Сосуды для внутренних органов египет

Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Защитники «Канопы».
Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.
Защитники «Канопы».
Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.
Защитники «Канопы».
Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.
Защитники «Канопы».
Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.
Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.
Источник
Бальзамирование
Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.
Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.
Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.
В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.
Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.
Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.
В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.
Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.
Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.
Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.
Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.
Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.
Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.
Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.
Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.
На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.
В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.
Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.
На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.
В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.
Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.
У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.
Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.
В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.
Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.
Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.
Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.
Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.
Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
Ранее мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились ли следы практики
Бальзамирование
Бальзамирование
Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда
10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века
В [ИМП], ХРОН5 и [БР], ХРОН6 мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились
Источник
Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 10 мин. Опубликовано 15.01.2021 12:29
Обновлено 15.01.2021 10:32
Древний Египет был цивилизацией, которая длится с 3300 г. до н.э по 525 г. н.э. Некоторые из самых ранних записей о медицинской помощи относятся к Древнему Египту. Древние египтяне верили в молитву как в решение проблем со здоровьем, но у них также были естественные или практические средства, такие как травы. Это было структурированное общество с такими инструментами, как письменность и математика, которые позволяли им записывать и развивать идеи, и это означало, что другие могли учиться у них.
Медицина древнего Египта
У древних египтян было медицинское оборудование, но они также верили, что боги контролируют жизнь и здоровье. Древние египтяне считали, что боги, демоны и духи играют ключевую роль в появлении болезней. Врачи считали, что духи блокируют каналы в теле и это влияет на работу организма. Египтяне искали способы разблокировать эти каналы и использовали сочетание молитвы и естественных средств. Большинство целителей были также священниками, но со временем появилась профессия «доктора медицины».
Тот факт, что древние египтяне имели системы букв и цифр, означал, что они могли записывать и развивать идеи и выполнять вычисления. Документированная древнеегипетская медицинская литература является одной из старейших существующих сегодня. Древние египтяне имели организованную экономику и систему правления, оседлое население, социальные соглашения и должным образом исполняемые законы. До этого местные жители в основном вели кочевой образ жизни. Эта стабильность позволила развиваться медицинским исследованиям.
Кроме того, в древнеегипетском обществе были относительно состоятельные люди. Они могли позволить себе медицинскую помощь, а также имели время для размышлений и учебы. Древние египтяне были торговцами. Они путешествовали на большие расстояния, возвращаясь с травами и специями из далеких стран. Практика древних египтян сохранять умерших людей в виде мумий означала, что они узнали кое-что о человеческом теле.
Папирус Эберса
Археологи обнаружили ряд письменных свидетельств, описывающих древнеегипетскую медицинскую практику, в том числе папирус Эберса. Этот документ содержит более 700 лекарств и магических формул, а также множество заклинаний, направленных на отпугивание демонов, вызывающих болезни. Авторы, вероятно, написали их около 1500 года до нашей эры, но документ может содержать копии материалов, датируемых 3400 годом до нашей эры. Свиток содержит доказательства некоторых разумных научных процедур.
Врачи Египта, по-видимому, имели довольно хорошие знания о строении костей и некоторое представление о том, как работают мозг и печень. Согласно папирусу Эберса, центром кровоснабжения тела является сердце, и каждый уголок тела прикреплен к сосудам. Сердце было местом встречи сосудов, которые несли слезы, мочу, сперму и кровь. Древнеегипетское понимание сердечно-сосудистой системы является сложным. В документе подробно описываются характеристики, причины и лечение психических расстройств, таких как слабоумие и депрессия. Древние египтяне, по-видимому, рассматривали психические заболевания как сочетание заблокированных каналов и влияние злых духов и разгневанных богов. Свиток содержит раздел о контроле над рождаемостью, о том, как определить, беременна ли женщина, и некоторые другие гинекологические вопросы. Существуют также рекомендации по поводу:
- проблемы с кожей
- проблемы с зубами
- заболевания, связанные с глазами
- кишечные заболевания
- паразиты
- как хирургически лечить абсцесс или опухоль
Кроме того, имеются данные, как вправлять сломанные кости и лечить ожоги.
Некоторые рекомендации, которые тогда давали врачи, теперь кажутся нам вполне логичными. Египтяне советовали людям умываться и бриться, чтобы предотвратить инфекции, тщательно питаться и избегать нечистых животных и сырой рыбы. Некоторые, однако, менее знакомы. Люди также использовали навоз для разгона злых духов.
