Сосуды для святого мира

Сосуды для святого мира thumbnail

В рубрике Суть вещей “Фома” кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.

Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

alavastr_shakko_cc-by-sa-3-0

Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

samuel-20bringing-20gods-20message-20to-20a-20boy-20of-20bethlehem

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30:22–25).

smirna3

Смирна

Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Гин —  6592,8 см3.

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30:26–30).

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ, в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

Донской монастырь

Донской монастырь

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.

Читайте также:  Функция сосудов у человека
Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (самостоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специальной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4). Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Читайте также:

Что такое миропомазание?

Источник

Доброго дня, друзья!

Поздравляю вас с началом Страстной Седмицы!

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое “миро”.

По традиции в Страстной понедельник, в Малом соборе Донского монастыря, патриарх совершает чин мироварения. Правом приготовления мира обладает только глава Церкви.

Что такое миро?

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — это особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении Таинства Миропомазания , и для освящения храмов и антиминсов.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа, (которые получили благословение на это от апостолов). Впоследствии с умножением христиан стало невозможно на каждого новокрещеного возлагать руки епископом. Ведь у бедного епископа просто не осталось бы времени ни на что другое. По этой практической причине рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной (самостоятельной) Поместной Церкви.

В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Ковчежец для мира

Миро хранится в специальном ковчежце в сейфе алтаря. Расходуется эта величайшая драгоценность крайне экономно.

Читайте также:  Где делают стентирование сосудов в новосибирске

Состав

Миро приготавливается из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие

Как его делают?

Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря.

В чан заливаются ингридиенты

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров;

Патриарх зажигает огонь

в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его.

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды.

Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Так это выглядит

Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён.

Делается это для того, чтобы существовала преемственность, и в каждом сосуде присутствовала частица сваренного еще апостолами святого мира.

Понравилось? Было полезно? Не скупитесь поднять палец вверх)

Автору будет приятно

Откуда у Церкви деньги?

СКОЛЬКО ТРАТЯТ НА РПЦ?

Великий пост. Инструкция по применению

Верил ли Чехов в Бога?

Есть ошибки? не стесняйтесь, пишите в комментариях!

Источник

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Миро в Православной Церкви

Миро

Чин освящения мира Патриархом Кириллом

Миро — это ароматическое  масло, имеющее для христиан  очень большое значение.  Через  помазание  освященным миром человеку сообщается Божественная благодать в Таинстве Миропомазания,  используют миро и при освящении храмов.

Само слово «мессия»  переводится как «помазанник»,  так же величали и продолжают  величать  государей,  управляющих своими  странами не по решению народа,  а по Божьему  изволению.

Рукотворное и нерукотворное миро

Рукотворным миром называют благовоние, используемое при совершении Таинства Миропомазания,  и имеющее вполне конкретный состав. Это смесь масел, ароматических смол и трав, всего  насчитывается пять десятков ингредиентов.

Читайте также:  Сиреневые сосуды на ногах

Упоминание в Ветхом Завете

Впервые такое миро упоминается еще в Ветхом Завете. В 30-ой главе книги «Исход»  повествуется о  наставлениях, полученных Моисеем от Самого Господа. Речь идет, в числе прочего,  и о подготовке мира, каковым следует помазать Аарона и его сыновей. О его составе сказано так:

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей,  по сиклю  священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего   миро для священного помазания…».

Это миро Моисей возлил на головы Аарона и его сыновей, ставших, таким образом, первыми  израильскими священниками.  Позднее в ветхозаветные  времена миропомазание  применялось при   восшествии  на престол царей,  в частности, Саула и Давида.

Мазали священным миром так же и пророков  (например, пророка Елисея).  Таким образом,  помазание  миром означало в культуре  древнего  Израиля   благословение  на  начало  важного  служения – священнического, царского, пророческого.

Упоминание в Новом Завете

В Новом Завете миро упоминается в эпизоде с женщиной, которую Евангелия именуют «грешницей».  Она «приступила» к  Господу с «алавастровым сосудом»,  из которого излила душистое масло Ему на  голову,   а затем –  на ноги.  Унимая свидетелей этой сцены,  которые начали  роптать  на  чрезмерную дороговизну  благовония, Христос сказал,  что женщина совершила доброе  дело,  приготовив Его таким образом к погребению.

