Сосуды для вина древнего рима
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.
«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
VII-V тыс. до н. э.
Из праха вышел
Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.
Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia
IV-II тыс. до н. э., Древний Египет
Откуда ни возьмись
Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.
II тыс. до н.э., Китай
А в это время на Востоке
В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600-1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701-762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».
III-I тыс. до н. э., Древняя Греция
Геометрия пития
Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.
V-I вв. до н. э., Древний Рим
Сплав культур
Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.
«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия
I-IV вв., Древний Рим
Победа стекла
Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.
V-VIII вв., Европа
В когтях кризиса
Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.
VIII-XII вв., Византия
Дефицит – двигатель прогресса
Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.
XII-XIV вв., Ближний Восток
Не для питья, так для продажи
Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.
«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
XII в., Константинополь. Венеция
Крестовый поход за бокалом
Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.
Секрет сплава не покидал острова Мурано.
XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано
Чудеса с острова
В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.
Начало XVII в., Богемия
Лесной бокал
В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.
«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам
Середина XVII в., Англия
Дефицит дров
Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.
Конец XVII в., Англия
Крылышки и защипы
В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.
Начало XVIII в., Англия
Очарование простоты
Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.
Грани мешали наслаждаться видом вина.
Середина XVIII в., Англия
Невесомость в цене
В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.
Конец XVIII в., Англия
Почти алмаз
В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.
«Завтрак гребцов», 1880-1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон
Конец XVIII – начало XIX вв., Франция
Империя и размеры
На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).
XIX в., Европа
Хор форм
XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».
Конец XIX – начало XX вв., Европа
Жертвы ар-нуво
Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.
Баухаус передал бокалу функциональность.
60-е гг. XX в., Австрия
Бокальный баухаус
Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.
Настоящее время.
Австрия и Германия
Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.
Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.
Источник
Винный кубок. Мозаика из музея Бардо, Тунис.
Самыми популярными во время трапезы напитками римлян всех слоёв населения были вода и вино[1]:397. В Древнем Риме вино было продуктом массового употребления и экспортировалось во все уголки империи. Перевозилось обыкновенно в амфорах, по Европе также в бочках. В период расцвета империи вино повсеместно развозили в бочках. В Риме употреблялось как местное, так и привозное вино, высоко ценилось старое, выдержанное вино. Технологию выращивания винограда и приготовления вина римляне в основном заимствовали из греческого опыта[2].
История[править | править код]
Самые ранние влияния на виноградарствo на итальянск. полуостровe можно отнести к древним грекам и этрусками. Подъем Римской империи способствовал как технологическому прогрессу, так и растущему осознанию виноделия, которое распространилось на все части империи. Влияние Рима оказало глубокое влияние на историю основных винодельческих регионов Франции, Германии, Италии, Португалии и Испании.
Римская вера в то, что вино было повседневной необходимостью, сделала напиток «демократичным» и вездесущим; в различных формах оно было доступно как рабам, крестьянам, женщинам и аристократам. Чтобы обеспечить постоянные поставки вина римским солдатам и колонистам, виноградарство и виноделие распространились на все части империи. Экономические возможности, представленные торговлей вином, привлекли торговцев к ведению бизнеса с племенами, проживающими в Галлии и Германии, привнося римское влияние в эти регионы еще до прибытия римских военных.
Произведения римских писателей – прежде всего Катона, Колумеллы , Горация , Катулла , Палладия , Плиния, Варро и Вергилия – позволили понять роль вина в римской культуре, а также современное понимание виноделия и практики виноградарства. Многие из методов и принципов, впервые разработанных в древнеримские времена, можно найти в современном виноделии.
Сорта вин[править | править код]
Популярным было красное вино, однако среди лучших изысканных вин присутствовали и белые – цекубское и фалернское. По вкусу римлянам было сладкое вино – vinum dulce, некоторые хозяйства производили praedulce (особенно сладкое вино). Римляне знали как приготовить из тёмного вина более светлое благодаря хранению. В книге Апиция «De re coquinaria» описывается рецепт ускорения этого процесса.
По вкусовым качествам было известно множество сортов (всего около 185), которые в общем можно разбить на категории:
- vinum austerum – сухое
- vinum tenue – возможно, полусухое
- vinum dulce – сладкое
Римляне различали по цвету белое и красное вино, Плиний, однако, различает 4 категории вин[3]:
- vinum album – белое
- vinum fluvum – жёлтое
- vinum sanguineum – кроваво-красное
- vinum nigrum – чёрное.
