Сосуды для органов египтян

Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 10 мин. Опубликовано 15.01.2021 12:29
Обновлено 15.01.2021 10:32
Древний Египет был цивилизацией, которая длится с 3300 г. до н.э по 525 г. н.э. Некоторые из самых ранних записей о медицинской помощи относятся к Древнему Египту. Древние египтяне верили в молитву как в решение проблем со здоровьем, но у них также были естественные или практические средства, такие как травы. Это было структурированное общество с такими инструментами, как письменность и математика, которые позволяли им записывать и развивать идеи, и это означало, что другие могли учиться у них.
Медицина древнего Египта
У древних египтян было медицинское оборудование, но они также верили, что боги контролируют жизнь и здоровье. Древние египтяне считали, что боги, демоны и духи играют ключевую роль в появлении болезней. Врачи считали, что духи блокируют каналы в теле и это влияет на работу организма. Египтяне искали способы разблокировать эти каналы и использовали сочетание молитвы и естественных средств. Большинство целителей были также священниками, но со временем появилась профессия «доктора медицины».
Тот факт, что древние египтяне имели системы букв и цифр, означал, что они могли записывать и развивать идеи и выполнять вычисления. Документированная древнеегипетская медицинская литература является одной из старейших существующих сегодня. Древние египтяне имели организованную экономику и систему правления, оседлое население, социальные соглашения и должным образом исполняемые законы. До этого местные жители в основном вели кочевой образ жизни. Эта стабильность позволила развиваться медицинским исследованиям.
Кроме того, в древнеегипетском обществе были относительно состоятельные люди. Они могли позволить себе медицинскую помощь, а также имели время для размышлений и учебы. Древние египтяне были торговцами. Они путешествовали на большие расстояния, возвращаясь с травами и специями из далеких стран. Практика древних египтян сохранять умерших людей в виде мумий означала, что они узнали кое-что о человеческом теле.
Папирус Эберса
Археологи обнаружили ряд письменных свидетельств, описывающих древнеегипетскую медицинскую практику, в том числе папирус Эберса. Этот документ содержит более 700 лекарств и магических формул, а также множество заклинаний, направленных на отпугивание демонов, вызывающих болезни. Авторы, вероятно, написали их около 1500 года до нашей эры, но документ может содержать копии материалов, датируемых 3400 годом до нашей эры. Свиток содержит доказательства некоторых разумных научных процедур.
Врачи Египта, по-видимому, имели довольно хорошие знания о строении костей и некоторое представление о том, как работают мозг и печень. Согласно папирусу Эберса, центром кровоснабжения тела является сердце, и каждый уголок тела прикреплен к сосудам. Сердце было местом встречи сосудов, которые несли слезы, мочу, сперму и кровь. Древнеегипетское понимание сердечно-сосудистой системы является сложным. В документе подробно описываются характеристики, причины и лечение психических расстройств, таких как слабоумие и депрессия. Древние египтяне, по-видимому, рассматривали психические заболевания как сочетание заблокированных каналов и влияние злых духов и разгневанных богов. Свиток содержит раздел о контроле над рождаемостью, о том, как определить, беременна ли женщина, и некоторые другие гинекологические вопросы. Существуют также рекомендации по поводу:
- проблемы с кожей
- проблемы с зубами
- заболевания, связанные с глазами
- кишечные заболевания
- паразиты
- как хирургически лечить абсцесс или опухоль
Кроме того, имеются данные, как вправлять сломанные кости и лечить ожоги.
Некоторые рекомендации, которые тогда давали врачи, теперь кажутся нам вполне логичными. Египтяне советовали людям умываться и бриться, чтобы предотвратить инфекции, тщательно питаться и избегать нечистых животных и сырой рыбы. Некоторые, однако, менее знакомы. Люди также использовали навоз для разгона злых духов.
Египтяне также практиковали стоматологию. Кариес зубов был обычным явлением. Средства лечения включали:
- тмин, ладан и лук для лечения отека десен
- опиум, возможно, для лечения боли
- сверление отверстий в челюсти для дренирования абсцесса
Однако, похоже, они не практиковали удаление зубов.
