Сосуды для мумификации в египте

Сосуды для мумификации в египте thumbnail

Мумификация в Древнем Египте — искусство бальзамирования (предохранения трупов от разложения и гниения посредством пропитывания их противогнилостными веществами[1][2] ), известное с древнейших времён[3]. Так как ежегодное разлитие Нила держало в течение двух месяцев поверхность земли под водой, поэтому египтяне изобрели самые лучшие способы для предохранения тел умерших от гниения[3]. У древних египтян все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию[4] . Египетский метод был описан Диодором. Существовало много способов бальзамирования трупов.[4]

Бальзамирование употреблялось по верованиям египтян с целью сохранить тело усопшего, как последнее жилище души, после того как душа совершила многоразовые переселения из одного живого тела в другое. Лица бальзамировавшие, или врачи, считались священными лицами[3]. Они обитали в некрополях[2].

Самый совершенный метод состоял в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом (природным битумом)[4]. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани[4]. Процесс бальзамирования продолжался от 30 до 70 дней, а по свидетельству Священного Писания (Быт. 50:3) врачи употребляли для бальзамирования 40 дней[3].

Набальзамированное тело обычно помещали в гробницу-саркофаг в виде человеческой фигуры[2] из сикоморового дерева (библейская смоковница; инжир) или из камня[3]. На саркофаге очень часто изображалось лицо усопшего; он ставился вертикально у стены дома и в таком положении оставался в течение многих лет. Затем уже мумии переносились в подземелья или скалистые пещеры (гроты), где их часто находили по прошествии 2-3 тысячи лет в состоянии полной сохранности.[3]

Бальзамирование, одевание и закутывание мёртвых находились под покровительством Анубиса, он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир Аменти и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; древние греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называли Анубиса богом с собачьей или волчьей головой.[5]

Исторические источники[править | править код]

К началу XX века главными источниками сведений о принятом у египтян бальзамировании являлись Геродот (II, 85) и Диодор (I, 91)[2].

Папирусы[править | править код]

ЕЭБЕ приводит выдержку из одного папируса: «Царь приказал отвезти Пташферха в хорошее жилище (некрополь) до 16-го дня, украшать его до 35-го дня, бальзамировать до 70-го дня; затем его похоронили в склепе»[2].

Способы мумификации[править | править код]

Когда кто-нибудь умирал, родственники приносили его труп к бальзамировщикам, которые составляли особенный цех, имели пребывание в некрополе (левый берег Нила) и, как видно из других (греческих и коптских) источников, далеко не мирно уживались друг с другом. Они делились на три класса[2]:

  • 1) парашисты, или парахиты, парасхиты[6] (делали надрезы на мягких частях трупа);
  • 2) тарихевты (бальзамировали);
  • 3) калхиты, или колхиты[7] (руководили религиозными церемониями при погребении),

причём каждый из этих классов занимался своим делом на правах монополии. К ним присоединялись многочисленные ремесленники, напр. столяры, ткачи бинтов, каменотёсы и др., которые все жили в некрополях. Согласно Геродоту, бальзамировщики показывали родственникам три разные модели мумий из дерева, за изготовление которых они требовали различные цены. Когда модель была выбрана, а цена установлена, они приступали к работе.[2]

Обычный способ (ценой в талант серебра)[править | править код]

Канопы в музее Хильдесхайма

Умершего обыкновенно вскрывали таким образом: острым крючком[2] извлекали мозг из головы через ноздри, а внутренности чрева извлекали через отверстие в левом боку, сделанное кремневым ножом[2]; потом очищенную внутренность вымывали пальмовым вином, наполняли благовонными веществами (миррой, касией и др.) и затем укладывали всё тело в селитру на 70 дней. По прошествии этого времени тело (иначе мумию) заворачивали в самые тонкие льняные ткани или в виссонные повязки, покрытые обычно аравийской камедью; наконец тело помещалось в деревянную форму и устанавливалось в вертикальном положении в погребальнице. По Геродоту, это был самый дорогой способ бальзамирования, стоивший около таланта (~54 мины) серебра.[3]

Внутренности знатных особ помещались в отдельный сосуд и бросались в реку или — в особом сосуде «канопа» — возлагались при трупе[3]. Крышки четырёх каноп представляли собой головы гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна)[2].