Сорта по регионам[править | править код]
Римлянам были известные следующие сорта вин:
- Альбанские вино – вино с Альбанских холмов к югу от Рима.
- Массикское – со склонов горы Massicus в Кампании.
- Соррентийское вино – вино из Сорренто, недалеко от Помпей.
- Фалернское вино – первоклассное белое вино из Кампании. В конце республики и первом веке н. э. фалернское вино янтарного цвета считалось самым благородным сортом.
- Цекубское вино – белое вино хорошего качества из Caecubum к югу от Рима (южный Лаций).
Употребление вина[править | править код]
При употреблении вина в качестве напитка, оно обычно разбавлялось водой, а неразбавленное вино употреблялось прежде всего в кулинарии, например при изготовлении соусов. Некоторые римляне также пили вино «по греческому обычаю» (по представлению римлян), то есть неразбавленным (см. также Древнеримская кухня и здоровье). Некоторые народы, по мнению римлян, также употребляли вино неразбавленным, например, фракийцы и скифы.
Соотношение вина и воды варьировалось в зависимости от личных предпочтений хозяина дома или заведения. Соотношения составляли (в основном по данным греческих источников): 2:5, 1:2, 1:3 и 1:4, при этом в смесь добавлялось значительно больше воды чем, собственно, вина. Вино в пропорции 1:1 считалось крепким и приготавливалось например, для Сатурналий.
Летом вино охлаждали льдом из специальных погребов или в амфорах с двойными стенками, в которые заливалась вода для охлаждения; зимой вино часто подогревали в сосудах, похожих на самовар[4]. Вина разливали не сразу из амфоры в бокал или чашу, а перед подачей пропускали через бронзовое сито, чтобы очистить напиток от примесей и специй.
Вино, заказанное в питейном или другом заведении быстрого питания, посетителям подносили уже разбавленным водой. Многие вина, особенно ароматизированные, хранились в загустевшем виде. В чистом виде такое вино имело вязкую консистенцию и высокое содержание алкоголя. Таким образом вина в винных погребах, походили на сироп, и при оптимальных условиях содержали 16-18 % алкоголя.
Винные напитки[править | править код]
Из винограда приготовлялись также различные винные напитки: пассум (passum) – вино из сушёного винограда, дефрутум (defrutum/defritum, содержал Ацетат свинца(II)) или сапа (sapa) – проваренные виноградные морсы, лора – лёгкий алкогольный напиток из виноградных выжимок. Выжимки смешивали с водой и снова прессовали, полученный напиток как можно быстрее употреблялся, так как очень быстро превращался в уксус. Легионерам поставлялись виноградные выжимки, так что они сами могли варить себе такой напиток. Если лора превращалась в уксус, то из неё ещё можно было сделать posca, уксусную воду. Плиний называл лору Vinum operarium – «вино работников». Рабы Катона получали в течение трёх месяцев после сбора винограда такое «вино», прежде чем им выдавалось настоящее вино.
Особой популярностью пользовался медовый винный напиток мульсум – напиток тёмно-красного цвета из свежего виноградного сока и мёда в пропорции 4:1. Мульсум способствовал, по представлению римлян, пищеварению, продлял жизнь, в тёплом виде помогал при поносе. Мульсум изготавливался так же из вина, но в процессе изготовления происходило выпаривание спирта и напиток получался безалкогольным. На вопрос императора Августа как некоему Поллиону Ромилию удалось прожить более ста лет, тот ответил, что благодаря медовому вину внутрь и (оливковому) маслу снаружи (Плиний, «Естественная история», XXII 114).
Также существовал рецепт наподобие современного глинтвейна – conditum paradoxum – смесь из вина, мёда, перца, лаврового листа, фиников, мастиковой смолы и шафрана, которая несколько раз варилась и употреблялась в горячем или холодном виде.
Aromatites, десертные вина и вина со специями, производили большинство потребителей и хозяева заведений по собственным рецептам с добавлением пряностей. Вина со специями ценились в медицине, например, вино с добавкой морского лука применялось от хронического кашля. Желая придать вину более сложный вкус, иногда к нему добавляли лепестки роз (Rosatum) или фиалок (violatum), перец (piperatum), листья алоэ или ягоды мирта, можжевельник, лавровые листья, ветви кипариса, полынь или даже благовония (нард или мирру)[2]. Кроме того использовались анис, укроп, фенхель, мята, фисташки. Другими добавками могли быть: морская вода и свинцовый сахар (токсичный ацетат свинца) для солёной или сладковатой ноты; гипс, тёртый мрамор и глина увеличивали кислотность вина.
