Сосуды из алебастра древнего египта
Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы.
Тутанхамон и саркофаг с его останками
Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир.
Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги? Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки — ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства.
Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы.
Ковчег для каноп фараона из алебастра
Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают.
Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп — сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона.
Барка, украшенная головами козерогов
Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности. «Так, например, фигурки ушебти, — предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, — клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда».
Алебастровый сосуд из гробницы Тутанхамона
Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога — символа мужской силы.
Барка, украшенная головами козерогов
«Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, — говорит Олег Звонков, — были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления». По всей вероятности, эти предметы — дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу — Ахетатон.
Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники.
Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода. Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона. «Он был деспотом, но в то же время гением, — считает заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ египтолог Ольга Томашевич. — Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».
Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности. И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного — бога солнца Атона. «Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, — объясняет Ольга Томашевич, — но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки — бог Атон и его сын Эхнатон».
Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве. В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат — принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии.
Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой — стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал. Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением. Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл.
«Существует несколько версий, — объясняет Олег Звонков. — По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии». Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца — Атону.
Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием — сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе. Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации.
Научные специалисты по-разному оценивают гипотезу об алебастре:
, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Алебастр египтяне использовали с самого древнего времени, но мне, например, неизвестно о том, чтобы этому минералу придавалось особое значение. Просто материал прочный, долговечный, а для египтян это считалось важным, поскольку предметы, положенные в гробницу, должны были храниться веками и тысячелетиями. В этом смысле алебастр гораздо надежнее, чем, скажем, керамика. Я сомневаюсь, что он получил широкое распространение именно в эпоху Амарны. Да, изысканность форм характерна для искусства Нового царства, но она возникла до Амарны — при Аменхотепе III.
, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН: С алебастром египтяне виртуозно управлялись еще с додинастических времен. Его очень легко обрабатывать, он мягче гранита и позволяет делать тонкие полупрозрачные вещи. Например, дивные сосуды были найдены в пирамиде Джосера в Саккаре. Один из них, кстати, хранится в нашем Пушкинском музее. Для искусства эпохи Амарны характерна плавность линий.
И, например, фигурка девушки, сидящей в барке из гробницы Тутанхамона, выполнена в стиле амарнской малой пластики. Но я бы не стал категорически заявлять о том, что именно такие формы сосудов характерны для амарнского периода. Вообще предметы из алебастра чаще предназначались для быта. Даже по предметам из гробницы Тутанхамона видно, что их использовали в быту, а не в ритуальной практике. Поэтому я сомневаюсь в сакральной роли алебастра.
, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН: Алебастр в эпоху Древнего царства служил для облицовки некоторых пирамид и других зданий, в эпоху Среднего и Нового царств из него возводились часовни, во все времена делались статуи, саркофаги. Алебастровые вазы использовались как важная ритуальная утварь в Египте с древнейших времен. Но о каком-либо особом культовом значении алебастра в Амарнское время, в частности о его связи с солнечным культом, тексты ничего не сообщают.
Источник
К вопросу о сакральности
египетского алебастра и символике этого материала в середине и конце правления
XVIII династии
Звонков Олег Сергеевич,
аспирант Московской
государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Научный руководитель –
доцент, зав. кафедрой истории искусств, кандидат искусствоведения
К.Н. Гаврилин.
To the question of Egyptian
alabaster`s sacrality and the symbolism of this material in the middle and the
end of XVIII dynasty
Zvonkov O. S.
Статья
посвящена рассмотрению дискуссионного вопроса о сакральности египетского
алебастра, как одного из самых востребованных и важных материалов в искусстве,
строительстве, создании предметов быта и ритуального инвентаря в Древнем
Египте. В ней также затрагивается вопрос символики алебастра в середине и конце
правления XVIII династии – времени, ознаменовавшемся становлением и крахом
солнцепоклоннической идеологии.
Ключевые
слова: египетский алебастр, кальцит, Новое Царство, XVIII династия,
гробница Тутанхамона.
