldsche Verlagsanstalt, 1998. — 160 p.
- Mayer Lefkowith, C.: The Art of René Lalique, flacons and powder boxes. — Stylissimo, 2010. — 498 p.
Ссылки[править | править код]
- История флакона
- История парфюмерного флакона
- Мир флакона — история, разновидности, любопытные факты
- IPBA — Международная ассоциация коллекционеров парфюмерных флаконов (англ.)
- Музей флакона. Барселона, Испания (исп.)
Источник
(4 из 5 на основе 5 оценок)
Можно с уверенностью сказать, что ароматические средства и посуда для их хранения начали свой путь в цивилизации примерно в одно время. Еще в античные времена благовонные составы помещали в специальные миниатюрные емкости, сделанные из разнообразных материалов: камня, обожженной глины, рогов и костей животных.
Древний мир
Древние египтяне и жившие на территории сегодняшней Палестины ханаанеи достигли больших высот в искусстве обработки слоновой кости и рога носорога. Их творения представляли собой цилиндрические сосуды высотой от 8 до 20 сантиметров диаметром 6-10 см, но встречались емкости и совсем маленьких размеров. В начале IV тысячелетия до нашей эры на цилиндрических флаконах из кости стали вырезать украшения. До наших дней дошли трубочки-рожки, чаще всего из зубов бегемота, в которых хранили косметические вещества. В верхнем крае такого рожка просверливали пару сквозных отверстий и покрывали лоскутом кожи или ткани, а чтобы содержимое (ароматные смолы, минеральная краска) не просыпалось, затягивали шнурком. В Египте часто использовались глиняные флаконы в форме женщин с очень широкими бедрами, мешочками-грудями и схематичным изображением лица.
В археологических находках III-II тысячелетий до нашей эры обнаружены медные и каменные сосуды для хранения косметических средств, бальзамов и ароматических масел в форме скульптур животных и людей, миниатюрных амфор. С середины II тысячелетия до нашей эры в Месопотамии научились выплавлять стеклянные емкости — цилиндрические или грушевидные бутылочки вытянутой формы с узким горлышком, которые украшали зигзагами или волнообразными орнаментами с помощью стеклянных нитей другого оттенка. Способ их изготовления был предельно прост, на глиняную форму накладывалась горячая силикатная масса. На Востоке делали емкости с таким тонким горлышком, что даже при переворачивании содержимое из них проливалось лишь по каплям.
Древние греки и римляне разделяли сосуды для ароматов на лекифы (lecythes) — для текучих веществ, арибаллы (aryballes) — шаровидные приземистые баночки для аромамасел и алабастры (alabasters) — цилиндрические или грушевидные емкости для притираний и духов. Алабастры для хранения ароматов характерны также и для более поздних средиземноморских культур. Из названия легко догадаться, что первоначально они были сделаны из алебастра, а потом уже их форму позаимствовали гончары и стекольщики.
Древнеславянские племена в качестве тары для парфюмерии пользовали изделия из плотной дубленой кожи крупного рогатого и вьючного скота, обработанной особым составом. Были распространены также сосуды из камня и дерева. Женщины носили специальные подвески-украшения на висках, в которые вкладывались душистые вещества.
Средневековье
В Средние века флаконы из благородных металлов, богато украшенные драгоценными камнями и эмалями, делали и в Европе, и в Египте и на Востоке. Однако падение Римской империи, внутренние междоусобицы и набеги варваров не оставили шансов развитию парфюмерии в западном мире.
Пока Восток потихоньку благоухал, в Европе христианство объявило духи излишеством и бесполезным предметом, противоречащим истинной вере. В XI-XII веке европейцы покупали благовония у арабов. Лишь развитие торговых отношений в XII веке и Крестовые походы возродили интерес к искусству составления ароматов. В моде были надушенные воротнички из меха, подушки с травами и лепестками цветов. Изобретение жидких духов на основе спирта во второй половине XIV века повлекло за собой новую волну создания парфюмерных емкостей. В XVI веке в эпоху Ренессанса появились новые сосуды — серебряные и золотые помандеры (от фран. – pomme d`ambre), овальные или круглые «яблоки», разделенные на несколько долек, в которых «прятали» мускус, амбру, ароматические масла и смолы. Их носили на шее, в руке или крепили к поясу.
Позже в эпоху регентства помандеры трансформировались в плоские коробочки и стали называться vinaigrette: вовнутрь помещали губку, пропитанную душистыми эссенциями.
XVII-XIX века
В XVII веке в период Барокко появилось «молочное» непрозрачное стекло, ювелирная чеканка. Искусные ремесленники изготавливали из металла, золота, серебра, тонкого фарфора, опалового стекла и хрусталя флаконы для духов и нюхательных солей, кадильницы и курильницы благовоний. Инкрустировали их драгоценными камнями и перламутром, украшали эмалью. Во Франции, Австрии и Англии повсеместно стали появляться мануфактуры, специализирующиеся на выпуске парфюмерной посуды. Флаконы этого периода отличаются разнообразной геометрической формой, встречаются образцы, декорированные цветочными орнаментами, фигурками животных и различных персонажей.