Магия и религия
Повседневная жизнь в Египте включала в себя верования и страх перед магией, богами, демонами, злыми духами и так далее. Египтяне верили, что боги создают и управляют жизнью. Хека была богиней магии и медицины, а Бес, другой бог, защищал женщин во время беременности. Люди обращались к Серкету, если их укусил скорпион. Злые боги или злые силы вызывали несчастья и бедствия, поэтому люди использовали магию и религию, чтобы бороться с этими силами и лечить людей. Священник и врач часто был одним лицом. Многие целители были жрецами Сехмет, египетской богини-воительницы и богини исцеления, проклятий и угроз. Лечение также включало использование магии, заклинаний, амулетов, ароматов, подношений, татуировок и статуй. Религиозные и магические ритуалы и процедуры, вероятно, имели мощный эффект плацебо, поэтому они могли привести к исцелению.
Теория каналов
«Теория каналов» возникла из наблюдений за фермерами, которые выкапывали ирригационные каналы для своих культур. Это позволило медицине перейти от полностью духовного лечения к практическому, т.е. естественному. Врачи считали, что, как и при орошении, каналы обеспечивают организм путями для хорошего здоровья. Если возникали блокировки, они использовали слабительные, чтобы разблокировать их. Сердце было центром 46 каналов, видимых как разновидности трубок. Это правда, что человеческие вены, артерии и кишечник являются разновидностями труб. Однако египтяне не понимали, что эти каналы имеют разные функции.
Считалось, что засоры в человеческих каналах являются результатом действий Вехеду, злого духа. Когда Вехеду выходил на поверхность тела, он казался гноем. Эта идея о том, что телесные функции играют определенную роль в здоровье, стала прорывом в истории медицины.
Каналы и сердце
Древние египтяне считали, что тело состоит из системы каналов, или «мету». Ученые отмечают, что египтяне полагали, что телесные жидкости могут проникать в эту систему, включая фекалии. Это имело бы отрицательный эффект, и клизмы стали важным методом лечения многих заболеваний, включая малярию и оспу.
Папирус Эберса отмечает, что сосуды идут от сердца ко всем четырем конечностям и каждой части тела. Врач, священник Секмет или экзорцист кладет свои руки на любую часть тела, исследуя сердце, так как все сосуды исходят из сердца.
Теория каналов утверждает, что:
- Сердце — это источник. Оно говорит с каждой частью тела.
- Когда люди вдыхают через нос, воздух входит в сердце, легкие, а затем в живот.
- Ноздри имеют четыре сосуда, два из которых обеспечивают слизь, а два — кровь.
- Человеческое тело имеет четыре сосуда, которые ведут к ушам. «Дыхание жизни» входит в правое ухо, а «дыхание смерти» — в левое.
- Четыре сосуда, ведущие к голове, вызывают облысение.
- Все болезни глаз происходят от четырех сосудов во лбу, которые снабжают глаза кровью.
- Два сосуда входят в яички и дают сперму.
- Два сосуда в ягодицах снабжают их жизненно важными питательными веществами.
- Шесть сосудов достигают подошв ног и шесть ведут вниз по рукам к пальцам.
- Два сосуда снабжают мочевой пузырь мочой.
- Четыре сосуда снабжают печень жидкостью и воздухом. Если печень переполняется кровью, то развиваются болезни.
- Четыре сосуда также снабжают легкие и селезенку жидкостью и воздухом.
- Жидкость и воздух, выходящие из ануса, поступают из четырех сосудов.
- Анус также подвергается воздействию всех сосудов в руках и ногах, когда они переполняются отходами.
