Сосуды для хранения органов в египте
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание[править | править код]
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея[править | править код]
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания[править | править код]
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.
Ссылки[править | править код]
- Статья в БСЭ
Источник
Никакая другая древняя цивилизация не уделяла столько внимания умершему, как египетская. Все мы наслышаны про длительный процесс мумификации тел правителей и вельмож. Сохранение тела связано было с верой в загробное существование и привязанность души Ка к телесной оболочке. Считалось, что пока тлен не коснулся костей и плоти, духовная сущность скончавшегося всё ещё продолжает жить.
Мумификация трупов в Древнем Египте
Искусство бальзамирования появилось в Древнем Египте 4,5 тысячи лет назад. До этой поры тело умершего во времена баддарийской археологической культуры просто оборачивали в лоскуты льняной ткани и рогожи, пропитанные специальным составом. Получалось, что снаружи создавалась видимость телесной оболочки. Её даже раскрашивали, придавая схожесть с умершим. А внутри этой «скорлупы» мышцы и скелет со временем обращались в прах.
В качестве бальзамирующего вещества использовали:
Смолу. Тела таких мумий имеют зеленоватый оттенок и легко крошатся при касании. Только с помощью бинтов удаётся сохранить их настоящую форму.
Битум. Тела чёрные из-за его присутствия. Поскольку биту проникал глубоко в ткань, то порой учёные не могут определить, где плоть умершего, а где – бальзамирующее вещество.
Натровые соли. Внешне мумии схожи с мумифицированными останками средневековых монахов.
Мёд. Существует предание, что тело Александра Великого было мумифицировано именно таким образом.
Извлечение внутренних органов
Ещё в древности люди заметили, что внутренние органы разлагаются быстрее, чем мышцы и кости. Чтобы процесс мумификации прошёл должным образом, в первые же дни по смерти из трупа извлекали всё, что находилось в брюшине. Поскольку под телесной оболочкой воспринимались все органы, то и внутренние требовалось сохранять для существования духовой сущности. Их обрабатывали, помещали в отдельные сосуды и заливали бальзамирующим веществом. Только сердце, которое по поверьям должно было взвешиваться на Божественном Суде, вкладывалось обратно в брюшную полость.
Уложение в канопы
К какой бы эпохе не относились мумии, для внутренних органов всегда полагалось четыре ёмкости. Их по ошибке стали называть канопами с лёгкой руки антикваров Нового времени. Дело в том, что изначально сосуды с крышкой в форме головы были привезены из города Каноп близ Александрии. Там их производили как символы покровителя города – Канопа, одной из ипостасей верховного бога Осириса. Не разобравшись в чём разница между ёмкостями используемыми в бытовых целях и в погребальных, торговцы антиквариатом стали называть обе разновидности канопами.
Самыми старейшими канопами считаются принадлежавшие царице Хетепхерес I, сестра и жена фараона Снофру, мать фараона Хеопса. Пока не найдены более древние, считается, что именно с этих пор внутренние органы стали извлекать и располагать в отдельные четыре ёмкости при мумификации.
Разновидности каноп
Первые канопы представляли собой безымянные одинаковые сосуды с крышками. Вначале они были пузатыми, со скромной внешней отделкой. Уже к Новому царству они стали напоминать амфоры – вытянулись в высоту, основание стало зауженным, иногда у них даже появлялись ручки. В это же самое время на крышках стали изображать лик усопшего. Так, на всех канопах Тутанхамона можно увидеть четыре практически одинаковых скульптуры фараона.
В эпоху Рамессидов закрепилась традиция каждую канопу относить под покровительство одного из сыновей Гора, соответственно изображая их на крышках сосудов:
- Амсет (Имсет) с человеческой головой отвечал за печень,
- Хапи с головой павиана отвечал за лёгкие,
- Дуамутеф с головой шакала отвечал за желудок,
- Кебехсенуф с головой сокола отвечал за кишечник.
Позднее канопы стали заменяться на миниатюрные саркофаги, точь в точь такие же, как основной, где покоился умерший. Иногда органы после извлечения и мумификации просто укладывали в тканный мешочек и вновь размещали в брюшной полости скончавшегося. Примечательно, что и в этом случае использовались канопы, но они были пустыми и значительно мельче стандартных.
