Сосуды для питья на руси
Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто, например, в Домострое, слово «сосуд» употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке.
ГОРШОК
Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси.
Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
ГОРШОК БРАТИНА
Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
ГУСЯТНИЦА
Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
ЕНДОВА
Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.
ЖАРОВНЯ
Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
КАНДЮШКА
Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
КАНОПКА
Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
КАЦЕЯ
Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.
КАШНИК ГОРШОК
Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
КИСЕЛЬНИЦА
Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
КОРЧАГА
Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
КРЫНКА (КРИНКА)
Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
КУВШИН
Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
КУВШИН КРУПНИК
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
КУБЫШКА
Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
ЛАТКА
Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XВ-XВИИ вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
МИСКА
Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XИИ в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XВИИИ-XИX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.
ОПАРНИЦА
Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
ПЛОШКА
Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.
ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)
Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
ПОЛЕВИК ГОРШОК
Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.
РЫЛЬНИК
Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
УМЫВАЛЬНИК
Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
ЧЕРЕПУШКА
Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.
Источник
ЧТО ПИЛИ НА РУСИ
‘Ковши круговые, запенясь, шипят…’ Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина ‘Песнь о вещем Олеге’.
Золотой ковш, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу, 1618 год.
Серебряная братина, изготовленная в мастерских Московского Кремля в первой трети XVII века. Принадлежала главе Посольского приказа, думному дьяку И. Т. Грамотину.
Золотой кубок, подаренный в 1589 году Борисом Годуновым патриарху Иову.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Жбаны отличались друг от друга по форме и размеру в зависимости от назначения.
Бочонок (баклага, баклажка). Посольский дар турецкого посланника царю Михаилу Федоровичу в 1632 году.
Бульотка. Из этого сосуда, похожего на самовар, разливали бульон.
Винный бокал емкостью 120 граммов. 1875 год.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Кружки повседневная и праздничная.
Водочные бутылки конца XIX века.
Сравнительная таблица старорусских мер. Бочки объемом поменьше делились в той же квартальной пропорции, результатом деления стало появление новых названий малых мер.
‹
›
В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной. То же самое относится и к квасу.
Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.
Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII – XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие – сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.
Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора – секиры: “то, что способно отсечь голову от тулова”.
Довольно долго в средневековой Руси брагу, пиво и их разновидности: пивной квас, жидкое пиво, твореное пиво, суслану, полпивцо с хмелем или солодом, бравнду, ол и т.д. – называлижидким хлебом.
Что касается водки, токак лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название “водка” произошло от слова “вода”, поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.
ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ
Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами
(так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или
похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный
мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки
продавались в корчмах, питейных и съестных домах.
Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например “большой царев кабак”, располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался “Неугасимая свеча”. В 1651 году “царевы кабаки” велено было называть “кружечными дворами”, переименованными в 1765 году в “питейные дома”.
С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.
Благодаря первому “Питейному уставу”, изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро, осьмуха, полуосьмуха , стопа и кружка. Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы, ковши, ставцы, стопки, а для мелкой продажи – крюки – чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы. Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип – квартальное, или четверичное , соотношение объемов (1:2:4:8:16).
Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам – “ревунам” вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.
При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик , а также ведро указное, равное 200 чаркам. Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь “засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры”, а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы ” … покупщик вина … мог той мерою поверить объем …” купленного товара.
Посудный ряд, состоящий из “засвидетельствованных и заклейменных мер” казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик – чарка – стакан – бутылка – штоф – осьмуха – полведра – ведро.
ПО НАПИТКУ И ПОСУДА
Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.
У нынешних чашек, бокалов, фужеров и рюмок немало предшественников среди старорусской питейной посуды – кубков, рогов, чар и чарок, братин, чаш, ковшей-скопкарей, крючков, стопок, стаканов (досканцов), лафитников и ставёшек – вот далеко не полный перечень посуды, из которой наши предки пили в основном хмельные напитки. Например, современный граненый стакан состоит “в родстве” с досканом, название которого происходит от обычной строганой доски. Древнерусский стакан представлял собой деревянный сосуд мерою около 1/3 бутылки, состоящий из обвязанных веревкой снаружи деревянного круглого донца ладов-дощечек.
Емкости для хранения жидкости достаточно разнообразны. Это и кожаные мешки(козевки , бурдюк) вместимостью до 60 л, и деревянные досканцы , ставцы, жбаны, ковши-скопкари , чарки, ведра и бочки (вместимостью от 123 г до полутонны и более), и глиняные амфоры, корчаги, крынки, кувшины и чашки от 143 г до 40 л, и хорошо знакомые всем стеклянные бутыли, бутылки, графины, кружки, рюмки, стопки, пузырьки (от 61,4 г до 20 л) и даже разнообразные аптекарские и парфюмерные склянки.
До введения метрической системы мер и весов в России в качестве крупной меры объема жидкости (например, казенного вина, пиваи т.д.) использова лись ведра московские приимочные и отдаточные и деревянные бочки,которые делились на 5-, 10-, 20-, 30- и 40-ведерные.
Ведро мерное, например, равное 12,229 л, начиная с XV века подразделялось на полведра , четверть , осьмую ведра, шестнадцать “кружек” (или штофов по 1,23 л, что соответствовало 4 косушкам или 10 чаркам) и бутылки двух видов: мерные и торговые.
Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским
стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда
как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу,
соответствовали одной двадцатой части ведра= 0,6115 л. А современная “поллитровка”
появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.