Утверждение Геродота, что мозг извлекался из черепа острым крючком через нос, подтвердилось исследованием профессора Чершона, нашедшего в пражских мумиях решётчатую кость совершенно разрушенной. На животе всех мумий с левой стороны так называемой белой линии ясно виден след разреза, о котором повествует Диодор.[2]

Другой способ (ценой в 20 мин)[править | править код]

При другом способе, стоившем около 20 мин, внутренности из тела умершего не вынимались, но в желудок вводилось значительное количество кедрового масла, и тело на определённое время клалось в селитру[3]. К внутренностям присоединяли фигурки гениев смерти (человек, шакал, ястреб и обезьяна). В мумии христианского времени вместо этих фигур вкладывали медико-магические амулеты с именами архангелов.[2].

Дешёвый способ[править | править код]

Самый дешёвый способ бальзамирования, употребляемый исключительно бедными, состоял в том, что внутренности вымывались в настое александрийского листа (лат. Folium Sennae; кассия остролистная) и кассии (из коры коричника китайского?) затем тело укладывали на некоторое время в селитру[3]. Более чем 70 дней оставлять его там было запрещено[2]. По данным Диодора, выщелачивание продолжалось только 30 дней[2].

Сохранность[править | править код]

По надписям на мумиях можно почти с точностью определить, к какому времени они относятся; заметно, что мумии древнеегипетского мемфисского царства до эпохи вторжения гиксосов сохранились далеко не так хорошо, как мумии эпохи 18-й фивской династии[2]:

Читайте также:  Древний сосуд для меда

  • первые — черны, как уголь, кожа и мышцы под ней совершенно высохли, и вся мумия плохо окутана бинтами;
  • у мумий позднейшего происхождения кожа сохранила почти свой нормальный (желтовато-блестящий) цвет; черты лица не изменены, причем некоторые части тела покрыты позолотой, ногти окрашены особой краской, а весь труп обернут бинтами в десятки метров длины, и эти покрытые надписями бинты наложены с таким искусством, что приводили в удивление хирургов XIX века.[2]

От эпохи владычества гиксосов (XV династия) в Египте мумий вовсе не сохранилось[2].

В Библии[править | править код]

Библия рассказывает, что патриарх Иаков (Яков), равно как и его сын Иосиф, раньше чем быть погребёнными в Палестине, подверглись бальзамированию в Египте[2]. И авторы БЭАН заключают: «Евреи заимствовали бальзамирование от египтян»[3]:

  • «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50:2, 3);
  • «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50:26).

Кроме этих двух случаев бальзамирования тел двух патриархов Иакова и Иосифа, из Священного Писания не видно, чтобы бальзамирование употреблялось у евреев когда-либо в том виде, как у египтян. Приготовляли умерших к погребению, употребляя благовония, искусственные масти (2Пар. 16:14), обвиваяи тело пеленами и умащая его ароматами (Иоан. 19:40).[3]

Авторы ЕЭБЕ уточняют: заимствовали ли евреи от египтян обычай бальзамировать покойников, прямых указаний в Библии не имеется. Известно лишь, что в I веке нашей эры у евреев был обычай окутывать знатных покойников длинными бинтами, пропитанными разными благовонными смолами (Иоан. 19:40). Известно также, что трупы особенно чтимых лиц евреи бальзамировали иногда таким образом, что клали их на продолжительное время в мёд.[2]

Критика[править | править код]

Египетский метод бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях страдает неясностью изложения[4].

Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения — это доказывается простым осмотром мумий. Все мягкие части оказываются совершенно изменившимися в своем строении, и даже наружные формы их еле сохранены. В общем, египтяне достигали лишь превращение гниения в продолжительное изменение и распадение тканей, что производилось частью при помощи применения антисептических веществ, частью путем устранения доступа воздуха, частью, наконец, условиями, способствовавшими высыханию трупа.[4]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Бальзамирование // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Бальзамирование // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Бальзамирование // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  4. 1 2 3 4 5 6 Бальзамирование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. ↑ Anubis // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  6. ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877
  7. ↑ Отечественные записки, т. 233; год издания 1877

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Описание[править | править код]

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Читайте также:  Прижигание сосуда нитрат серебра

Галерея[править | править код]

  • Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах

  • Печень как миниатюрная мумия с маской

  • Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

  • Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

Примечания[править | править код]

  1. Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.

Ссылки[править | править код]

  • Статья в БСЭ

Источник

Техника мумифицирования преследовала цель сохранить умершему тот внешний вид, который он имел при жизни. Вначале тело освобождали от внутренних органов и обезвоживали, затем натирали снадобьями и заполняли ароматическими и лекарственными травами, предохранявшими от разложения. Тщательно забинтованная полотняными лентами мумия покрывалась защитными амулетами. Но и этого ещё было недостаточно: процедура заканчивалась тем, что тело помещали в несколько гробов, вставлявшихся один в другой, и упаковывали в саркофаг.

Мумификация. На виньетках показаны этапы мумификации. Труп закрашенный чёрным, очищается, посыпается натроном – высушивающей солью – и укладывается на ложе для бальзамирования. При операции присутствует бог с головой шакала – Анубис.

Так, по крайней мере, поступали с царями и высшими сановниками. Гробу придавался образ умершего.

Внутренние органы запечатаны в сосудах-“канопах”

Сосуды -“канопы”, в которых находились внутренние органы, и небольшие статуэтки (ушебти) – слуги умершего в загробном мире – оберегали его покой. На все эти предметы наносились надписи и символические виньетки.

Слуги для загробной жизни. Предполагалось, что слуги будут заниматься вместо умершего сельскохозяйственными работами в раю у Осириса. Количество слуг, помещённых в миниатюрный гроб или сундучки, зависело от статуса умершего (у Тутанхамона их было 409)

Чтобы умерший ожил, жрец, после церемонии очищения и принесения даров, совершал над мумией ритуал “отверзания уст”. Оживлённая подобным образом “Ка”, т.е. жизненная субстанция человека, нуждалась в привычной обстановке для того, чтобы жить и питаться. Этим и объясняется обилие бытовых предметов и мебели в гробнице. Некоторые из них были копиями реально существовавших предметов, другие представляли собой модели уменьшенного размера.

Ритуал “отверзания уст”

Стены молельни и склепа расписывали различными сценами. Желая попасть в рай, умерший представал перед судом бога Осириса, правителя мёртвых. Его сердце, положенное на весы Тота, должно было уравновеситься страусиным пером – символом богини справедливости Маат; в противном случае грешника пожирала чудовище…

Весы Тота

Чтобы умерший не попал в “ловушки”, расставленные для него на суде Осириса, в могилу клали “Книгу Мёртвых”. Это был учебник с правильными ответами, снабженными небольшими пояснительными рисунками. Роскошь царских захоронений не могла не разжигать алчности грабителей. Поэтому с начала Нового царства фараоны приказывали хоронить себя в пустынной местности около Фивской горы – долине Царей, – которая охранялась воинами.

Долина Царей. С начала Нового царства царские гробницы высекаются в скалах, тогда как поминальные храмы возводятся в долине Нила. Долина Царей, как стали называть эту местность, была запретной для живых зоной.

Именно здесь находится и знаменитая, полная сокровищ, гробница Тутанхамона, которая была открыта в 1922 г.

Одно из четырнадцати судов, установленных в гробнице Тутанхамона, предназначено для его путешествия в загробный мир.