Египтяне также практиковали стоматологию. Кариес зубов был обычным явлением. Средства лечения включали:
- тмин, ладан и лук для лечения отека десен
- опиум, возможно, для лечения боли
- сверление отверстий в челюсти для дренирования абсцесса
Однако, похоже, они не практиковали удаление зубов.
Магия и религия
Повседневная жизнь в Египте включала в себя верования и страх перед магией, богами, демонами, злыми духами и так далее. Египтяне верили, что боги создают и управляют жизнью. Хека была богиней магии и медицины, а Бес, другой бог, защищал женщин во время беременности. Люди обращались к Серкету, если их укусил скорпион. Злые боги или злые силы вызывали несчастья и бедствия, поэтому люди использовали магию и религию, чтобы бороться с этими силами и лечить людей. Священник и врач часто был одним лицом. Многие целители были жрецами Сехмет, египетской богини-воительницы и богини исцеления, проклятий и угроз. Лечение также включало использование магии, заклинаний, амулетов, ароматов, подношений, татуировок и статуй. Религиозные и магические ритуалы и процедуры, вероятно, имели мощный эффект плацебо, поэтому они могли привести к исцелению.
Теория каналов
«Теория каналов» возникла из наблюдений за фермерами, которые выкапывали ирригационные каналы для своих культур. Это позволило медицине перейти от полностью духовного лечения к практическому, т.е. естественному. Врачи считали, что, как и при орошении, каналы обеспечивают организм путями для хорошего здоровья. Если возникали блокировки, они использовали слабительные, чтобы разблокировать их. Сердце было центром 46 каналов, видимых как разновидности трубок. Это правда, что человеческие вены, артерии и кишечник являются разновидностями труб. Однако египтяне не понимали, что эти каналы имеют разные функции.
Считалось, что засоры в человеческих каналах являются результатом действий Вехеду, злого духа. Когда Вехеду выходил на поверхность тела, он казался гноем. Эта идея о том, что телесные функции играют определенную роль в здоровье, стала прорывом в истории медицины.
Каналы и сердце
Древние египтяне считали, что тело состоит из системы каналов, или «мету». Ученые отмечают, что египтяне полагали, что телесные жидкости могут проникать в эту систему, включая фекалии. Это имело бы отрицательный эффект, и клизмы стали важным методом лечения многих заболеваний, включая малярию и оспу.
Папирус Эберса отмечает, что сосуды идут от сердца ко всем четырем конечностям и каждой части тела. Врач, священник Секмет или экзорцист кладет свои руки на любую часть тела, исследуя сердце, так как все сосуды исходят из сердца.
Теория каналов утверждает, что:
- Сердце — это источник. Оно говорит с каждой частью тела.
- Когда люди вдыхают через нос, воздух входит в сердце, легкие, а затем в живот.
- Ноздри имеют четыре сосуда, два из которых обеспечивают слизь, а два — кровь.
- Человеческое тело имеет четыре сосуда, которые ведут к ушам. «Дыхание жизни» входит в правое ухо, а «дыхание смерти» — в левое.
- Четыре сосуда, ведущие к голове, вызывают облысение.
- Все болезни глаз происходят от четырех сосудов во лбу, которые снабжают глаза кровью.
- Два сосуда входят в яички и дают сперму.
- Два сосуда в ягодицах снабжают их жизненно важными питательными веществами.
- Шесть сосудов достигают подошв ног и шесть ведут вниз по рукам к пальцам.
- Два сосуда снабжают мочевой пузырь мочой.
- Четыре сосуда снабжают печень жидкостью и воздухом. Если печень переполняется кровью, то развиваются болезни.
- Четыре сосуда также снабжают легкие и селезенку жидкостью и воздухом.
- Жидкость и воздух, выходящие из ануса, поступают из четырех сосудов.
- Анус также подвергается воздействию всех сосудов в руках и ногах, когда они переполняются отходами.