Однако истинный расцвет в изготовлении парфюмерных флаконов приходится на XVIII век, когда сосуды приобрели форму животных, птиц, людей, обезьянок, букетов цветов, ангелочков, фруктов. Они богато украшались позолотой, глазурью и финифтью в чеканной серебряной или бронзовой оправе. Затем мода сместилась в сторону опаловых и непрозрачных флаконов из богемского стекла нежнейших оттенков, оформленных золотой филигранью или арабесками. На пике популярности были граненые, шлифованные или эмалированные емкости из хрусталя. Мастера-ювелиры создавали целые комплекты — несессеры, включающие в себя изящные хрустальные флакончики, серебряные воронки для переливания жидкостей, зеркало и другие аксессуары для туалета (всего до 30 штук).
Парфюмерная посуда отличалась большим разнообразием и формами. На английской фабрике Челси изготавливали фарфоровые флакончики, на острове Мурано в Венецианской лагуне выпускали узкие изогнутые бутылочки, похожие на бананы, в немецком Мейсене — фарфоровые флаконы-фигурки с лепными цветами в виде персонажей площадного театра, китайцев и даже сценок фривольного характера, на Сицилии — прямоугольные металлические емкости, инкрустированные кораллами. Думаете, парфюмерные пробники — это изобретение современного человека? Вовсе нет. В конце XVIII века алхимики и парфюмеры продавали свои ароматы в одноразовых контейнерах из обычного стекла, украшенных золотой росписью и половинками бусин. Так называемые пробники длиной от 15 до 21 см имели внутри себя крохотную каплеобразную полость, куда и наливались духи. Скорее всего, их носили в сумочке или кармане.
Очень долго флаконы не были привязаны к определенному аромату: их наполняли понравившимися духами, которые заказывали у аптекаря или парфюмера. Так продолжалось до конца XIX века: изменения касались лишь стилистики оформления бутылочек. Благодаря новым технологиям обработки металла и стекла, ремесленники научились армировать аптекарские емкости металлическими декоративными элементами в виде поясков или пасторальных сценок. В викторианской Англии возвращается популярность к флаконам специального назначения — емкостям для нюхательных солей, уксусницам, слезницам (миниатюрные сосуды для вдовьих слез), табачным пузырькам, которые просуществовали до XX века.
XX век
Американская исследовательница и парфюмерный историк Кристи Майер-Лефковис считает, что открытие больших универмагов в крупных городах Европы и Америки послужило стимулом для развития дизайна упаковки парфюмерной продукции. Только в начале XX века ведущие парфюмерные компании стали понимать, что флакон и помещенная в него композиция должны выражать единую ароматную концепцию. Так, Поль Пуаре в 1911-м выпускает ароматы с вызывающими названиями на скромных этикетках: «Её спальня», «Запрещенные фрукты». В это же время гениальный ювелир и стеклодув Рене Лалик создает новые стандарты оформления парфюмерной посуды. Он проектирует этикетки, придумывает всевозможные стеклянные и хрустальные флаконы, сочетающие в себе стили ар-нуво и ар-деко. Его работы напоминают драгоценные скульптуры: активно используется цветной материал, рельефные изображения человеческих фигур, насекомых, растений.
В начале 1920-х годов стиль ар-нуво окончательно был потеснен стилем ар-деко, более строгим и без мистического флера. Огромное количество красивейших флаконов в 1920-1930-х годах разработали дизайнеры старейшей стекольной фабрики Baccarat. При проектировании емкостей для люксовой парфюмерии часто использовали приемы авангарда: резкие, угловатые формы кубизма, геометрическая абстракция и функционалистская архитектура нашли отражение в парфюмерной упаковке того периода. В послевоенные годы происходит демократизация духов, а дорогие материалы для изготовления флаконов сменяются обычным стеклом, пластиком. В 1960-1970-х годах многие парфюмерные бренды поглощаются крупными холдинговыми компаниями, которые озабочены лишь увеличением продаж массовой продукции и оптимизацией производства. Как и следовало ожидать, выпуск эксклюзивных флаконов значительно сократился, но уже в 1980-х он снова начал возрождаться, благодаря усилиям коллекционеров раритетной парфюмерной посуды.
И сегодня еще можно встретить парфюмерные бренды, занимающиеся созданием и выпуском оригинальных флаконов, например, Thierry Mugler Angel, Ralph Lauren Love, Sonia Rykiel Rykiel Rose Eau de Parfum и другие.
SpellSmell
Источник