Если Вам понравилась статья, ставьте “лайк” и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить;)

Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:

1. 5 фактов, которые вы можете не знать о пилигримах

2. 5 фактов, которые вы можете не знать о Терракотовой армии

3. Рождение городов

4. Первые шумерские династии

5. Первая в истории империя

Источник

Бальзамирование — это практика, обычно использующая химические вещества, особенно смолы или бальзамы, для сохранения целостности трупов от гниения. Самые древние упоминания об этой практике относятся к древнему Египту, но сохранение трупов с помощью бальзамов и физико-химических процессов также было привычным для южноамериканских культур, особенно в Перу и среди инков, хотя и с помощью методов, отличных от египетских. Бальзамирование в древнем Египте было сложным и длительным.

Анубис и мумия

Анубис — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации.

Техника бальзамирования достигла наивысшего уровня совершенства в Египте. Разница между древним и современным бальзамированием заключается в ритуальном, священном и магическом характере, который побудил египетский народ, а точнее касту жрецов, применить такой сложный метод.

Что такое мумия

Мумией называют тело, подвергнутое специальной обработке, из-за которой прекращается процесс разложения. Бальзамирование в Древнем Египте практиковалось только для фараонов, жрецов и видных деятелей. С течением времени границы были расширены и стали доступны всем, кто мог позволить себе такую практику. В основном, существовало три вида бальзамирования, в зависимости от категории и материального положения умерших.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

Бальзамированные останки

Египетские мумии не самые древние в мире, но они, пожалуй, самые удивительные из-за сказочной техники, которую их бальзамировщики сумели усовершенствовать за тысячелетия, чтобы попытаться реализовать самое большое желание любого гражданина того времени: обрести тело, чтобы провести вечность. Для того чтобы долгое время сохранять ткани и повязки человека, которые бальзамировщики использовали для обертывания трупов, они исследовали и разумно использовали продукты, предлагаемые природой.

Но до бальзамирования, мумификация проводилась естественным путем. Трупы, обычно завернутые в шкуры животных, оставались сухими из-за жары, сухости и песка пустыни. Ученые полагали, что египтяне иногда использовали смолы для фиксации повязок во времена Древнего Королевства (следы хвойной смолы были обнаружены у мумии примерно 2200 года до н.э.), и чаще в период между 2000 и 1600 годами до н.э. Однако химический анализ гораздо более старших мумий показал, что египтяне начали использовать продукты для бальзамирования по меньшей мере за 1500 лет до предполагаемой даты.

Читайте также:  В каких сосудах наибольшая скорость движения крови

Зачем это делали в Древнем Египте

Даже маленького ребенка заинтересует вопрос, для чего древние египтяне бальзамировали и превращали в мумии умерших фараонов.  Эта практика возникла из-за веры в бессмертие человеческого духа. Согласно египетской мифологии бальзамирование фараонов сохраняет индивидуальность человека в будущей жизни.

В древнем Египте сперва хоронили умерших в горячем песке пустыни, в контейнерах с травами, что приводило к быстрому высыханию останков, препятствуя тем самым их разложению. Позже египтяне начали разрабатывать сложный процесс мумификации и ритуалы, связанные с погребением, которые послужили основанием для похоронных обрядов. Процесс бальзамирования в Египте достиг своего максимального развития во времена 4-й династии. Почти все внутренности, кроме почек и сердца, удалялись, а полость тела обрабатывалась.

Знания древних египтян об анатомии

Египетские врачи считались наиболее способными в древнем мире, хотя многие из их теорий, рассматриваемых с сегодняшней точки зрения, были очень далеки от реальности. В тексте Эберсова папируса, датируемом 1500 годом до н.э., есть трактат о сердце, которое врачи считали центром тела и сосудистой системы, местом разума и восприятия. Однако египтяне утверждали, что сердце увеличивалось в весе и размере до 50 лет, и с тех пор оно сокращалось до почти полного исчезновения, что приводило к естественной смерти человека. По этой же теме в упомянутом папирусе есть пособие, очевидно адресованное студентам-медикам, о физиологии и анатомии сердца. Бальзамирование умерших людей и животных и знания об анатомии человека в Древнем Египте по меркам того времени граничили с совершенством.

