Сосуды для внутренностей мумии
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание[править | править код]
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея[править | править код]
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания[править | править код]
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). — Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. — Left Coast Press, 2007. — С. 28-29, 22-23.
Ссылки[править | править код]
- Статья в БСЭ
Источник
Приветствую вас, дорогие читатели, на этом ЕДИНСТВЕННОМ И НЕПОВТОРИМОМ канале про Древний Египет и всё, что с ним связано!!!
#история древнего египта #папирус бывшего жреца
Хронология:
332 год до нашей эры- Александр Македонский становится фараоном Египта.
305 год до нашей эры- в результате борьбы военачальников (диадохов) Александра Македонского Египет достаётся его молочному брату Птолемею, который провозглашает себя царём.
30 год до нашей эры- последняя правительница из династии Птолемеев, знаменитая Клеопатра Седьмая, проиграв войну римскому императору Октавиану, кончает с собою. Египет становится одной из провинций Римской империи.
На самом деле, в эпоху эллинизма в Древнем Мире появилось много “новых” божеств: из-за доминирования греческой культуры, старые культы во многом теряли аутентичность. Да, боги были восточными (вавилонскими или египетскими, индийскими), или западными (кельтскими). Но их изображали, как обычных греческих божеств, в соответствующих одеждах и позах. Примером может служить иранский Митра, египетская Исида и даже культ Будды Шакьямуни!!!
Разумеется, при этом у “новых” божеств оставались их “экзотичность” и “эзотеричность”- то есть, они мыслились, как именно “египетские”, со всем налётом таинственности, магии и алхимии, странных ритуалов и непостижимых сил, у них оставались соответствующие атрибуты, яркие, связанные с местной экзотикой: флорой, фауной, архитектурой.
Греко-римская эпоха в истории Древнего Египта породила для священного искусства и поклонения не просто новые обличья Исиды:
Греко-римские Исиды.
Греко-римские Исиды.
Греко-римские Исиды.
Греко-римские Исиды.
Греко-римские Исиды.
или Нила
Нил, божество одноимённой реки ( олицетворение).
Нил, божество одноимённой реки ( олицетворение).
или богомладенца Хора, покровителя царской власти:
Гарпократ, сын Исиды.
Гарпократ, сын Исиды.
Гарпократ, сын Исиды.
Гарпократ, сын Исиды.
Гарпократ, сын Исиды.
или Амона, великого царя богов, обозвав “Аммоном” и отождествив его с Юпитером ( в основном- методом присобачивания бараньих рогов):
Зевс-Аммон.
Но и спровоцировала появление новых божеств:
Серапис.
Серапис.
Серапис.
Серапис.
Серапис.
О происхождении Сераписа уже в древности ( казалось бы, по горячим следам) существовало несколько противоречащих друг другу версий.
В любом случае, иконография Сераписа- греческая. А культ однозначно считает его супругом Изиды и отцом Гарпократа ( то есть, Гора).
Популярность его была настолько велика, что даже в Риме стояли его храмы, его почитали императоры, его изображения чеканились на монетах.
Изначально мемфисский культ бога-быка Аписа слился с культом Осириса: это довольно-таки простая “логическая” операция для египтян, которые всех умерших людей, или священных животных, отождествляли с Осирисом, богом смерти и возрождения. Так появился Апис-Осирис. Ну, или по-другому, Осирис-Апис. Тут и до “Осираписа” недалеко…
Дальнейшие”приключения” привели к тому, что этот культ стал очень популярным ( греков вообще привлекали египетские представления о загробном мире, о жизни после смерти). Его связь с Аписом постепенно исчезала, хотя именно мемфисский жрец Манефон впервые представил Птолемею идею бога, который бы стал общим для египтян и греков.
В любом случае, иконография Сераписа- греческая. Он фактически неотличим от Аида- вон, и Цербер рядом. А культ однозначно считает его супругом Изиды и отцом Гарпократа ( то есть, Гора).
Серапис стал покровителем столь многих сфер деятельности и религиозных принципов, что превратился в некое универсальное божество- то есть, когда грек или римлянин в сердцах произносили “О, Серапис!!!”, то делали это так же естественно, как советский атеист произносил “О, Господи!!!”….
Германубис.
Германубис.
Германубис.
Германубис.
Германубис.
Синкретическое ( то есть, соединяющее в себе совершенно разные культы) божество. Казалось бы, это просто Анубис, со своей шакальей головой, но в греческих одеждах. Однако, его роль в культе мёртвых сближала его с греческим Гермесом, “психипомпом”- то есть, проводником душ. Отсюда в его руках кадуцей. А голова всё чаще не шакалья, а собачья.