Размещение каноп
При погребении канопы могли быть размещены в погребальной камере двумя способами:
По углам четырёхугольной комнаты, с саркофагом по центру. Такое расположение предполагало поиск защиты у богов.
В специальном открытом сундучке на четыре канопы. Примечательно, что в этом случае на стенках сундучка изображали ещё и четырёх богинь египетского пантеона: Исиду и Мут, отвечавших за материнство, Нефтиду, покровительницу смерти, и Нейт, богиню войн и разрушений.
От каноп к урнам
Считается, что этруски переняли у египтян традицию складывать останки в канопы, только делали они это после обряда сожжения. То есть, современные урны для праха после кремации – это прототип древнеегипетских каноп.
4 января 2021
Возможно, вам будет интересно:
- Музей мумий в Гуанахуато
- Копченые мумии Ангу
- История бальзамирования: от египетских мумий до наших дней
Источник
Канопы Древнего Египта
Похожие на матрешки сосуды – канопы – были необходимым элементом древнеегипетских захоронений. В них хранились внутренние органы мумий, они сопровождали умерших на пути в мир иной. Канопы – это одновременно произведения искусства и талисманы.
Согласно верованиям Древнего Египта, достаточно было поставить канопы в гробнице рядом с телом покойного, чтобы обеспечить ему магическую защиту. Название этих сосудов происходит от имени города Канопа, располагавшегося неподалеку от Александрии. Его жители поклонялись богу Осирису, изготавливая его статуи в виде кувшина с головой бога. Канопы могли быть известняковыми, алебастровыми, глиняными, деревянными и фаянсовыми и предназначались для хранения внутренних органов умершего, а именно печени, легких, желудка и кишечника.
В процессе мумификации тела покойного его внутренности тщательно промывали, как правило, пальмовым вином, а затем начиняли миррой, анисом и луком… Каждый орган заворачивали в тончайший льняной холст и раскладывали по четырем сосудам, заливая предотвращающей разложение смесью масел (тех же, что использовались для бальзамирования тела). А мумию без внутренностей набивали древесными опилками или льняными тампонами. Наполненные таким образом сосуды ставили в деревянный ящик: ларь или сундук для каноп. Египтологи обнаружили сотни подобных сундуков. Они имели выпуклую крышку с круглой ручкой, которая позволяла надежно запечатать содержимое. Во время похорон сундук для каноп ставился на повозку, следовавшую за той, что везла саркофаг. Кстати, в гробнице Тутанхамона тоже был найден алебастровый, красиво украшенный сундук с канопами.
Тутанхамон
Канопы были найдены и в гробнице Тутанхамона, среди погребальной мебели. В этих сосудах обнаружились маленькие золотые гробы, наполненные внутренностями. Внутри канопы были полностью покрыты толстым листом золота, которое устилало и сундук. Крышки одновременно изображали черты соответствующего духа и фараона, например, грифа и Тутанхамона.
Маленькие саркофаги
К какой бы эпохе ни относилась гробница, каноп всегда четыре. В древнеегипетской религии это число имело первостепенное значение: оно означало четыре стороны света – квадрат, в центре которого помещался человек. Но, хотя количество этих маленьких сосудов оставалось неизменным, их форма с течением времени сильно эволюционировала. Так, самые ранние из найденных исследователями каноп были очень простые и закрывались вместо крышки плоским камнем.
Однако уже в начале Нового царства появились первые сосуды с изображениями лица умершего, своего рода миниатюрные саркофаги. Их крышка украшались иероглифическими надписями, а к самим канопам иногда приделывались маленькие ручки и ножки. Постепенно формы становились все изящнее, плечи – шире, а талия – уже. И наконец, при XVIII династии появились скульптурные крышки в виде четырех сыновей Гора.