Хранение вин[править | править код]
Среднее время созревания вин составляло 15 лет, многие амфоры хранились в подвалах более длительный срок. Изысканное вино, предназначенное для массового потребления, хранилось около 3 – 4 лет.
Информацию о вине писали сначала на стенках амфор, и стёршаяся надпись служила вину лучшей рекомендацией. Разлитое по амфорам вино хранилось на чердаках в дымоходах; перед употреблением его доставали и какое-то время хранили в винном погребе. Лучшим возрастом для вина считались 15-20 лет.
Лучшим винным годом считался Opimianer, урожай фалернского вина, сбора 121 года до н. э. (правление консула Луция Опимия). Обильный урожай в тот год был исключительного качества. Некоторые амфоры этого вина просуществовали и 200 лет спустя. Плиний пишет, однако, что это вино нельзя было пить, так как оно имело вкус горького мёда.
Качество вин достигалось только после нескольких лет хранения, а иногда и десятилетий. Суррентинское дозревало в течение 25 лет, фалернское и альбанское хранились до 15 лет, сабинское оставляли в подвалах на 7 лет, и куманское и номентанское – 5 лет.
Цены[править | править код]
В Помпеях кубок простого вина стоил 1 асс, более хорошего качества 2 асса, фалернское вино 4 асса. Вино из виноградных выжимок было ещё дешевле.
Культура употребления вина[править | править код]
Кантарус на низком основании, популярен с конца Республики (Триумф императора Тиберия. Лувр)
Вино употребляли в больших количествах, например, в лагере легионеров Виндоланда в Британии на день рассчитывалось 73 модия вина (около 635 литров) на 500 человек.
На comissatio, пирушке, которая устраивалась после ужина по особым случаям или без и длилась часто до рассвета, киданием костей выбирался «магистр» или «арбитр» пития или «царь» (magister bibendi, arbiter bibendi, rex), который устанавливал пропорции смеси вина и воды. Магистр также следил за тем, в какой последовательности (по очереди начиная с главного места (a summo) или начиная с любого другого гостя) и сколько каждый присутствующий должен был выпить, предлагал гостям произнести тосты, давал знак наполнять чаши. Тосты произносились в том числе в честь императора или других отсутствующих важных людей; обычным тостом было пожелание «Всех тебе благ!» (Bene te!). Иногда присутствующие должны были выпить столько маленьких кубков (cyathi, 0,045 литра), сколько букв насчитывалось в имени хозяина[5]:345. К comissatio гости надевали венки из цветов или листьев плюща и мирта, столы посыпались лепестками цветов – фиалок, лилий и роз, гостям подносились благовония, которые наносились на руки, лицо и волосы[6].
Вино, особенно для больных и стариков, советовали разбавлять тёплой водой[5]:343.
«Старая пьяница» – римская копия с греческого оригинала века II до н. э.
Чрезмерное употребление вина[править | править код]
Римские источники не сообщают о распространении алкоголизма в римском обществе. Однако некоторые римляне по всей видимости страдали алкогольной зависимостью. Плиний Старший в Естественной истории причислял к негативным сторонам употребления вина прежде всего зависимость: вино – «… напиток; от которого человек теряет голову, неистовствует, совершает тысячу преступлений и который столь сладостен, что многие люди видят в нём единственную радость жизни.»[7]. Плиний описывает воздействие вина на тело и психику: бледность, обвисшие щеки, трясущиеся руки, ночная тревога и забывчивость[8]. Сенека называет такие последствия злоупотребления вином как умственное разложение, предрасположенность к тяжелым заболеваниям и психические расстройства[9].
Римляне считали признаками алкоголизма привычку употреблять неразбавленное вино и употреблять вино на пустой желудок[1]:14[10]:CXXII, 6.
Реконструкция домашнего алтаря – ларария.
Вина в обрядах[править | править код]
Римляне использовали вина в религиозных и погребальных обрядах. Для культовых целей использовалось неразбавленное вино – vinum merum[11]:54. После затухания погребального костра близкие умершего заливали пепел водой или вином[11]:54. Ежедневно римляне приносили жертвоприношения богам. Символически жертвовалась часть еды, чаще всего вино, фрукты или же благовония. По всей видимости, вино жертвовали в первую очередь, так как такие жертвоприношения назывались libamentum – «возлияния»[1]:270.