Популярность Германубиса связана с невероятно популярным культом Исиды, где он и в египетской традиции важен, как один из гарантов воскрешения умерших к новой жизни.
Антиной.
Некоторые боги появились из любви. Причём, любви, которую мы сегодня стеснительно нарекаем ” нетрадиционной”.
Во время путешествия римского императора Адриана в Египет в Ниле случайно ( или не случайно, а в результате криминальных разборок в императорской семье) погиб любовник Адриана, греческий юноша Антиной. В полном соответствии с местными религиозными воззрениями, он был отождествлён с Осирисом. А в полном соответствии с желаниями императора, не только признан возродившимся в мире ином- но и обожествлён. Что ж, от египетской экзотики он получил, как божество, набедренную повязку и фараонский платок “немес”, из-под которого, тем не менее, на изображениях выбиваются пышные греческие кудри.
Получилось очень красиво: безупречный красавец в экзотических одеждах. Образ стал популярнее культа: он служил не столько объектом поклонения, сколько эстетической доминантой. Изображений Антиноя до наших дней дошло больше, чем изображений любого деятеля Древнего Мира.
Канопус.
А иногда причиной появления новых “египетских божеств” было банальное невежество. Греки писали, что в городе Канопус почитали божество в форме вазы с человеческой головой. Так появилось вот это:
Совершенно ясно, что греки перепутали сосуд для хранения внутренностей мумии, с головою египетского бога, с самим богом. А чтобы не мучить себя длинным и труднопроизносимым египетским именем, назвали по имени города, где впервые столкнулись с этим изображением.
Канал остро нуждается в подписчиках, лайках, репостах и дерзких комментариях. Буду чрезмерно благодарен за каждый поднятый вверх палец!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!!! ВАС ЖДЁТ МНОГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО!!!
Источник
Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Защитники «Канопы».
Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.
Защитники «Канопы».
Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.
Защитники «Канопы».
Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.
Защитники «Канопы».
Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.
Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.
Источник
Канопы Древнего Египта
Похожие на матрешки сосуды – канопы – были необходимым элементом древнеегипетских захоронений. В них хранились внутренние органы мумий, они сопровождали умерших на пути в мир иной. Канопы – это одновременно произведения искусства и талисманы.
Согласно верованиям Древнего Египта, достаточно было поставить канопы в гробнице рядом с телом покойного, чтобы обеспечить ему магическую защиту. Название этих сосудов происходит от имени города Канопа, располагавшегося неподалеку от Александрии. Его жители поклонялись богу Осирису, изготавливая его статуи в виде кувшина с головой бога. Канопы могли быть известняковыми, алебастровыми, глиняными, деревянными и фаянсовыми и предназначались для хранения внутренних органов умершего, а именно печени, легких, желудка и кишечника.
В процессе мумификации тела покойного его внутренности тщательно промывали, как правило, пальмовым вином, а затем начиняли миррой, анисом и луком… Каждый орган заворачивали в тончайший льняной холст и раскладывали по четырем сосудам, заливая предотвращающей разложение смесью масел (тех же, что использовались для бальзамирования тела). А мумию без внутренностей набивали древесными опилками или льняными тампонами. Наполненные таким образом сосуды ставили в деревянный ящик: ларь или сундук для каноп. Египтологи обнаружили сотни подобных сундуков. Они имели выпуклую крышку с круглой ручкой, которая позволяла надежно запечатать содержимое. Во время похорон сундук для каноп ставился на повозку, следовавшую за той, что везла саркофаг. Кстати, в гробнице Тутанхамона тоже был найден алебастровый, красиво украшенный сундук с канопами.
Тутанхамон
Канопы были найдены и в гробнице Тутанхамона, среди погребальной мебели. В этих сосудах обнаружились маленькие золотые гробы, наполненные внутренностями. Внутри канопы были полностью покрыты толстым листом золота, которое устилало и сундук. Крышки одновременно изображали черты соответствующего духа и фараона, например, грифа и Тутанхамона.
Маленькие саркофаги
К какой бы эпохе ни относилась гробница, каноп всегда четыре. В древнеегипетской религии это число имело первостепенное значение: оно означало четыре стороны света – квадрат, в центре которого помещался человек. Но, хотя количество этих маленьких сосудов оставалось неизменным, их форма с течением времени сильно эволюционировала. Так, самые ранние из найденных исследователями каноп были очень простые и закрывались вместо крышки плоским камнем.