Четыре сына Гора
Сыновьями Гора были четыре духа, которых звали Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Каждый из них пользовался покровительством одной из богинь: Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкет соответственно. Эти божества предохраняли важнейшие органы умершего и забальзамированного египтянина от разложения. Амсет – дух с человеческой головой – охранял печень. Хапи – с головой павиана – легкие, Дуамутеф – с головой собаки – желудок, а Кебексенуф – с головой сокола – кишечник. Скульптурные крышки с изображениями сыновей Гора были очень распространены вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. К концу этого периода появились и другие разновидности каноп, в частности, деревянные или керамические сундучки, в которых все четыре органа хранились вместе.
Еще материал по данной теме
← все статьи
Источник
Про Древний Египет ходит масса историй и домыслов. Особенно после появления фильма «Мумия. На первом месте, конечно, стоят истории про строительство пирамид. А на втором – бальзамирование мумий и вообще врачебное искусство древних египтян. Тем более, что врачебное искусство Древнего Египта, на удивление, было невероятно развитым и передовым для своих времён. Судя по многим свидетельствам авторитетных историков, древние египтяне имели обширные знания и опыт в этой области. Включая и опыт в делах интимных.
Ещё при фараоне первой династии Атотисе был составлен своеобразный анатомический атлас человеческого тела. До нас дошли, по меньшей мере, десятки пространных и подробных папирусов, посвященных медицине и фармакологии. А выводы учёных-египтологов, базирующиеся на изучении огромного количества мумий, просто потрясающие: оказывается, древнеегипетские хирурги успешно проводили операции на сердце, пластические операции, пересадку органов и даже могли… менять своим пациентам пол. (Если что, то это не моё утверждение, а – учёных-египтологов).
Причём исследование мумий говорит о том, что большинство операций было проведено вполне успешно и профессионально, и прооперированные жили после них ещё очень долго. Знаменитый «папирус Смита», переведённый американским египтологом Брестидом и датированный примерно 1550 годом до нашей эры, представлял собой настоящий «учебник хирургии». Папирус обильно украшают рисунки частей и органов тела до и после операций, что говорит о реалистичности и рациональности этого древнего манускрипта.
У древних египтян, судя по всему, было великолепно развито и зубоврачебное дело – у очень многих древних мумий прекрасно сохранились пломбы.
Однако некоторые аспекты медицины и привычного быта древних египтян могут вызвать у нас недоумение и даже отвращение.
Первая публикация древнеегипетского текста медицинского содержания, осуществленная лейпцигским профессором-египтологом Георгом Эберсом, отнюдь не вызывала восторга у его коллег. Историки медицины и врачи, пребывавшие тогда под впечатлением трудов, приписываемых полулегендарному Гиппократу, считали древнегреческую систему врачевания матерью медицины всех последующих времен и народов. И изданный Эберсом в 1890 году перевод папируса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» был встречен с нескрываемыми скепсисом и иронией.
Поводов для такого прохладного приёма было предостаточно. Например, в качестве средства против насморка папирус предлагал обратиться к носатому богу Тоту со следующим заклинанием: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все семь отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя… Молоко той, которая родила мальчика… Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!».
Во многих рецептах, приведённых в папирусе, главным ингредиентом были испражнения различных животных, птиц и насекомых. Чего стоит такой рецепт «лекарства от чрезмерного крика» для детей: «Мак, а также помет мух, который находится на стенах, приводятся в состояние массы и выжимаются, и пьются четыре дня». После такого «лекарства» явно любой ребёнок перестанет кричать чрезмерно. Возможно даже его надо будет затем лечить от немоты.
Для изгнания болезнетворных духов из человека рекомендовался кал львов, пантеры, козла, газели, страуса, крокодила и т.д., при лечении рожистого воспаления предписывалось местное втирание в кожу фекалий осла и женской мочи.
Известно, что третья из десяти описанных в Ветхом Завете казней египетских – это нашествие на страну кровососущих насекомых, в том числе и вшей. Доподлинно не установлено, имел ли место этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет чесался от вшей – факт.
Религиозные законы предписывали всем египтянам строжайшую гигиену и опрятность: правоверный египтянин должен был носить чистую полотняную одежду, несколько раз в день мыться, обязан был следить за чистотой в своем доме и т.п. Однако, видимо, не всем и не всегда эти предписания помогали, да и не всеми строго соблюдались (впрочем, как и в наше время).