Миро

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Второй  раз в Новом Завете миро упоминается вновь в связи с женщинами – женами-мироносицами,  которые наутро после казни Спасителя пошли к Его гробу, чтобы согласно обычаю, умастить Его  благовонным маслом. 

В апостольские времена миро стали применять для «низведения Святого Духа» на людей,  обращенных в христианство.  Сначала  это происходило  через возложение  рук апостолов, но когда  количество  новокрещенных  стало  увеличиваться,  а ученики  Христа  разошлись  по свету,  чтобы проповедовать  Евангелие,  для  приятия  Святого  Духа  стали  использовать  ароматическое  масло,  благословленное  кем-то  из  учеников  Спасителя.  

Употребление мира в наши дни

В наши дни Православная церковь использует миро в таинстве Миропомазания,  которое происходит по укоренившемуся обычаю, непосредственно после совершения  Крещения.  Священник берет святое миро, которое хранится в алтаре храма, и помазывает новокрещенному  крестообразно лоб, глаза, рот, уши,  грудь, руки и ноги, произнося:

«Печать дара Духа святого, аминь».

Миро

Миропомазание. Фрагмент картины Крнаева Акима «Крестины».

Этим же миром совершается освящение престолов в новых храмах, а так же освящение антиминсов.

Миром помазывали  государей древней Византии и Руси. Это таинство происходило при венчании на царство.

Как приготавливается миро

В настоящее время  право варить миро имеет только Патриарх  – предстоятель самостоятельной  (имеющей автокефалию) церкви. За столетия церковной жизни сложился чин мироварения, который  пребывает неизменным уже длительное время.  

В Русской Православной церкви миро готовит Патриарх Московский и всея Руси. Бывает это не каждый год,  а раз в несколько лет,  смотря по потребности.  В Донском монастыре (Москва)  для этого  устроена  специальная печь с огнеупорным котлом на 350 литров. Происходит мироварение в дни Страстной   недели.  

Миро

Чин мироварения

В состав современного мира входят елей, благовонные масла, такие, как бергамотовое, лавандовое,  розовое и другие, смирна, ароматные растения – чабрец,  базилик и т.п.,  росный ладан,  оливковое  масло и так далее. 

Все эти ингредиенты предварительно заготавливаются, освящаются. После этого их тщательно  измельчают, добавляют в предварительно приготовленную смесь оливкового масла и белого вина,  и оставляют  так на две недели.

В Великий Понедельник Патриарх начинает чин мироварения тем, что освящает утварь, заготовленную  смесь, и сам возжигает огонь под сосудом для варки. В первый день жидкость прогревают до кипения,  после чего миро продолжает вариться на малом огне. Священники все это время читают Новый Завет,  а диаконы постоянно размешивают миро  деревянными веслами. Продолжается это три дня.  

После этого миро разливают в особые сосуды. Патриарх добавляет в них по капле из алавастра – сосуда,  в котором  находится древнее миро,  дошедшее  со  времен  первых  христиан.  Обновляет он и содержимое алавастра. Таким образом, древнее благовоние никогда не иссякает, и  современное, сваренное уже в наши дни, несет в себе печать Святого Духа, отметившего апостолов

Приготовленное и освященное миро отправляется в приходы. В каждом храме имеется емкость со  священным миром для таинства крещения и освящения новых престолов.  

Нерукотворное миро

Существует еще один вид мира – нерукотворное.  

Так именуют капли ароматной жидкости, которая возникает на поверхности икон, иногда киотов,   а так же исходит от святых мощей. Поскольку рациональное объяснение этому явлению найти  удается  далеко не всегда, оно называется чудом мироточения. Миро в таких случаях бывает разным:  прозрачным или окрашенным, иногда легким, иногда густым и смолянистым, но, как правило,  обладающим сильным и приятным ароматом.

Сосуды для святого мира

Мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная»

Современная православная церковь предостерегает от чрезмерной экзальтации по поводу таких   случаев. Далеко не каждое мироточение может считаться действительно чудом Господним, зачастую  происходя из естественных причин или даже от обычных человеческих уловок. Каждый выявленный  эпизод мироточения исследует специальная комиссия, создаваемая правящим архиереем, и отнюдь  не все такие случаи признаются подлинными.

Однако, православная церковь знает множество подлинных, признанных мироточивых образов и  мироточения мощей.