Однако уже в начале Нового царства появились первые сосуды с изображениями лица умершего, своего рода миниатюрные саркофаги. Их крышка украшались иероглифическими надписями, а к самим канопам иногда приделывались маленькие ручки и ножки. Постепенно формы становились все изящнее, плечи – шире, а талия – уже. И наконец, при XVIII династии появились скульптурные крышки в виде четырех сыновей Гора.
Четыре сына Гора
Сыновьями Гора были четыре духа, которых звали Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Каждый из них пользовался покровительством одной из богинь: Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкет соответственно. Эти божества предохраняли важнейшие органы умершего и забальзамированного египтянина от разложения. Амсет – дух с человеческой головой – охранял печень. Хапи – с головой павиана – легкие, Дуамутеф – с головой собаки – желудок, а Кебексенуф – с головой сокола – кишечник. Скульптурные крышки с изображениями сыновей Гора были очень распространены вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. К концу этого периода появились и другие разновидности каноп, в частности, деревянные или керамические сундучки, в которых все четыре органа хранились вместе.
Еще материал по данной теме
← все статьи
Источник
¤ Елена ¤
Высший разум
(103081),
закрыт
12 лет назад
I’ll be better
Просветленный
(46395)
12 лет назад
Канопы появились в эпоху XVIII династии. Активно использовались вплоть до XXVI.
Для возрождения человека в “День всеобщего воскресенья”, по представлениям египтян, было важно сохранить основные части тела. Извлечённые, они помещались в четыре специальных сосуда, которые называются “Канопами”. Такое название дали им ранние египтологи, которые видели в них некое подтверждение легенды, приводимой некоторыми древними авторами, суть которой заключалась в том, что лоцман (проводник судов) Менелая, который, по слухам, был похоронен в египетском городе Канопе, почитался там в виде сосуда с маленькими ногами, тонкой шеей, раздутым телом и круглой спиной. Каждый сосуд был посвящён одному из четырёх покровителей загробного мира, которые также олицетворяли стороны света. И каждый сосуд был снабжён крышкой, выполненной в форме головы того божества, которому был посвящён сосуд. Сосуды были посвящены четырём покровителям, каждый из которых олицетворял также стороны света:
1. Имевшему человеческую голову Имсети. Олицетворял Юг.
2. Собакоголовому Хепи. Север.
3. Шакалоголовому Дуамутефу. Восток.
4. Имевшему голову сокола Кебехсенуфу. Запад.
Каждый сосуд содержал свой вид внутренностей: сосуд, посвящённый Имсети, хранил желудок и большие кишки; Хепи – мелкие кишки; Дуамутефу – лёгкие и сердце; посвящённый же Кебехсенуфу содержал печень и желчный пузырь. Начиная с XVIII династии появляются и ящики для каноп. Окрашенные, обычно, в чёрный цвет площадью около 24 дюймов они были разделены перегородками, образовывавшими четыре отделения, для каждой канопы по одному отделению.
Иногда, однако, головы этих богов не дифференцированы, и могут быть представлены четырьмя идентичными человеческими головами – как на рисунке, где они соединены с телом змеи (в данном случае выполняющей защитную функцию).
Внутренние органы умершего фараона Тутанхамона хранились не в сосудах-канопах, а в миниатюрных саркофагах. Далее представлен один из четырех миниатюрных саркофагов, содержавших внутренние органы царя и находившихся в ящике для каноп.
Внутренние органы, разделенные на четыре группы – печень, желудок, легкие и селезенка – помещались в канопы в процессе мумификации. Как правило, канопы представляли собой сосуды, в данном случае они копируют второй саркофаг Тутанхамона.
Наташа
Искусственный Интеллект
(173299)
12 лет назад
Канопа (от греч. Kanobos — название города в Древнем Египте, у устья Нила) , 1. В Древнем Египте 4 высоких сосуда (из алебастра, фаянса и др. материалов) , в которые клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании. Крышки канопы делали в форме голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсет, сокола — Кебексенуф, шакала — Дуамутеф) . Канопу ставили в специальный ящик с рельефными изображениями богинь — покровительниц канопы: Исиды, Нефтиды, Мут и Нейт.
2. В Древней Этрурии (Италия) урна для хранения пепла после сожжения трупа. Имела округлую или яйцевидную форму, две ручки, иногда высокую подставку, крышку в виде человеческой головы
Источник