При жертвоприношениях животных делались три винных жертвоприношения: перед самой жертвой вином и благовониями, затем перед умертвлением вином орошали животное. Непосредственно винное жертвоприношение проводилось при сжигании внутренних органов животного на алтаре[11]:54.
Вино в медицине[править | править код]
Римские врачи считали вино средством против множества заболеваний. Вино употреблялось в лечебных целях как для внешнего применения, так и для принятия внутрь для лечения соматических и психических заболеваний. Например, при простуде, болях в желудке, лечения от укусов змей и скорпионов[12]. В качестве средства контрацепции использовались пессарии на основе шерсти, которые обмакивались в смесь из вина, оливкового масла, мёда и смолы[13].
Вино в римской литературе[править | править код]
• В различных мифах имя Диониса получает разные эпитеты – «Шумный», «Несущийся», «Гремящий», «Ликующий», «Носитель шкуры» и многие другие.[14][15]:15 В романе Петрония мальчик-раб предстаёт перед гостями в роли Вакха на пиру у Трималхиона то «Шумным», то «Освободителем»[16]. По мнению поэтов и писателей, Дионис освобождал душу и тело от общественных рамок. Так поэт Тибулл рассматривал начала танца именно в этом освобождении. (I 7, 37) В античной литературе описываются способности вина освободить человека от тоски, забот, безнадёждности и душевных мук. Несмотря на все «освободительные» качества вина, авторы не забывают напомнить и об опасности быстрой ссоры, особенно, если выпить более 3 кубков[17]. О разборках и ссорах на почве злоупотребления вина писали Ювенал (сатира 5 26) и Петроний (Сатирикон 74, 10). Как следствие чрезмерного употребления вина описывается легкомыслие и преувеличенная смелость, и как следствие ссоры, рукоприкладство и ранения. Опасными римляне считали пирушки скифов и фракийцев, так как, по представлению римлян, эти народы пили вино неразбавленным, и поэтому служили для римлян и греков символом варварской неумеренности.[15]:22
В то же время вино и литература неразлучны для большинства поэтов, так Гораций пишет, что стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят, Овидий описывает себя как поэта Вакха[18]. Вино также может воспламенить «бессмысленную любовь», то есть ту, которая в трезвом виде не могла бы никогда случиться[19]. Овидий пишет, что вино подготавливает для любовного чувства сердца и открывает их. Апулей пишет о свойстве вина разжигать страсть m II 16, 127; 17, 132. Вместе с тем поэты часто дают совет вином залить несчастную любовь, Овидий называет вино «лекарством любви»[20].
Цезарь писал, что бельгийские нервии и германские свевы не допускали у себя распространение вина, так как считали, что вино ослабляет человека и размягчает его[21].
См. также[править | править код]
- Вино в Библии
- Виналии
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. – Zürich: Artemis, 1997. – ISBN 3-7608-1140-X.
- ↑ 1 2 Никитюк Е. В. Быт античного общества. Пища и питьё греков и римлян. – Спб., 2005.
- ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 80: текст на латинском и русском
- ↑ Antike Tischkultur (нем.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2011-16-02. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Marquardt, Joachim. Handbuch der römischen Alterthümer. – Leipzig/Darmstadt, 1864/1990.
- ↑ Weeber, Karl-Wilhelm. Nachtleben im alten Rom. – Darmstadt: Primus, 2004. – ISBN 3896782568.
- ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 137: текст на латинском и русском
- ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 142: текст на латинском и русском
- ↑ ep. 83,26
- ↑ Сенека. Письма. Дата обращения: 17 февраля 2011.
- ↑ 1 2 3 Weeber. Wein im Alten Rom.
- ↑ Plin NH XXIII 44
- ↑ Веебер 79
- ↑ RE 5 (1905), Sp. 1026-1034
- ↑ 1 2 Hagenow. Wein in der Antike
- ↑ Сатирикон, 41, 6
- ↑ Гораций, ода 1 19, 15
- ↑ Ars am I 525
- ↑ Гораций ода 3, 21, 2,4
- ↑ Ars am 801
- ↑ Галльская война III 15, 4; IV 2, 6
Источник