Хирургия в Древнем Египте
Египетские врачи могли успешно исправить перелом кости и вывих суставов. Основная хирургия — то есть процедуры, проводимые близко к поверхности кожи или на коже — была обычным навыком, и врачи знали, как эффективно зашивать раны. Врачи использовали бинты и определенные растения, такие как листья ивы для лечения воспаления. Однако они не проводили хирургическое вмешательство глубоко внутрь тела, вероятно потому, что не было анестетиков или антисептиков. Обрезание мальчиков было обычной практикой. У хирургов было множество инструментов, таких как щипцы, ложки, пилы, сосуды с горящими благовониями, крючки и ножи. Протезы существовали, но были не очень практичны. Врачи, возможно, использовали их, чтобы сделать умерших людей более презентабельными во время похорон или просто для декоративных целей.
Травмы и болезни
Египетские врачи сообщили о трех типах травм:
- Излечимые травмы: с ними они справлялись немедленно.
- Спорные травмы: врач считал, что повреждения не представляют угрозы для жизни и человек может выжить без вмешательства. Врач будет наблюдать за пациентом. Если пациент выживет, доктор со временем решит, стоит ли вмешиваться.
- Неизлечимые болезни: доктор не вмешивается.
Заболевания, поддающиеся лечению включали:
- ОРВИ
- проблемы с пищеварением
- головные боли
Средство от головной боли, упомянутое в папирусе Эберса, включает:
Смешайте муку, благовония, древесину, мяту, рог оленя, семена платана, штукатурку каменщика, семена зарта, воду. Нанесите на голову.
Еще одно средство — мак и алоэ. В древнеегипетские времена люди использовали алоэ вера для лечения ожогов и кожных заболеваний.
Другие состояния и методы лечения включают:
- Астма: мед и молоко, кунжут, ладан.
- Ожоги и кожные заболевания: алоэ
- Боль: тимьян
- Проблемы с пищеварением: можжевельник, мята, чеснок и сандал.
- Неприятный запах изо рта: мята, тмин.
- Эпилепсия: камфара
- Рвота: мята, чтобы остановить ее, и семена горчицы, чтобы ее вызвать.
Лекарством от простуды было заклинание.
Ранние концепции гомеопатии
В некоторых лечебных средствах использовались продукты, травы или растения, которые были похожи на болезнь, которую лечили. Практика известная как simila similibus, или похожая на аналогичную. Сегодня гомеопатия следует тому же принципу. В египетские времена люди использовали страусиные яйца для лечения перелома черепа.
Здравоохранение в Древнем Египте
Чистота была важной частью египетской жизни, и в домах были ванны и туалеты. Внешний вид человека и использование макияжа играли важную роль. Основная цель заключалась в удовлетворении социальных и религиозных требований, хотя многие люди наносили макияж вокруг глаз, чтобы защитить себя от болезней. Люди использовали москитные сетки в жаркие месяцы, чтобы защитить себя от малярии и других болезней или избежать укусов. Малярия была распространенной проблемой. Священники регулярно мылись, стирали свою одежду и мыли столовые приборы. Это помогло защитить их здоровье, хотя они это выполняли по религиозным соображениям. Как мы знаем сегодня, инфраструктуры общественного здравоохранения не было. Не было канализации, систематической медицинской помощи и общественной гигиены.
Медицинская профессия
Вероятно, древние египтяне были первыми людьми, у которых были профессиональные врачи, и это было уважаемым занятием. Согласно «Энциклопедии древней истории», доктора должны были быть грамотными и чистыми телом и духом. Врачи были по всему Египту. Самым ранним упоминанием о враче-мужчине является Хеси-Ра в 2700 г. до нашей эры. Хеси-Ра был «главой стоматологов и врачей» фараона Диосера. Первое упоминание о женщине-докторе относится к Песешет в 2400 году до нашей эры. Возможно, женщины-врачи были уже в 3000 году до нашей эры. Лучшие врачи работали при дворе. Под ними инспекторы контролировали работу других врачей. Были специалисты, такие как стоматологи, проктологи, гастроэнтерологи, офтальмологи. Проктологов, которые ставили клизмы, звали «нери фуйт», что переводится как «пастырь ануса».