This
article is devoted to the debating question of the Egyptian alabaster`s
sacrality, as one of the most popular and important materials in art,
construction, household items and ritual inventory in ancient Egypt. It also
addresses the issue of the symbolism of alabaster in the middle and the end of
XVIII dynasty – a time marked by the formation and collapse of Atenism.
Keywords:
Egyptian alabaster, calcite, New Kingdom, XVIII Dynasty, the tomb
of Tutankhamun.
Проблема
сакральности алебастра в контексте изучения древнеегипетских материалов – их роли
в искусстве, строительстве, создании предметов быта и ритуального инвентаря представляет
большой исследовательский интерес.
Алебастр – один
из наиболее востребованных материалов у египетских мастеров. Он использовался с
глубокой древности, поскольку известны алебастровые изделия ещё
додинастического периода.
Сфера применения алебастра достаточно широка – от производства предметов быта
(сосуды, вазы), ритуального инвентаря (канопы, саркофаги, ушебти,
жертвенники), вплоть до облицовки стен, мощения полов во дворцах и храмах (в
качестве примера можно указать Долинный храм Хафра в Гизе и Заупокойный храм
Унаса в Саккаре), а иногда даже для изготовления статуй (например, голова
Шепсескафа,
статуя Менкаура,
обнаруженный в 2011 году колосс Аменхотепа III из Ком-эль-Хеттан, статуя
Сети I).
Правда, редкость больших статуй и, в целом, больших алебастровых произведений
обусловлена, вероятно, сложностью добычи крупных блоков камня.
При этом, бесспорное
первенство принадлежит алебастру в производстве ваз для мазей и притираний, а
также предметов погребального инвентаря как царских, так и частных гробниц. В одной из
гробниц времён I династии, датируемой правлением Аха, обнаружено 653 каменных
сосуда, причём 90% выполнены из алебастра. В немного более поздней гробнице
Хемака в Саккаре более половины из найденных там 384 каменных сосудов являются
алебастровыми. Группа погребальных сосудов царицы Хетепхерес выполнена целиком
из алебастра. Но всё вышеперечисленное
не может идти ни в какое сравнение с масштабом группы алебастровых сосудов,
найденных в подземной галерее ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре,
количество которых составляет около тридцати тысяч единиц.
На данный момент
пока не обнаружено источников непосредственно подтверждающих священное значение
этого материала в Древнем Египте. В научной среде, особенно отечественной, существует
мнение о том, что алебастровые предметы имели, прежде всего, утилитарное
значение – алебастр, как камень, хорошо сохраняет прохладу и с этой точки
зрения удобен для хранения мазей и притираний. Вероятно, подобное устоявшееся
суждение идёт от Плиния Старшего, который писал, что «мази и благовония, когда
они смешаны с маслом, лучше держать в коробочках из алебастра, причём
сохранность их тем лучше, чем толще коробочка».
Однако
крупнейшие зарубежные исследователи, в особенности, посвятившие много лет
изучению алебастра, не отрицая практическую ценность алебастра, тем не менее,
склоняются к мнению, что он считался сакральным. Так Р. Эггебрехт, рассматривая
алебастровую и диоритовую фигуры, найденные в мастабах Хотепа и Ихи близ
пирамиды Тети в Саккаре, высказывает предположение, что в данном контексте
светлый алебастр символизирует восходящее солнце, а тёмный диорит – ночное небо. О
сакральном цветовом значении алебастра пишут и другие египтологи. В частности,
К. Спенс напоминает, что текстовые источники свидетельствуют только о трёх
цветах строительного камня – чёрном, белом и красном. В то
время как чёрные камни, (например, базальт) ассоциируются с темнотой, загробным
миром, а красные (кварцит, розовый гранит) – с опасностью, кровью, солнцем,
камни белого цвета, в частности алебастр, отождествляются со светом и чистотой. Поэтому
красные камни (розовый гранит и кварцит) используются в Древнем Египте для
оформления храмовых входов и ложных дверей, а алебастр – для мощения (в
частности, пол долинного храма Хафра и погребального храма Сахура).
