Сосуды для внутренних органов в египте

Сосуды для внутренних органов в египте thumbnail

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Описание[править | править код]

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Галерея[править | править код]

  • Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах

  • Печень как миниатюрная мумия с маской

  • Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

  • Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.

Ссылки[править | править код]

  • Статья в БСЭ

Источник

Никакая другая древняя цивилизация не уделяла столько внимания умершему, как египетская. Все мы наслышаны про длительный процесс мумификации тел правителей и вельмож. Сохранение тела связано было с верой в загробное существование и привязанность души Ка к телесной оболочке. Считалось, что пока тлен не коснулся костей и плоти, духовная сущность скончавшегося всё ещё продолжает жить.

Мумификация трупов в Древнем Египте

Искусство бальзамирования появилось в Древнем Египте 4,5 тысячи лет назад. До этой поры тело умершего во времена баддарийской археологической культуры просто оборачивали в лоскуты льняной ткани и рогожи, пропитанные специальным составом. Получалось, что снаружи создавалась видимость телесной оболочки. Её даже раскрашивали, придавая схожесть с умершим. А внутри этой «скорлупы» мышцы и скелет со временем обращались в прах.

В качестве бальзамирующего вещества использовали:

Смолу. Тела таких мумий имеют зеленоватый оттенок и легко крошатся при касании. Только с помощью бинтов удаётся сохранить их настоящую форму.

Битум. Тела чёрные из-за его присутствия. Поскольку биту проникал глубоко в ткань, то порой учёные не могут определить, где плоть умершего, а где – бальзамирующее вещество.

Натровые соли. Внешне мумии схожи с мумифицированными останками средневековых монахов.

Мёд. Существует предание, что тело Александра Великого было мумифицировано именно таким образом.

Извлечение внутренних органов

Ещё в древности люди заметили, что внутренние органы разлагаются быстрее, чем мышцы и кости. Чтобы процесс мумификации прошёл должным образом, в первые же дни по смерти из трупа извлекали всё, что находилось в брюшине. Поскольку под телесной оболочкой воспринимались все органы, то и внутренние требовалось сохранять для существования духовой сущности. Их обрабатывали, помещали в отдельные сосуды и заливали бальзамирующим веществом. Только сердце, которое по поверьям должно было взвешиваться на Божественном Суде, вкладывалось обратно в брюшную полость.

Уложение в канопы

К какой бы эпохе не относились мумии, для внутренних органов всегда полагалось четыре ёмкости. Их по ошибке стали называть канопами с лёгкой руки антикваров Нового времени. Дело в том, что изначально сосуды с крышкой в форме головы были привезены из города Каноп близ Александрии. Там их производили как символы покровителя города – Канопа, одной из ипостасей верховного бога Осириса. Не разобравшись в чём разница между ёмкостями используемыми в бытовых целях и в погребальных, торговцы антиквариатом стали называть обе разновидности канопами.

Самыми старейшими канопами считаются принадлежавшие царице Хетепхерес I, сестра и жена фараона Снофру, мать фараона Хеопса. Пока не найдены более древние, считается, что именно с этих пор внутренние органы стали извлекать и располагать в отдельные четыре ёмкости при мумификации.

Читайте также:  Очищение сосудов активированным углем

Разновидности каноп

Первые канопы представляли собой безымянные одинаковые сосуды с крышками. Вначале они были пузатыми, со скромной внешней отделкой. Уже к Новому царству они стали напоминать амфоры – вытянулись в высоту, основание стало зауженным, иногда у них даже появлялись ручки. В это же самое время на крышках стали изображать лик усопшего. Так, на всех канопах Тутанхамона можно увидеть четыре практически одинаковых скульптуры фараона.

В эпоху Рамессидов закрепилась традиция каждую канопу относить под покровительство одного из сыновей Гора, соответственно изображая их на крышках сосудов:

  • Амсет (Имсет) с человеческой головой отвечал за печень,
  • Хапи с головой павиана отвечал за лёгкие,
  • Дуамутеф с головой шакала отвечал за желудок,
  • Кебехсенуф с головой сокола отвечал за кишечник.

Позднее канопы стали заменяться на миниатюрные саркофаги, точь в точь такие же, как основной, где покоился умерший. Иногда органы после извлечения и мумификации просто укладывали в тканный мешочек и вновь размещали в брюшной полости скончавшегося. Примечательно, что и в этом случае использовались канопы, но они были пустыми и значительно мельче стандартных.

Размещение каноп

При погребении канопы могли быть размещены в погребальной камере двумя способами:

По углам четырёхугольной комнаты, с саркофагом по центру. Такое расположение предполагало поиск защиты у богов.

В специальном открытом сундучке на четыре канопы. Примечательно, что в этом случае на стенках сундучка изображали ещё и четырёх богинь египетского пантеона: Исиду и Мут, отвечавших за материнство, Нефтиду, покровительницу смерти, и Нейт, богиню войн и разрушений.

От каноп к урнам

Считается, что этруски переняли у египтян традицию складывать останки в канопы, только делали они это после обряда сожжения. То есть, современные урны для праха после кремации – это прототип древнеегипетских каноп.

4 января 2021

Возможно, вам будет интересно:

  • Музей мумий в Гуанахуато
  • Копченые мумии Ангу
  • История бальзамирования: от египетских мумий до наших дней

Источник

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Из Википедии – свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.

Кальцитовые канопы (ок. 990-969 до н. э.) Несхонс - жены Пинеджема II. Британский музей

Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.

Описание

Ящик с канопами. Пушкинский музей, Москва

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Галерея

  • Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах

  • Печень как миниатюрная мумия с маской

  • Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан

  • Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона

Примечания

  1. ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.

Ссылки

  • Статья в БСЭ

Эта страница в последний раз была отредактирована 29 ноября 2020 в 09:14.

Источник

Бальзамирование

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Читайте также:  Части кровеносных сосудов и их типы

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

Читайте также:  Какая трава поможет почистить сосуды

В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века Ранее мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV-XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились ли следы практики

Бальзамирование

Бальзамирование Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века В [ИМП], ХРОН5 и [БР], ХРОН6 мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV-XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились

Источник