Заключение
У древних египтян были изощренные методы медицинской практики, сочетающие сверхъестественное и естественное, например, лечебные травы и хирургия. Их письменные записи позволили знаниям передаваться через века. Хотя и не всегда, некоторые теории и практики не сильно отличаются от используемых сегодня.
Научная статья по теме: Рак предстательной железы найден у древней египетской мумии.
Источник
Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Защитники «Канопы».
Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.
Защитники «Канопы».
Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.
Защитники «Канопы».
Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.
Защитники «Канопы».
Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.
Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.
Источник
Канопы Древнего Египта
Похожие на матрешки сосуды – канопы – были необходимым элементом древнеегипетских захоронений. В них хранились внутренние органы мумий, они сопровождали умерших на пути в мир иной. Канопы – это одновременно произведения искусства и талисманы.
Согласно верованиям Древнего Египта, достаточно было поставить канопы в гробнице рядом с телом покойного, чтобы обеспечить ему магическую защиту. Название этих сосудов происходит от имени города Канопа, располагавшегося неподалеку от Александрии. Его жители поклонялись богу Осирису, изготавливая его статуи в виде кувшина с головой бога. Канопы могли быть известняковыми, алебастровыми, глиняными, деревянными и фаянсовыми и предназначались для хранения внутренних органов умершего, а именно печени, легких, желудка и кишечника.
В процессе мумификации тела покойного его внутренности тщательно промывали, как правило, пальмовым вином, а затем начиняли миррой, анисом и луком… Каждый орган заворачивали в тончайший льняной холст и раскладывали по четырем сосудам, заливая предотвращающей разложение смесью масел (тех же, что использовались для бальзамирования тела). А мумию без внутренностей набивали древесными опилками или льняными тампонами. Наполненные таким образом сосуды ставили в деревянный ящик: ларь или сундук для каноп. Египтологи обнаружили сотни подобных сундуков. Они имели выпуклую крышку с круглой ручкой, которая позволяла надежно запечатать содержимое. Во время похорон сундук для каноп ставился на повозку, следовавшую за той, что везла саркофаг. Кстати, в гробнице Тутанхамона тоже был найден алебастровый, красиво украшенный сундук с канопами.
Тутанхамон
Канопы были найдены и в гробнице Тутанхамона, среди погребальной мебели. В этих сосудах обнаружились маленькие золотые гробы, наполненные внутренностями. Внутри канопы были полностью покрыты толстым листом золота, которое устилало и сундук. Крышки одновременно изображали черты соответствующего духа и фараона, например, грифа и Тутанхамона.
Маленькие саркофаги
К какой бы эпохе ни относилась гробница, каноп всегда четыре. В древнеегипетской религии это число имело первостепенное значение: оно означало четыре стороны света – квадрат, в центре которого помещался человек. Но, хотя количество этих маленьких сосудов оставалось неизменным, их форма с течением времени сильно эволюционировала. Так, самые ранние из найденных исследователями каноп были очень простые и закрывались вместо крышки плоским камнем.
Однако уже в начале Нового царства появились первые сосуды с изображениями лица умершего, своего рода миниатюрные саркофаги. Их крышка украшались иероглифическими надписями, а к самим канопам иногда приделывались маленькие ручки и ножки. Постепенно формы становились все изящнее, плечи – шире, а талия – уже. И наконец, при XVIII династии появились скульптурные крышки в виде четырех сыновей Гора.
Четыре сына Гора
Сыновьями Гора были четыре духа, которых звали Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Каждый из них пользовался покровительством одной из богинь: Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкет соответственно. Эти божества предохраняли важнейшие органы умершего и забальзамированного египтянина от разложения. Амсет – дух с человеческой головой – охранял печень. Хапи – с головой павиана – легкие, Дуамутеф – с головой собаки – желудок, а Кебексенуф – с головой сокола – кишечник. Скульптурные крышки с изображениями сыновей Гора были очень распространены вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. К концу этого периода появились и другие разновидности каноп, в частности, деревянные или керамические сундучки, в которых все четыре органа хранились вместе.
Еще материал по данной теме
← все статьи
Источник