Хирургия в Древнем Египте
Египетские врачи могли успешно исправить перелом кости и вывих суставов. Основная хирургия — то есть процедуры, проводимые близко к поверхности кожи или на коже — была обычным навыком, и врачи знали, как эффективно зашивать раны. Врачи использовали бинты и определенные растения, такие как листья ивы для лечения воспаления. Однако они не проводили хирургическое вмешательство глубоко внутрь тела, вероятно потому, что не было анестетиков или антисептиков. Обрезание мальчиков было обычной практикой. У хирургов было множество инструментов, таких как щипцы, ложки, пилы, сосуды с горящими благовониями, крючки и ножи. Протезы существовали, но были не очень практичны. Врачи, возможно, использовали их, чтобы сделать умерших людей более презентабельными во время похорон или просто для декоративных целей.
Травмы и болезни
Египетские врачи сообщили о трех типах травм:
- Излечимые травмы: с ними они справлялись немедленно.
- Спорные травмы: врач считал, что повреждения не представляют угрозы для жизни и человек может выжить без вмешательства. Врач будет наблюдать за пациентом. Если пациент выживет, доктор со временем решит, стоит ли вмешиваться.
- Неизлечимые болезни: доктор не вмешивается.
Заболевания, поддающиеся лечению включали:
- ОРВИ
- проблемы с пищеварением
- головные боли
Средство от головной боли, упомянутое в папирусе Эберса, включает:
Смешайте муку, благовония, древесину, мяту, рог оленя, семена платана, штукатурку каменщика, семена зарта, воду. Нанесите на голову.
Еще одно средство — мак и алоэ. В древнеегипетские времена люди использовали алоэ вера для лечения ожогов и кожных заболеваний.
Другие состояния и методы лечения включают:
- Астма: мед и молоко, кунжут, ладан.
- Ожоги и кожные заболевания: алоэ
- Боль: тимьян
- Проблемы с пищеварением: можжевельник, мята, чеснок и сандал.
- Неприятный запах изо рта: мята, тмин.
- Эпилепсия: камфара
- Рвота: мята, чтобы остановить ее, и семена горчицы, чтобы ее вызвать.
Лекарством от простуды было заклинание.
Ранние концепции гомеопатии
В некоторых лечебных средствах использовались продукты, травы или растения, которые были похожи на болезнь, которую лечили. Практика известная как simila similibus, или похожая на аналогичную. Сегодня гомеопатия следует тому же принципу. В египетские времена люди использовали страусиные яйца для лечения перелома черепа.
Здравоохранение в Древнем Египте
Чистота была важной частью египетской жизни, и в домах были ванны и туалеты. Внешний вид человека и использование макияжа играли важную роль. Основная цель заключалась в удовлетворении социальных и религиозных требований, хотя многие люди наносили макияж вокруг глаз, чтобы защитить себя от болезней. Люди использовали москитные сетки в жаркие месяцы, чтобы защитить себя от малярии и других болезней или избежать укусов. Малярия была распространенной проблемой. Священники регулярно мылись, стирали свою одежду и мыли столовые приборы. Это помогло защитить их здоровье, хотя они это выполняли по религиозным соображениям. Как мы знаем сегодня, инфраструктуры общественного здравоохранения не было. Не было канализации, систематической медицинской помощи и общественной гигиены.
Медицинская профессия
Вероятно, древние египтяне были первыми людьми, у которых были профессиональные врачи, и это было уважаемым занятием. Согласно «Энциклопедии древней истории», доктора должны были быть грамотными и чистыми телом и духом. Врачи были по всему Египту. Самым ранним упоминанием о враче-мужчине является Хеси-Ра в 2700 г. до нашей эры. Хеси-Ра был «главой стоматологов и врачей» фараона Диосера. Первое упоминание о женщине-докторе относится к Песешет в 2400 году до нашей эры. Возможно, женщины-врачи были уже в 3000 году до нашей эры. Лучшие врачи работали при дворе. Под ними инспекторы контролировали работу других врачей. Были специалисты, такие как стоматологи, проктологи, гастроэнтерологи, офтальмологи. Проктологов, которые ставили клизмы, звали «нери фуйт», что переводится как «пастырь ануса».
Заключение
У древних египтян были изощренные методы медицинской практики, сочетающие сверхъестественное и естественное, например, лечебные травы и хирургия. Их письменные записи позволили знаниям передаваться через века. Хотя и не всегда, некоторые теории и практики не сильно отличаются от используемых сегодня.
Научная статья по теме: Рак предстательной железы найден у древней египетской мумии.
Источник