По
мнению И. Шоу значение алебастра связано с чистотой, непорочностью и святостью,
поэтому не случайно, что алебастр довольно часто избирается в качестве материала
для религиозного и погребального инвентаря. А.Х. Гардинер обращает внимание
на частое употребление в погребальных надписях термина šs (например
«тысяча šs»),причём имеются в виду не куски алебастра, а
собственно ритуальные жертвенные сосуды различных форм,
например баст.
Существует
также определённая связь между алебастром и беременностью, молоком. Известны
небольшие сосуды, так называемые Gravidenflasche, вырезанные в образе
беременных женщин, иногда одной рукой поглаживающих живот.
Возможно, данные сосуды имеют отношение к медицинским предписаниям из папируса
Эберса и предназначались для хранения
мазей, стимулирующих выработку грудного молока. В связи с этим стоит вспомнить
также о ситулах, используемых в молочном ритуале,
в частности о многочисленных алебастровых ситулах из гробницы Тутанхамона.
Вполне вероятно, что большое количество алебастровых сосудов в гробнице юного
царя связано с идеей о рождении нового солнца, либо подразумевает обращение к
богам о заступничестве с целью дарования династии наследника.
Стоит
согласиться с мнением исследователей, выступающих за сакральность алебастра. С
нашей точки зрения, этот красивый просвечивающий камень жёлтого или белого
цвета символизирует божественность и возможно маат. В таком контексте он
и употребляется, начиная с самых ранних эпох египетской истории. Однако в эпоху
Нового Царства и амарнский период алебастр приобретает дополнительный смысл.
По мнению З.
Хавасса алебастр имеет связь с богом Амоном-Ра и может ассоциироваться с
фараоном в его ипостаси,
именно поэтому так много изделий из алебастра в гробнице Тутанхамона – царя,
вернувшего могущество Фивам. Но это утверждение опровергается многочисленными фактами
использования алебастра в Ахетатоне как в монументальном архитектуре,
скульптуре для украшения дворцов,
так для производства жертвенных фигурок
и в прикладном искусстве,
что в принципе исключено, имей этот камень хоть какую-то связь с ненавистным
Эхнатону божеством.
С
нашей точки зрения, дело совсем в другом. Уже Аменхотеп II приказывает изготовить
свой канопический ларец из алебастра. Его примеру следуют и преемники, хотя
предшествующие цари Хатшепсут,
Тутмос I и Тутмос III имели ларцы из солнечного кварцита. Объяснять
подобное усиление интереса к алебастру одной лишь утилитарной причиной,
согласно которой он способствует лучшей сохранности содержимого, очевидно
неверно. Данные качества материала известны с древности, однако, постоянного применения
алебастровых ларцов для каноп в предшествующие времени Аменхотепа II эпохи, при
всей приверженности традициям в Древнем Египте, не наблюдается.
Между тем, ко
второй половине XVIII династии канопические ларцы из алебастра становятся
привилегией только лишь царей и членов царской семьи, а ковчеги влиятельных
придворных продолжают изготовляться из дерева, имея при этом лишь отделку золотом
по чёрному лакированному фону деревянной поверхности, что символизирует расположенность
к ним божественной царской персоны. Таковы, в частности канопические ларцы Маихерпри,
придворного Тутмоса IV,
и Туйи, матери супруги Аменхотепа III Тейе.
Стоит напомнить и о редкости находок алебастровых скульптурных изделий в
частных гробницах Нового Царства,
используемой как обоснование ошибочной гипотезы о непопулярности алебастра в
эту эпоху.
Факт превращения
алебастра в царский материал к середине правления XVIII династии очевиден.Это
обусловлено тем, что со времени правления Аменхотепа II, уделявшего в
противовес Фивам особое внимание Мемфису и Гелиополю, начинается процесс
обожествления фигуры фараона, трансформация его в живого бога. В дальнейшем
данный процесс приводит к радикальным реформам Эхнатона и периоду
солнцепоклонничества, освободившему как колоссальную энергию созидания, так и
разрушения. Но уже при Аменхотепе II фараону в новой ипостаси требуется
материал, символизирующий его божественность. Таким материалом и становится
алебастр, помимо своей утилитарной ценности и сакральной значимости идеально
подходящий художественным вкусам и искусству конца XVIII династии.