Со временем нашли самый простой и дешёвый способ бороться с педикулёзом – просто на просто брить головы наголо. Это касалось всех: и мужчин, и женщин. При этом знатные или богатые египтяне обычно украшали себя париками. Большинство же их единоплеменников так и жили лысыми. А не расставаться с собственными волосами – было признаком совсем уж низкого социального статуса.
Древние книги свидетельствуют, что в Древнем Египте существовали специализированные родильные дома, из которых можно было вызвать опытных повитух к женщинам, желавшим родить на дому. Правда, доступны были такого рода услуги лишь жителям крупных городов.
Обнаруженный при раскопках древнеегипетского города Кахуна в 1889 году папирус, датируемый примерно 2000 годом до н.э., свидетельствует о довольно развитых представлениях египтян в акушерстве и гинекологи. В этом папирусе описаны кровотечения, нарушения менструального цикла, смещения матки, воспалительные процессы в брюшной полости и молочных железах. Наряду с магическими заклинаниями и ошибочными представлениями (так, египтяне считали, что матка открывается вверх) папирус из Кахуна содержит немало кажущихся вполне разумными советов и рекомендаций. Возможно кто-нибудь даже отважится проверить их действенность. Но если что – это уж на собственный страх и риск. В современных лабораторных условиях эти рекомендации не перепроверялись.
Вот, например, рецепт противозачаточного средства: «Листы акации, мелко растертые с финиками и мёдом, вводятся глубоко в её влагалище». Акация в самом деле содержит вид камеди, которая при растворении в воде даёт молочную кислоту. А молочная, кислота – один из самых частых компонентов современных противозачаточных средств. Так что… Правда не ясно – для чего финики и мёд? Может быть древние египтяне были также изобретателями куннилингуса и мёд с финиками делали это занятие, так сказать, более сладким? Во всяком случае, если кто попробует повторить этот древнегреческий рецепт – не примените поделиться своими ощущениями. Это сильно обогатит историческую науку.
Но, по большей части, у древних египтян существовали очень своеобразные методы контрацепции. Учёные и историки до сих пор спорят: использовались ли презервативы в Древности. Достоверных сведений об этом нет, хотя некие прототипы кондомов, вероятно, существовали уже 12-15 тысяч лет назад.
В Древнем Египте, в основном, практиковалась женская контрацепция, потому как считалось, что контролировать деторождение прекрасный пол должен сам. Чаще всего для этих целей египтянки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев всё с тем же с крокодильим калом. Мужчины же для контрацепции окунали свой половой орган в смолу или луковый сок. Как говорится – без комментариев.
Не менее экзотичными были способы определения способности женщины нести детородную функцию. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать всю ночь до рассвета. Если наутро она выглядела «хорошо и свежо», значит – была в состоянии забеременеть.
Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах всё того же чеснока – значит всё было в порядке. А всё дело в том, что древние египтяне предполагали – все отверстия в теле женщины связаны меду собой напрямую. И если изо рта вниз «путь свободен», то и забеременеть, соответственно, можно без особых проблем. Кстати, у древних египтянок было принято рожать, сидя на корточках.
В общем, древне египетские эскулапы были ещё те затейники.
Интересно, что у мужчин в Древнем Египте тоже была собственная «менструация». Вернее – так думали. На самом деле все «менструирующие» были больны шистосомозом – это опасное заболевание, вызываемое тропическими паразитами. До сих пор в мире около 200 миллионов человек страдают от этого недуга, причём до 200 тысяч умирают по этой причине ежегодно.
Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько широко распространён, что вообще не считался болезнью. Врачи были уверенны: кровь в моче у мужчин – это так же естественно, как и менструация у женщин. Если древний египтянин писал кровью – это было хорошим признаком того, что он готов к отцовству. Кроме того, доподлинно известно, что у древнеегипетских мужчин практиковалось обрезание – ещё задолго до возникновения авраамических религий.