Среди них:

Толгская икона Божией Матери. Она известна с XIV столетия. Этот образ явился ростовскому  епископу во время его путешествия. Произошло это у места, где в Волгу впадает река Толга. Там, где  была обретена икона, построили храм и заложили монастырскую обитель. Икона прославилась  многими чудесами, исцелив и наставив на истинный путь многих и многих христиан. В 1392 году  икона начала мироточить. Толгский монастырь, где находится чудотворная икона, и по сей день  остается местом притяжения тысяч верующих.  

К числу самых прославленных в XX столетии мироточивых икон относится образ Монреальской   Иверской Божией Матери. Икона была создана на горе Афон, первоисточником послужил  прославленный образ Богородицы «Вратарница». В 80-х годах,  вскоре после написания иконы,  ее захотел  приобрести  прибывший на Афон православный чилиец Иосиф Муньес.  Икону  ему  не продали,  но подарили.  Движимый благочестием,  Иосиф  Муньес  освятил  икону, приложив  ее к подлинному  образу «Вратарницы».

Он уехал в Монреаль, и хранил икону у себя дома. Через год из иконы стало истекать миро. Это  чудесное  явление продолжалось 15 лет.  Миро выделялось из  ладоней Пресвятой Девы и из  фигуры  Младенца.   Его было так много,  что приходилось собирать его  в специальные сосуды.  При  этом задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Поскольку Муньес объехал с этой святыней  многие православные приходы за пределами России, свидетелями чуда стали тысячи людей. Миро  собирали в сосуды, пропитывали им ткани и вату, чтобы хранить дома. Известны случаи исцеления  от этого мира.

Миро

Монреальская Иверская икона, мироточивая

В Греции хранитель Иверской-Монреальской иконы был убит ночью в гостиничном номере,  а чудесный образ бесследно исчез. Преступление так и не было раскрыто.

Однако, через 10 лет после трагедии замироточил бумажный образ – копия Монреальской иконы,  отпечатанный  типографским способом.  Это произошло  в православном  приходе в Гонолулу,  на Гавайских островах.

К числу самых известных случаев появления мира на мощах святых, относится возникновение мироточение мощей Святителя Николая в городе Бари.  Здесь мощи покоятся уже несколько столетий,  и все это время от них исходит благовонное маслянистое вещество. Монахи собирают его через особое  отверстие в ковчеге, в котором хранятся мощи.

Мироточили так же некоторое время назад мощи, находящиеся в пещерах Киево-Печерской   Лавры.  Как известно, останки монахов,  нашедших свое упокоение в этом монастыре,  находятся  в специальных нишах под землей. Монах, занимавшийся уборкой в пещерах, обнаружил, что некоторые  главы  обильно выделяют  миро,  и об этом вскоре стало известно и церковному начальству, и  руководству  музея-заповедника «Киево-Печерская лавра».

Миро, источаемое иконами или святыми мощами, обыкновенно собирается в специальные сосуды.  При необходимости его разводят водой, которую разливают в специальные бутылочки  –  для  паломников.

Такое миро, привезенное домой из паломнических поездок, следует бережно хранить и использовать  по мере надобности.

Как применяют миро от святых мощей и икон

Как правило, его наносят на лоб – специальной кисточкой, пальцем  или маленьким кусочком ватки.  Делают это для исцеления страждущего или чтобы благословить человека при начале важного дела,  трудного или опасного путешествия, в иных сложных житейских ситуациях.

Однако, церковные авторитеты предостерегают от того, чтобы относиться к миру, как к некоему  заменителю лекарства, чудодейственному снадобью. Миро помогает не само по себе, а только в тех  случаях, когда применяют его с искренней верой и с молитвой. Уповать следует только на Бога, у Него  же просить исцеления, а не ждать, что миро само по себе станет исцеляющим средством.

Признавая многие случая мироточения, считая их чудом Господним, которое должно укрепить нашу веру, церковь, тем не менее, предостерегает верующих от чрезмерного увлечения подобным случаям, от погони за чудесами. Верующий человек не ждет того, чтобы его вера подпитывалась различными необъяснимыми явлениями. И с этой точки зрения святое миро, приготовленное с верой и в соответствии с многовековой традицией, имеет не меньшую благодатную силу, чем миро, истекающее от образов и святых мощей.

Похожие статьи

Рекомендуем статьи по теме

Источник