Бочарная посуда, употребляемая в различных местностях России, отличалась разнообразием названий в зависимости от этнографических особенностей (баклажка , баклуша, барилка, бочаты), от размера и объема (ангал, анкер, бадия, бочонок беременный , пудовка, радовка, сороковка ), своего основного назначения (смоляная , солевая, ворванная , винная, дегтярная ) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Наконец, готовая бочарная продукция подразделялась на ведра, кадки, чаны, бочонки и бочки.
Независимо от своего названия и назначения слово бочка, с этимологической точки зрения, представляет собой явное заимствование из древнерусского языка и, по мнению лингвистов, восходит к животу, слова кадка и кадушка были преобразованы из горла и гортани, а слово чан означает просто “большую дощатую кадку“.
Изучение старорусской питейной посуды и анализ разнообразных форм емкостей для хранения жидкости убеждают нас в том, что в представлениях наших предков явно присутствовали и доминировали одновременно две основные формы сосудов для жидкостей, условно названные нами: мужеподобные и женоподобные. Мужеподобными , по старорусской логике, являются такие сосуды, в форме которых как бы заложено мужское начало, особенности строения мужского тела. Например, к мужеподобным формам сосудов относятся: стройные, как юноши-подростки, бутыли и бутылки, туеса и бурачки, кружки и жбаны, а также широкоплечие и подтянутые, как русские воины, стаканы и стопы, ведра и бокалы, чаши и чарки. Тогда женоподобными сосудами будут крынки и кувшины, рюмки и братины, горшки и горланы, ендовы и ставцы и т.д.
Бочарная посуда в представлениях наших предков была похожа на беременную женщину. Например, во времена царствования Ивана Грозного для хранения хмельных напитков высшего качества использовались бочки “винные беременные” вместимостью по 10 ведер или по 4 новгородские насадки. А вот бочка “винная полубеременная” служила торговой мерой алкогольной продукции в 5 ведер, которая отпускалась с “государева отдаточного двора” для мелкооптовой продажи в государевых кабаках, пополняя тем самым запасы казны. Беременным именовали также специально изготовленный 30-литровый бочонок, предназначенный для хранения высших сортов хлебного вина, которое курили из ржи, пшеницы и ячменя и т.д.
Для кругового заздравного пития использовались большие рогабыка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.
МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…
Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.
Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.
В особой посуде подавался сбитень – народное горячее обильное питье из воды, меда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень, пряные и лесные чаи с медом обладали согревающим и противовоспалительным действием, поэтому их преимущественно пили в зимний период из чар, стаканов , ставешек или любых других емкостей, вместимость которых не превышала 1/30- 1/40 ведра. Обычно сбитень был не крепче 4-7°, но иностранным морякам и состоятельным людям могли подавать и более крепкий напиток.
Другой разновидностью этого напитка был холодный “збитень” (на букву “з”), который был не менее популярным питьем у древних русичей при утолении жажды в русской бане или летом в жаркий день. Освежающий и тонизирующий збитень пили ковшами, чюмами и жбанами по нескольку раз в день, особенно утром.
Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как “водогрейный для чаю сосуд с медной трубой”, по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).
Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (то есть глядя на сахарную голову, выставленную на средину стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития – вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).
В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками
колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира
два чайника: большой – с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький – со
свежезаваренным чаем или зельем: морковным либо травяным сбором.
Собственные названия имела и молочная посуда. Замороженный и выставленный на продажу “круг молока” в Сибири объемом примерно в три малых питейных стакана фактически всегда был гораздо меньше пары молока -торгово-бытовой меры молока в ряде городов центральной части России. В юго-восточных и лесостепных областях России для временного хранения молока и переноса на небольшие расстояния (например, косцам, работающим в поле) использовался балакирь – долбленая деревянная посудина, объемом в 1/4-1/5 ведра.
Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.
Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1/4-1/2 ведра (около 3-5 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию – сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1/8 ведра.
В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.
Обычно квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках (лагушках, ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу – на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1/8-1/16 до примерно 1/3–1/ 4 ведра. Торговой мерой кваса центральных областей России служили большойглиняный (питейный) стакан и кувшин.
Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.
Подробности для любознательных
Кабак – слово, заимствованное из татарского языка; в XII-XIII веках наименование дешевого, легкого, небьющегося сосуда, удобного для кочевой жизни; сосуд из тыквы, кабачка, “кабака”.
Приимочное ведро – это стандартная мера заорленного (то есть узаконенного царским указом с рельефным изображением двуглавого орла) ведра, которым с 1681 года измеряли привезенную с винокурень помещиков и крупных вотчинников на государственный склад – государев отдаточный двор – питейный мед, водку 18 _ 24°и и, звинь 70°, предназначенные для пополнения запасов казны. Государево приимочное ведро соответствовало ведру торговому объемом примерно в 14 л.
Отдаточное ведро, с помощью которого измеряли отпускаемые с государева отдаточного двора хмельные напитки, предназначенные для выплат служилым людям – казакам, подчиненной непосредственно царю вооруженной военной охране, духовенству на строительство храмов, а также для продажи в царских кабаках и прочих государственных расходных статей, всегда было существенно меньше ведра приимочного, приближаясь по своему объему к 8 л.
Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как “покал” (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру “В” по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.
Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Правда, в те времена он назывался переваром, а позднее – взваром или просто варом. До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком россиян.
В качестве мерной емкости питий бутыль впервые была завезена в Россию Петром
I в 1694 году, а в XIX веке она зачастую имела торговое название “гусь” – крупной
меры водки, бутилированной в стеклянные сосуды с очень длинной горловиной, вместимость
которых составляла 3,057 л. Бутылочная торговля водкой была введена в России с
1885 года.
С 1648 по 1701 годв царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.
СРАНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ СТАРОРУССКИХ МЕР СМ. В РИСУНКАХ К СТАТЬЕ.
Источник