Древнеегипетская живопись изображала фараонов как высоких, пропорционально сложенных, стройных людей «спортивного типа». Однако мумии тех же древних монархов и прочего «правящего класса» наглядно свидетельствуют, что это далеко не всегда было так. Просто существами определённые и довольно жёсткие каноны изобразительного искусства. Да и сами художники хорошо понимали кого и как нужно рисовать. Да это, наверное, присуще далеко не только древним. Если вспомнить парадные портреты членов Политбюро ЦК КПСС в советское время, то всякий помнит (кто тогда жил), насколько на портретах эти «кремлёвские старцы» выглядели моложе и красивее, чем в жизни. Впрочем, схожесть государственных культов СССР и Древнего Египта – тема, достойная отдельной статьи. Возможно, как-нибудь я её напишу. Но вернёмся к Древнему Египту.
Многие современники-летописцы фараонов оставили нам информацию о том, что пиры во дворцах устраивались довольно часто. Стандартный придворный банкет в Древнем Египте – это много килограммов мяса, много литров вина, несметное количество пирогов и другой «тяжёлой пищи». О «здоров питании» тогда и не слышали. Хотя, казалось бы, в этом климате можно было позволить себе питаться в основном фруктами и овощами. Не удивительно, что у мумий обнаружились «вывалившиеся» животы, жировые складки и закупорки артерий.
Справедливости ради надо подчеркнуть, что сами древние египтяне уже в 1500 году до н.э. писали довольно убедительные медицинские трактаты о вреде обжорства и тяжёлых последствиях ожирения.
На фото: современная реконструкция облика Тутанхамона
У древнеегипетских врачей существовала довольно чёткая специали¬зация. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., писал: «Египет изобилует врачами», причем «у египтян издавна имелись отдельные врачи по каждой части тела: каждый врач занимался только одной болезнью, и не более; все места (человеческого тела) распределялись между отдельными врачами: одни лечили глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвёртые – желудок, пятые – внутренние болезни». На¬конец, были и врачи, кото¬рые занимались болезнями «неопределённого» проис¬хождения. Таким образом, если бы древнеегипетский врач попал бы а нашу районную поликлинику, то не удивился бы обилию разных табличек на дверях.
Врачам помогали санитары, массажисты и бандажисты. Были в Древнем Египте, конечно же, и проктологи. Правда, практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм. Зато их с почтением называли «пастухами ануса». С клизмами у тамошней аристократии и бизнесменов, вообще, были близкие отношения – из-за постоянного переедания они каждый месяц в среднем трое суток «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.
Вспоминается, кстати, американская комедия «История в Лос-Анджелесе» со Стивом Мартином в главное роли. Там одним из экзотических развлечений скучающих лос-анджелевцев была клизма. И девушка зовёт своего любовника основательно прочистить прямую кишку, прежде чем предаться любовным утехам. Так что и в этом смысле древние египтяне опередили наше время на многие тысячелетия.
Косметикой в Древности занимались тоже в значительной степени всё те же врачи и фармацевты. Причём пользовались косметическими средствами все, кому это было положено по рангу – и женщины, и мужчины. И, опять-таки, в основном в медицинских целях.
Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз с имитацией удлинения глазной щели делался не только ради красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240 %. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему.
Другой состав косметической краски для глаз включал изумрудного цвета порошок медной руды – хорошее средство профилактики глазных инфекций. В тропических и болотистых районах Нила, где всегда была сильна угроза распространения заразных болезней, такие меры предосторожности были совсем не лишни. К тому же макияж достаточно надёжно защищал кожу от прямых палящих солнечных лучей и пыли.
Но особенно хорошо приготовляли древние египтяне противогнилостные средства. Свое мастерство в этом деле они блестяще доказали бальзамированием трупов.
В 1835 году в «Военно-медицинском журнале» русский профессор Спасский писал: «Несмотря на усовершенствование химии, наше бальзамирование не станет наряду с Египтом». Этой же точки зрения придерживался один из первых исследователей мумий с позиций медицины Нового времени – французский врач Гренвиль.
Только вот один нюанс – несмотря на то, что в Древнем Египте покойников старались бальзамировать и погребать довольно оперативно, трупы аристократок или просто красивых женщин бальзамировщикам отдавали не раньше, чем у покойниц не появлялись явные признаки разложения. Делалось это для того, чтобы «похоронных дел мастера» не могли совокупляться со своими «клиентками».
Нет, всё же древние египтяне и вправду были большими затейниками.
Источник