Около 300 г. до н.э. главным центром медицинских исследований в мире был Александрийский мусейон (медицинская школа Александрии), спонсируемый и поддерживаемый фараонами. Среди основных предметов изучалась анатомия. В этой школе практиковались первые вскрытия человеческих тел.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Процесс бальзамирования

Два папируса описывают египетский ритуал бальзамирования, хотя и неполный. Примечательно, что трупы молодых и красивых женщин отдавались бальзамировщикам через три-четыре дня, чтобы избежать надругания над телом. Труп перевозили; тело помещали на специальный деревянный стол. Там труп тщательно промывали.

В ходе церемонии выбиралось лицо, ответственное за выполнение первоначального пореза тела каменным ножом области живота. Заниматься этим мог далеко не каждый человек. Затем человека подвергали ритуалу преследования, поскольку нанесение повреждения телу фараона даже после его физической смерти являлось преступлением. Мозг из черепа необходимо было удалять через нос, для чего использовался специальный инструмент. Тело покрывалось как внутри, так и снаружи смолой, оборачивалось льняными повязками, обкладывалось скарабеями, амулетами и другими религиозными талисманами. Внутренние органы (кишечник, легкие, печень и желудок) держались отдельно и хранились в навесных сосудах, тем самым защищаясь четырьмя сыновьями Гора. Тело фараона помещалось в каменный саркофаг.

Процесс бальзамирования и обертывания занимал 70 дней

Бальзамирование — это сложная и длительная процедура в Египте. Тело помещали в специальный контейнер, наполненный вязкой жидкостью. Продолжительность этой фазы составляла 70 дней.

Внутренности тщательно промывались пальмовым вином и специями и заполнялись анисом или луком. Надлежащим образом обернутые, они ритуально располагались в навесах из разных материалов: обожженной земли, алебастра или гранита. Затем их накрывали крышками, на которых были выгравированы изображения четырех сыновей Гора. В мифах утверждается, что Анубис научил египтян искусству обертывания своих умерших в бинты, и это было необходимо в процессе мумификации. Мумификация и перевязка в частности проводились по строгим правилам мистического характера. Операция по нанесению повязок была очень сложной и требовала помощи бальзамировщиков и жрецов, которым приходилось читать молитвы. Бинты из нарезанных полос льняной ткани должны были иметь особую форму и покупаться в определенных местах.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Гробница незнатного человека

Жизнь в то время была неприятной, жестокой и, кроме того, очень короткой. Взрослые умирали в возрасте около 38 лет; было очень мало людей, которым исполнялось 50 лет, и младенческая смертность была очень высокой. Средний крестьянин того времени был ростом до 1,60 метра, а его фигура была вытянутой и довольно изогнутой из-за объема работы, которую он должен был выполнять ежедневно. Их диета была основана на злаках, винограде и оливках. Не только знатные люди стремились к вечной жизни, к тому же изменения в верованиях привели к тому, что любой человек мог надеяться на загробную жизнь. Естественно, только очень богатые люди могли позволить себе уйти в мир иной по всем правилам, но это не мешало строить маленькие семейные гробницы людям попроще.

Сохранившиеся мумии фараонов

Фараоны первых династий считались бессмертными, и они были единственными существами, которые могли продолжать жить в будущем. Позже вельможи и жрецы сочли себя достойными вечной жизни, приняв аналогичные ритуалы мумификации и захоронения. Сохранилось множество мумий фараонов, но самой известной является мумия Тутанхамона. Её нахождение и презентация когда-то вернули общественности интерес к Древнему Египту и дали толчок к появлению множества приключенческих фильмов об исследовании гробниц.

Что интересно, бальзамировали не только фараонов и прочих вельмож, но и других существ, которые считались живыми воплощениями богов или их проявлениями. В мумифицированном состоянии были найдены быки, ибисы, крокодилы, кошки, бабуины, змеи и др.

Источник