Литература
1.
Звонков
О.С. Алебастровые
предметы из гробницы Тутанхамона // Актуальные проблемы истории и теории
искусства. Сборник научных статей. Спб, 2012. С. 18-24.
11.
In The Light Of Amarna. 100 Years Of The Nefertiti Discovery.
Berlin, 2012. P. 210.
12.
Shaw
I. Hatnub: Quarring Travertine in Ancient Egypt. London, 2010.
13.
Spence
K. Red, white and black: colour in building stone in Ancient Egypt // CAJ №9/1,
1999. P. 114-117.
Поступила в
редакцию 15.10.2014 г.
Бостон, №09.203.
Египетский музей в Каире, зал
№41.
Предполагается, что это северная
статуя из пары колоссов, стоявших перед третьим пилоном. Находка получила
мощный резонанс в прессе.
Найдена в тайнике Карнакского
храма. Каирский музей CG42139.
Гробница G7000x.
Firth C.M. and
Quibell J.E. The Step Pyramid I. London, 1935. P. 76-77.
Резниченко А. Унесённые солнцем
// Итоги №17 / 828 от 23.04.2012. С. 78-79.
Plinius Secundus maior, C. Naturalis Historia,bk. 13, ch. 3. Веб –сайт: https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.
02.0137%3Abook%3D3%3Achapter%3D3
last accessed on Nov. 17, 2012.
Eggebrecht A. Zur
Bedeutung des Würfelhockers // Festgabe für Dr Walter Will. Cologne,
Berlin, Bonn and Munich, 1966. P. 143-163.
Spence K. Red, white
and black: colour in building stone in Ancient Egypt // CAJ №9/1, 1999. P.
114-117.
Aufrere, S.H. L’Univers minéral dans la
pensée égyptienne. Cairo, 1991.
P. 695-698.
Ibid. P. 15.
Shaw I. Hatnub:
Quarrying Travertine in Ancient Egypt. London, 2010. P. 16.
Papyrus Ebers,
808-809.
Brunner-Traut E.
Gravidenflasche: das Salben des Mutterleibes // Archäologie und Altes
Testament: Festschrift für Kurt Galling zum 8 Januar 1970. Tübingen,
1970. P. 35-48. Deines H. von. Die Rezepte Eb 808 und 809 im Pap. Ebers, um
gs.w bei einer Frau zu behanden // GM №19, 1976. P. 17-22.
Freed R.E., Markowitz
Y.J. and D`Auria S.H. Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen.
Boston, 1999. P. 282.
Hawass Z. Tutankhamun: The Treasures
of the Tomb. London, 2007. P.
27.
К
примеру, фрагмент рельефа с традиционным для Ахетатона изображением царской
семьи, поклоняющеймя Атону (Музей Питри UC401) в издании In The Light Of Amarna. 100 Years Of The Nefertiti Discovery. Berlin, 2012. P. 210.
Например, статуэтка царевны
№17951 и статуэтка Эхнатона №21835 из Египетского музея в Берлине.
Сосуд хес с изображением
обнажённой девичьей фигурки из Музея Метрополитен №40.2.4. (происходит из
погребального инвентаря Макетатон и предназначался для ритуальных возлияний), алебастровый сосуд E.652 из филадельфийского Музея
археологии и антропологии, алебастровая баночка Кийи №20.2.11, таз из Музея
искусств Цинциннати №1921.316 и т.д. Подробнее см. первую главу.
Dodson A. Canopic Jars and Chests // The
Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, vol. I. Oxford, 2001. P. 233-234. См. также работу Dodson A. The Canopic
Equipment of the Kings Of Egypt. New York, 1994.
Каирский музей, CG24005.
Захоронен к гробнице KV36.
Каирский музей, CG51013.
Shaw I. Hatnub:
Quarring Travertine in Ancient Egypt. London, 2010. P. 17.
Источник